Файл: Методические рекомендации для изучения дисциплины Основы криминалистики.docx
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данная классификация достаточно условна, поскольку формирование информации идет с низовых, как правило, районных подразделений правоохранительных органов, где накапливается до 70% всей информации, циркулирующей в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах. Составление учетных документов для формирования банков данных осуществляется следователями (дознавателями), сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в производстве которых находятся соответствующие дела или материалы. Поэтому когда говорится о федеральных или региональных учетах, то речь идет в основном об их верхних уровнях.
Централизованные учеты ГИАЦ МВД России являются межгосударственным информационным банком для государств ближнего зарубежья. Соглашение об этом заключено Министерствами внутренних дел этих государств 3 августа 1992 г.
Кроме того, с 1990 г. Россия имеет доступ к учетам Международной организации уголовной полиции (Интерпол). Интерпол ставит на учет только ту информацию, которая затрагивает интересы двух и более государств. На учет ставятся лица, организации, события, предметы и документы, связанные с преступлениями международного характера. Банк информации формируется на основе запросов международного характера.
Основной формой ведения учетов является картотека, состоящая из идентификационных или информационных карт установленной формы, которая определяется МВД России. Сбор, обработка и хранение информации производятся с помощью универсальных автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных информационно-поисковых систем (ИПС), в том числе автоматизированных (АИПС, АИС). Автоматизированное ведение картотек не допускается без обеспечения специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.
I. Учеты, осуществляемые Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ МВД России) и его подразделениями на местах.
Пофамильный и дактилоскопический учеты осужденных осуществляются путем ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных.
Документы, используемые для формирования и ведения этих учетов, делятся на:
- основные (основные документы: учетная алфавитная карточка по форме № 1 на осужденного (арестованного); дактилоскопическая карта на осужденного (арестованного); розыскная карточка).
- корректирующие (корректирующие документы: извещение об осужденном (арестованном); уведомление; сообщение для внесения изменений в анкетные данные осужденного; сообщение о смерти ранее судимого лица; постановление органа следствия (дознания) о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, оправдательный приговор суда).
Документы составляются следователями независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками следственных изоляторов (СИЗО), изоляторов временного содержания (ИВС), уголовно-исполнительных инспекций, подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, паспортных служб, судами.
Основанием для постановки на учет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, являются:
- приговор суда;
- постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
- постановление органа следствия (дознания), решение судьи (суда) о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям;
- постановление о заведении розыскного дела.
Документы представляются в ИАЦ в течение 48 часов с момента получения одного из оснований постановки на учет или прибытия (убытия) осужденного.
Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, предназначен для обеспечения федерального розыска лиц, пропавших без вести, а также скрывающихся от правоохранительных органов Российской Федерации и зарубежных государств.
Постановка на учет лица, объявленного в федеральный розыск, осуществляется постановлением об объявлении розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого. При необходимости отдельные из указанных лиц объявляются в федеральный розыск и ставятся на учет по шифротелеграммам. Основанием для снятия разыскиваемого с учета является прекращение в отношении него розыскного дела.
1). Централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения осуществляется путем ведения картотек или автоматизированного банка данных (АИПС "Оружие").
На учет ставятся похищенное, утерянное, изъятое, найденное, добровольно сданное боевое, служебное, гражданское нарезное огнестрельное оружие всех моделей, гранатометы, огнеметы, портативные ствольные и реактивные артиллерийские системы, взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления. Сдаваемое вооружение, ранее находившееся у юридических и физических лиц на законных основаниях, на учет не ставится.
Для постановки на учет заполняется идентификационная карта на оружие. Она составляется сотрудниками и военнослужащими органов МВД, ФСБ, прокуратуры, военных комендатур, военных комиссариатов, воинских частей внутренних войск и Вооруженных Сил при получении заявления (сообщения) об утрате оружия, а также в случае изъятия и приема найденного и сдаваемого вооружения.
Вышеперечисленные органы ориентируют дежурные части органов внутренних дел по территориальности о приметах оружия с указанием его марки, идентификационных номеров и особенностей для включения в ежесуточные оперативные сводки.
Срок представления документов в ИАЦ - не позднее 2 суток с момента регистрации в ОВД, в ГИАЦ - в течение суток с момента постановки на учет в ИАЦ.
2). Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств осуществляется с помощью подсистемы "Автопоиск".
Федеральному учету подлежат легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства и др. Кроме них, на региональный и местный учеты ставятся мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.
Для регистрации разыскиваемого и выявленного бесхозного транспортного средства заполняется идентификационная карта П3. Основанием для постановки на учет является заявление (сообщение) в органы внутренних дел о незаконном завладении, а также о выявлении бесхозного транспортного средства. Карта заполняется следователем (дознавателем) при возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения транспортным средством. На бесхозное транспортное средство идентификационная карта составляется инспектором ГИБДД по розыску или сотрудником, его заменяющим.
Срок представления документов в ИАЦ - в течение суток с момента регистрации в ОВД.
3). Централизованный учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, производится с помощью картотек и подсистемы "Антиквариат".
На каждый предмет антиквариата заполняется идентификационная карта на предмет П2. Предметы антиквариата ставятся на учет в ГИАЦ, ИАЦ по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов и суда в течение 7 суток после возбуждения уголовного дела или получения сведений об утрате предмета или его выявлении.
4). Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС "Сейф".
Основным ее назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов, ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь в случае рецидива преступлений и их межрегионального характера.
Учет ведется совместно:
а) с ГИАЦ МВД России (информационная технология сбора и первичного контроля данных, ведение картотеки информационных карт на лицо по форме № ИК 2);
б) с ЭКЦ МВД России (экспертно-криминалистический анализ данных и ответы на запросы, ведение картотеки информационных карт на преступление по форме № ИК 1);
в) с ДепУР МВД России и СК при МВД России (организация отработки материалов на серийные хищения и преступников, в первую очередь при рецидиве преступлений, и "гастролеров", координация усилий МВД, ГУ МВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, У(ОМВД) УРО МВД России в этом направлении).
Срок представления документов - не позднее 15 дней после возбуждения уголовного дела, на преступления прошлых лет - не позднее 1 месяца после получения запроса от ЭКЦ или ДепУР МВД России.
5). Централизованный учет преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, осуществляется в ГИАЦ с помощью АИПС "АБД - Центр", в ИАЦ - с помощью АИПС "АБД - Республика, область".
Объектами учета на федеральном уровне являются, как правило, тяжкие и особо тяжкие преступления, лица, подозреваемые или обвиняемые в их совершении. Кроме них, на региональном уровне на учет ставятся преступления небольшой и средней тяжести, иные объекты, перечень которых определяется приказами МВД, ГУ МВД.
Основаниями для постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу, постановление о заведении розыскного дела, определение суда о заключении под стражу, приговор суда о заключении под стражу, приговор суда, наличие в банке данных ГИАЦ и ИАЦ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам.
Для учета лиц и преступлений используется единая унифицированная информационно-поисковая карта ИПК. Данный документ используется и в основных типах обращений к учетам: постановках на учет и коррекциях. Он составляется следователями независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками оперативно-розыскных и других подразделений правоохранительных органов.
Сроки представления документов в ИАЦ: на нераскрытые преступления и неустановленных лиц - не позднее 15 дней после возбуждения уголовного дела; на раскрытые преступления и установленных лиц - не позднее 7 дней после направления уголовного дела в суд; необходимая коррекция по другим причинам производится в те же сроки. Информация в ГИАЦ представляется в 3-дневный срок после поступления в ИАЦ.
6). Учет лиц, совершающих хищения товаров народного потребления путем мошенничества, а также организаций, предприятий, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров народного потребления, осуществляется с помощью АИПС "Досье - мошенник".
В этой подсистеме применяются следующие входные информационные документы: идентификационная карта на лицо Л1; приложение к идентификационной карте на лицо Л1.1, в которой содержится описание особенностей преступных действий данного лица.
Эти документы используются во всех типах обращений пользователей к базе данных: запросах, постановках на учет, коррекциях. Они составляются сотрудниками, занимающимися выявлением и раскрытием хищений путем мошенничества. Основаниями постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовных дел, привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого), заведении розыскного дела; наличие в ГИАЦ (ИАЦ) учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам.
Сроки представления документов в ИАЦ, ГИАЦ - те же, что и в вышеописанном учете.
7). Централизованный учет лиц, без вести пропавших, трупов неизвестных граждан, неизвестных больных, находящихся в лечебных учреждениях, осуществляется путем ведения картотек и автоматизированного информационного банка данных (АИПС "Опознание"), представляющих единую систему.
Учету подлежат: лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными; лица, потерявшие связь с родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; неопознанные трупы граждан; лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.
Для учета используется опознавательная карта (ОК) единого образца на все учитываемые категории лиц, которая используется и для обращения к учетам. Основаниями для постановки на учет являются заведение уголовного, розыскного дела или дела по установлению личности. Опознавательные карты составляются сотрудниками, в производстве которых находятся соответствующие дела. На неопознанный труп, если состояние трупа не изменено, и неизвестного больного составляются еще и дактилокарты.