Файл: Славянская религия в целом про религию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Славянская религия


  1. В целом про религию

  2. Особенности религии

  3. Источники изучения

  4. Возникновение религии

  5. Отличия от других религий

  6. Космогония

  7. Пантеон Богов

  8. Обряды и праздники

  9. Переход от язычества в христианство

  10. Славянское язычество сейчас


1

Язычество Древней Руси – это система представлений о человеке и мире, что существовала в древнерусском государстве. Именно эта вера была официальной и преобладающей религией среди восточных славян вплоть до Крещения Руси в 988 году. Несмотря на усилия, которые прилагала правящая элита, до середины XIII века именно язычество продолжала исповедовать большая часть племен, населявших древнюю Русь. Даже после того, как христианство полностью вытеснило его, традиции и верования язычников оказывали и оказывают до наших дней существенное влияние на культуру, традиции и уклад жизни русских людей.

  • подразумевала обожествление природных сил (анимизм), а также веру в многобожие. Боги в славянстве соотносились с силами природы, считалось, что каждый славянин имеет изначально божественное происхождение. Было положено всячески чтить своих великих предков.

  • В целостном виде представление об этом веровании не сохранилось, реконструируется по данным письменных источников, языка, фольклораобрядовобычаев и верований славянских народов.

  • Является самостоятельно развившейся в 1-м тысячелетии н. э. ветвью древней индоевропейской религии, представленной в древнеиндийских, древнеиранских, древнегреческих и древнеримских текстах[1]. Во многом имеет сходства с скандинавской мифолоией

  • Славянское язычество может пониматься не только как историческая стадия мировоззрения древних славян (праславян) в период до начала их христианизации, но и как типологически особая культурная модель, чьи формы, механизмы и семантические категории продолжали существовать и после принятия христианства[2].

  • Процесс перехода был не мгновенным, таким образом остались еще отголоски и сейчас


2

Все мы привыкли относиться к древним знаниям и воззрениям с некоей иронией. Несведущие люди молились каким-то рощам, или того хуже, ставили истуканов и приносили им жертвы. Все это попахивает варварством и первобытной недалекостью. У каждого народа, племени ввиду организации их пространства, климатических условий, потребы в нужных вещах, строилось свое миропонимание и связь с природой. Особенности язычества на Руси говорят об особом, нордическом понимании мира, том понимании, которое существенно отличается от Юга. В настоящей статье будут переданы несколько глубинных вопросов и фактов славянского язычества. 

Прежде всего, стоит отметить, что особенность славянского мировоззрения строит для нас кварту, то есть четыре основополагающих начала: зима, весна, лето, осень. Это осознание мира выражено и в сказках, например о колобке, где четыре зверя – четыре времени года. Немаловажным является и смена биоритмов, которые четко отображаются в праздновании осеннего и весеннего равноденствий, а также зимнего и летнего солнцестояния. Славяне по-своему отражали свою связь с природой, которую мы можем увидеть по особенностям празднования этих дней. 

Еще одна особенность язычества на Руси, осознание различных качеств одного и того же проявления. Например, солнце, где славяне выделяют четыре его ипостаси по временам года. Или еще пример, особенности огня. Выделяли огонь Перунов (молнии с неба), огонь очага (связан с духом Предков, а также домовым), огонь на капищах (как средство связи с Богами).

И, наконец, третье – это разница в видении мира. Древние греки, например, реально верили, что есть на Олимпе некие боги, выглядевшие так, как это делали архитекторы. Они верили, что эти боги разговаривают и делают реально те вещи, которые мы читаем в книгах о мифах Древней Греции. В отличие от язычества Юга, на Руси были свои особенности язычества. Наши предки больше понимали сущность происходящего, отсюда вытекает и осознание того, что мир многолик и ему нужно давать некие названия. Как мы знаем, наш язык весьма богат, поэтому славяне присваивали такие названия, которые уже характеризовали явление. Например, Ярило – сила, плодовитость, яркий, яростный. Солнце, набирающее силу.

Итак, в этой статье, перечислены несколько особенностей славянского 
язычества, которые кроются достаточно глубоко. О них не многие говорят и пишут. Тем не менее, эти отличия миропонимания славян идут красной чертой через всю славянскую историю.

Среди мировых религий отличается загадочностью и мистикой язычество восточных славян. На протяжении многих веков существовала эта вера до принятия христианства. У древних людей была четкая система знаний, взглядов на устройство жизни, верований. Для периода язычества характерно возникновение календарно-обрядных ритуалов, обычаев, связанных с циклами жизни, они исполняли сакральные функции (магические). Праславяне чтили природу, её силу, поклонялись ей и пытались задобрить с целью извлечения пользы для себя.

Наши предки считали, что кроме реального, видимого пространства, есть мир невидимый, где обиталирусалки, лешие, водяные, домовые и различные другие мифологические персонажи. Они были уверенны, что грань между этими мирами тонкая, взаимопереходная, поскольку эти существа были душами умерших. 

В основе народных верований – анимизм. Восточные славяне верили в наличие души или духа в окружающих вещах, явлениях природы. Они соотносили неживую природу с живой. В системе этих представлений природным силам поклонялись как существам живым. Древние люди объясняли также различные физические состояния (сон, болезнь, лихорадку)и явления, основываясь анимистическими представлениями. Например, тень представляли человеческим двойником, его духовной сутью.
В давнейшей религии были присущи элементы тотемизма – сверхъестественной связи человека с определенными видами животных и отдельными представителями флоры. В прадревнее время каждое племя имело своего тотемного предка. Он был хранителем и защищал от беды. Даже верили в то, что после смерти представители племени перерождались в тотемных животных и служили живым. Восточные славяне с особенными чувствами относились к растениям и животному миру, наделяя их неограниченной силой. Среди зверей с уважительным вниманием относились к волку, медведю, козе, лисице. Тотемными птицами сталилебедь, кукушка, аист, а деревьями-тотемами были дуб, липа, явор, сосна.

На древних представлениях основывалась вера в необычные свойства предметов и вещей – фетишизм.Например, дух дерева сохранялся в предмете, изготовленном из него. Кость животного имела часть его души. Драгоценным камням, костям, предметам восточные славяне приписывали чудодейственную силу. Ею обладали защитные амулеты и приносящие удачу талисманы. Предметы представлялись язычникам одухотворенными.





Восточные славяне пытались найти объяснение явлениям окружающего мира и эти взгляды дали толчок к появлению культов. Среди них особенное место занимал культ умерших людей. Славяне верили, что душа не погибает, а уходит жить в природу. Перевоплощаясь в животных или других существ, умерший приходит к людям живым.





Между мирами «свой» – «чужой», «мертвый» – «живой» существовали границы. Ею могла быть река – на другой берег попадали как в другой мир. Таким сакральным местом был порог, вот почему до сих пор есть поверья, связанные с ним.





Важная роль отводилась культу огня. Возле костра проводили обряды, приносили ему жертвы, чтобы уберечься от его разрушительной силы. Важное место занимал в ритуалах жрецов. Восточные славяне особо уважительно относились к различным водоемам, колодцам, поскольку в религии восточных славян существовал культ воды. Она обладала очистным эффектом и магическими свойствами. Среди остальных культов основными были: культы земли, грозы, солнца, ветра, зерна и хлеба, природы, небесных светил. С ними связано большинство ритуалов и сакральных обрядов.





После христианизации Руси верования народов приобрели черты синкретизма – в религии объединялись элементы язычества и христианства, они имеют место и в нынешнее время. Например, 7 января язычники праздновали рождение Коляды, божества зимнего солнцестояния, в православной религии – Рождество Христово. Но до сих пор сохранились колядки, пришедшие к нам еще с древних времен. Так само и 7 июля язычество: день божества Купала, христианство: Иоанна Крестителя. В народе этот день именуется как Ивана Купала. Традиции и обряды праздника остались языческими. До сих пор существуют поверья, ритуалы, берущие начало еще с времен дохристианской религии.
3

О религии древних славян почти ничего не известно: первые отрывочные сведения о славянской культуре в письменных источниках появляются лишь после их выхода к границам 
Византийской империи в VI веке. В распоряжении учёных крайне мало сведений о мифологии древних славян, особенно же это касается времён общеславянского единства. Это объясняется многими факторами, и прежде всего — отсутствием собственной письменности и удалённостью от основных центров городской латинской или грекоязычной письменной культуры.

При отсутствии оригинальных мифологических текстов судить о язычестве славян как исторической стадии общеславянской культуры можно лишь по вторичным данным — археологическим и книжно-письменным источникам (летописихроники и т. д.), иностранным свидетельствам, церковным поучениям против язычества (см. труды Н. М. ГальковскогоЕ. В. АничковаВ. И. МансиккиД. К. ЗеленинаЛ. НидерлеГ. ЛовмяньскогоА. ГейштораС. УрбаньчикаВ. Чайкановича и др.), а также на основе сопоставления славянских данных с данными других индоевропейских (балтийской, иранской, германской и др.) культурных традиций (см. прежде всего работы В. В. Иванова и В. Н. Топорова). Наиболее богатыми источниками изучения славянского язычества как культурной модели и реконструкции древнеславянских представлений остаются «современные» (относящиеся к XIX—XX векам) языковые, этнографические и фольклорные свидетельства славянских традиций[2].

Одним из первых письменных источников по религии древних славян является описание византийского историка Прокопия Кесарийского (VI век), который упоминал жертвоприношения верховному богу славян — громовержцу, речным духам («нимфам») и др.[3]:

У Аль-Масуди язычество славян и русов приравнивается к разуму:

В текстах русско-византийских договоров X века названы дружинный бог Перун и «скотий бог» Волос (Велес). В «Повести временных лет» под 980 годом содержится рассказ о святилище в Киеве, построенном князем Владимиром Святославичем, упомянуты установленные там идолы Перуна, ХорсаДажьбогаСтрибогаСимарглаи Мокоши:

Западно-европейские авторы XI—XII веков приводят подробные описания святилищ и культов Редигоста(Сварожича) в РетреСвятовита (Свентовита) в АрконеТриглава в ЩецинеЧернобога, святилище в Волине и др. Отождествление ряда восточно-европейских памятников со славянскими святилищами является предметом спора (Перынькомплекс близ места находки Збручского идола