Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Любая жизнь достойна, пусть внешне незаметная и не интересная. Если человек проживает ее как свою жизнь, никого не копирует, ничему не подражает, а просто живет самобытно. Живет, как сказал Мартин Хайдеггер, в стихии своей четырехугольности: сохраняя для себя землю, небо, смертное и божественное, тем самым, развертывая себя четырехкратно – в спасении земли, в восприятии неба, в провожании смертного и в ожидании божественного. Ценность души определяется способностью быть упорядоченным всегда и во всем.
Когда человек жалуется, что он сегодня за весь день ничего не совершил, то ему можно ответить: «Как? А разве ты не жил! Просто жить – не только самое главное, но и самое замечательное из твоих дел»; а на сетование: «Если бы мне дали возможность участвовать в больших делах, я бы показал, на что способен», - Монтень возражал: «А сумел ли ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то уже совершил великое благо». Природа одна и та же на любом уровне бытия, и человек нуждается в какой-то особой счастливой доле, чтобы показать себя и проявить в деяниях: не надо сочинять умные книги, достаточно разумно вести себя в повседневности, не надо выигрывать битвы, достаточно наводить порядок и устанавливать мир в обычных наших обстоятельствах. Лучшее творчество по Монтеню, - жить согласно разуму. Все прочее – царствовать, накоплять богатства, строить, - все это дополнения и довески. Лишь мелкие люди, которых подавляет любая деятельность, не умеют из нее выпутаться, не могут ни отойти на время от дел, ни вернуться к ним.
Чем более оригинален и неповторим человек, тем он нам ближе и понятнее. Потому что в самой потаенной глубине своей сущности мы все одинаковы. Но только в самой глубине, там, где мы становимся не поэтами или писателями, не полководцами или учеными, не русскими или японцами – а просто людьми, людьми, живущими в стихии человечности. Нам понятны переживания японского поэта 13-го века, а японцам близок и понятен Чехов. Там, где человек достиг глубины общечеловеческого, прорвался через свою национальную или социальную ограниченность, там он понятен и близок всем живущим. Чем более неповторим, тем более близок, тем более похож на нас; на нас таких, какими мы мечтаем стать.
4.Невыразимость
Объяснить нечто можно лишь через другое – свет через длину волны, звук – через частоту колебаний. Но как объяснить, что такое человек? Поскольку он несводим ни к чему – ни к вещам, ни к теориям, ни к идеям, ни к нервным или физическим процессам, то объяснить, его через другое невозможно. Человека нельзя изучать объективно, как некий внешний предмет.
Существуют всевозможные тесты, выделяющие характер и склонности человека. Но только при условии, что он будет отвечать на вопросы честно и искренне.
Человека можно познать и описать только косвенно, прежде всего по продуктам его творчества: если писатель пытается рассказать о себе, то получается художественное произведение, так же как музыка любого композитора – тоже попытка такого рассказа. Человек хочет выразить себя самого, свою сущность, но поскольку она не сводима ни к словам, ни к нотам, ни к картинам, то полного выражения никогда не получается. Человек пытается познать себя, движется в глубь себя, и это движение по вертикали всегда откладывается на плоскости в виде книги, картины или теории.
Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству. Но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы, в конце концов, разгадаем, а «явственной тайной» по выражению Гете. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты; но зарождение жизни, появление нового человека – всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белкам, ни к нуклеиновым кислотам.
Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью от клетки к клетке идут электрохимические реакции, но мы не знаем и, видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль. Если бы мы это знали, то мы все стали бы гениями.
Любая точная и самая тонкая теория, изучающая человека как вещь, как организм, как функцию, так же соответствует его сущности, как, по словам Гете, «хорошо сколоченный крест соответствует живому телу, на нем распинаемому».
Самое главное и самое глубокое всегда остается невыразимым и неуловимым в человеке.
Познание самих себя. Разгадывание этой вечной загадки и составляет основное содержание человеческой истории и культуры. Если мы эту загадку разгадаем, то вся наша история закончится. Не будет смысла продолжать ее дальше.
Заключение
Нам очень много известно о человеке благодаря науке, философии, искусству, но он все равно продолжает оставаться для нас непостижимой тайной. Не загадкой, которую мы в конце концов разгадаем, а "явственной тайной", по выражению Гете. Мы знаем, как на биохимическом уровне зарождается жизнь, как устроена клетка, как связаны белок и нуклеиновые кислоты, но зарождение жизни, появление нового человека всегда непостижимое чудо. Оно не сводится ни к белку, ни к нуклеиновым кислотам. Мы знаем, как работает мозг, с какой скоростью от клетки к клетке мозга идут электрохимические реакции, но не знаем, и, видимо, никогда не узнаем, как приходит в голову мысль.
Список литературы
-
Алексеев П.В., Панин А.В.Христоматия по философии: Учебное пособие. - М."Проспект",1997. -
Брининг В. Философская антропология 1997г. -
Губин В.Д , Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Москва: ТОН - Остожье, 2001г. -
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.,1979. -
Спиркин А.Г.Философия Издательство: Гардарики 2006 -
Франк С.Л.Духовные основы общества. - М., 1992. -
Шаповалов В.Ф. Основы философии современности. К итогам XX века: Курс лекций для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей вузов. - М.: Флита: Наука, 1998 г.