Файл: Системный подход в логистике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Разбить проблему на ее составляющие части, более доступные для решения.

  2. Использовать наиболее подходящие специальные методы для решения подпроблем.

  3. Объединить частные решения так, чтобы было построено общее решении е проблемы.


Сущность и принципы системного подхода

Системный подход  представляет собой направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.

Сущность системного подхода заключается, во-первых, в понимании объекта исследования как системы и, во-вторых, в понимании процесса исследования объекта как системного по своей логике и применяемым средствам.

Как любая методология, системный подход подразумевает наличие определенных принципов и способов организации деятельности, в данном случае деятельности, связанной с анализом и синтезом систем.

В основе системного подхода лежат принципы: цели, двойственности, целостности, сложности, множественности и историзма. Рассмотрим подробнее содержание перечисленных принципов.

Принцип цели ориентирует на то, что при исследовании объекта необходимо, прежде всего, выявить цель его функционирования. Принцип цели конструктивен при соблюдении двух условий:

-цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно;

- в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.

2. Принцип двойственности вытекает из принципа цели и означает, что система должна рассматриваться как часть системы более высокого уровня и в то же время как самостоятельная часть, выступающая как единое целое во взаимодействии со средой. В свою очередь каждый элемент системы обладает собственной структурой  и также может рассматриваться как система.

Взаимосвязь с принципом цели состоит в том, что цель функционирования объекта должна быть подчинена решению задач функционирования системы более высокого уровня. Цель – категория внешняя по отношению к системе. Она ставится ей системой более высокого уровня, куда данная система входит как элемент.

3. Принцип целостности требует рассматривать объект как нечто выделенное из совокупности других объектов, выступающее целым по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по свойственным ему законам. При этом не отрицается необходимость изучения отдельных сторон.


4. Принцип сложности указывает на необходимость исследования объекта, как сложного образования и, если сложность очень высока, нужно последовательно упрощать представление объекта, на так чтобы сохранить все его существенные свойства.

5. Принцип множественности требует от исследователя представлять описание объекта на множестве уровней: морфологическом, функциональном, информационном.

Морфологический уровень дает представление о строении системы. Морфологическое описание не может быть исчерпывающим. Глубина описания, уровень детализации, то есть выбор элементов, внутрь которых описание не проникает, определяется назначением системы. Морфологическое описание иерархично.

Конкретизация морфологии дается на стольких уровнях, сколько их требуется для создания представления об основных свойствах системы.

Функциональное описание связано с преобразованием энергии и информации. Всякий объект интересен, прежде всего, результатом своего существования, местом, которое он занимает среди других объектов в окружающем мире.

Информационное описание дает представление об организации системы, т.е. об информационных взаимосвязях между элементами системы. Он дополняет функциональное и морфологическое описания.

На каждом уровне описания действуют свои, специфические закономерности. Все уровни тесно взаимосвязаны. Внося изменения на одном из  уровней, необходимо проводить анализ возможных изменений на других уровнях.

6. Принцип историзма обязывает исследователя вскрывать прошлое системы и выявлять тенденции и закономерности ее развития в будущем.

Прогнозирование поведения системы в будущем является необходимым условием того, что принятые решения по совершенствованию существующей системы или создание новой обеспечивает эффективное функционирование системы в течение заданного времени.
Преимущества системного подхода

Основными преимуществами системного подхода являются:

1. Высвечивается то общее в различных логистических объектах и процессах, что затеняется различными деталями и трудно обнаруживается, пока не отброшены частности. После исключения частностей логистический объект или процесс видится по-новому. Адекватно ставятся и решаются проблемы в функциональных областях логистики.

2. Методы принятия решений переносятся из одних функциональных областей логистики в другие.

3. У специалистов по логистике кардинально меняется стиль научного мышления. От детерминированных моделей они переходят к использованию моделей с нечеткими целями и ограничениями, к применению математического аппарата нечетких множеств.


4. Не допускается переоценка возможностей отдельных методов при принятии решений в ущерб экспертным оценкам. Другими словами, исключается «снятие» всех проблем с использованием одного инструмента.

5. Осуществляется синтез знаний из различных наук (математики, логики, теории систем, теории управления).

6. Специалисты по логистике учитывают в проектах системы и функционирования динамического логистического объекта действие интегрального эффекта как основного свойства системы, что приводит к разработке эффективных и экономических проектов.

7. В проекты вводится информационное описание системы (виды, объекты, назначение и пути прохождения информации) и разрабатывается процесс сбора и обработки данных и информации. При традиционном проектировании и управлении информационное описание, как правило, представлено слабо и оказывается недостаточным для эффективного проектирования и управления. Данные при системном подходе собираются не случайным образом, а определяются системой моделей для принятия решений.

8. Возникает объективная основа для выбора необходимых направлений дальнейшего развития исследований в области логистики, к которой относится проектируемая система.

Системный подход способствует выработке правильного способа мышления о процессе управления. Специалист по логистике должен мыслить в соответствии с системным подходом. При овладении системным подходом прививается такой образ мышления, который, с одной стороны, способствует устранению излишней усложненности, с другой – помогает специалисту по логистике уяснять сущность сложных логистических проблем и принимать адекватные решения на основе четкого представления об окружающей обстановке.

Следует отметить, что эффективность системного подхода тем выше, чем к более сложной логистической системе он применяется. При этом непременным условием является четкое формулирование единых системных целей при комплексном, взаимосвязанном рассмотрении существенных аспектов этой системы.

Системный подход является жизненно важным для создания связи или потока информации. Общая система образуется из подсистем связи; информационные процессы находят свое выражение в виде потоков информации, необходимых для принятия решений.


Системный подход представляет собой основу, дающую возможность рассматривать организацию как единую систему и позволяющую облегчить процесс достижения целей функционирования этой системы с помощью ясного и четкого понимания работы подсистем и интеграции их в единое целое.
Комплексный, функционально-структурный и ситуационный подходы.

Подчеркивая важность методологического анализа комплексного подхода, B. C. Швырев и Э. Г. Юдин пишут: «В настоящее время приходится очень часто сталкиваться с выражением „комплексный подход“, которое употребляется, когда речь идет о проблемах не только науки, но и практики. При этом имеется в виду такая ориентация и такая организация исследовательской или практической деятельности, когда существенным условием для решения проблемы становится органическое сочетание действий представителей разных научных дисциплин и разных сфер практики. В методологическом плане, однако, комплексный подход пока что изучен сравнительно слабо, что заметно сказывается на эффективности его применения. Поэтому методологический анализ проблематики комплексного подхода представляется одной из актуальных задач методологических исследований».

Думается, что существование и использование комплексного подхода отдельно от системного невозможно, а попытки рассмотреть его как самостоятельный метод чреваты утратой в нем научного смысла, научной основы. В таких случаях он сохраняет лишь обыденное содержание в виде стремления охватить как можно больше сторон, свойств, компонентов явлений и в этой претензии на всеохватность, не организованной научными принципами, по существу, совпадает с эклектикой.

Комплексный подход, на наш взгляд, имеет смысл выделять как особую разновидность системного метода. Системный подход приобретает форму комплексного тогда, когда речь идет об исследовании систем, в состав которых входят элементы, одновременно функционирующие в других системах, причем других по своей природе, с которыми комплексные системы на этом основании связаны сложными функциональными и иными зависимостями.

Отсюда можно сделать вывод, что комплексный подход порожден необходимостью исследования комплексов как особых систем. Однако это не значит, что всякое исследование комплекса есть комплексное исследование. Так же, как не всякое исследование системы можно назвать системным: системы могут изучаться и несистемным путем.


Для того чтобы исследование было комплексным, недостаточно комплекса-объекта: комплексом должно быть само исследование, то есть оно должно быть построено, организовано на определенных принципах, а именно — на принципах системности. Ведь комплекс, как отмечалось, есть особая система. Отсюда следует второй и более важный вывод: комплексный подход является таковым только в том случае, когда он является системным.

Функционально-структурный подход также рассматривается как основа системного подхода. Функционально-структурный подход базируется на взаимозависимости функции и структуры в процессе развития логистической системы при определяющей роли функции системы по отношению к ее структуре.

Согласно Е. П. Балашову, функционально-структурный подход, выражая сущность системного подхода, характеризуется следующими факторами:

1. учетом диалектической взаимосвязи функции и структуры объектов при определяющей роли функции по отношению к структуре;

2. целостным подходом к анализу (декомпозиции) и синтезу (воссоединению целого из частей) многоуровневых систем, общностью этих двух сторон познания;

3. учетом вещественных, энергетических и информационных связей между элементами системы и взаимосвязью системы со средой;

4. рассмотрением систем в развитии;

5. единством философского и специального знания, проявляющегося в совместном использовании общих законов и закономерностей развития систем.

На основе функционально-структурного подхода можно сделать следующие заключения:

1. структура системы определяется совокупностью реализуемых функций данной системы;

2. между реализуемыми функциями и структурой системы не существует однозначного соответствия (т.е. может быть несколько систем с одинаковыми функциями, но с различной структурой);

3. функционально-структурная организация системы адаптируется к изменяющимся условиям ее существования. Изменение условий функционирования системы – среды – вызывает изменение ее функций и ведет соответственно к изменениям структуры;

4. процесс эволюции систем формирует различные типы систем; их функционально-структурная организация соответствует возрастающим потребностям и условиям функционирования этих систем.

Структурный подход порождает проблематику упорядоченности и организованности. Результатом методологического осознания этой проблематики является расширение понятия о связях и их типологии, тем самым создаются непосредственные методологические предпосылки для перехода к понятию системы как центральному в ориентации научного исследования. Сообразно различным типам связей в понятии системы можно выделить два разных методологических акцента.