ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ «Я-КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГА»
Профессиональное становление личности – сознательная деятельность индивида, берущего на себя ответственность выполнять социальные функции. Социально-профессионльная позиция личности включает в себя осмысление ее ведущих целей деятельности, желание работать в определенной сфере деятельности, а также умение работать. Педагог имеет дело с человеческими общностями, и его взаимодействия с индивидом опосредствуются предметными знаниями и системой социально-психологических отношений в этих общностях. Учитель как личность не может быть истолкован только исполнителем нормативной профессионально-педагогической деятельности. Он выступает как активный субъект, как носитель ценностей и педагогического самосознания. По словам Е.И. Исаева, С.Г. Косорецкого, В.И. Слободчикова, конкретные технологии профессионального образования опираются на традиционные психологические исследования сознания, которые в своем крайнем проявлении выступают как гносеологическая редукция – сведение сознания к знанию субъекта о мире, о себе в мире и замене реальных практических отношений с миром одной их стороной познавательной.1
В психологической литературе нет единого взгляда на понятие «Я-концепции», рассматриваемого в рамках различных подходов, что позволяет говорить о многогранности данного явления. Понятие «Я-концепция» чаще всего выражается в таких генетически родственных ей терминах, как «самосознание», «самопознание», «самоотношение», «самооценка», «образ Я», «идентичность». Хотя все эти понятия взаимосвязаны, их соотношение и значимость в различных научных подходах неодинаковы.
В отечественной науке изучение проблемы «Я» связано с анализом сознания и самосознания. В данное понятие исследователи вкладывают различное содержание - это установочная система (И.С. Кон); обобщенное представление, переходящее в понятие (И.И. Чеснокова); это сторона ценности личности (Н. И. Непомнящая); это аффективно-когнитивное представление (М.И. Лисина).
Близким к рассматриваемому понятию является понятие идентичности. Н.В. Антонова определяет личностную идентичность как динамическую гипотетическую структуру, связанную с биологическим и социальным контекстом жизни человека. Элементами данной структуры являются самоопределения, т.е. принятые человеком суждения относительно себя и своей жизни. Каждый элемент идентичности существует в пространстве трех измерений: 1) содержательное измерение – описываемая сфера жизни; 2) оценочное измерение – оценка человеком данного содержания; 3) временное измерение – существование элемента идентичности в субъективном времени личности.
2
Важной характеристикой личности, определяющей состояние ее идентичности является закрытость-открытость восприятию нового в себе и своей жизни. Идентичность закрытого человека мало подвержена изменениям, в то время как структура идентичности открытого человека может значительно изменяться. Те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности встают практически перед каждым. Особенно уязвимы в этом плане люди, принадлежащие к профессиям, статус которых резко изменился, в число которых попадают учителя.
Генезис взглядов, анализ теоретических позиций зарубежных и отечественных ученых убеждает нас, что Я-концепция представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. Это концепция человека о том, что он собой представляет, т.е. те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, это обобщенное представление о себе самом, система установок относительно собственной личности. Я-концепция отражает то, как человек видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни, другими словами, состоит из комплексного восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах («Я» – родителя, супруга, специалиста и т.п.). Р. Нельсон-Джоунс выделяет ряд черт, которыми может быть охарактеризована любая Я-концепция: 1) области содержания; 2) структура или процесс; 3) центральные и переферийные Я-концепции; 4) конгруэнтность – неконгруэнтность; 5) условия ценности); 6) предвосприятие и защита.3
Американские психологи М. Розенберг и Х. Коплан выделили несколько автономных формальных измерений Я-концепции: 1) степень когнитивной сложности и дифференцированности, которая измеряется числом и характером осознаваемых личностью собственных качеств; 2) степень отчетливости, «выпуклости» Я, его субъективной значимости для индивида, которая связана с рефлексивностью и объектами рефлексии; 3) степень внутренней целостности, последовательности Я-концепции, связанной с разными углами зрения используемых человеком при восприятии себя.4
Процесс формирования профессиональной Я-концепции будущего педагога определяется теми же общими
факторами и подчиняется тем же основным закономерностям, что и развитие целостной Я-концепции личности в процессе онтогенеза. Можно говорить о различиях лишь в проявлении этих механизмов и условий вследствие специфики, которой характеризуется каждый этап онтогенеза или специфики профессиональной деятельности.
Как известно, Я-концепция существует в двух формах – реальной («какой я есть») и идеальной («каким бы я хотел быть»). В большинстве случаев, как отмечают А.А. Реан и Я.Л. Коломинский, реальная и идеальная профессиональные Я-концепции не совпадают.5 Степень рассогласования, а также его внутриличностная интерпретация могут стать источником серьезных внутриличностных конфликтов или источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию.
Развитие Я-концепции обуславливает ее социальную позицию, эта позиция на разных возрастных этапах имеет различную качественную характеристику, начиная с установок на общение со взрослым и кончая развитием мировоззрения социально зрелой личности. С подросткового возраста в Я-концепцию начинают входить идеалы личности. Новое содержание меняет всю систему целеполагания личности: происходит переход от ориентации на внешне заданные цели к формированию устойчивых личностных перспектив. Само содержание Я-концепции обуславливает для личности определенное опережение действительности в виде целей и задач собственного развития. С подросткового возраста план будущего становится определяющим для рефлексии настоящего, это и обуславливает развитие целеполагающей функции Я-концепции. «Я-в будущем» начинает включать в себя план жизни, идеалы, отдаленные перспективы, значимые цели; все это на основе сознательно формируемых нравственных норм и критериев. В это время в сферу Я-концепции включается профессиональная ориентация, становящаяся более четкой в юношеском возрасте.
Исходя из основных свойств и функций Я-концепции, мы выделяем главные функции профессиональной Я-концепции педагога:
-
информационная – восприятие, переработка и хранение информации относительно своих профессионально-значимых качествах и соотнесение ее с требованиями профессиональной деятельности; -
целеполагания – переработка, осмысление, интерпретация приобретаемых профессиональных знаний, отношений, своих истинных целей для определения смысла и стратегии личностного и профессионального развития; -
прогнозирования – определение перспектив, моделирование образа «Я-учитель в будущем» (Я-идеальное); -
преобразующая – соотнесение образов Я-реальное и Я-идеальное, связанных с профессиональной деятельностью, реализация творческого потенциала в достижении желаемого; -
развивающая - создание собственного уникального профессионального опыта, способствующего профессиональной самоактуализации.
Таким образом, содержание процесса формирования профессиональной Я-концепции определяется не столько освоением научно-предметных знаний, сколько их порождением и проектированием способов употребления. Важнейшим его механизмом является рефлексия. Речь идет не о стихийно складывающейся рефлексии, а об организованном процессе рефлексии себя в профессиональной деятельности. Направленность рефлексивного восприятия проявляется в том, что будущий педагог оказывается способным отличить себя от своей деятельности, противопоставить ее себе в качестве объекта. Именно в этом случае его деятельность может стать предметом преобразования и развития.
1 Исаев Е.И., Косорецкий С.Г., Слободчиков В.И. Становление и развитие профессионального самосознания будущего педагога //Вопросы психологии – 2000. - № 3. – С. 57-66.
2 Антонова Н.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения //Вопросы психологии. - 1997. - № 6. – С. 23 – 30.
3 Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования – СПб: Питер, 2000. – 464 с.
4 Rosenberg M., Koplan H. (Ed) Social psychology of the selfconcept. Arlington Heights. 1982.
5 Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб.: Питер Ком, 1999. – 416 с.