Файл: Протокол 1от 31. 08. 2022 Сандеева С. В. Приказ 75 ш от31. 08. 2022 Рабочая программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №17
Невского района Санкт-Петербурга
192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1
тел. 417-55-58 тел./факс417-55-60
ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педсовет ГБОУ школа № 17 Директор ГБОУ школа № 17
Протокол №1от 31.08.2022 ____________ Сандеева С.В.
Приказ №75 - Ш от31.08.2022
Рабочая программа
Предмет: речь и альтернативная коммуникация
Вид программы: АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2
Класс: 5г
Учитель: Шапарь О. И.
Санкт-Петербург
2022
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
1. Общая цель образования с учетом специфики учебного предмета:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
2. Общая характеристика учебного предмета:
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Часто у детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Задачи предмета:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом;
- использование доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
2. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предметная область | предмет | Кол-во часов в год | Кол-во часов в неделю |
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 68 | 2 |
В соответствии с календарным учебным графиком, выходными и праздничными днями программа может быть скорректирована.
Часть программного материала допустимо реализовать дистанционно.
3. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
- осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя, как «Я»;
- cоциально-эмоциональное развитие в процессе обучения;
- формирование определенных социальных навыков поведения в общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитание желания общаться с уважением с другими педагогами школы;
- овладение начальными навыками учебы в процессе данного предмета;
- развитие учебной мотивации в уроках;
- воспитание желания и трудолюбия к учению;
- воспитание желания аккуратно выполнять различные виды заданий;
- воспитание бережного отношения к дидактическому материалу, используемому на уроке.
Предметные:
- развитие речи как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта обучающихся;
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков, рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений, неспецифических жестов;
- пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры);
- владение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- обучение глобальному чтению в доступных для обучающихся пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова;
- обучение копированию с образца отдельных букв, слогов или слов;
- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму;
- владение чтением и письмом на доступном уровне.
4. Описание УМК и материально – технического обеспечения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
1. УМК предмета «Речь и альтернативная коммуникация».
УМК подбирается в соответствии с требованиями АООП образования обучающихся с УО (ИН) вариант 2, а также с учетом особенностей индивидуального развития обучающегося, указанного в СИПР.
2. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения; сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
Электронные устройства для альтернативной коммуникации: компьютерные устройства, синтезирующие речь (например, планшетный компьютер и др.).
Информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм (например, “Boardmaker”, “Alladin” и др.), системы символов (например, “Bliss”); компьютерные программы для общения (например, «Общение» и др.), обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи. Аудио и видеоматериалы.
5. Содержание учебного предмета
Содержание предмета состоит из следующих разделов: коммуникация, импрессивная речь, экспрессивная речь, чтение и письмо.
Тема раздела | Описание основных видов деятельности обучающихся |
Коммуникация | Развитие таких умений как: установление контакта с собеседником, реагирование на собственное имя, приветствие собеседника, выражение своих желаний, обращение с просьбой о помощи, выражение согласия, выражение благодарности звуками (словами, предложением). Обучение зависимой коммуникации: формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Формирование независимой коммуникация: самостоятельно формулируемое сообщение. Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный. Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами. |
Импрессивная речь | Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста. |
Экспрессивная речь | Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу, собственного имени, имен членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние. Называние (употребление) предложений. Ответы на вопросы по содержанию текста. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа по одной сюжетной картинке. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях. Составление рассказа о себе. Пересказ текста по плану, представленному графическими изображениями. |
Чтение и письмо | Элементы глобального чтения. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как дополнительного средства коммуникации. Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов). Начальные навыки чтения и письма. Узнавание звука в слоге (слове). Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова, предложения). Письменные упражнения. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Дата план | Дата коррекции | Тема урока | Кол-во часов | Содержание видов учебной деятельности | Ожидаемый результат | Виды и формы контроля |
| Импрессивная речь | | | Предложение. Составление предложений из двух, трёх слов. | 1 | Повторить знания о предложении (предложение имеет смысл). Составление и запись предложений из двух, трех слов. Писать слова в предложении раздельно. | Умеют составлять предложение из двух и трех слов. Читают составленное предложение. Пишут слова в предложении раздельно. | Индивидуальная форма контроля. Оценивается уровень сформированности представлений и самостоятельность ребенка при выполнении действий/операций, внесенных в СИПР. |
| | | Заглавная буква в начале предложения. | 1 | Начало предложения с большой буквы, в конце предложения ставится точка. Писать слова в предложении раздельно. | Знают, что предложение всегда начинается с большой буквы, а в конце предложения ставится точка. Пишут слова в предложении раздельно. | ||
| | | Повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения. | 1 | Использование знаков препинания в конце предложения «точка», «знак вопроса», «восклицательный знак». Писать слова в предложении раздельно. | Различают повествовательное, вопросительное и восклицательное предложения. Правильно используют знаки в конце предложения «точка», «знак вопроса», «восклицательный знак». | ||
| | | Составление текста из двух, трех предложений. | 1 | Составление и чтение небольшого текста из двух, трех предложений. Писать слова в предложении раздельно. | Составляют и читают текст из двух, трех предложений, в т.ч. с использованием средств альтернативной коммуникации. | | |
| Экспрессивная речь | | | Звуки гласные и согласные. Различение. | 1 | Знать особенности произношения гласных и согласных звуков. Различать гласные и согласные звуки. | Знают особенности произношения гласных и согласных звуков. Различают гласные и согласные звуки. | |
| Чтение и письмо | | | Составление предложений по сюжетным картинкам с гласным звуком [а], буквой А. | 1 | Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Чтение и запись слов с буквой А. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Слышат звук [а] в произносимых словах, определяют место нового звука в слове. Приводяь примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. Соотносят звук [а] и букву, его обозначающую. Читают и записывают слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | |
| | | Чтение предложений по картинкам с гласным звуком [о], буквой О. | 1 | Особенности произнесения звука, его характеристика. Чтение и запись слов с буквой О. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Распознают на слух звук [о] в словах, определять место нового звука в слове. Приводят примеры слов со звуком [о] в начале, середине, конце слова. Соотносят звук [о] и букву о. | | |
| Чтение и письмо | | | Слова и предложения гласным звуком [и], буквой И. | 1 | Буква И как знак звука [и]. Чтение и запись слов с буквой И. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Соотносить звук [и] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквой И. Читать слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | |
| | | Чтение предложений по картинкам с гласным звуком [ы], буквой ы. | 1 | Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Чтение и запись слов с буквой ы. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Слышать звук [ы] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Соотносить звук [ы] и букву, его обозначающую. Находить слова с буквой ы. Читать слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | | |
| | | Составление предложений по сюжетным картинкам с гласным звуком [у], буквой У. | 1 | Особенности произнесения звука [у]. Чтение и запись слов с буквой У. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Слышать звук [у] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Приводить примеры слов со звуком [у]. Читать слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | | |
| Чтение и письмо | | | Слова и предложения согласным звуком [н], буквой Н. | 1 | Повторить знания о согласном звуке [н] и букве Н. Чтение и запись слов с буквой Н. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Соотносить звук и букву, его обозначающую. Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов со звуком [н]. Читать слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | |
| | | Составление предложений по сюжетным картинкам с согласным звуком [с], буквой С. | 1 | Соотносить звук и букву, его обозначающую. Формирование навыка слогового чтения. Чтение слогов с новой буквой. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и короткого текста. | Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводить примеры слов со звуком [с]. Читать слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | | |
| | | Чтение предложений по картинкам с согласным звуком [з], буквой З. | 1 | Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Чтение слов с новой буквой. | Выделять звук [з] из слов. Читать слоги и слова с изученной буквой. | | |
| Экспрессивная речь | | | Дифференциация звуков [с] и [з]. Слова с буквами С и З. | 1 | Различать звуки [с] и [з]. Читать и писать слова с буквами С и З. Понимать разный смысл слов с использованием букв С и З: «коза – коса». | Различают звуки [с] и [з]. Читают и пишут слова с буквами С и З. Понимают разный смысл слов с использованием букв С и З: «коза – коса». | |
| | | Слова, отличающиеся одним звуком. | 1 | Различать слова, отличающиеся одним звуком с использованием наглядного материала. Чтение, понимание и называние слов, отличающихся одним звуком. | Могут различать слова, отличающиеся одним звуком. Читают, понимают и называют слова, отличающиеся одним звуком. | | |
| Чтение и письмо | | | Повторение. Письмо под диктовку изученных букв. | 1 | Повторение изученных звуков и букв, их обозначающих. Диктант. Написание под диктовку изученных букв и коротких слов. | Пишут под диктовку изученные буквы и короткие слова. | |
| Импрессивная речь | | | Одушевленные и неодушевленные предметы. | 1 | Различать одушевленные и неодушевленные предметы с использованием наглядного материала. | Сформировано понятие одушевленные и неодушевленные предметы. Различают одушевленные и неодушевленные предметы, используя наглядный материал. | Индивидуальная форма контроля. Оценивается уровень сформированности представлений и самостоятельность ребенка при выполнении действий/операций, внесенных в СИПР. |
| | | Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «что?» | 1 | Выделять из короткого текста слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «что?» Читать и писать слова, отвечающие на вопрос «что?» | Выделяют из короткого текста слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопрос «что?» Читают и записывают слова, отвечающие на вопрос «что?» | ||
| | | Слова, отвечающие на вопрос «кто?» | 1 | Выделять из короткого текста слова, обозначающие одушевленный предмет и отвечающие на вопрос «кто?» Читать и писать слова, отвечающие на вопрос «кто?» | Выделяют из короткого текста слова, обозначающие одушевленный предмет и отвечающие на вопрос «кто?» Читают и записывают слова, отвечающие на вопрос «кто?» | ||
| | | Дифференциация слов, обозначающих разные предметы. | 1 | Различать слова, обозначающие разные предметы (одушевленные и неодушевленные). Отвечать на вопросы «кто?», «что?» из короткого текста. | Различают слова, обозначающие разные предметы (одушевленные и неодушевленные). Отвечают на вопросы «кто?», «что?» из короткого текста. | ||
| | | Составление предложений по сюжетным картинкам с согласным звуком [к], буквой К. | 1 | Повторить знания о согласном звуке и букве К. Чтение и запись слов с буквой К. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. Составление предложений по сюжетным картинкам, чтение и запись предложений. | Соотносят звук и букву, его обозначающую. Выкладывают из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводят примеры слов со звуком К. Читают слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | | |
| Чтение и письмо | | | Чтение предложений по картинкам с согласным звуком [г], буквой Г. | 1 | Соотносить звук и букву, его обозначающую. Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. | Выкладывают из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами. Приводят примеры слов со звуком [г]. Читают слова и предложения используя средства вербальной и невербальной коммуникации. | |
| Экспрессивная речь | | | Дифференциация звуков [г] и [к]. Слова с согласными звуками [г] и [к]. . | 1 | Различать звуки [г] и [к]. Читать и писать слова с буквами Г и К. Сопоставлять попарно слоги с буквами Г и К. Понимать разный смысл слов с использованием букв Г и К: «игра-икра». | Различают звуки [г] и [к]. Сопоставляют попарно слоги с буквами Г и К. Читают и пишут слова с буквами Г и К. Понимают разный смысл слов с использованием букв Г и К: «игра-икра». | |