Файл: 1 Музыка для виолончели xvii первой половины xviii в в.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 Музыка для виолончели XVII - первой половины XVIII в. в.
Виолончель существует примерно с XV века, изначально играла роль аккомпанирующего инструмента. Первыми виолончельными произведениями, дошедшими до нашего времени, являются сонаты Джованни Габриели (1555-1612, Венеция), которые представляют собой 4-х частные сюиты.
Антонио Вивальди (1678-1841, Венеция) написал более 20 концертов для виолончели и для различных составов (цикл «Гармоническое вдохновение»). Как правило, концерты 3-х частные.
Известны произведения Леонардо Лео (концерты), Матиаса Монна (концерт), Бенедетто Марчелло (6 сонат).
2 Бах
Самые известные произведения для виолончели – 6 сюит соло (последняя написана для пятиструнной viola pomposa). Созданы в Кетенский период. Современники композитора воспринимали эти сюиты как этюды, не видели в них художественной ценности. Лишь в конце XIX века испанский виолончелист Пабло Казальс «открыл» сюиты для публики, и они вошли в классический виолончельный репертуар. Некоторые композиторы пытались написать фортепианное сопровождение, известен аккомпанемент Шумана.
Стоит отметить Бранденбургские концерты, написанные Бахом в тот же период, что и сюиты. Третий концерт часто называют прообразом современного струнного квартета, так как здесь использованы только струнные. Трём скрипкам, трём альтам и трём виолончелям аккомпанирует генерал-бас.
3 Боккерини
Сформировал жанр квартета, создал жанр квинтета, симфонии (!).
Для виолончели композитором написано множество концертов и сонат. Наиболее известны концерты B-dur и D-dur и 6 сонат в обработке Альфредо Пиатти. Боккерини был и виртуозным исполнителем, значительно расширил возможности инструмента, использовал ставку и двойные ноты.
4 Гайдн
Работая в капелле Эстерхази, композитор лично знал многих виолончелистов, самым известным из которых был Антонин Крафт. Гайдн написал не менее 10 концертов, важнейшими считаются C-dur и D-dur (авторство долгое время приписывалось Крафту). В произведениях много виртуозных пассажей, двойных нот.
У Гайдна есть сочинения и для баритона (инструмент семейства виол), на котором играл сам князь.
5 Бетховен
Бетховена можно считать первым романтиком. Пять сонат для фортепиано и виолончели, написанные композитором в разные периоды творчества, обладают стилистическими особенностями. Есть у Бетховена и вариации для ф-но и виолончели: 12 вариаций на темы Генделя, 12 - на Моцарта («Волшебная флейта»). Композитором написан тройной концерт (скрипка, виолончель, ф-но), где 2 часть – виолончельное соло.
6 Шуберт, Шуман, Шопен
Шубертом написана соната для арпеджионе – шестиструнного смычкового инструмента, который не получил широкого распространения. Эту сонату исполняют на виолончели, есть переложения для альта, контрабаса.
Шуман, в молодости игравший на виолончели, создал концерт (3 части, одна переходит в другую), который долгое время считался неисполнимым (первый исполнитель – Давид Поппер). Вероятно, это первый симфонизированный виолончельный концерт.
Шопен посвятил виолончельную сонату своему другу Огюсту Франкомму. Партии ф-но и виолончели равноценны.
7 Концерты Сен-Санса, Лало, Дворжака
Сен-Сансом написаны два концерта (первый – в 70-е годы, второй – в начале XX века). Первый исполняется чаще. Концерт одночастный, в репризе возникает первая тема, форма достаточно сложная.
Дворжак – 2 концерта. Концерт h-moll стал одним из лучших виолончельных концертов. Как и концерт Шумана, он симфонизирован, очень большая оркестровая экспозиция. Почти полностью написан в Америке (вместе с симфонией «Из Нового Света»). Основа – Чешская музыка, героико-лирический характер.
Концерт Лало очень лиричный, взволнованный, но драматизма там нет, темы не контрастны. В основу произведения легла оригинальная испанская музыка. 2 часть (медленная) менее характерна с точки зрения национальной принадлежности, концерт трехчастный.
8 Сонаты Мендельсона, Сен-Санса, Грига, Брамса, Р. Штрауса
Наиболее популярны сонаты Грига и Брамса.
Мендельсон – две сонаты лирического характера.
Сен-Санс – две сонаты, написанные в разные периоды творчества.
Р. Штраус – одна соната, написанная в самом конце XIX века.
Эдвард Григ посвятил виолончельную сонату брату. Юн Григ в это время учился в Лейпциге у Карла Давыдова. Произведение состоит из 3 частей, обладает норвежским тематизмом.
Брамсом написаны две сонаты: e-moll и F-dur. Минорная соната более лирична, мажорная – героико-драматическая.
9 Западная виолончельная музыка XX века
В этот период создано огромное количество произведений различных стилей. Появляется атональная музыка, получают распространение серийная техника и алеаторика.
В самом конце XIX века Рихардом Штраусом написаны вариации «Дон Кихот» для оркестра и солирующей виолончели.
Сонаты для виолончели писали Дебюсси, Равель.
Бенджамин Бриттен – виолончельный концерт (посвящен Ростроповичу), симфония для оркестра и виолончели.
Эдуардом Элгаром в начале XX века был создан виолончельный концерт.
Пауль Хиндемит – концерт, посвященный Пятигорскому (написан в Америке).
Множество произведений посвящено Зигфриду Пальму – виртуозному исполнителю современной музыки («Немецкий Ростропович»).
10 Русская виолончельная музыка до 1917 года
Чайковский: «Нужно обладать уникальными качествами, чтобы привлекать публику с виолончелью в руках». Композитором написаны «Pezzo capriccioso» и «Вариации на тему рококо», посвященные Вильгельму Фитценхагену, который впоследствии создал свою редакцию.
Карл Давыдов написал 4 концерта, из которых наиболее известны второй и четвертый.
Рубинштейн – 2 сонаты. (Правда, творчество этого композитора не очень характерно для русской музыки).
Римский-Корсаков – серенада для виолончели и фортепиано.
Рахманинов – соната в четырех частях, посвященная Анатолию Брандукову.
11 Советская виолончельная музыка
Большое влияние на виолончельное искусство этого периода оказало творчество Мстислава Ростроповича, которому посвящено множество произведений. Более того, Ростропович даже писал вместе с Прокофьевым его концерт-симфонию. Прокофьевым написаны концертино и соната для виолончели.
Шостакович свою сонату посвятил Кубацкому, а два концерта концерта – Ростроповичу. Очень популярен первый концерт, в котором широко используется уменьшенный лад, характерный для творчества Шостаковича.
Одним из первых произведений Рахманинова стал романс для виолончели и фортепиано.
В более поздний период написаны 5 пьес Шапорина, 5 пьес Сулхана Цинцадзе.