Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цифры, приведенные в таблице 4, свидетельствуют о глубоких диспропорциях между индикаторами, характеризующими, с одной стороны, национальное богатство, а с другой – общественное благосостояние, производственные возможности, международную торговлю и финансы России. В соответствии с приведенными данными природно-ресурсный потенциал России в разы превышает ее финансовый потенциал, объем ВВП, объем экспорта и импорта. Общее экономическое ослабление России многие эксперты связывают с неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Обеспечение благосостояния народа является ведущей целью цивилизованного государства. Для России первоочередной задачей становится сохранение высоких темпов его роста на основе эффективного использования национального богатства страны.
2.2 Тенденции развития национального богатства России.
Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.
Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.
В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.
Таблица 5 – Прогноз данных по России
| 2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 |
Национальное богатство, % | 105 | 108 | 112 | 116 | 120 |
Натурально-вещественная структура: | | | | | |
Основной капитал | 65 | 65 | 64 | 65 | 65 |
Материальные запасы | 13 | 12 | 12 | 10 | 10 |
Домашнее имущество | 22 | 23 | 24 | 25 | 25 |
Воспроизводственная структура: | | | | | |
Произодственные фонды | 54 | 52 | 51 | 51 | 50 |
Невоспроизводственные фонды | 46 | 48 | 49 | 49 | 50 |
Необходимо также отметить тот факт, кому принадлежит национальное богатство и основные сферы экономики России. На 2018 год 82% состояния страны принадлежит приблизительно 10% самым обеспеченным Россиянам. По этому параметру страна перегнала таких мировых гигантов, как США, где только 76% национального богатства принадлежит самым богатым гражданам страны. В Китае этот уровень еще ниже – 62% национальных богатств принадлежит 10% самым обеспеченным китайцам. [13]
Именно этот момент не дает полноценно развиваться экономике страны. И еще один момент, которые нуждается в изменении – это большая заинтересованность в человеческом капитале и инвестициях в него в больших размерах.
Современное состояние национального богатства и приведенные в таблице 5 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. Таким образом, новая социальная структура общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она должна воспроизводить такую систему ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты. [14]
Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема - представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.
В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:
1) объем и доступность всех имеющихся видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);
2) достигнутый страной уровень технического развития, определяющий качество и производительность технологической базы экономики;
3) накопленный страной задел в области фундаментальных и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.
В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важнейшая часть национального богатства вещественное богатство, представленное всей совокупностью накопленных материальных ценностей. Это, прежде всего, степень искусности населения, накопленных производственного опыта и знаний, достигнутого уровня как общей, так и производственной культуры, а также духовного, образовательного и интеллектуального уровней развития нации, ее здоровье. Здесь мы вновь особо подчеркиваем систему ценностей, которой руководствуется нация в своей жизнедеятельности и хозяйственной жизни. Конечно, данный показатель вряд ли можно выразить в стоимостной оценке, но смена ориентиров в системе ценностей, и, прежде всего, духовных, определяет характер жизнедеятельности нации. Национальное богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства.
Таким образом, значение национального богатства определяется тем, что, во-первых, она содержит ключевые макроэкономические показатели и, во-вторых, является эффективным инструментом гармонизации и интеграции всей экономической статистики: определения, классификации и показатели, используемые в различных разделах экономической статистики, подлежат согласованию с соответствующими определениями, классификациями и показателями национального богатства.
Список используемых источников
-
https://rosinfostat.ru/natsionalnoe-bogatstvo/ Статистика и показатели 2019г. -
Национальное богатство стран мира на начало XXI в. [электронный ресурс] // Бизнес on-line. - Режим доступа: http://www.business-gazeta.ru/article/80938/. Дата обращения: 23.12.2020.
3. Национальное богатство [электронный ресурс] // PravoProStory.ru - Режим доступа: http://pravoprostory.ru/finansy-2/jekonomistu/16109-nacionalnoe-bogatstvo.html
4. https://tyulyagin.ru/ratings/srednyaya-zarplata-po-stranam-mira.html Средняя зарплата рейтинг стран мира.
5. Россия в цифрах 2020.
6. Экономическая статистика Щербак И. А. 2008 32 – с.
7. https://rosstat.gov.ru Федеральная служба государственной статистики.
8. https://riskprom.livejournal.com/51134.html Производство и основные фонды в промышленности РСФСР и РФ
9. Википедия
10. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Ноябрь 2020
11. Доклад «Насколько богата Россия?» 2019
12. Вовненко Г. Измерение результатов национальной экономики: былое и думы: монография / Г.И. Вовненко. - М. - Берлин: Директ-Медиа. 2014. 169 с.
13.Нестеров Л. Возможности применения расширительной концепции национального богатства // Вопросы статистики. 2010. №5. 51 с.
14. Абалкин Л. Взгляд в завтрашний день / Л. Абалкин; Ин-т экономики РАН. - М., 2010. - 126 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Баланс финансовых активов и обязательств
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Рейтинг стран мира по средней зарплате 2020 г.
Ранг | Страна | Средняя зарплата (Брутто), $ | Средняя зарплата (Нетто), $ | Ставка налога (%) | Средняя зарплата в рублях (Брутто) | Средняя зарплата в рублях (Нетто) |
| | | | | | |
1 | Швейцария | 6244 | - | - | 387128 | |
2 | Дания | 6192 | 2942 | 52,5 % | 383904 | 182404 |
3 | Люксембург | 5854 | - | - | 362948 | |
4 | Норвегия | 5450 | 3868 | - | 337900 | 239816 |
5 | Исландия | 5436 | 2990 | 45 % | 337032 | 185380 |
6 | Германия | 4392 | - | - | 272304 | |
7 | Япония | 3998 | 3198 | 20 % | 247876 | 198276 |
8 | Бельгия | 3930 | 1965 | 50 % | 243660 | 121830 |
9 | США | 3921 | 2941 | 25 % | 243102 | 182342 |
10 | Финляндия | 3908 | 3072 | 21,4 % | 242296 | 190464 |
11 | Сингапур | 3782 | - | - | 234484 | |
12 | Ирландия | 3671 | 2166 | 41 % | 227602 | 134292 |
13 | Андорра | 3388 | 3048 | 10 % | 210056 | 188976 |
14 | Новая Зеландия | 3354 | - | - | 207948 | |
15 | Австралия | 3346 | 1930 | 42 % | 207452 | 119660 |
16 | Франция | 3332 | 2343 | 30 % | 206584 | 145266 |
17 | Нидерланды | 3238 | - | - | 200756 | |
18 | Багамские Острова | 3189 | 3065 | 3,9 % | 197718 | 190030 |
19 | Канада | 3151 | 2506 | 20,5 % | 195362 | 155372 |
20 | Израиль | 3064 | 2635 | 14 % | 189968 | 163370 |
21 | Южная Корея | 2964 | 2253 | 24 % | 183768 | 139686 |
22 | Австрия | 2940 | 1652 | 43,21 % | 182280 | 102424 |
23 | Швеция | 2893 | 2026 | 30 % | 179366 | 125612 |
24 | Сан-Марино | 2843 | - | - | 176266 | |
25 | Италия | 2726 | 1691 | 38 % | 169012 | 104842 |
26 | Великобритания | 2703 | 2163 | 20 % | 167586 | 134106 |
27 | Гонконг | 2196 | 1822 | 17 % | 136152 | 112964 |
28 | Испания | 2133 | 1494 | 30 % | 132246 | 92628 |
29 | Кипр | 2126 | 1701 | 20 % | 131812 | 105462 |
30 | Словения | 1914 | - | - | 118668 | |
31 | Мальта | 1783 | - | - | 110546 | |
32 | Эстония | 1560 | 1317 | 19 % | 96720 | 81654 |
33 | Тайвань | 1545 | - | - | 95790 | |
34 | Чехия | 1454 | 1236 | 15 % | 90148 | 76632 |
35 | Бахрейн | 1426 | 1426 | 0 % | 88412 | 88412 |
36 | Панама | 1422 | - | - | 88164 | |
37 | Литва | 1419 | 1080 | 24 % | 87978 | 66960 |
38 | ЮАР | 1415 | 1048 | 26 % | 87730 | 64976 |
39 | Португалия | 1288 | 921 | 28,5 % | 79856 | 57102 |
40 | Словакия | 1283 | 1039 | 19 % | 79546 | 64418 |
41 | Польша | 1253 | 1028 | 18 % | 77686 | 63736 |
42 | Латвия | 1217 | 900 | 23 % | 75454 | 55800 |
43 | Греция | 1203 | 939 | 22 % | 74586 | 58218 |
44 | Венгрия | 1187 | 1009 | 15 % | 73594 | 62558 |
45 | Румыния | 1186 | - | - | 73532 | |
46 | Чили | 1074 | - | - | 66588 | |
47 | Аргентина | 1061 | 817 | 23 % | 65782 | 50654 |
48 | Уругвай | 1006 | 1006 | 0 % | 62372 | 62372 |
49 | Китай | 995 | 796 | 20 % | 61690 | 49352 |
50 | Турция | 961 | 820 | 15 % | 59582 | 50840 |
51 | Хорватия | 955 | 717 | 25 % | 59210 | 44454 |
52 | Черногория | 843 | 843 | 0 % | 52266 | 52266 |
53 | Босния и Герцеговина | 822 | - | - | 50964 | |
54 | Россия | 788 | 686 | 13 % | 48856 | 42532 |
55 | Малайзия | 712 | - | - | 44144 | |
56 | Болгария | 710 | 639 | 10 % | 44020 | 39618 |
57 | Македония | 699 | - | - | 43338 | |
58 | Ботсвана | 633 | - | - | 39246 | |
59 | Республика Косово | 596 | 537 | 10 % | 36952 | 33294 |
60 | Бразилия | 552 | 470 | 15 % | 34224 | 29140 |
61 | Белоруссия | 545 | 474 | 13 % | 33790 | 29388 |
62 | Перу | 543 | - | - | 33666 | |
63 | Сербия | 537 | - | - | 33294 | |
64 | Маврикий | 511 | - | - | 31682 | |
65 | Казахстан | 486 | 438 | 10 % | 30132 | 27156 |
66 | Албания | 483 | - | 23 % | 29946 | |
67 | Таиланд | 467 | - | - | 28954 | |
68 | Украина | 460 | 391 | 18 % | 28520 | 24242 |
69 | Грузия | 458 | 367 | 20 % | 28396 | 22754 |
70 | Эквадор | 450 | - | - | 27900 | |
71 | Молдавия | 437 | 385 | 12 % | 27094 | 23870 |
72 | Монголия | 434 | - | - | 26908 | |
73 | Мексика | 401 | - | - | 24862 | |
74 | Армения | 378 | 303 | 20 % | 23436 | 18786 |
75 | Азербайджан | 346 | 299 | 14 % | 21452 | 18538 |
76 | Никарагуа | 339 | - | - | 21018 | |
77 | Алжир | 335 | 273 | 19 % | 20770 | 16926 |
78 | Киргизия | 253 | - | - | 15686 | |
79 | Вьетнам | 241 | 241 | 0 % | 14942 | 14942 |
80 | Филиппины | 200 | - | - | 12400 | |
81 | Узбекистан | 184 | - | - | 11408 | |
82 | Сенегал | 170 | - | - | 10540 | |