Файл: Методические рекомендации для изучения дисциплины Основы криминалистики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Срок представления документов в ИАЦ - не позднее 1 месяца, в ГИАЦ - не позднее 3 месяцев с момента обнаружения лиц, подлежащих постановке на учет, или поступления заявления (сообщения) об исчезновении.

8). Централизованный учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные номера или характерные признаки, а также содействия раскрытию связанных с ними преступлений.

На централизованный учет в ГИАЦ ставятся номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений, средства мобильной связи независимо от тяжести совершенного преступления. Кроме них, на региональном уровне на учет ставятся номерные вещи и документы, похищенные или изъятые в связи с совершением преступления. На каждую вещь заполняется идентификационная карта на разыскиваемую вещь ИПК-В, которая подлежит регистрации в подсистеме "Номерные вещи".

Документы и номерные вещи ставятся на учет в течение 7 суток с момента изъятия вещи или возбуждения уголовного дела по факту ее хищения. Поступившие в ИАЦ идентификационные карты обрабатываются в срок не более 3 рабочих дней с момента их поступления.

9). Централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них ведется в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) или совершенных в отношении них.

Он осуществляется путем формирования и ведения базы данных автоматизированной информационной системы (АИС) "Криминал-И". В ее составе функционируют подсистемы: 1) "Административная практика" ("Адмпрактика"); 2) "Преступление"; 3) "Наказание".

Учету в подсистеме "Адмпрактика" подлежат иностранные граждане и ЛБГ, привлеченные к административной ответственности, в том числе нарушившие правила пребывания на территории России. Основанием для постановки на учет является протокол об административном правонарушении, в ГИАЦ - учетная карточка на иностранного гражданина (лица без гражданства), привлеченного к административной ответственности или выдворенного из Российской Федерации, либо сообщение об административном правонарушении иностранного гражданина (ЛБГ). Срок хранения информации в этой подсистеме - 5 лет.


Подсистема "Преступление" предназначена для обеспечения сотрудников правоохранительных органов информацией о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории России, либо совершенных в отношении них. Основанием для постановки на учет является факт регистрации происшествия (преступления) с участием иностранных граждан и ЛБГ или в отношении них. Срок хранения информации в подсистеме "Преступление" - 10 лет.

Подсистема "Наказание" обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории России.

II. Учеты, осуществляемые Экспертно-криминалистическим центром МВД России (ЭКЦ МВД России) и его подразделениями на местах.

1) Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших такие следы на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному человеку. Он ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.

Картотека учета формируется из информационных карт (форма ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1:1. Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных на основе программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС) в порядке, установленном МВД России.

Информационные карты группируются по двум разделам. Первый содержит фотоснимки следов рук с установленным типом и видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов этого раздела по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке. Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней.

По первому разделу картотеки проверяются следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, и дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направляемые инициаторами с заданием. Следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел. Проверке же по второму разделу подлежат дактилокарты лиц
, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.

2) Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких деликтов. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий.

Учет ведется на федеральном и региональном уровнях. Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта России, если по одному преступлению имеется не менее 3 экземпляров пуль, гильз или патронов, стрелянных в одном и том же экземпляре оружия.

Картотека данного учета формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты учета. Ведение учета дополнительно может осуществляться в виде электронных баз данных. Перед постановкой на учет объекты проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет - дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом.

В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия объекты учета по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до установления указанного оружия или истечения срока хранения. Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегильзотеки 3 года с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более 15 лет с момента совершения преступления. По истечении срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке.

Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу. После этого оружие возвращается инициатору, а экспериментальные пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегильзотеки, затем с письмом произвольной формы и информационной картой направляются в федеральную пулегильзотеку.


Экспериментальные пули и гильзы, стрелянные в выявленном огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение 5 лет, после чего в установленном порядке уничтожаются.

3) Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия предназначен для установления фактов использования утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска.

Учет ведется на федеральном уровне. Картотека данного учета формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты учета. На учет ставятся пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия калибра не более 14,5 мм, изготовленного на предприятиях по производству оружия и предназначенного для реализации на территории России; прошедшего переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой механизм, патронник или канал ствола; ввезенного предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота на территории Российской Федерации; приобретенного гражданином РФ за границей; хранящегося и используемого, а также передаваемого и продаваемого предприятиями, организациями и учреждениями; принадлежащего гражданам РФ, в том числе наградного и оставляемого сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим на пенсию, а также находящегося на вооружении этих организаций.

Контрольные пули и гильзы, стрелянные в утраченном оружии, проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий. Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение года, а затем в установленном порядке уничтожаются.

4) Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения самодельного огнестрельного оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт (форма ИК-4), к которым на региональном уровне могут приобщаться натурные объекты. Формирование и ведение картотеки может дополнительно осуществляться в виде электронной базы данных.


Постановке на данный учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с хорошо выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки: изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного оружия); переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия); переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно сходных с оружием изделий, а также устройств промышленного производства; собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полного цикла технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов).

После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие относят к одной из вышеуказанных категорий, оно ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет.

Срок хранения информационных карт и самодельного огнестрельного оружия в коллекции - не менее 6 лет. По его истечении огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается.

5) Учет самодельных взрывных устройств предназначен для установления единого источника происхождения таких устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) взрывные устройства (их элементы, остатки после взрыва).

Картотеки учета формируются из информационных карт (форма ИК-3), допускается формирование картотеки в виде электронной базы данных. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований,

следственных действий, иных сведений. При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне).

В случаях использования в них радиоэлектронных исполнительных механизмов самодельное взрывное устройство (его остатки после взрыва) в натурном виде направляется в ЭКЦ МВД России. Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.