Файл: Интеллектуальные права что же это такое Удк 347. 7 О. В. Ревинский.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсюда сразу следует, что авторское право охраняет ту форму, в которой произведение создано. Действительно, раз для возникновения интеллектуальных прав на произведение в соответствии с ГК РФ достаточно выразить оное в любой объективной форме и при этом не требуется никакая регистрация или иная формальность, то именно форма, в которой выражено произведение, и является объектом охраны по авторскому праву. Это объясняется тем, что практически невозможно двум разным авторам независимо один от другого написать, нарисовать, сочинить два совершенно одинаковых произведения. Тут личность автора проявится совершенно однозначно и окрасит произведение даже на один и тот же сюжет неповторимым образом. Вспомните трёх наших классиков – Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого – каждый из которых написал своего «Кавказского пленника». Вспомните и множество художников, писавших Мадонну с младенцем: ведь один только Рафаэль создал более полутора десятков таких картин. А Шекспир, перерабатывавший ренессансные новеллы в высокие трагедии… И все эти произведения совершенно самобытны, оригинальны по своему выражению, хотя созданы на сходные сюжеты. Но сюжеты, т.е. идеи, концепции, методы и т.п. авторским правом не охраняются. Не охраняются авторским правом также официальные документы типа законов и судебных решений.

Объекты авторского права, как правило, ориентированы в первую очередь на эстетическое восприятие, а не на утилитарные цели. Так что если, к примеру, какой-то изобретатель опишет своё новшество в виде статьи или брошюры, то у него появится исключительное право на публикацию своего текста и продажу его экземпляров. Но всякий желающий, купив его текст, сможет без всякого разрешения использовать описанное новшество и продавать продукт, в котором это новшество воплощено. Так, если бы Зингер в своё время просто опубликовал описание своей швейной машинки, то выпускать её смог бы кто угодно.

А ведь новшества являются основной движущей силой научно-технического прогресса. Но при этом реализация новшества всегда сопряжена с повышенными затратами. Чтобы наладить выпуск чего-то нового, нужны средства, дополнительные к тем, что тратятся на выпуск уже освоенного товара. А, как уже отмечено выше, «повторители» могут позаимствовать хорошую идею и сами начать выпускать не ими придуманное, снизив цену так, что реальный новатор потерпит убытки. Вот где нужна охрана интеллектуальных прав! Но авторское право, как сказано, здесь не поможет, потому что охранять надо не ту форму, в
которой описано или изображено новшество, а как раз саму суть, сущность этого новшества, описание которого может быть в принципе любым. Более того, если практически невероятно, что одно и то же произведение создадут независимо два или более авторов, то к новшеству могут совершенно независимо прийти разные лица. И тому есть много подтверждений.

Самой известной в этом плане является драматическая история телефона: заявки на патент от двух американских изобретателей Белла и Грея поступили в патентное ведомство в один и тот же день с разницей в два часа! (В итоге патент был выдан Беллу.) Ясно, что в данном случае совершенно не важно, в каких именно выражениях будет охарактеризовано новшество, т.е. не имеет значения форма его выражения, но очень важна сущность этого новшества. А раз одна и та же идея может прийти в голову разным людям, требуется проверка того, кто же из них оказался первым, потому что исключительное право (монополия!) может быть только одно. Следовательно, нужна специальная процедура для определения новизны придуманного РИД. Ведь если на рынке уже есть несколько производителей однотипного товара, и один из них вдруг получит монопольное право на этот товар, это будет элементарно несправедливо по отношению к остальным производителям того же товара. Но если такой товар ещё никто не выпускает, тогда монополия первому придумавшему этот товар вполне оправдана. Исключительное право, предоставляемое новатору-изобретателю, придумано как средство сбалансировать интересы общества, которое получает новшество, двигающее прогресс, и новатора, который обретает возможность получить своеобразную награду за умственные труды. И в данном случае, как уже ясно из примера с телефоном Белла, применяется другой институт интеллектуальных прав – патентное право. В этом случае для признания исключительного права на РИД уже требуется получение от государства специального правоустанавливающего документа под названием патент.

Вообще патентом именуется документ, удостоверяющий какое-либо право его обладателя. Например, это может быть патент на право осуществлять торговлю (копии таких патентов зачастую выставляются в витринах розничных ларьков) или патент на право заниматься врачебной практикой. Само название этого документа восходит к латинскому слову patentis, обозначающему открытый для всеобщего сведения документ, которым раньше, во времена Древнего Рима, правящий Сенат снабжал своего консула, посылаемого с конкретными поручениями в дальние провинции, и в котором как раз прописывались права этого консула. Однако здесь речь пойдёт не о любых патентах, а только о тех, которые выдаёт то или иное Патентное ведомство и которые удостоверяют исключительное право обладателя патента на использование придуманного им новшества.



Процедура получения исключительного права на новшество по патенту давно отработана и включает в себя подачу в Патентное ведомство, являющееся представителем государства, должным образом оформленной заявки и экспертизу этой заявки для проверки соответствия её предмета условиям (критериям) патентоспособности. В результате такой экспертизы Патентное ведомство принимает решение об установлении исключительного права на объект, предложенный в такой заявке, или решение об отказе в этом. И здесь очень важно определить те пределы, на которые установленное исключительное право распространяется. Понятно, что эти пределы должны быть чётко указаны, потому что в отличие от авторского права, где важна форма, здесь оценивается как раз сущностная составляющая РИД. Т.е. нужно подробное описание того, что придумано и заявлено. Но разные люди пишут об одном и том же по-разному (вспомним пример с авторами «Кавказского пленника»). Значит, в описании должен быть некий раздел, как раз и характеризующий правовые границы заявленного объекта.

Мы подошли к тому, что ещё с царских времён называется формулой изобретения. Точнее было бы говорить о формулировке изобретения. Это сжатая характеристика новшества через его существенные признаки, определяющая объём прав, удостоверяемый соответствующим патентом. Эта характеристика по-английски называется claims (притязания), по-французски revendications (с тем же переводом), по-немецки Patentansprüche (патентные притязания), а вот по-болгарски формула изобретения очень понятно именуется «авторски претенции», т.е. то, на что претендует автор. Конечно же, эта сжатая характеристика должна быть подтверждена подробным описанием, ведь патент выдаётся только в обмен на раскрытие новшества до такой степени, чтобы специалисту не нужно было ничего изобретать дополнительно. Именно в этом и состоит тот самый баланс интересов общества и изобретателя, о котором говорилось выше.

Удостоверенное патентом исключительное право, разумеется, имеет ограничения. Это прежде всего территория только того государства, патентное ведомство которого выдало данный патент (для региональных патентных ведомств это территория всех указанных в патенте стран). Далее, патент выдаётся на определённый срок, по истечении которого действие патента прекращается, а описанный в этом патенте объект совершенно безвозмездно может использовать кто угодно. Кроме того, есть и иные ограничения (возможность использования в личных целях, исчерпание исключительного права при первой продаже экземпляра запатентованного объекта, и т.д.). И всё же наличие признанного государством исключительного права на новшество позволяет обладателю этого исключительного права получать прибыль не только от продажи товара, в котором воплощено данное новшество, но и от распоряжения самим исключительным правом за счёт предоставления лицензии, т.е. разрешения, буквально – дозволения на право изготавливать и продавать, либо экспортировать это новшество (право на использование исключительного права).


Как видим, патент даёт ощутимые преимущества своему обладателю – но только в том случае, когда запатентованный РИД будет востребован на рынке. А вот этого не может гарантировать ни патент, ни его обладатель, ни выдавшее патент государство. Только рынок выявит потребность в том товаре или той услуге, в которых воплощён соответствующий РИД. Тут уже потребуется проведение маркетинговых исследований, результатом которых будет вывод о том, надо или нет подавать соответствующую заявку на получение патента. Ведь подача заявки обязательно сопровождается уплатой соответствующей пошлины. В случае принятия Патентным ведомством решения о выдаче патента по поданной заявке нужно будет уплатить пошлину и за выдачу патента. И потом для поддержания патента в силе нужно оплачивать ежегодные пошлины, нарастающие год от года. Поэтому руководству фирмы нужно взвешивать, насколько важно разработанное новшество. Если речь идёт о разовой акции, не предполагающей продолжения, то патент вряд ли нужен. Но если ожидается длительный выпуск товара, воплощающего некий РИД, да ещё если это новый РИД, то патентование необходимо.

При этом следует подумать и том, будет ли новый товар продаваться за границей. Там российский патент не действует, значит, надо позаботиться о патентовании своего новшества и в каждой стране предполагаемого экспорта. На практике это весьма недешёвое удовольствие, но без этого, скорее всего, в другой стране кто-то займётся выпуском этого же новшества без всякой оплаты новатору. Подробности зарубежного патентования оставим до другого раза, но задуматься об этом руководству фирмы следует уже при подаче заявки в Роспатент.

Патентная форма охраны новшеств даёт охрану не формы, как в авторском праве, а сущности, содержания. Но при этом процедура получения патента на новшество, предписанная патентным правом, безусловно, удлиняет и усложняет приобретение монополии на это новшество. Кроме того, результат этой процедуры далеко не всегда предсказуем по той причине, что даже если эксперт не найдёт никаких сведений, порочащих новизну заявленного РИД, это вовсе не означает, что таких сведений действительно нет. Т.е. выданный патент может оказаться недействительным. Есть в патентном праве и ещё одно «но»: обязательная публикация патента и заявки – даже если по заявке отказано в выдаче патента. А фирма далеко не всегда заинтересована в раскрытии своего новшества. Что же в этом случае можно предпринять?


Ответ на это вопрос мы найдём в том же Гражданском кодексе РФ. В нём предусмотрена такая форма охраны как секрет производства, именуемый также ноу-хау (по-английски know how – знаю как). Это любая (!) информация, которая в силу своей неизвестности третьим лицам может дать коммерческую выгоду тому, кто эту информацию получил на законном основании, т.е. сам придумал или купил по лицензии, и кто для этой информации установил режим коммерческой тайны (не путать с государственной тайной!). Удобство такой охраны в том, что срок её не ограничен и не нужно никакой государственной регистрации, как для патента.

Конечно, такая форма охраны даёт не реальное исключительное право, а некое псевдо- или квази-исключительное право. Ведь, не говоря уже о возможности для конкурента узнать сведения о секрете производства с помощью технических средств, благодаря подкупу сотрудника или через «засланного казачка», эти сведения вполне могут и ещё кому-то прийти в голову. Если этот кто-то будет держать такие сведения в секрете, получится, что обладателями одного и того же ноу-хау станут двое, а то и более лиц. Но ведь ни один из тех, кто сам пришёл к тем же сведениям, а не купил на них лицензию, не связан с первым обладателем секрета производства никаким обязательством. Значит, кто-то по недомыслию или из вредности вполне может обнародовать эти сведения. И тогда исключительное право на это ноу-хау исчезает для всех его обладателей без всякой надежды на какую бы то ни было компенсацию. Понятно также, что не имеет смысла держать в секрете то, что воплощено в товаре, предназначенном к продаже: ведь первый же проданный экземпляр позволит покупателю узнать воплощённый в нём секрет производства. Но вот если новшество, на которое установлен этот секрет, относится не к самому товару, а к способу его изготовления, то охрана его в режиме коммерческой тайны вполне оправдана.

До сих пор речь шла о результатах интеллектуальной деятельности (РИД), но при этом средства индивидуализации (СИ) оставались вне нашего внимания. А между тем, СИ являются весьма важным элементом рыночных отношений. И в первую очередь нужно говорить о товарных знаках (а не «торговых марках», как зачастую их везде именуют). Товарный знак – это средство индивидуализации товаров, выпускаемых на рынок конкретным производителем. Для услуг или работ используется термин «знак обслуживания», который по сути является тем же самым, что и товарный знак для товаров. На товарные знаки исключительное право (но не личные неимущественные права!) устанавливается, как правило, свидетельством, которое выдаёт Роспатент после экспертизы конкретного обозначения, заявленного на конкретные товары. Обозначение может быть словесным, изобразительным, комбинированным, объёмным, даже звуковым. Важно, чтобы оно обладало различительной способностью, т.е. позволяло отличать товары данного производителя от аналогичных товаров других участников рынка.