Файл: А. К. Маркова предполагала что, человек, со своей готовой яконцепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Яидеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионало.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 10
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1.
Я-концепция – это система сопряженных с оценкой представлений человека о себе как субъекте профессиональной деятельности и как личности, предназначенная для реализации тех или иных по содержанию смысловых отношений человека к профессии и через это для обеспечения его собственного функционирования и саморазвития / самореализации в профессии (С.Т.Джанерьян).
Я-концепция – осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для сознания своих качеств (А. К. Маркова).
Определение С.Т.Джанерьян глубокое и указывает цель человека, у которого сформировано понятие собственной Я-концепции. Это – ничто иное, как саморазвитие и самореализация человека в своей профессии.
А. К. Маркова предполагала что, человек, со своей готовой Я-концепцией, сравнивает себя с некоторым идеалом (Я-идеальный), который этот человек представляет в своем сознании. По мнению этого автора, у профессионалов, обладающих сформированным уровнем профессионального самосознания повышается эффективность труда, удовлетворённость профессией, возрастает стремление к самореализации, повышается уверенность в себе.
У данных определений есть общий знаменатель и заключается он в том, что они связаны с самосознанием и представлением человека о себе.
Уровень развития собственной Я-концепции несомненно важен: Человек познав себя лучше представляет в каком направлении двигаться дальше, начиная от профессии и заканчивая бытовыми делами.
Задание 2.
| Проблемы педагогической деятельности | Пути решения проблем |
| Отсутствие у учащихся интереса к предмету | Развитие у учащихся познавательного интереса и любви к изучаемому предмету, как и к самому процессу умственного труда, - одна из ключевых задач, стоящих перед любым педагогом. За история развития педагогической системы было накоплено множество путей и способов решения данной проблемы. Так, развитию познавательного интереса способствует, например, такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и "открытия" новых знаний, решает вопросы проблемного характера. Ученик – не просто «объект», на который направлена педагогическая деятельность учителя, но активный участник образовательного процесса. Также, любой труд, и интеллектуальный, интересен тогда, когда он разнообразен – а значит, при составлении учебного плана и организации уроков нужно обязательно использовать смену деятельности, разные виды заданий, проводить разные типы уроков. Нужно не забывать о связях изучаемого материала с уже известным учащимся, находить междисциплинарные связи. Слишком легкий или слишком трудный материал также не прибавит заинтересованности школьникам – уровень должен быть посильным, желательно учитывать ближайшую зону развития. Конечно, всегда останутся важными яркость и выразительность подачи материала, умение эффективно использовать иллюстративный материал и новые технологии обучения, а также личная заинтересованность самого педагога и его любовь к изучаемому предмету. |
| Традиционно сложившееся в обществе принижение значений внешних стимулов педагогической деятельности, связанных с материальным вознаграждением. | Известно, что «Сильные» специалисты в педагогике отличаются высоким уровнем развития внутренней мотивации к педагогической деятельности. Это позволяет им оставаться увлеченными в собственной профессиональной деятельности и ее результате. Роль и важность развитой внутренней мотивации педагога неоспорима. Наряду с этим нельзя принижать значение внешней мотивации, связанной не только с достойной оплатой труда, но также с соответствующим уважением со стороны социума к тяжелому труду педагога. При этом уважение должно быть проявлено в нашем материальном мире посредством всем давно известных путей: это повышение престижности работы в образовательном учреждении, выражаемое в уровне заработной платы, а также в условиях труда (современные кабинеты, современное оборудование, материальная база). Без здравого адекватного отношения к важности положительных внешних стимулов в работе педагога нельзя добиться высокого уровня образовательного процесса. |
| Массовое использование по отношению к педагогам отрицательных внешних стимулов. | Суть проблемы в том, что в сложившейся системе образования широкое распространение имеет применение таких отрицательных внешних стимулов, как, например, депремирование, или участие в разного рода политизированных мероприятиях, в которых сам педагог может не иметь интереса, на основании того, что педагоги должны быть социально и политически активной частью общества. При этом данные стимулы применяются людьми, которые непосредственно в образовательном процессе не участвуют – не ведут уроков, не проводят внеклассных мероприятий, не вывозят детей, не выставляют им оценок и не общаются потом с родителями, то есть людей, которые зачастую имеют свое достаточно ограниченное видение педагогического процесса. Такая практика препятствует развитию в педагоге самоуважения, проявлению им педагогического творчества, и значит, росту его педагогического мастерства. Человек, которого принудили делать общественно-социальный поступок, противоречащий его внутренней позиции – чувствует себя «социально битым», как он может потом, после этого – идти в класс к детям и внушать им уважением своей личностью, восхищать, увлекать своим предметом. Решение проблемы видится в демократизации образовательного процесса. Чем больше будет альтернатив стандартной общеобразовательной школе – тем лучше. Пусть это будет различного рода обучение на дому, или экстерном, специализированные школы, программы, - чтобы педагоги с развитой Я-концепцией и высокого уровня культуры могли найти себе там достойное их личности и профессионализму место. |
| Применение некоторыми педагогами в процессе педагогического общения устрашения учащихся или, наоборот, заигрывание с учащимися. | Использование в процессе педагогического общения заигрывания или устрашения встречается, как правило, среди неопытных педагогов, с недостаточным уровнем развития личности. Такого рода общение деструктивно и по сути своей препятствует достижению результата в педагогической деятельности, особенно в воспитательной работе. Решение проблемы видится в настойчивой и последовательной работе педагога над собою, выработкой им соответствующей Я-концепции, развитие в себе профессионально-педагогических качеств. Также известно, что все отрицательные стили общения строятся на субъект-объектных отношениях, где педагог рассматривает воспитанников как объект воздействия. С этой точки зрения начинающему педагогу необходимо научиться занимать диалогическую позицию в процессе ведения профессиональной деятельности, в противовес авторитарной. При этом, однако, не стоит забывать и об искусстве дистанции, так как фамильярность в педагогическом процессе также вредна, как и жесткая авторитарная позиция. |
| Отсутствие эмпатии при педагогическом общении. | Перцептивная функция общения, пожалуй, самая «тонкая» и непростая в реализации. Однако ее важность для успешного образовательного процесса не подлежит сомнению. Важна она не только для достижения образовательного результата, но также для развития личности самого педагога. Без эмпатии практически невозможным видится создание на уроке положительной атмосферы продуктивного общения. Все мы живые люди, переживающие свои эмоциональные состояния, и это накладывает свой отпечаток на любую нашу деятельность. Бывают педагоги, которые по своей природе хорошо разбираются в людях – «гении общения». Для других научится чувствовать человеческую душу, понимать желания, мотивы поступков и эмоциональное состояние другого человека – сложная проблема. Решение этой проблемы видится, прежде всего, в активном саморазвитии и самопознании педагога. Если педагог научится объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми – то есть, если он разовьёт в себе на должном уровне навык рефлексии, то научится через это также и эмпатийно воспринимать воспитанника. Такой педагог сможет успешно прогнозировать, моделировать и корректировать учебно-воспитательные взаимоотношения. |
Задание 3.
1. Не скупиться на похвалу (особенно невербальную).
2. Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо "Ты сделал три ошибки в этом примере" продуктивней сказать: "Давай с тобой найдем в этом примере две ошибки"
3. "На ложку дегтя - бочка меда". Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели. "Вместо заклинания: "Постарайся быть внимательным и не пропускать букв" эффективней установка: "В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня - не больше пяти."
5. "За двумя зайцами...". Не надо перед первоклассником ставить более одной задачи одновременно. Если Вы сегодня ставите задачу не забыть точки в конце предложения, простите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
6. Формула "опять ты НЕ..." - верный способ выращивания НЕудачника.
7. Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
8. Никогда не следует:
- прибегать к сарказму, как при постановке вопросов, так и при прослушивании ответов;
- заставлять обучающегося отвечать, давить на него;
- сравнивать неправильно ответившего с тем, кто правильно это сделал;
- напоминать о прежних неудачах и сосредотачивать внимание (своё и всего класса) на них;
- внушать обучающимся, что они обречены на провал в последующем обучении, что они никогда не сумеют ничего в жизни достичь, если не ответят сейчас;
- ставить обучающегося в ситуацию унижения и беспомощности, подчёркивая и показывая тем самым своё преимущество и его никчёмность как ученика и как личности;
- создавать устрашающую обучающую среду, в которой обучающиеся боятся отвечать даже тогда, когда материал выучен, его знают, но не могут отвечать на вопросы из-за страха, унижения, злословия, несправедливого суждения;
- необъективно и необоснованно оценивать обучающихся, гиперболизируя как недостатки, так и достоинства их ответов.
Задание 4.
Родительское собрание на тему:
«Портфолио ученика, как средство мотивации личностного развития»
Цель собрания:
1. Проинформировать родителей о «Положении о школьном портфолио», его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.
2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.
Ход собрания
I. Мотивация родителей
- Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ
- Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
- В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы - оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала курсов на разных ступенях обучения. Классный руководитель собирает в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и гимназии.
- Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы ни какая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?
II. Общие вопросы
- Отгадайте ребус:
(Портфель).
- Кто догадался, о чём пойдёт речь на родительском собрании?
- Кто-то из вас информацию о Портфолио наших ребят воспринял в 5 классе как очередное веяние моде, как способ загрузить дополнительной работой и без того перегруженных учителей, учащихся и их родителей.
- На самом деле многие из вас имеют неполную, либо искаженную информацию о том, что же такое "Портфолио достижений обучающегося". И наша задача сегодня в этом разобраться.
- На нашем собрании мы попытаемся выяснить
1. Что такое «Портфолио»?
2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?
3. Какими бывают Портфолио обучающихся?
4. Кто и как должен его составлять?
Вопрос №1. Что такое «Портфолио»?
- Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Попробуем разобраться, что оно значит.
- Это слово иностранного происхождения:
1. В переводе с английского - портфель для документов.
2. В переводе с французского – собрание листов.
3. В переводе с итальянского – папка с документами.
4. В педагогической литературе «Портфолио» - это:
а). Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях учащегося по сравнению с его предыдущими результатами.
б). Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Портфолио – это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Теперь рейтинг школьника определяется не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Все это помогает составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем помогает определиться в выборе ВУЗа. Подобное новшество вступило в силу с сентября 2006 года, в связи с принятием решения об обязательной профильной подготовке старшеклассников во всех школах России (приказ Минобразования от 05.12.2003 N 4509/49).
3. Цель и задачи создания Портфолио ученика.
«Быть шофером хорошо, а летчиком - лучше…».
- По данным центра социально-профессионального определения, 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройстве. Из них:
- 23 процента профиль дальнейшего обучения выбирают за компанию со своими сверстниками;
- 18 процентов - под влиянием таких факторов: где-то слышал, рассказали учителя, родители;
- 22 процента вообще не задумывались о своем профессиональном будущем.
То есть далеко не все к 15-16 годам знают наверняка, кем они хотят быть в будущем, а выбор профиля происходит случайно. После окончания школы выпускник может осознать ошибочность первоначального выбора, а поступить в вуз другого профиля ему будет сложно.
- Как помочЬ старшекласснику в столь непростом решении вопроса: «Как выбрать профиль обучения в старшей школе и профиль ВУЗа?»
- Для этого ученику и необходим «Портфолио» его личных достижений.
Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. «У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов» (министр образования В.М. Филиппов "Комсомольская правда" 14.01.2003).
Портфолио является перспективной формой представления индивидуальных достижений ребенка, так как позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, спортивной и др.
Цель портфолио.
Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а). Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б). Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в). Поощрять его активность и самостоятельность.
г). Формировать навыки учебной деятельности.
д). Содействовать индивидуализации образования ученика.
е). Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж). Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.
Функции портфолио.
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
Портфолио даёт шанс каждому ребёнку почувствовать себя успешным, повышает самооценку и уверенность в себе. Портфолио становится «историей успеха ребенка», помогающей:
- проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет;
- в интеграции количественной и качественной оценки.
Вопрос №2. Какие виды Портфолио обучающихся существуют?
- Строгих ГОСТов к Портфолио обучающихся пока не существует, однако выделяют можно выделить две группы разновидностей портфолио:
1. Портфолио внешних достижений.
2. Портфолио личностного развития.
1. Портфолио внешних достижений различают:
1. Портфолио документов
2. Портфолио творческих работ
3. Рейтинговое портфолио.
Портфолио документов - самая распространенная форма, которая представляет собой файловую папку с разнообразной информацией о приобретенном учащимися за определенный промежуток времени опыте успешной учебной и внеучебной работы. В перечень документов входят табели успеваемости, почетные грамоты и дипломы, письма - отзывы.
Портфолио творческих работ - разновидность портфолио, которая в значительной мере ориентирована на содержание учебных предметов. Оно отражает усилия, прогресс и достижения школьников в определенной предметной области. Такое портфолио составляется из выполненных обучающимися реферативных, конкурсных и оригинальных творческих работ. Оно может быть дополнено газетными и журнальными вырезками с опубликованными авторскими материалами учащихся (статьи, художественные иллюстрации и др.).