Файл: Составление описательного рассказа по сюжетной картине Лиса с лисятами.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.05.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта занятия по речевому развитию.
Возрастная группа: Старшая.
Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».
Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по картине.
Задачи:
Образовательные:
- обучение составлению рассказа по сюжетной картине
- упражнение в умении выделять основные элементы картины и анализировать их
Развивающие:
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи детей
- расширение словарного запаса детей прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).
- развитие воображения и творческой активности.
Воспитательные:
- воспитание культуры речевого общения, дружелюбия, любви к прекрасному, бережного отношения к природе.
Основная образовательная область: развитие речи.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: картина, рамки разных размеров, цветные карандаши, лист А4 на каждого ребенка, мольберт, ТСО (запись звуков), мех, камни, веточки, контейнеры с травой, листьями, цветами, мхом.
Предварительная работа: беседа «Животные леса», рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный | - Сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Кто знает, что это такое? - А какие музеи в нашем городе вы знаете? - На нашей экскурсии мы познакомимся с картиной «Лиса с лисятами». Как вы думаете, что может быть изображено на картине с таким названием? - Сейчас я превращусь в художника и с вашей помощью попробую написать картину. Педагог зарисовывает на мольберте ответы детей, создавая картину. | Слово: высказывание детей, обсуждение. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым. Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы. |
2 | Деятельностный | - А теперь давайте посмотрим, что изображено у автора, и что придумали мы. Картина открывается, и дети сравнивают оригинал и результат своих ответов. Проводится сравнительный анализ. - Кто изображен на картине? А у нас? - Какие они? А у нас? - Что делают? А у нас? - Где находятся персонажи, какой фон изображен на картине? А у нас? - Как вы думаете, название картины полностью раскрывает ее содержание? - Как бы вы назвали эту картину? - Вам понравилось картина, которую мы нарисовали? - Поместим ее в уголок творчества. (Педагог переносит картину в уголок ХЭР) - Ребята, а вам нравиться картина «Лиса с лисятами»? - Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее. Почему? - Что привлекло внимание, что не нравиться? Почему? - Где находится лиса с лисятами? - Можно ли понять по картине, какое время года изображено? - Какое время суток? - Посмотрите, как весело лисятам под теплым солнышком. Давайте и мы встанем и поиграем с солнышком. Физминутка: Вот как солнышко встает, Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться) К ночи солнышко зайдет Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол) Хорошо, хорошо, Солнышко смеется. А под солнышком нам Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться) Появление «Волшебной рамки». Для того чтобы дети смогли выделять из всего изображения только один элемент, необходимо использовать рамки разного размера, важно, чтобы рамка была достаточно маленькая, что бы в нее попал только один герой, и при этом позволила полностью описать анализируемый элемент). - Чтобы поближе увидеть солнышко, мы используем подзорную трубу. Перед вами на столе лежит лист бумаги. Давайте свернем его в трубочку, чтобы у нас получилась подзорная труба. - Подзорная труба позволяет нам приблизить или увеличить предмет, на который мы смотрим, чтобы лучше рассмотреть его. - Возьмите подзорную трубу и посмотрите в нее на лису. (Педагог прикладывает рамку-кружок к изображению лисы, лисят). - Посмотрите, какая она красивая. Опишите, какая она, что делает. Как мы ее назовем? Составляем описательный рассказ по каждому элементу картины: внешность героя, поведение, предлагаем детям придумать имя (кличку), характеризующую данного героя. - Если бы смогли потрогать лису с лисятами, какие бы они были? Детям предлагаю потрогать мех. - Давайте закроем глаза и представим, что мы пришли к ним в гости. Включаем «Звуки леса». - Что вы слышите в лесу? - Мы наступаем на веточки, траву, листья. Веточки ломаются (сломать ветку)... - Как вы думаете, чем пахнет в лесу? Детям предлагают понюхать веточки, листья, мох. - Теперь, когда мы побывали в лесу, поближе рассмотрели лису с лисятами, предлагаю вам превратиться в журналистов и сделать репортаж «Лиса с лисятами». Дети описывают, педагог записывает. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок устанавливает сходства и различия предметов и явлений, способен к обобщению. Ребенок может выделять в изображении отдельный элемент, концентрироваться на нем, не отвлекаясь на другие элементы картины, анализировать более мелкие детали. У ребенка появляется стремление выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений. Ребенок может самостоятельно составлять описательный рассказ по картине из 5-7 предложений, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. |
3 | Рефлексивный | - Молодцы! - Как вы думаете, а что дальше будет делать лисица и ее лисята? - Сегодня на занятии мы с вами познакомились с новой картиной, сходили в гости к лисе с лисятами, сделали репортаж. -И сейчас мы с вами немного отдохнем, а затем вы сами после перерыва превратитесь в художников и изобразите свою лисичку. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок может составить творческий рассказ – окончание сказки или рассказа. |
| | |
Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: лепка «Пингвиненок»
Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать технику лепки объемных фигур;
- вызывать интерес к изображению пингвина пластическими средствами;
- закреплять знания детей о пингвинах и среде их обитания;
- формировать умение передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей;
- инициировать создание коллективной композиции;
- закреплять навыки счета в пределах 5, умение сравнивать по количеству предметов, по величине.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, целенаправленное зрительное восприятие;
- развивать фантазию, творческие способности, память;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к отражению представлений о природе в изобразительной деятельности.
Основная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: компьютер, игрушка белого медведя, пластилин.
Предварительная работа: беседа «Животные Арктики и Антарктики», «Природа Северного и Южного полюса», просмотр видеофильма, презентации и иллюстраций по данной теме, отгадывание загадок.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный | В: Сегодня мы с вами отправляется в далекое путешествие к южному полюсу земли. Появляется герой Вносится игрушка белого медведя. Г: Здравствуйте, ребята. Возьмите меня с собой, пожалуйста. Я так хочу попасть на самый юг. Я вам помогу и, что делать, подскажу. П: Возьмем? Г: Пора нам в дорогу собираться. На юге тепло – не надо одеваться. Д: - Нет, холодно, надо теплую одежду надеть. Педагог показывает слайд – Антарктика. Г: Ах, как ярко светит солнце, но везде лежат снега! Что же это? Даже летом не растают никогда? Г: Это ж юг, но где же пальмы? Я хочу позагорать! И на пляже в теплых волнах, с вами, дети, поиграть! П: Мишка, ты все перепутал. На южном полюсе всегда холодно. Наши ребята все тебе сейчас расскажут об этой земле. Г: Что за странная земля! Там где юг – лежат снега! Может птицы не летают? Может, плавают тогда? П: Мишка, на южном полюсе живет такая птица, называется пингвин. Чем известен полюс Южный? Тем, что полюс Южный – вьюжный Землю там покрыли льдины, А на них живут пингвины. Не летают птицы эти, Но летать они хотят. И подолгу на рассвете В небо низкое глядят! Г: Нет, не правда, ерунда! Не поверю никогда! Ладно, птица не летает, но чтоб плавать - вот беда! Педагог показывает слайд – пингвины. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. |
2 | Деятельностный | Г: Не поверю, пока не докажете, что это птица! - У пингвина есть: крылья, хвост, клюв, они как птицы, высиживают яйца. Пингвины не умеют летать, но зато отлично плавают и ныряют. В воде они видят очень хорошо, это помогает им в добыче пищи. А питаются они рыбой, мелкими рачками, креветками. Под водой пингвины могут находиться без воздуха почти 20 минут. Г: Как двигаются пингвины? П: Они ходят вперевалку. А давайте покажем, как они двигаются. Физкультминутка «Пингвинья стая» Шагает вразвалочку, крылья расставив, По льду вся пингвинья огромная стая. Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин. В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой. Г: На северном полюсе птиц таких нет! Хотел бы я всем рассказать их секрет. Но кто мне поверит? Вот это беда! Ребята! Слепите пингвинов тогда! П: Ребятки, а давайте и вправду слепим для белого медведя фигурки пингвинов. Он их заберет с собой на северный полюс и покажет всем своим друзьям эту чуду-птицу. Педагог показывает слайд – пингвины. П: Посмотрите, из каких частей состоит тело пингвина? П: Сколько всего частей? П: Давайте подумаем, сколько кусочков пластилина нам понадобится? П: Ребята, скажите, сколько кусочков пластилина у вас, сосчитайте? П: А у тебя сколько? П: Найдите и покажите самый большой кусок пластилина. Из него мы будем лепить туловище. П: Теперь найдите самые маленькие. П: Сколько их? П: Из них мы будем делать крылья пингвину. П: Какой кусочек еще остался? Из него получится голова. П: Скажите, а каких кусочков больше, больших или маленьких ? П: Молодцы! Начнем лепить тело пингвина. Возьмите самый большой кусок пластилина. Разогрейте его. Показ педагогом всех манипуляций. П: Сейчас скатайте из него колбаску. П: Теперь прижмите её к доске, чтобы она могла стоять. П: Теперь вытянем хвостик, лапки. Молодцы! Тело пингвина готово. П: Сколько кусков у вас осталось? А сколько было? Стало больше или меньше? П: Найдите среди оставшихся кусков самый большой. П: Из самого большого куска мы будем лепить голову. Какой формы голова? П: Катаем между ладошками шарик. Прилепляем его к телу. П: Что это? П: На что они похожи? Сколько их? Какие они? П: Покажите, какие кусочки пластилина нужно взять, чтобы слепить крылья пингвину. П: Раскатайте две колбаски и расплющите их. П: Прилепите крылья к телу. П: Посмотрите на своего пингвина, он вам нравиться? Чего у него не хватает? П: Подумайте, какого цвета пластилин вам понадобиться, чтобы сделать грудку? П: Глазки? П: Клюв? П: Какой формы должны быть глазки? П: Клюв? П: Грудка? П: Молодцы! Лепим. | Слово: дети высказывают свое мнение. Пластилин. | Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы. У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы. Ребенок действует по образцу или алгоритму, может внести в готовое изделие элементы нового (2 – 3). |
3 | Рефлексивный | П: Мишка вот и готовы наши пингвины. Посмотри, они тебе нравятся? А вам, ребятки? П: Пора вам отправляться на северный полюс. А чтобы в дороге не заболеть, ребятки слепят своим пингвинам красивые яркие шарфики. П: Пересаживаем их на льдину. Все, вы готовы к отплытию. Г: До свидания, ребята. Спасибо вам большое. | Слово: дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой деятельности, используя знакомые техники. |
| | |
Технологическая карта занятия по ознакомлению с природой.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: Ознакомление с природой «Посев семян»
Цель: Формировать у детей представления о том, как сажать и выращивать рассаду в горшочках для последующей высадки в грунт.
Образовательные:
- вызвать интерес к тому, что растения выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;
- прививать элементарные навыки посадки семян на рассаду;
- закрепить знания об условиях роста растений.
Развивающие:
-развивать познавательную и речевую активность детей, используя ИКТ (мультимедийные технологии: слайд – шоу (видео).
- развивать логическое мышление;
- развивать умение обобщать и делать выводы;
- развивать интерес детей к совместной деятельности.
Воспитательные:
- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
- воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Материал и оборудование: иллюстрация «Три поросенка», ящики с землей, палочки, совочки, лейка, клеенка, семена, тряпочки, картинки с изображением растений, письмо, картинки с изображением семян и плодов, ИКТ, видео фильм «Пробуждение весны», музыкальных фрагмент.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», беседа «Весенние изменения в природе», «Что нужно растению», «Где что растет», изучение этапов роста растений, просмотр иллюстраций, презентации и видеофильмов по данной теме.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный | - Вот и закончилась зима. К нам спешит теплая солнечная весна. Пора таянья снегов и появления подснежников. Стук в дверь, помощник воспитателя вносит конверт. - Ребятки, посмотрите, нам пришло письмо. Педагог разворачивает письмо и читает. - Пишут вам ваши давние знакомые Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Мы теперь все вместе живем в каменном домике нашего старшего брата. Вот и в наши края пришла весна, солнышко стал сильнее пригревать, растаял снег, бегут ручьи, возвращаются птички. Скоро начнет расти трава и цветы. Как вы знаете, поросята очень любят вкусно покушать, но мы узнали, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. И вот мы решили посадить витаминный огород, и, как только растаял снег, раскидали семена по земле, полили, ждем. Уже прошла неделя, но у нас на огороде, почему то так ничего и не проросло. Просим вас, помогите нам. Ваши друзья, поросята. В: Поможем трем поросятам вырастить витаминный огород? | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. Ребенок правильно понимает эмоциональное состояние других людей, проявляет сочувствие; активно выражает готовность помочь, высказывая предположения о причинах эмоционального состояния окружающих. |
2 | Деятельностный | В: В своем письме поросята прислали нам пакетики с семенами растений, которые они хотят посадить… Случилась беда, пакетики порвались, и семена все перемешались. Педагог высыпает из конверта семена и их пакетики. Д\и: «Домик для семян» В: Вы должны, глядя на картинки с изображением семян и плодов, разложить семена по своим пакетикам. Семена петрушки, укропа, календулы, овса. В: Молодцы! Для чего растению нужны семена? Д: Это то, из чего вырастет растение. В: Посмотрите на экран. Что вы видите на этих слайдах? (видео) Д: Как растение прорастает из семени. Показ слайда (видео). Воспитатель с детьми разбирают последовательность прорастания (появление корешка, появление ростка, цветение, появление плодов). В: Перед вами карточки, на которых изображено, как растение прорастает. Вам надо выложить эти карточки по порядку. Физминутка: Катя шла-шла-шла, (дети шагают) Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко») Села, поела, (приседают) Опять пошла. (шагают) В: Скажите, что растению необходимо для роста? Д: Вода, тепло, почва, уход. Правильные ответы появятся на слайдах. В: А кто догадался, почему у поросят на огороде не проросли семена? Д: земля холодная В: Да, правильно. Поэтому весной семена сеют в горшочках в доме, а не высаживают на огороде. В: У нас на столе лежат предметы, необходимые для посадки семян, вам надо выбрать нужные. В: Ребята, сейчас мы с вами посадим семена для витаминного огорода трех поросят. Посмотрите, как правильно надо сеять семена. Сначала кладём почву, делаем бороздки и через расстояние сеем семена, потом небольшим слоем почвы их посыпаем. Берите необходимый инвентарь и будем сеять семена. - Прежде, чем вы приступите к работе, запомните: - будьте осторожны при работе с колющими предметами; - при получении травм немедленно обратись за помощью к воспитателю; - до и после работы вымойте руки с мылом. Для начала подготовим место для посева: поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко равномерно обогревало посеянные зернышки. Теперь сделаем бороздки для семян. Теперь возьмем семена и посеем их в землю с бороздками. После этого присыпим бороздки землей. Теперь обильно польем водичкой. Наметим посеянные семена табличками. | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждение. Садовый инвентарь для детей. | У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы. Ребенок способен объединяться и действовать в группах. |
3 | Рефлексивный | В: Ребята, мы сделали очень важное и нужное дело: мы посеяли семена и дали жизнь новым растениям. Теперь мы с вами будем наблюдать, как будут расти наши новые растения из семян. В: Что мы будем делать регулярно, что бы наши растения хорошо росли? В: Молодцы! И когда на улице станет достаточно тепло, что бы они могли расти в земле, мы их отправим нашим друзьям трем поросятам. В: Вспомните, о чем мы сегодня говорили, что делали? Для чего? Чему вы научились? | Слово: дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость. В уходе за растениями нацелен на результат. Мотивом гуманного отношения к животным выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому |
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.
Возрастная группа: средняя.
Тема: «Пространственные отношения»
Цель: способствовать формированию пространственных представлений (верх-низ, направо-налево, вперед-назад); повторению чисел 1-3; закреплению геометрической фигуры – треугольник.
Образовательные:
- способствовать умению выделять пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади)
- закрепить счет в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета
- закрепить знания о геометрической фигуре – треугольник (находить его среди других фигур).
Развивающие:
- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания
- развивать воображение, смекалку, зрительную память
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;
- воспитывать аккуратность.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: на фланелеграфе: три медведя, 2 красных треугольника и 1 синий одинакового размера, 4 больших зеленых треугольника,3 средних зеленых треугольника, 3 маленьких зеленых треугольника, иллюстрация леса (с елями), игрушки разной формы, 2 треугольника одинакового цвета и размера, круг, 2 треугольника разного размера и маленький круг. Цифры: 1,2, 3, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса».
Раздаточный материал: комплект треугольников (большой, средний и маленький) для каждого ребенка, по одному большому для каждого ребенка, на каждом столе 5-6 геометрических фигур не треугольники.
Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», упражнение в счете до 5, упражнение в различении и назывании геометрических фигур, выделение пространственных отношений «вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади».
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребенка | Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей) |
1 | Мотивационный | - Сегодня мы с вами отправляется в сказку. А к кому вы узнаете, когда отгадаете загадку: Возле леса на опушке Трое их живет в избушке Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? | | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. |
2 | Деятельностный | - Жили-были на лесной опушке папа – медведь, как его звали? - Мама-медведица. Как ее звали? - Сколько медведей стало на опушке? Давайте сосчитаем. - А вот к ним прибежал их сынишка. Как его зовут? - Сколько стало медведей? - Значит, два да еще один получится 3. - Ребята, а где живет медведи? - Какие деревья растут в лесу? - Давайте и мы посадим елочки. - Две елочки мы посадим слева от Михайло Потапыча, одну елочку мы посадим справа от Настасьи Петровны. - Сколько елочек мы уже посадили? - А для Мишутки мы сделаем елочку сами, а я вам помогу. Из чего состоит наша елочка? - Посмотрите, внизу находится самый большой треугольник. Найдите у себя самый большой треугольник и положите его перед собой. - Над большим треугольником находиться треугольник поменьше. Возьмите треугольник поменьше и положите его над большим треугольником. - Сколько треугольников мы положили? - Сколько осталось положить? - Где находится самый маленький треугольник? - Возьмите маленький треугольник и положите его самым верхним. Посмотрите, какая елочка у нас получилась. Маленький треугольник лежит на самом верху, Треугольник поменьше посередине, а самый большой лежит внизу. - Мишутке очень понравились ваши елочки. А мы с вами отправляемся в лес на прогулку. Физкультминутка. 1.Три медведя шли домой 2.Папа был большой-большой 3. Мама с ни поменьше ростом, 4. А сынок – малютка просто. 5. Очень маленький он был, 6. С погремушками ходил. 7. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. 1.Дети шагают на месте вперевалочку. 2.Поднять руки над головой, потянуть вверх. 3. Руки на уровне груди. 4. Присесть 5. Присев, качаться по-медвежьи. 6.Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки. 7. Дети имитируют игру с погремушками. - Мишутка тоже хочет научиться делать елочку. - Ребята, из каких геометрических фигур мы с вами сложили елочку? - Возьмите один треугольник. Давайте сосчитаем, сколько сторон у этой фигуры? - Сколько углов? - У этой фигуры все по три. Поэтому ее называют… - Теперь Мишутка знает, как из треугольников сложить елочку. Дидактическая игра: «Что похоже на треугольник?» - Ребята, у Мишутки очень много игрушек. И он очень любит с ними играть. Они все разной формы. Давайте выберем только те игрушки, которые имеют треугольную форму. Дидактическая игра: «Третий лишний» - Ой, ребята, Мишутка хотел найти треугольник, но у него все фигуры перепутались. Давайте, ребята, посмотрим, какая здесь фигура лишняя? Почему? - Вот какие молодцы, ребята. Все фигуры поставили на места | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты. | Ребенок нацелен на выполнение задачи вместе с другими детьми. Ребенок считает в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета. Ребенок выделяет пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади). Ребенок находит треугольник среди других фигур. |
3 | Рефлексивный | - Вспомните, сколько медведей было в сказке? - Число 3 мы обозначаем цифрой 3. На что она похожа? - А кто назовет эти цифры? - Давайте все вместе назовем все цифры. - Вам понравилось быть в гостях у медведей? - Нам пора прощаться с медведями и возвращаться в садик. | Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи. |
| | |
Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.
Возрастная группа: Средняя.
Тема: Сравнение численности множеств: одинаково, больше, больше на один, меньше, меньше на один, закреплять знания о геометрических фигурах.
Цель: Формировать умение сравнивать численность множеств.
Образовательные:
- формировать умение сравнивать предметные совокупности различным способами: наложением предметов, расположением предметов определенным образом (над, под)
- формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет
- закрепить умение различать геометрические фигуры
- способствовать формированию умения отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании.
Развивающие:
- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания
- развивать воображение, смекалку, зрительную память
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: 3 поросенка, 3 домика.
Раздаточный материал: геометрические фигуры: 3 круга и 3 треугольника каждому ребенку.
Предварительная работа: изучение понятий «столько-сколько», «больше-меньше», упражнять в счете до 5, в различении и назывании геометрических фигур, составление из них разных предметов и сравнении групп предметов путем наложения, чтение сказки «Три поросенка», беседы по темам: «Сезонные изменения в природе осенью», «Одежда и обувь в осенний период», упражнение в словообразовании.
№ | Этап занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Педагогическая целесообразность |
1 | Мотивационный | - Носик круглый, пяточком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек – копытца. Трое их – и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Вы их узнали? - Да. Это - Три поросенка из сказки: старший брат, средний брат, младший брат. - Уже наступила осень, световой день становится меньше. Температура воздуха падает, часто идут дожди, желтеет трава, наступают первые заморозки, улетают птицы. - Бедным поросятам холодно, они попросили нас помочь – построить им домики. Поможем? | Слово: дети вступают в диалог, высказывают свое мнение. | Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность. Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость. |
2 | Деятельностный | - Один построим из соломы, Второй – из веток, Третий – из камней. И будет братьям жить теплей. - Младший поросенок попросил построить ему домик из соломы. Как называется домик, сделанный из соломы? - Первому поросенку мы дадим соломенный домик. Воспитатель вывешивает соломенный домик под первым поросенком. - Средний поросенок попросил сделать ему домик из веточек. Вывешиваем под вторым поросенком домик из веток. - Сколько у нас поросят? Давайте посчитаем. - А сколько домиков мы дали поросятам? - Чего больше поросят или домиков? - На сколько больше поросят, чем домиков? - Что надо сделать, чтобы домиков стало столько же, сколько поросят? - Сколько нужно добавить домиков? - У одного поросенка не хватает домика, поэтому нам надо сделать еще один. - Кто помнит, из чего сделан домик старшего поросенка? - Как называется домик из камня? - Третьему поросенку мы подарим каменный дом. Вывешиваем каменный дом под третьим поросенком. - Сколько поросят к нам пришло? - Сколько домиков мы построили? - У каждого поросенка теперь есть домик? - Можно сказать, что поросят и домиков стало одинаково или поровну. - Один поросенок убежал в лес, рассказать лесным друзьям, что теперь у них есть домики, и они не замерзнут осенью. - Сколько стало поросят? – А сколько домиков? -Кого стало меньше, поросят или домиков? - На сколько поросят меньше, чем домиков? - Что нужно сделать, что бы поросят и домиков стало поровну или одинаково? - Молодцы! Вставайте, пойдем в лес искать поросенка. Физкультминутка. По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, раз-два, раз-два. По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам.. В яму – бух! ходил. - Пока поросенок гулял по лесу, у него замерзли ушки от холода. Ребята, а что носят люди, чтобы не мерзнуть? - А давайте дадим нашим братцам шапочки. - Перед вами на столе лежат мордашки поросят. На какую геометрическую фигуру похожу мордочки поросят? - Сколько их, посчитайте. - Сколько шапочек нам нужно, что бы шапочек и поросят было поровну? - На столе лежат зеленые шапочки. На какую геометрическую фигуру похожа шапочка? - Наденьте каждому поросенку свою шапочку. - Теперь можно сказать, что поросят и шапок стало… | Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты | Ребенок формирует умение сравнивать предметные совокупности расположением предметов определенным образом (над, под). Ребенок способен выделять пространственные отношения над-под. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. |
3 | Рефлексивный | - Поросята очень счастливы, что вы помогли им. Теперь им можно долго гулять по лесу, играть и заниматься спортом. - А вы хотите заниматься спортом? Тогда давайте скажем поросятам: «До свиданья» и пойдем переодеваться на физкультуру. | Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе. | Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи. |
| | |