Файл: Конспект по плану Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа (виды, формы контроля)
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
Преподаватель: Тихонова О.А.
Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.
В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды заданий:
Подраздел 01. Развитие речевых умений у детей дошкольного возраста
Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения развитию речи дошкольников.
Самостоятельная работа
1. Составить конспект по плану:
- Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.
- Сущность методики и ее методологическая основа.
- Связь методики развития речи с другими науками.
- Рече творческая система человека.
- Методы исследования в методике развития речи.
2. Сообщения на тему по выбору студента:
- Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей.
- Вклад А.П. Усовой в речевое развитие дошкольников
- Вклад отечественных педагогов в методику развития речи.
- Прогрессивные идеи системы обучения родному языку К. Д. Ушинского
- Общение ребенка со взрослыми и сверстниками как одно из средств развития речи.
- Роль социальной среды в возникновении и развитии речи детей.
- Речевое общение детей и взрослых в разных видах детской деятельности.
- Развивающий потенциал речевой среды в детском саду.
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка подготовки сообщения
Тема 2.1.2. Обучение как ведущее средство формирования речи детей.
Самостоятельная работа
1. Оформить памятку для личного пользования на тему: «Методические правила речевого общения воспитателя с ребенком и с группой детей».
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка подбора и оформления памятки.
Тема 2.1.3 Методы и приемы развития речи в детском саду.
Самостоятельная работа
-
Изучить «Методические рекомендации к общеобразовательной программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.; «Мозаика-Синтез», 2008г. и отобрать методические приемы по развитию речи с детьми 2-3 и 3-4 лет. -
Изучить пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина и определить зависимость уровня речевого развития детей от формы и характера общения со взрослыми.
Возраст детей | Форма общения со взрослым | Характер общения | Уровень речевого развития |
Ранний дошкольный возраст | | | |
Младший дошкольный возраст | | | |
Старший дошкольный возраст | | | |
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- анализ и оценка изучения литературы
Тема 2.1.4. Методика развития словаря
Самостоятельная работа
-
Составить список из 5-6 дидактических игр на 2 недели для проведения словарной работы с целью использования в совместной деятельности в утренние и вечерние часы с детьми (возраст детей по выбору студента). -
Составить список словесных игровых упражнений (игр) для закрепления названия действий, качеств, свойств, деталей предметов на 1 неделю для индивидуальной работы (возраст детей по выбору студента). -
Отобрать и оформить на карточки упражнения по формированию словаря (не менее5) с указанием дидактической задачи и игрового действия (возраст детей по выбору студента). -
Составить план по обогащению словаря в ходе ознакомления детей с предметным миром
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка предоставления и оформления методических разработок;
- оценка подобранных игр, упражнений
Тема 2.1.5 Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников
Самостоятельная работа
-
Разработать памятку для родителей на тему: «Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи детей». -
Подобрать 4-5 словесных упражнений на освоение морфологической стороны речи у детей (возраст детей по выбору студента). -
Составить список игровых заданий или упражнений для проведения индивидуальной работы с детьми 4-5 лет на освоение разнообразных грамматических форм. -
Составить план с учетом направлений работы с детьми над формированием грамматического строя речи. Привести примеры.
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка предоставления и оформления методических разработок
- оценка разработанных игровых заданий -оценка плана работы
Тема 2.1.6 Методика воспитания звуковой культуры речи
Самостоятельная работа
-
Составить список игровых упражнений по артикуляции согласных звуков детьми 2-3 лет, рекомендованных общеобразовательной программой детского сада. -
Разработать план - конспект игры - занятия с детьми 2-3лет на тему: «Звук «а».
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |
-
Подобрать игровые упражнения на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, оформить их содержание на карточки. -
Подобрать стихи, песенки, потешки, включающие звукоподражания, для использования в работе с детьми 3-4 лет по воспитанию звуковой культуры речи (не менее 6). -
Разработать план – конспект занятия на тему: «Рассказывание из коллективного опыта на тему: «Составление письма детям другого детского сада» (6-7 лет)
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка предоставления и оформления методических разработок;
- анализ и оценка плана - конспекта;
- оценка разработанных игровых упражнений
Тема 2.1.7 Методика развития связной речи
Самостоятельная работа
1.. Составить конспект по плану:
- Развитие связной речи - одна из важнейших задач работы воспитателя.
- Подготовительный этап речевых проявлений, его значение в развитии ребенка.
- Руководство связной речью детей в повседневной жизни.
- Изучение и анализ уровня связной речи детей.
2. Разработать план - конспект подготовленной беседы с комплексом речевых задач (для использования с детьми 6-7 лет).
3. Разработать проект детско - родительской встречи, посвященный вопросам развития связной речи старших дошкольников с применением ТСО
4. Составить план занятия «Придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем» (подготовительная к школе группа).
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- анализ и оценка планов - конспектов;
- оценка подготовки проекта и презентации
Тема 2.1.8 Подготовка детей к обучению грамоте
Самостоятельная работа
-
Составить перспективный план по подготовке детей к обучению грамоте с использованием речевых игр, для детей 6-7лет на три месяца. -
Разработать план - конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте на тему: «Выделение предложений из речи».
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |
-
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- анализ и оценка план -конспекта;
- анализ и оценка перспективного плана работы
Тема 2.1.9. Организация работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении
Самостоятельная работа
-
Разработать план - конспект занятия с использованием «модели позиционного обучения» Н Вераксы.
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |
2. Разработать диагностические задания по развитию речи (по выбору студента)
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- анализ и оценка плана-конспекта
- оценка разработанных диагностических заданий
Подраздел 2. Детская литература
Тема 2.2.1. Детский фольклор
Самостоятельная работа
-
Разработать тематический лист для родителей на тему: «Детский фольклор - источник формирования словаря детей» (младший дошкольный возраст)
Формы контроля самостоятельной работы по теме
- оценка разработки и оформления тематического листа;
Тема 2.2.2. Фольклор народов мира
Самостоятельная работа
-
Составить план - конспект занятия «Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. К.Шаврова для использования в работе с детьми 5-6 лет. Подготовить вопросы к беседе по формированию восприятия произведения. -
Форма представления конспекта занятия по развитию речи.
Тип занятия | Вид занятия | Цель занятия | Программные задачи | Методы и приемы | Предварительная работа | Части занятия и их длительность | Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал | Виды детской деятельности |