Файл: Конспект по плану Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа (виды, формы контроля)
МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей
Преподаватель: Тихонова О.А.
Самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий студентов. Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений.

В процессе изучения МДК предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая следующие виды заданий:

Подраздел 01. Развитие речевых умений у детей дошкольного возраста

Тема 1.1. Теоретические основы методики обучения развитию речи дошкольников.

Самостоятельная работа

1. Составить конспект по плану:

- Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

- Сущность методики и ее методологическая основа.

- Связь методики развития речи с другими науками.

- Рече творческая система человека.

- Методы исследования в методике развития речи.

2. Сообщения на тему по выбору студента:

- Вклад Е.И.Тихеевой в методику развития речи детей.

- Вклад А.П. Усовой в речевое развитие дошкольников

- Вклад отечественных педагогов в методику развития речи.

- Прогрессивные идеи системы обучения родному языку К. Д. Ушинского

- Общение ребенка со взрослыми и сверстниками как одно из средств развития речи.

- Роль социальной среды в возникновении и развитии речи детей.

- Речевое общение детей и взрослых в разных видах детской деятельности.

- Развивающий потенциал речевой среды в детском саду.
Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка подготовки сообщения

Тема 2.1.2. Обучение как ведущее средство формирования речи детей.

Самостоятельная работа


1. Оформить памятку для личного пользования на тему: «Методические правила речевого общения воспитателя с ребенком и с группой детей».

Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка подбора и оформления памятки.

Тема 2.1.3 Методы и приемы развития речи в детском саду.

Самостоятельная работа

  1. Изучить «Методические рекомендации к общеобразовательной программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, М.; «Мозаика-Синтез», 2008г. и отобрать методические приемы по развитию речи с детьми 2-3 и 3-4 лет.

  2. Изучить пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф.А. Сохина и определить зависимость уровня речевого развития детей от формы и характера общения со взрослыми.

Возраст детей

Форма общения со взрослым

Характер общения

Уровень речевого развития

Ранний дошкольный возраст










Младший дошкольный возраст










Старший дошкольный возраст










Формы контроля самостоятельной работы по теме

- анализ и оценка изучения литературы

Тема 2.1.4. Методика развития словаря

Самостоятельная работа

  1. Составить список из 5-6 дидактических игр на 2 недели для проведения словарной работы с целью использования в совместной деятельности в утренние и вечерние часы с детьми (возраст детей по выбору студента).

  2. Составить список словесных игровых упражнений (игр) для закрепления названия действий, качеств, свойств, деталей предметов на 1 неделю для индивидуальной работы (возраст детей по выбору студента).

  3. Отобрать и оформить на карточки упражнения по формированию словаря (не менее5) с указанием дидактической задачи и игрового действия (возраст детей по выбору студента).

  4. Составить план по обогащению словаря в ходе ознакомления детей с предметным миром

Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка предоставления и оформления методических разработок;

- оценка подобранных игр, упражнений

Тема 2.1.5 Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников


Самостоятельная работа

  1. Разработать памятку для родителей на тему: «Игровые упражнения для формирования грамматического строя речи детей».

  2. Подобрать 4-5 словесных упражнений на освоение морфологической стороны речи у детей (возраст детей по выбору студента).

  3. Составить список игровых заданий или упражнений для проведения индивидуальной работы с детьми 4-5 лет на освоение разнообразных грамматических форм.

  4. Составить план с учетом направлений работы с детьми над формированием грамматического строя речи. Привести примеры.

Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка предоставления и оформления методических разработок

- оценка разработанных игровых заданий -оценка плана работы

Тема 2.1.6 Методика воспитания звуковой культуры речи

Самостоятельная работа

  1. Составить список игровых упражнений по артикуляции согласных звуков детьми 2-3 лет, рекомендованных общеобразовательной программой детского сада.

  2. Разработать план - конспект игры - занятия с детьми 2-3лет на тему: «Звук «а».

Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности



  1. Подобрать игровые упражнения на развитие правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста, оформить их содержание на карточки.

  2. Подобрать стихи, песенки, потешки, включающие звукоподражания, для использования в работе с детьми 3-4 лет по воспитанию звуковой культуры речи (не менее 6).

  3. Разработать план – конспект занятия на тему: «Рассказывание из коллективного опыта на тему: «Составление письма детям другого детского сада» (6-7 лет)

Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности


Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка предоставления и оформления методических разработок;

- анализ и оценка плана - конспекта;

- оценка разработанных игровых упражнений

Тема 2.1.7 Методика развития связной речи

Самостоятельная работа

1.. Составить конспект по плану:

- Развитие связной речи - одна из важнейших задач работы воспитателя.

- Подготовительный этап речевых проявлений, его значение в развитии ребенка.

- Руководство связной речью детей в повседневной жизни.

- Изучение и анализ уровня связной речи детей.

2. Разработать план - конспект подготовленной беседы с комплексом речевых задач (для использования с детьми 6-7 лет).

3. Разработать проект детско - родительской встречи, посвященный вопросам развития связной речи старших дошкольников с применением ТСО

4. Составить план занятия «Придумывание рассказа на тему, предложенную воспитателем» (подготовительная к школе группа).

Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности

Формы контроля самостоятельной работы по теме

- анализ и оценка планов - конспектов;

- оценка подготовки проекта и презентации

Тема 2.1.8 Подготовка детей к обучению грамоте

Самостоятельная работа

  1. Составить перспективный план по подготовке детей к обучению грамоте с использованием речевых игр, для детей 6-7лет на три месяца.

  2. Разработать план - конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте на тему: «Выделение предложений из речи».

Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности




  1. Формы контроля самостоятельной работы по теме

- анализ и оценка план -конспекта;

- анализ и оценка перспективного плана работы

Тема 2.1.9. Организация работы по развитию речи в дошкольном образовательном учреждении

Самостоятельная работа

  1. Разработать план - конспект занятия с использованием «модели позиционного обучения» Н Вераксы.


Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности



2. Разработать диагностические задания по развитию речи (по выбору студента)

Формы контроля самостоятельной работы по теме

- анализ и оценка плана-конспекта

- оценка разработанных диагностических заданий

Подраздел 2. Детская литература

Тема 2.2.1. Детский фольклор

Самостоятельная работа

  1. Разработать тематический лист для родителей на тему: «Детский фольклор - источник формирования словаря детей» (младший дошкольный возраст)


Формы контроля самостоятельной работы по теме

- оценка разработки и оформления тематического листа;

Тема 2.2.2. Фольклор народов мира

Самостоятельная работа

  1. Составить план - конспект занятия «Чтение ненецкой сказки «Кукушка» в обработке К. К.Шаврова для использования в работе с детьми 5-6 лет. Подготовить вопросы к беседе по формированию восприятия произведения.

  2. Форма представления конспекта занятия по развитию речи.

Тип занятия

Вид занятия

Цель занятия

Программные задачи


Методы и приемы

Предварительная работа


Части занятия и их длительность

Методические пособия, оборудование, дидактический речевой материал

Виды детской деятельности