Файл: Программах От рождения до школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1.Проведите сравнительный анализ содержания образовательной области «Труд» в общеобразовательных программах «От рождения до школы»,«Детство»
Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах

Критерии для сравнения программ

«От рождения до школы»

«Детство»

Цель и задачи трудового воспитания

Цель: формирование положительного отношения к труду.

Задачи:

- Формирование предпосылок трудовой деятельности;

- Воспитание положительного отношения к труду взрослых;

-Воспитание личности ребенка.

Цель:

Развиваем ценностное отношение к труду.

Задачи:

- Формировать у детей отчетливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда; через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов, доступных для детского понимания).

- Обеспечивать развитие позиции субъекта и расширять диапазон обязанностей в элементарной трудовой деятельности по самообслуживанию, хозяйственно-бытовому, ручному труду и конструированию, труду в природе в объеме возрастных возможностей старших дошкольников, развивать самостоятельность детей, воспитывать ценностное отношение к собственному труду и его результатам.


Ознакомление с трудом взрослых

- Конкретные сведения (трудовые действия; материалы, оборудование, инструменты для осуществления трудовых процессов; конечные результаты труда; отношение человека к труду; качество действий человека; характер взаимоотношений людей в труде)

- Обобщенные сведения (значение труда каждого человека; свобода выбора профессии и работы, возможность проявлять свои творческие способности; почетность и важность любой профессии и работы)

- Общие сведения (труд как основа: жизни людей, развития страны, благосостояния каждого человека и общества в целом, экологической сохранности планеты и дальнейшего развития цивилизации)

- Дети получают первоначальные представления о том, что вещи делаются людьми, на примере создания воспитателем разнообразных предметов для детских игр из разных материалов разными инструмен­тами.

- Представление о том, что в процессе создания предметов чело­век использует разные материалы и инструменты — иголки, ножницы, молотки.

- В процессе наблюдений ребенок обращает внимание на результат трудовой деятельности; расширяет и уточняет представления о пред­метах ближайшего окружения как результатах труда взрослых.


Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения)

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.


Важно обеспечить правильное восприятие ребёнком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях.

Детская самостоятельная трудовая деятельность (виды труда)

Самообслуживание;

Общественно-полезный труд;

Труд в природе.

Самообслуживание;

Общественно-полезный труд;

Труд в природе;

Ручной и художественный труд.

Показатели эффективности освоения программ

- Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде.

- Ответственно выполняет обязанности дежурного по столовой, в уголке природы.

- Проявляет трудолюбие в работе на участке детского сада.

- Может планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр.


Достижения ребенка (Что нас радует)

- У ребенка ярко выражен интерес к трудовой деятельности взрослых. Он с интересом наблюдает трудовые действия по созданию и преобразованию предметов, связывает цель и результат труда.

- Ярко проявляет стремление отражать содержание хозяйственно - бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов-заместителей.

- Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними. Ребенок бережно относится к результатам труда, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу.

- Может назвать хорошо знакомые трудовые действия.

- По вопросам взрослого правильно называет предметы ближайшего окружения, устанавливает связи между назначением предмета, его строением и материалом, из которого сделан предмет; может объяснить, почему предмет таков, составить простейший описательный рассказ о предмете.

- Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами ближайшего окружения.

- Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

- Интерес к трудовой деятельности взрослых не выражен.

- Без помощи взрослого ребенок не видит связь между целью и результатом труда.

- В разговоре с взрослым о том, из чего сделан предмет, как его сделали и для кого, преимущественно использует мимику, жесты, так как пассивный словарь ребенка значительно преобладает над активным.

- Интерес к результату собственного труда выражен слабо, обусловлен в основном игровыми потребностями.

- Ребенок узнает предметы ближайшего окружения, с которыми ежедневно действует и играет, правильно показывает их по просьбе взрослого. Слова, обозначающие предметы, их качества и свойства, составляют его пассивный словарь.

- Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого даже в освоенных действиях.



Линии усложнения содержания трудового воспитания дошкольников

Критерии для анализа

Ознакомление с трудом взрослых

Трудовое обучение (общие и специальные трудовые умения)

Самостоятельная трудовая деятельность

Задачи воспитания детей в труде (самостоятельность, ответственность и др.)

Возрастной этап

Младший дошкольный возраст

Формировать положительное отношение к труду взрослых. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофёр, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Совершенствовать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать элементарные навыки поведения за столом. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности. Воспитывать навыки опрятности. Формировать желание участвовать в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности. Приучать соблюдать порядок и чистоту. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными.

Накрывать на стол; приводить в порядок игровой уголок; производить уборку участка; расставлять на столы раздаточный материал для занятия и собирать его после занятия; переодевать кукол, менять кукольное постельное бельё; собирать игрушки перед уходом с прогулки;

Сметать снег со скамеек, построек, сгребать снег в кучу

Обеспечить правильное восприятие ребёнком простейших трудовых процессов, помочь увидеть направленность результатов труда взрослых в конкретных трудовых процессах на заботу о детях. Воспитывать уважение к людям знакомых профессий. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

Средний дошкольный возраст

Знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.

Продолжать воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Воспитывать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, понимать значение результатов своего труда для других. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке. Поощрять желание детей ухаживать за растениями и животными. Формировать стремление помогать воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.

Сервировка стола; убирать на место игрушки, оборудование для занятий; поддерживать внешний вид кукол; подготавливать рабочее место для ручного труда для совместной работы с воспитателем; расставлять или раскладывать легкое физкультурное оборудование в определённом месте; готовить по поручению воспитателя раздаточный материал к занятиям. Поливают, выращивают зелень, собирают урожай

Познакомить детей с конкретными трудовыми процессами, помочь увидеть их направленность на достижение результата труда и удовлетворение потребностей людей; показать компоненты трудовых процессов; сформировать у детей первое обобщенное представление о некоторых видах труда и профессиях.

Старший дошкольный возраст

Расширять представления детей о труде взрослых, результатах труда, его общественной значимости. Формировать бережное отношение к тому, что сделано руками человека. Прививать детям чувство благодарности к людям за из труд. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка).

Формировать у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться. Закреплять умение замечать и самостоятельно устранять непорядок в своём внешнем виде. Закреплять умение быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своём шкафу. Воспитывать умение самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий. Воспитывать положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Поощрять желание выполнять различные поручения. Привлекать детей к помощи взрослым и посильному труду в природе.

Уборка постели, уход за волосами, обувью; содержать в порядке общие игрушки, настольные игры, пособия для занятий; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах. Проявлять заботу о младших детях. Уход за растениями. Изготавливают поделки, игрушки, атрибуты для игр, пособия для занятий. Ремонтируют книги, настольно-печатные игры. Делают несложные заготовки. Изготовление украшений к празднику для группы, изготовление елочных украшений, изготовление сувениров.

Помочь ребенку обрести целостный образ взрослых на основе интеграции их личностных и профессиональных качеств, осознания значимости трудовой деятельности взрослых; ненавязчиво подвести к выводу, что правильным выбором профессии определяется жизненный успех.

Помочь ребенку освоить позицию субъекта элементарной трудовой деятельности. Помочь ребенку осознать свои способности, найти более значимый для него вид трудовой деятельности, где проявятся неповторимая детская индивидуальность, творческие способности.



2.Проанализируйте специальное оборудование для хозяйственно – бытового труда, труда в природе, ручного и художественного труда, труда по самообслуживанию, заполняя таблицу

Вид труда

Специальное оборудование в разных возрастных группах

Каковы особенности использования

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготов-ая группа

Хозяйственно – бытовой труд

Фартуки х/б, тряпочки, ведёрки,


Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра


Фартуки х/б, тряпочки,

щетка половая, совок для мусора, ведра


Фартуки х/б, тряпочки, щетка половая, совок для мусора, ведра


Уборка групповой комнаты

Деревянная лопатка, грабельки деревянные и металлические, метелочки, совочки

Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления

Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления

Веники для сметания снега, деревянная лопата, грабли деревянные и металлические, метелки, носилки с бортиками, тачка, движок, скребки металлические, санки, корзины или ящик для перевозки, совки, ручные цапки-кошки для рыхления

Уборка участка

Труд в природе

Клеенчатые фартуки, лейки

Клеенчатые фартуки, лейки

Клеенчатые фартуки, лейки

Клеенчатые фартуки, лейки

В уголке природы

Ручной и художественный труд

Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей.

Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, клей

Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, ножницы

Бумага (белая, цветная и т.д.), картон, разные виды тканей, иглы, клей, шило, швейные машинки, ножницы,

Подклеивание книг, пришивание оторванных пуговиц, доступный ремонт игрушек

Самообслуживание

Расчески

Щетки для чистки одежды,

Расчески

Щетки для чистки одежды, щетки для обуви,

расчески

Щетки для чистки одежды, щетки для обуви,

расчески

Направлено на удовлетворение личностных потреблений




Выводы:

Содержание воспитательной работы при переходе от группы к группе постепенно расширяется и усложняется, если имеются различия в названии выделенных разделов изучения, то содержание программ практически совпадает;

-   в обеих программах прописаны ожидаемые результаты освоения программы, только если в программе «От рождения до школы» прописаны знания и умения, которыми должны овладеть дошкольники, то в программе «Детство» результаты освоения программы представлены достижениями ребенка и неудачами (что вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей);

- в программе «Детство» даются рекомендации, какие методы воспитания следует применять, прописываются пути достижения результатов, чего нет в другой программе;

-  работа с родителями в направлении трудового воспитания более полно прописана в программе «От рождения до школы»;

- в программе «От рождения до школы» имеется раздел по коррекционной работе, в частности  основные направления работы с детьми с ОВЗ образовательная область «Труд».

Все это позволяет заключить, что каждая из названных программ имеет как свои достоинства, так и недостатки.

3. Составьте конспект организации совместного (коллективного) труда для средней, старшей, подготовительной группы.
Средняя группа

Тема: Сажаем репку
Программное содержание:

1.Учить сажать семена репки, ухаживать за ними; продолжать, понимать содержание произведения; познакомить с новым овощем-репкой

2.Закрепить знания о внешнем виде овощей (помидора, огурца, моркови, капусты и лука).

3.Развивать эмоциональность ребенка, воспитывать и интерес к сказке. Продолжать развивать у детей желание трудиться. Проявлять в работе старание аккуратность, наблюдательность, эстетическую активность.
Предшествующая работа:

Чтение и обыгрывание сказки репки, настольно-печатная игра «Овощи», труд в природном уголке.
Развивающая среда:

Корзина с муляжами овощей, сказка в картинках «Репка», горшки с землей по количеству детей, лейка, семена репки.
Методы и приемы:


Художественное слово, сюрпризный момент, применение выразительных средств речи.
Форма работы с детьми

Игровая, фронтальная.
Технология

Игровая ,трудовая деятельность
Ход занятия

Бабушка радостно встречает детей словами:

Здравствуйте, мои милые!

Здравствуйте, мои хорошие!

Здравствуйте, пригожие!

А мальчики у нас, как ясны соколы!

А девочки, как аленькие цветочки!

Расселись удобно?

Вот и хорошо

Бабушка: Ребята я принесла вам корзину с овощами.(ставлю перед детьми корзину и с детками закрепляю название овощей)
Дидактическая игра «Что в мешочке»

Бабушка: Сейчас мы проверим, хорошо ли запомнили мои овощи?

Для этого нужно вынуть из мешочка овощ, показать его детям и назвать его.
Рассказ сказки по картинки «Репка»
Физминутка:

Мы сидим, как репка.

Топаем ногами, как детка.

Руки на пояс, как бабка.

Заплетаем косы, как внучка.

Ручками хлопаем, как жучка.

Глазки умываем, как кошка.

Хвостиком машем, как мышка
Обучающая игра «Сажаем репку»

Предлагаю детям, посадить семена репки

Подходим с детьми к столам, где стоят горшочки с землей

Бабушка. Землю в горшочках я разрыхлила, сделала небольшие ямочки, их называют лунками.

Теперь нам необходимо положить одно семечко в лунку, слегка засыпать пальчиками землей и полить водой. (землю поливает взрослый, дает детям понаблюдать, как это нужно сделать).

Когда дети управятся с работой, можно всем вместе сказать

Репка, репонька

Расти крепонька,

Ни мола, ни велика,

До мышиного хвоста,

Да! (топнуть ногой)
Итог занятия:

Бабушка. Ребята, какие мы с вами молодцы. Вместе дружно сделали хорошее и полезное дело, посадили репку. (угощают детей сладостями)
Старшая группа

Задачи:

- учить детей трудиться  в коллективе;

- показать приемы и методы организации коллективного труда;

- учить детей понимать поставленную задачу;

- обучать детей трудовым навыкам, умению пользоваться инструментами;

- воспитывать самостоятельность, дружелюбие, умение предлагать свою помощь другим;