Файл: Практическое задание 3, Модуль Мозг как субстрат психической деятельности слушатель Жаркова Кристина Константиновна Преподаватель Штанько Ульяна Вячеславовна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Коррекционно-педагогическая работа по устранению нарушений речи с дополнительной специализацией в области нейропсихологии (1370)
Дисциплина: Современные нейропсихологические концепции. Мозг как морфофизиологический субстрат психической деятельности
Практическое задание 3, Модуль 3. Мозг как субстрат психической деятельности
Выполнил:
слушатель Жаркова Кристина Константиновна
Преподаватель:
Штанько Ульяна Вячеславовна
г. Москва – 2023
1. Заполните таблицу, отражающую функции отделов головного мозга.
Отделы головного мозга | Функции |
конечный мозг | центр праксиса (целенаправленные действия, лежащие в основе формирования навыков различных видов деятельности); ядро двигательного анализатора; ядро слухового анализатора; центр обоняния и вкуса; центр письма - двигательный анализатор письменной речи; моторный центр речи (артикуляции); сенсорный центр речи |
промежуточный мозг | Эпиталамус. Включает в себя железу внутренней секреции — эпифиз (шишковидное тело)- вырабатывает гормон мелатонин, который участвует в организации суточного ритма организма, влияет на регуляцию многих процессов, в частности на рост скелета и скорость полового созревания. Метаталамус. Реакция на цветовые раздражения, включение, выключение света, т.е детекторная функция Срединное коленчатое тело — подкорковый, таламический центр слуха. Таламус - объединение всех видов чувствительности. Гипоталамус (подбугорье) - организующая эмоциональные, поведенческие, гомеостатические реакции организма, функций нервной и эндокринной систем, в нем располагаются центры гомеостаза, теплорегуляции, голода и насыщения, жажды и ее удовлетворения, полового поведения, страха, ярости регуляция деятельности гипофиза. |
средний мозг | Проводниковая, двигательная и рефлекторная функции |
задний мозг | Центр зрительного анализатора |
продолговатый мозг | Многие простые и сложнейшие рефлексы, охватывающие многие жизнеобеспечивающие системы органов: • защитные рефлексы: кашель, чиханье, мигание, слезоотделение, рвота; • пищевые рефлексы: сосание, глотание, секреция пищеварительных желез; • сердечно-сосудистые рефлексы, регулирующие деятельность сердца и кровеносных сосудов; • рефлекторные центры дыхания: центр вдоха инспираторный и центр выдоха экспираторный, обеспечивающие автоматическую вентиляцию легких; • вестибулярные центры, обеспечивающие удержание позы тела вопреки земному притяжению. Проводниковая функция - через продолговатый мозг проходят проводящие пути, соединяющие двусторонней связью кору, промежуточный, средний мозг, мозжечок и спинной мозг. |
Мозжечок, или «малыи мозг», | Вегетативные функции - желудочно-кишечного тракта, уровень кровяного давления, состав крови. Архиоцеребеллум (древний мозжечок) - вестибулярный регулятор. Палеоцеребеллум (старый мозжечок) - взаимная координация позы и целенаправленного движения, а также коррекция выполнения относительно медленных движений по механизму обратной связи. Неоцеребеллум (новый мозжечок) - программирование сложных движений, выполнение которых идет без использования механизма обратных связей. |
2. Заполните таблицу, отражающую функцию основных систем мозга (согласно теории О.С. Адрианова).
Системы | Функции |
проекционные | обеспечивают анализ и переработку одинаковой по модальности информации |
ассоциативные | анализом и синтезом разномодальных стимулов |
интегративно-пусковые | синтез стимулов различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная переработка афферентных сигналов в качественно новую форму деятельности, направленную на скорейший выход возбуждений на периферию |
лимбико-ретикулярные | энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные процессы |
3. Заполните таблицу, отражающую структурное строение блоков мозга.
Блоки мозга | Мозговые структуры |
энергетический блок, блок регуляции уровня активности мозга | ретикулярные структуры ствола, среднего мозга и диэнцефальных отделов, а также лимбическую систему и медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга: 1 - мозолистое тело, 2 -средний мозг, З - теменно-затылочная борозда, 4 - мозжечок, 5 - ретикулярная формация ствола, 6 крючок, 7 - гипоталамус, 8 - таламус |
блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации; | основные анализаторные системы (зрительную, кожно-кинестетическую, слуховую), корковые зоны которых расположены в задних отделах больших полушарий; 1 - премоторная область, 2 - прецентральная извилина, З - центральная извилина, 4 -моторная область, 5 - префронтальная область |
блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности | моторные, премоторные и префронтальные отделы мозга с их двусторонними связями |