Файл: Составление описательного рассказа по сюжетной картине Лиса с лисятами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.05.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технологическая карта занятия по речевому развитию.

Возрастная группа: Старшая.

Тема: Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Лиса с лисятами».

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по картине.

Задачи:

Образовательные:

- обучение составлению рассказа по сюжетной картине

- упражнение в умении выделять основные элементы картины и анализировать их

Развивающие:

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической

речи детей

- расширение словарного запаса детей прилагательными через развитие анализаторов (слуховой, тактильный, зрительный, обонятельный).

- развитие воображения и творческой активности.

Воспитательные:

- воспитание культуры речевого общения, дружелюбия, любви к прекрасному, бережного отношения к природе. 

Основная образовательная область: развитие речи.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: картина, рамки разных размеров, цветные карандаши, лист А4 на каждого ребенка, мольберт, ТСО (запись звуков), мех, камни, веточки, контейнеры с травой, листьями, цветами, мхом.
Предварительная работа: беседа «Животные леса», рассматривание картин с изображением диких животных, беседа о жизни и повадках лисы в разное время года, чтение русских народных сказок о лисе, отгадывания загадок и произнесение чистоговорок.


 

№ 

Этап занятия 

Деятельность воспитателя 

 

 

Наличие средства

для достижения

образовательного результата

у каждого ребенка

Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей)



Мотивационный 

 

- Сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Кто знает, что это такое?

- А какие музеи в нашем городе вы знаете?

- На нашей экскурсии мы познакомимся с картиной «Лиса с лисятами». Как вы думаете, что может быть изображено на картине с таким названием?

- Сейчас я превращусь в художника и с вашей помощью попробую написать картину. Педагог зарисовывает на мольберте ответы детей, создавая картину.

  Слово: высказывание детей, обсуждение.

Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым.

Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы.



Деятельностный 

 - А теперь давайте посмотрим, что изображено у автора, и что придумали мы.

Картина открывается, и дети сравнивают оригинал и результат своих ответов. Проводится сравнительный анализ.

- Кто изображен на картине? А у нас?

- Какие они? А у нас?

- Что делают? А у нас?

- Где находятся персонажи, какой фон изображен на картине? А у нас?

- Как вы думаете, название картины полностью раскрывает ее содержание?

- Как бы вы назвали эту картину?

- Вам понравилось картина, которую мы нарисовали?

- Поместим ее в уголок творчества.

(Педагог переносит картину в уголок ХЭР)

- Ребята, а вам нравиться картина «Лиса с лисятами»?

- Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее. Почему?

- Что привлекло внимание, что не нравиться? Почему?

- Где находится лиса с лисятами?

- Можно ли понять по картине, какое время года изображено?

- Какое время суток?

- Посмотрите, как весело лисятам под теплым солнышком. Давайте и мы встанем и поиграем с солнышком.

Физминутка:

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)

Появление «Волшебной рамки». Для того чтобы дети смогли выделять из всего изображения только один элемент, необходимо использовать рамки разного размера, важно, чтобы рамка была достаточно маленькая, что бы в нее попал только один герой, и при этом позволила полностью описать анализируемый элемент).

- Чтобы поближе увидеть солнышко, мы используем подзорную трубу. Перед вами на столе лежит лист бумаги. Давайте свернем его в трубочку, чтобы у нас получилась подзорная труба.

- Подзорная труба позволяет нам приблизить или увеличить предмет, на который мы смотрим, чтобы лучше рассмотреть его.

- Возьмите подзорную трубу и посмотрите в нее на лису.

(Педагог прикладывает рамку-кружок к изображению лисы, лисят).

- Посмотрите, какая она красивая. Опишите, какая она, что делает. Как мы ее назовем?

Составляем описательный рассказ по каждому элементу картины: внешность героя, поведение, предлагаем детям придумать имя (кличку), характеризующую данного героя.

- Если бы смогли потрогать лису с лисятами, какие бы они были?

Детям предлагаю потрогать мех.

- Давайте закроем глаза и представим, что мы пришли к ним в гости.

Включаем «Звуки леса».

- Что вы слышите в лесу?

- Мы наступаем на веточки, траву, листья. Веточки ломаются (сломать ветку)...

- Как вы думаете, чем пахнет в лесу?

Детям предлагают понюхать веточки, листья, мох. 

- Теперь, когда мы побывали в лесу, поближе рассмотрели лису с лисятами, предлагаю вам превратиться в журналистов и сделать репортаж «Лиса с лисятами».

Дети описывают, педагог записывает.

 Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.

 

 

 

 

 

 


Ребенок устанавливает сходства и различия предметов и явлений, способен к обобщению.

Ребенок может выделять в изображении отдельный элемент, концентрироваться на нем, не отвлекаясь на другие элементы картины, анализировать более мелкие детали.

У ребенка появляется стремление выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений.

Ребенок может самостоятельно составлять описательный рассказ по картине из 5-7 предложений, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

 3

Рефлексивный 

 - Молодцы!

- Как вы думаете, а что дальше будет делать лисица и ее лисята?

- Сегодня на занятии мы с вами познакомились с новой картиной, сходили в гости к лисе с лисятами, сделали репортаж.

-И сейчас мы с вами немного отдохнем, а затем вы сами после перерыва превратитесь в художников и изобразите свою лисичку.

 Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.

 

 

Ребенок может составить творческий рассказ – окончание сказки или рассказа.












Технологическая карта занятия по художественно-эстетическому развитию.

Возрастная группа: Средняя.

Тема: лепка «Пингвиненок»

Цель: знакомить детей с пластилином и его свойствами; формировать у детей интерес к лепке.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать технику лепки объемных фигур;

- вызывать интерес к изображению пингвина пластическими средствами;

- закреплять знания детей о пингвинах и среде их обитания;

- формировать умение передавать характерное строение птицы, соблюдая относительную величину частей;

- инициировать создание коллективной композиции;

- закреплять навыки счета в пределах 5, умение сравнивать по количеству предметов, по величине.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику, целенаправленное зрительное восприятие;

- развивать фантазию, творческие способности, память;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к отражению представлений о природе в изобразительной деятельности.
Основная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Оборудование: компьютер, игрушка белого медведя, пластилин.
Предварительная работа: беседа «Животные Арктики и Антарктики», «Природа Северного и Южного полюса», просмотр видеофильма, презентации и иллюстраций по данной теме, отгадывание загадок.

 

№ 

Этап занятия 

Деятельность воспитателя 

 

 

Наличие средства

для достижения

образовательного результата у каждого ребенка

Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей)



Мотивационный 

 

В: Сегодня мы с вами отправляется в далекое путешествие к южному полюсу земли.

Появляется герой

Вносится игрушка белого медведя.

Г: Здравствуйте, ребята. Возьмите меня с собой, пожалуйста. Я так хочу попасть на самый юг. Я вам помогу и, что делать, подскажу.

П: Возьмем?

Г: Пора нам в дорогу собираться.

На юге тепло – не надо одеваться. Д: - Нет, холодно, надо теплую одежду надеть.
Педагог показывает слайд – Антарктика.

Г: Ах, как ярко светит солнце, но везде лежат снега!

Что же это? Даже летом не растают никогда?

Г: Это ж юг, но где же пальмы? Я хочу позагорать!

И на пляже в теплых волнах, с вами, дети, поиграть!

П: Мишка, ты все перепутал. На южном полюсе всегда холодно. Наши ребята все тебе сейчас расскажут об этой земле.

Г: Что за странная земля! Там где юг – лежат снега!

Может птицы не летают? Может, плавают тогда?

П: Мишка, на южном полюсе живет такая птица, называется пингвин.

Чем известен полюс Южный?

Тем, что полюс Южный – вьюжный

Землю там покрыли льдины,

А на них живут пингвины.

Не летают птицы эти,

Но летать они хотят.

И подолгу на рассвете

В небо низкое глядят!

Г: Нет, не правда, ерунда! Не поверю никогда!

Ладно, птица не летает, но чтоб плавать - вот беда!

Педагог показывает слайд – пингвины.

 

Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.


Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность.




Деятельностный 

 Г: Не поверю, пока не докажете, что это птица!

- У пингвина есть: крылья, хвост, клюв, они как птицы, высиживают яйца. Пингвины не умеют летать, но зато отлично плавают и ныряют. В воде они видят очень хорошо, это помогает им в добыче пищи. А питаются они рыбой, мелкими рачками, креветками. Под водой пингвины могут находиться без воздуха почти 20 минут.
Г: Как двигаются пингвины?

П: Они ходят вперевалку. А давайте покажем, как они двигаются.
Физкультминутка «Пингвинья стая»
Шагает вразвалочку, крылья расставив,

По льду вся пингвинья огромная стая.
Ныряя в море между льдин, за рыбкой плавает пингвин.

В море ловкий, словно кошка, он питается рыбёшкой.

Г: На северном полюсе птиц таких нет!

Хотел бы я всем рассказать их секрет.

Но кто мне поверит? Вот это беда!

Ребята! Слепите пингвинов тогда!

П: Ребятки, а давайте и вправду слепим для белого медведя фигурки пингвинов. Он их заберет с собой на северный полюс и покажет всем своим друзьям эту чуду-птицу.

Педагог показывает слайд – пингвины.
П: Посмотрите, из каких частей состоит тело пингвина?

П: Сколько всего частей?

П: Давайте подумаем, сколько кусочков пластилина нам понадобится?

П: Ребята, скажите, сколько кусочков пластилина у вас, сосчитайте?

П: А у тебя сколько?

П: Найдите и покажите самый большой кусок пластилина. Из него мы будем лепить туловище.

П: Теперь найдите самые маленькие.

П: Сколько их?

П: Из них мы будем делать крылья пингвину.

П: Какой кусочек еще остался? Из него получится голова.

П: Скажите, а каких кусочков больше, больших или маленьких ?

П: Молодцы! Начнем лепить тело пингвина. Возьмите самый большой кусок пластилина. Разогрейте его.

Показ педагогом всех манипуляций.

П: Сейчас скатайте из него колбаску.

П: Теперь прижмите её к доске, чтобы она могла стоять.

П: Теперь вытянем хвостик, лапки. Молодцы! Тело пингвина готово.

П: Сколько кусков у вас осталось? А сколько было? Стало больше или меньше?

П: Найдите среди оставшихся кусков самый большой.

П: Из самого большого куска мы будем лепить голову. Какой формы голова?

П: Катаем между ладошками шарик. Прилепляем его к телу.

П: Что это?

П: На что они похожи? Сколько их? Какие они?

П: Покажите, какие кусочки пластилина нужно взять, чтобы слепить крылья пингвину.

П: Раскатайте две колбаски и расплющите их.

П: Прилепите крылья к телу.

П: Посмотрите на своего пингвина, он вам нравиться? Чего у него не хватает?

П: Подумайте, какого цвета пластилин вам понадобиться, чтобы сделать грудку?

П: Глазки?

П: Клюв?

П: Какой формы должны быть глазки?

П: Клюв?

П: Грудка?

П: Молодцы! Лепим.



 

Слово: дети высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

Пластилин.


Ребенок задает вопросы в рамках предложенной взрослым темы обсуждения, отвечает на вопросы.

У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы.

Ребенок действует по образцу или алгоритму, может внести в готовое изделие элементы нового (2 – 3).


 3

Рефлексивный 

П: Мишка вот и готовы наши пингвины. Посмотри, они тебе нравятся? А вам, ребятки?

П: Пора вам отправляться на северный полюс. А чтобы в дороге не заболеть, ребятки слепят своим пингвинам красивые яркие шарфики.

П: Пересаживаем их на льдину. Все, вы готовы к отплытию.

Г: До свидания, ребята. Спасибо вам большое.


Слово:   дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.


Ребенок создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в творческой деятельности, используя знакомые техники.













Технологическая карта занятия по ознакомлению с природой.

Возрастная группа: Средняя.

Тема: Ознакомление с природой «Посев семян»

Цель: Формировать у детей представления о том, как сажать и выращивать рассаду в горшочках для последующей высадки в грунт.

Образовательные:

- вызвать интерес к тому, что растения выращивают из семян, обратить внимание на разнообразие их формы;

- прививать элементарные навыки посадки семян на рассаду;

- закрепить знания об условиях роста растений.

Развивающие:

-развивать познавательную и речевую активность детей, используя ИКТ (мультимедийные технологии: слайд – шоу (видео).
- развивать логическое мышление;

- развивать умение обобщать и делать выводы;
- развивать интерес детей к совместной деятельности.

Воспитательные:

- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;

- воспитывать аккуратность, умение трудиться в парах, самостоятельно планировать предстоящие трудовые действия.
Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Материал и оборудование: иллюстрация «Три поросенка», ящики с землей, палочки, совочки, лейка, клеенка, семена, тряпочки, картинки с изображением растений, письмо, картинки с изображением семян и плодов, ИКТ, видео фильм «Пробуждение весны», музыкальных фрагмент.
Предварительная работа: чтение сказки «Три поросенка», беседа «Весенние изменения в природе», «Что нужно растению», «Где что растет», изучение этапов роста растений, просмотр иллюстраций, презентации и видеофильмов по данной теме.



№ 

Этап занятия 

Деятельность воспитателя 

 

 

Наличие средства

для достижения

образовательного результата у каждого ребенка

Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей)



Мотивационный 

 

- Вот и закончилась зима. К нам спешит теплая солнечная весна. Пора таянья снегов и появления подснежников.

Стук в дверь, помощник воспитателя вносит конверт.

- Ребятки, посмотрите, нам пришло письмо.

Педагог разворачивает письмо и читает.

- Пишут вам ваши давние знакомые Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Мы теперь все вместе живем в каменном домике нашего старшего брата. Вот и в наши края пришла весна, солнышко стал сильнее пригревать, растаял снег, бегут ручьи, возвращаются птички. Скоро начнет расти трава и цветы. Как вы знаете, поросята очень любят вкусно покушать, но мы узнали, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. И вот мы решили посадить витаминный огород, и, как только растаял снег, раскидали семена по земле, полили, ждем. Уже прошла неделя, но у нас на огороде, почему то так ничего и не проросло. Просим вас, помогите нам. Ваши друзья, поросята.

В: Поможем трем поросятам вырастить витаминный огород?



Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.
 


  


Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность.

Ребенок правильно понимает эмоциональное состояние других людей, проявляет сочувствие; активно выражает готовность помочь, высказывая предположения о причинах эмоционального состояния окружающих.




Деятельностный 

 В: В своем письме поросята прислали нам пакетики с семенами растений, которые они хотят посадить… Случилась беда, пакетики порвались, и семена все перемешались.

Педагог высыпает из конверта семена и их пакетики.

Д\и: «Домик для семян»

В: Вы должны, глядя на картинки с изображением семян и плодов, разложить семена по своим пакетикам.

Семена петрушки, укропа, календулы, овса.

В: Молодцы! Для чего растению нужны семена?

Д: Это то, из чего вырастет растение.

В: Посмотрите на экран. Что вы видите на этих слайдах? (видео)

Д: Как растение прорастает из семени.

Показ слайда (видео). Воспитатель с детьми разбирают последовательность прорастания (появление корешка, появление ростка, цветение, появление плодов).

В: Перед вами карточки, на которых изображено, как растение прорастает. Вам надо выложить эти карточки по порядку.
Физминутка:

Катя шла-шла-шла, (дети шагают)

Катя яблочко нашла. (нагибаются, «поднимают яблочко»)

Села, поела, (приседают)

Опять пошла. (шагают)
В: Скажите, что растению необходимо для роста?

Д: Вода, тепло, почва, уход.

Правильные ответы появятся на слайдах.
В: А кто догадался, почему у поросят на огороде не проросли семена?

Д: земля холодная
В: Да, правильно. Поэтому весной семена сеют в горшочках в доме, а не высаживают на огороде.

В: У нас на столе лежат предметы, необходимые для посадки семян, вам надо выбрать нужные.

В: Ребята, сейчас мы с вами посадим семена для витаминного огорода трех поросят.

Посмотрите, как правильно надо сеять семена. Сначала кладём почву, делаем бороздки и через расстояние сеем семена, потом небольшим слоем почвы их посыпаем.

Берите необходимый инвентарь и будем сеять семена.

- Прежде, чем вы приступите к работе, запомните:

- будьте осторожны при работе с колющими предметами;

- при получении травм немедленно обратись за помощью к воспитателю;

- до и после работы вымойте руки с мылом.

Для начала подготовим место для посева: поверхность почвы должна быть ровной, чтобы солнышко равномерно обогревало посеянные зернышки.

Теперь сделаем бороздки для семян.

Теперь возьмем семена и посеем их в землю с бороздками.

После этого присыпим бороздки землей.

Теперь обильно польем водичкой.

Наметим посеянные семена табличками.



 Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждение.

 

 

 

 

 

Садовый инвентарь для детей.

У ребенка появляется желание найти связи между явлениями, объектами, стремление самостоятельно решать проблемные вопросы.

Ребенок способен объединяться и действовать в группах.


 3

Рефлексивный 

 В: Ребята, мы сделали очень важное и нужное дело: мы посеяли семена и дали жизнь новым растениям. Теперь мы с вами будем наблюдать, как будут расти наши новые растения из семян.

В: Что мы будем делать регулярно, что бы наши растения хорошо росли?

В: Молодцы! И когда на улице станет достаточно тепло, что бы они могли расти в земле, мы их отправим нашим друзьям трем поросятам.
В: Вспомните, о чем мы сегодня говорили, что делали? Для чего?

Чему вы научились?


 Слово: дети делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.

 

 

 

Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость. В уходе за растениями нацелен на результат. Мотивом гуманного отношения к животным выступает понимание ценности жизни, признание разнообразия ценностей природы, проявление гуманных чувств к живому



 

Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.

Возрастная группа: средняя.

Тема: «Пространственные отношения»

Цель: способствовать формированию пространственных представлений (верх-низ, направо-налево, вперед-назад); повторению чисел 1-3; закреплению геометрической фигуры – треугольник.

Образовательные:

- способствовать умению выделять пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади)

- закрепить счет в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета

- закрепить знания о геометрической фигуре – треугольник (находить его среди других фигур).

Развивающие:

- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания

- развивать воображение, смекалку, зрительную память

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- прививать желание выполнять трудовые действия, проявляя ответственность, доводить дело до конца;

- воспитывать аккуратность.
Основная образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование:

Демонстрационный: на фланелеграфе: три медведя, 2 красных треугольника и 1 синий одинакового размера, 4 больших зеленых треугольника,3 средних зеленых треугольника, 3 маленьких зеленых треугольника, иллюстрация леса (с елями), игрушки разной формы, 2 треугольника одинакового цвета и размера, круг, 2 треугольника разного размера и маленький круг. Цифры: 1,2, 3, магнитофон, аудиозапись «Звуки леса».

Раздаточный материал: комплект треугольников (большой, средний и маленький) для каждого ребенка, по одному большому для каждого ребенка, на каждом столе 5-6 геометрических фигур не треугольники.

Предварительная работа: чтение сказки «Три медведя», упражнение в счете до 5, упражнение в различении и назывании геометрических фигур, выделение пространственных отношений «вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади».


№ 

Этап занятия 

Деятельность воспитателя 

 

 

Наличие средства

для достижения

образовательного результата у каждого ребенка

Образовательный результат (целевые ориентиры в виде возрастных характеристик возможных достижений детей)



Мотивационный 

 

- Сегодня мы с вами отправляется в сказку. А к кому вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?

 


Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность.




Деятельностный 

 - Жили-были на лесной опушке папа – медведь, как его звали?

- Мама-медведица. Как ее звали? - Сколько медведей стало на опушке? Давайте сосчитаем.

- А вот к ним прибежал их сынишка. Как его зовут?

- Сколько стало медведей?

- Значит, два да еще один получится 3.

- Ребята, а где живет медведи?

- Какие деревья растут в лесу?

- Давайте и мы посадим елочки.

- Две елочки мы посадим слева от Михайло Потапыча, одну елочку мы посадим справа от Настасьи Петровны.

- Сколько елочек мы уже посадили?

- А для Мишутки мы сделаем елочку сами, а я вам помогу. Из чего состоит наша елочка?

- Посмотрите, внизу находится самый большой треугольник. Найдите у себя самый большой треугольник и положите его перед собой.

- Над большим треугольником находиться треугольник поменьше. Возьмите треугольник поменьше и положите его над большим треугольником.

- Сколько треугольников мы положили?
- Сколько осталось положить?

- Где находится самый маленький треугольник?
- Возьмите маленький треугольник и положите его самым верхним. Посмотрите, какая елочка у нас получилась. Маленький треугольник лежит на самом верху, Треугольник поменьше посередине, а самый большой лежит внизу.

- Мишутке очень понравились ваши елочки. А мы с вами отправляемся в лес на прогулку.

Физкультминутка.
1.Три медведя шли домой

2.Папа был большой-большой

3. Мама с ни поменьше ростом,

4. А сынок – малютка просто.

5. Очень маленький он был,

6. С погремушками ходил.

7. Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

1.Дети шагают на месте вперевалочку.

2.Поднять руки над головой, потянуть вверх.

3. Руки на уровне груди.

4. Присесть

5. Присев, качаться по-медвежьи.

6.Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.

7. Дети имитируют игру с погремушками.

- Мишутка тоже хочет научиться делать елочку.

- Ребята, из каких геометрических фигур мы с вами сложили елочку?

- Возьмите один треугольник. Давайте сосчитаем, сколько сторон у этой фигуры?

- Сколько углов?

- У этой фигуры все по три. Поэтому ее называют…

- Теперь Мишутка знает, как из треугольников сложить елочку.

Дидактическая игра: «Что похоже на треугольник?»

- Ребята, у Мишутки очень много игрушек. И он очень любит с ними играть. Они все разной формы. Давайте выберем только те игрушки, которые имеют треугольную форму.
Дидактическая игра:

«Третий лишний»

- Ой, ребята, Мишутка хотел найти треугольник, но у него все фигуры перепутались. Давайте, ребята, посмотрим, какая здесь фигура лишняя? Почему?

- Вот какие молодцы, ребята. Все фигуры поставили на места


 Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты.



Ребенок нацелен на выполнение задачи вместе с другими детьми.

Ребенок считает в пределах трех, пользуясь правильными приемами счета.

Ребенок выделяет пространственные отношения (вверху-внизу, справа-слева, над-под, впереди-сзади).

Ребенок находит треугольник среди других фигур.


 3

Рефлексивный 

- Вспомните, сколько медведей было в сказке?

- Число 3 мы обозначаем цифрой 3. На что она похожа?

- А кто назовет эти цифры?

- Давайте все вместе назовем все цифры.

- Вам понравилось быть в гостях у медведей?

- Нам пора прощаться с медведями и возвращаться в садик.

 Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.


Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи.













Технологическая карта занятия по формированию элементарных математических представлений.

Возрастная группа: Средняя.

Тема: Сравнение численности множеств: одинаково, больше, больше на один, меньше, меньше на один, закреплять знания о геометрических фигурах.

Цель: Формировать умение сравнивать численность множеств.

Образовательные:

- формировать умение сравнивать предметные совокупности различным способами: наложением предметов, расположением предметов определенным образом (над, под)

- формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет

- закрепить умение различать геометрические фигуры

- способствовать формированию умения отвечать на вопросы воспитателя полным предложением; подбирать определения, составлять словосочетания с заданными словами, упражнять в словообразовании.

Развивающие:

- развивать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания

- развивать воображение, смекалку, зрительную память

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, интерес к занятиям.

Основная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 3 поросенка, 3 домика.

Раздаточный материал: геометрические фигуры: 3 круга и 3 треугольника каждому ребенку.
Предварительная работа: изучение понятий «столько-сколько», «больше-меньше», упражнять в счете до 5, в различении и назывании геометрических фигур, составление из них разных предметов и сравнении групп предметов путем наложения, чтение сказки «Три поросенка», беседы по темам: «Сезонные изменения в природе осенью», «Одежда и обувь в осенний период», упражнение в словообразовании.


№ 

Этап занятия 

Деятельность воспитателя 

 

 

Деятельность детей 

Педагогическая целесообразность  



Мотивационный 

 

- Носик круглый, пяточком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Вы их узнали?

- Да. Это - Три поросенка из сказки: старший брат, средний брат, младший брат.

- Уже наступила осень, световой день становится меньше. Температура воздуха падает, часто идут дожди, желтеет трава, наступают первые заморозки, улетают птицы.

- Бедным поросятам холодно, они попросили нас помочь – построить им домики. Поможем?

Слово: дети вступают в диалог, высказывают свое мнение.


Ребенок проявляет инициативность в общении со взрослым, активно включается в совместную деятельность.

Ребёнок охотно откликается на предложение взрослого помочь живому, самостоятельно видит её необходимость.




Деятельностный 

 - Один построим из соломы,

Второй – из веток,

Третий – из камней.

И будет братьям жить теплей.

- Младший поросенок попросил построить ему домик из соломы. Как называется домик, сделанный из соломы?

- Первому поросенку мы дадим соломенный домик.

Воспитатель вывешивает соломенный домик под первым поросенком.

- Средний поросенок попросил сделать ему домик из веточек.

Вывешиваем под вторым поросенком домик из веток.

- Сколько у нас поросят? Давайте посчитаем.

- А сколько домиков мы дали поросятам?

- Чего больше поросят или домиков?

- На сколько больше поросят, чем домиков?

- Что надо сделать, чтобы домиков стало столько же, сколько поросят?

- Сколько нужно добавить домиков?

- У одного поросенка не хватает домика, поэтому нам надо сделать еще один.

- Кто помнит, из чего сделан домик старшего поросенка?

- Как называется домик из камня?

- Третьему поросенку мы подарим каменный дом.

Вывешиваем каменный дом под третьим поросенком.

- Сколько поросят к нам пришло?

- Сколько домиков мы построили?

- У каждого поросенка теперь есть домик?

- Можно сказать, что поросят и домиков стало одинаково или поровну.

- Один поросенок убежал в лес, рассказать лесным друзьям, что теперь у них есть домики, и они не замерзнут осенью.

- Сколько стало поросят? – А сколько домиков?

-Кого стало меньше, поросят или домиков?

- На сколько поросят меньше, чем домиков?

- Что нужно сделать, что бы поросят и домиков стало поровну или одинаково?

- Молодцы! Вставайте, пойдем в лес искать поросенка.

Физкультминутка.

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки, раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам..

В яму – бух!

ходил.
- Пока поросенок гулял по лесу, у него замерзли ушки от холода. Ребята, а что носят люди, чтобы не мерзнуть?

- А давайте дадим нашим братцам шапочки.

- Перед вами на столе лежат мордашки поросят. На какую геометрическую фигуру похожу мордочки поросят?

- Сколько их, посчитайте.

- Сколько шапочек нам нужно, что бы шапочек и поросят было поровну?

- На столе лежат зеленые шапочки. На какую геометрическую фигуру похожа шапочка?

- Наденьте каждому поросенку свою шапочку.

- Теперь можно сказать, что поросят и шапок стало…


Слово: дети высказывают свое мнение, обсуждают возможные варианты

 



Ребенок формирует умение сравнивать предметные совокупности расположением предметов определенным образом (над, под).

Ребенок способен выделять пространственные отношения над-под.

Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.


 3

Рефлексивный 

- Поросята очень счастливы, что вы помогли им. Теперь им можно долго гулять по лесу, играть и заниматься спортом.

- А вы хотите заниматься спортом? Тогда давайте скажем поросятам: «До свиданья» и пойдем переодеваться на физкультуру.

 Слово: делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе.


Ребенок способен фиксировать и пронимать причину своих затруднений, нацелен на максимальный личный вклад в общее решение задачи.