Файл: Нарушение строения и функции артикуляционного аппарата при ринолалии.docx
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конечно, особое внимание необходимо уделять наследственности, ведь этот фактор подразумевает нахождение заболеваний, передающихся из поколения в поколение. Исключив этот фактор – можно добиться того, что в будущем у детей будет здоровое потомство. Однако, существует еще более 300 различных синдромов, которые влияют на развитие ринолалии у ребенка. Поэтому в момент рождения ребенка, необходима серьезная консультация у специалиста-генетика. Кроме того, родители должны получить при рождении ребенка всю возможную информацию о последствиях при последующей беременности в конкретном браке, а также меры по профилактике таких нарушений.
Дети с врожденными небными расщелинами страдают от тяжелых функциональных расстройств внешнего дыхания (дыхание становиться поверхностным из-за попадания наружного воздуха в верхние дыхательные пути), глотания (пища попадает в носовую полость), сосания и других расстройств, которые понижают устойчивость к разным болезням. Таким детям требуется регулярное наблюдение у врача и постоянное лечение. Психическое развитие детей с таким пороком весьма различно, то есть это могут быть дети с нормальным умственным развитием, дети с задержкой умственного развития, дети с олигофренией разной степени тяжести. У детей с врожденными небными расщелинами встречаются неврологические микро- симптомы, выражающиеся в нистагме, легкой асимметрии глазных щелей, повышении сухожильных и перистальных рефлексов, в асимметрии носогубных складок. В таких ситуациях наряду с ринолалией присутствует поражение центральной нервной системы. Еще чаще у детей с таким пороком присутствует повышенная возбудимость, психогенная реакция обусловленная дефектом, и прочие функциональные нарушения нервной системы.
Основные причины, приводящие к дефектному функционированию небно-глоточного затвора:
-врожденные расщелины мягкого и твердого неба (в редких случаях приобретенные), что приводит к абсолютной невозможности разобщения ротовой полости с носовой;
-нестандартное мягкое небо (короткое);
-раздвоенность и полное отсутствие маленького язычка;
-порезы или паралич мягкого неба, что исключает или сильно ограничивает возможность его движения, в свою очередь это мешает разобщению носовой и ротовой полостей;
-вялость мышц, отвечающих за артикуляцию, в частности мягкое небо. Такое часто наблюдается у физически слабых детей и препятствует формированию нормального небно-глоточного затвора. Подобные последствия могут развиться после удаления аденоидных разрастаний, которые препятствовали нормальному функционированию небно-глоточного затвора (либо последствия после дифтерийного паралича);
-искривление перегородки носа, полипы, аденоиды и различные опухоли в области носоглотки создают условия для изоляции ротовой и носовой полостей, но воздух практически не попадает в носовую полость, поэтому устная речь также характеризуется выраженным носовым оттенком;
-гиперфункция (повышенная) мягкого неба, приводят к хроническому поднятому положению, в том числе и при произношении всех звуков, в том числе и носовые, изолирует ротовую полость от носовой;
Первые пять перечисленных причин приводят к хроническому отсутствию обособленности ротовой полости от носовой, две последние причины приводят к хроническому отделению носовой и ротовой полостей при воспроизведении речи. Во всех перечисленных случаях заметны нарушения резонирования полости носа при воспроизведении речи, что способствует возникновению различных видов ринолалии (речь также имеет носовой оттенок, при выключении носового резонатора).
Приведенные причины ринолалии делят на функциональные и органические с учетом того, какое влияние они оказывают на строение речевого аппарата в центральном или периферическом отделе (с анатомической точки зрения), либо же приводят к функциональным дефектам. К органическим причинам относятся небные расщелины и другие выше названные дефекты полости носоглотки (органические повреждения периферического отдела речевого аппарата), паралич мягкого неба (органическое повреждение центрального отдела речедвигательного анализатора). К функциональным причинам относятся гиперфункция или гипофункция мягкого неба без наличия ярких признаков органических повреждений. Исключительные случаи, когда функциональной причиной ринолалии может стать подражание.
Заключение
Таким образом, в ходе работы я пришла к выводу, что ринолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами нёба). Данные дефекты являются следствием разнообразных внешних и внутренних воздействий на раннем этапе внутриутробного развития. Отмечается также наследственный характер этой аномалии. Отрицательное влияние оказывают также заболевания матери краснухой, малярией, алкоголь, курение.
Проявляется ринолалия в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.
В настоящее время выделяют 3 основных формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Общий признак открытой ринолалии: проход в носовую полость по тем или иным причинам остается открытым, вследствие чего все звуки произносятся с носовым оттенком. Общий признак закрытой ринолалии: проход в носовую полость всегда оказывается закрыт, в том числе и для носовых звуков, голос имеет глуховатый оттенок, как при насморке. При смешанной ринолалии наблюдается комбинация проявлений, характерных для открытой и закрытой ринолалии.
Дети с ринолалией нуждаются в комплексном воздействии логопеда, медиков и психологов. Работа по коррекции ринолалии направлена на исправление нарушений звукопроизношения и тембра голоса. Логопедическая работа при ринолалии делится на дооперационную и послеоперационную. На дооперационном этапе проводится подготовка активности мягкого нёба, нормализация положения языка, усилении мышечной деятельности губ. Послеоперационная коррекция ринолалии включает постановку правильного звуко- и голосообразования путем активизации артикуляционной моторики, голосовой терапии, стимуляции небно-глоточных мышц, массажа рубцов нёба, развития фонационного дыхания и т.д.
Список литературы
-
Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. - М: Айрис-пресс, 2005. - 151 с. -
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 222 с. -
Дикман К.Д. Логопедическая работа по развитию голоса у детей с риноланией / К.Д. Дикман // Логопедия сегодня. - 2008. - №2. - С. 46-52. -
Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса при ринолалии у детей и подростков: Книга для логопеда / И.И. Ермакова. - М. Просвещение, 1996. - 143 с.
5. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: учеб. пособие / Л.А. Зайцева и др. - Мн.: БГПУ, 2006. - 74 с.
6. Ипполитова А.Г. Логопедические занятия при ринолалии в дооперационном периоде / А.Г. Ипполитова // Логопедия. - 2003. - С. 32-35.
7. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие / А.Г. Ипполитова; под ред. О.Н. Усановой. - М.: Просвещение, 1983. - 95 с.
8. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Владос, 2004. - 704 с.
-
Полушкина Н.Н. Диагностический справочник логопеда / Н.Н. Полушкина. – М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010. – 607с.
10. Понятийно-терминологический словарь логопеда: Учеб. пособие. / Ред. В.И. Селиверстов. - М.: Академический Проект, 2004. - 480 с.
11. Пятница Т.В. Логопедия в таблицах, схемах, цифрах / Т.В. Пятница. – Изд. 6-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 173с.
12. Соболева Е.А. Ринолалия: общие сведения о ринолалии; классификация врожденных расщелин губы и неба; причины, механизмы, формы ринолалии и др. / Е.А. Соболева. - М: Высшая школа, 2006. - 128 с.
13. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М.: Изд-во АСТ, 2002. - 258 с.
Приложения.
Приложение 1.
Классификация ринолалии
| | | | | | | | |
| | | | | ||||
| | | | | | | | |
| | |||||||
| | | | | | | | |
| | | | | |
Приложение 2.
Классификация врождённых расщелин губы и нёба
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||
| | | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||||
| |