Файл: Представление пространства и времени в номадической культуре эпохи саков, массагетов, гуннов, усуней и канглы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ Д. СЕРИКБАЕВА

ШКОЛА:

Реферат

Дисциплина:


Тема: Представление пространства  и  времени  в  номадической  культуре эпохи саков,  массагетов, гуннов,  усуней  и канглы

Выполнил: студент группы:

Проверил:





Усть-Каменогорск
2023


СОДЕРЖАНИЕ



1.Введение…………………………………………………………………………3
2.Основная часть………………………………………………………………… 3
3.Вывод………………………………………………………………………….. 5
Список литературы……………………………………………………………… 6





Введение



После окончания последнего ледникового периода, на территории Евразии устанавливался современный нам климат. Началось постепенное повышение температуры, пик которого пришелся на рубеж 5 и 4 тысячелетий до н.э. Обилие влаги от тающих ледников и высокая температура создали благоприятные условия для развития флоры и фауны, особенно в северном полушарии.



Основная часть



Человек, всю свою энергию растрачивавший на сохранение жизни, получил шанс на прогресс, которым воспользовался в полной мере. Быстроногие животные были редкой жертвой первобытных охотников до тех пор, пока не были изобретены ими новые орудия охоты: лук, дротики и бумеранг. Из среды охотников и собирателей выделились скотоводы и земледельцы. Человек, адаптировавшись к новым климатическим условиям и ландшафту, создал новый, оригинальный хозяйственно-культурный тип: кочевое скотоводческое хозяйство. Сущность кочевого скотоводства заключалась в разведении одомашненных животных на подножном корму. Кочевник-скотовод стал органической составляющей экосистемы. Единственное что был в состоянии преобразовать кочевник, так это свойства домашних животных, а так же систему регулирования пастбищ.

Эпоха раннего железа представлена комплексом так называемой скифосакской (скифо-сибирской) и хунно-сарматской культур. На Алтае сформировалась так называемая скифо-сибирская или Пазырыкская культура. К ней относятся собственно Пазырыкский (Горный Алтай), Берельский и Шиликтинский курганы юго-западного (казахстанского) Алтая. Инвентарь, найденный при археологических раскопках данных курганов, характеризуется общностью так называемой скифской триады: оружие, «зверинный стиль» и снаряжение коня. Специфика различных категории предметов, происходящих из погребальных памятников состоит в том, что они (при всем многообразии их форм и видового состава, блеска материала, из которого изготовлены, великолепия исполнительского мастерства и независимо от того, использовались или нет эти вещи в реальной жизни) предназначены для осуществления определенного ритуала, предписанного существующими в социуме нормами религиозно-обрядововых процедур при подготовке умершего к новой жизни и перехода его из мира живых в мир мертвых, что предусматривает перекодировки их прежнего знаково-понятийного содержания как образов-изображений и превращения их в новый текст (мифологический), для расшифровки которого требуется уже иной ключ. Искусство скифо-сибирского мира хотя и представлено высокохудожественными произведениями, несет в себе определенный стиль изображения и определенные повторяющиеся сюжеты, однако оно не было собственно искусством по своему назначению и эстетическому замыслу. Существование человека на протяжении многих веков находилось в прямой зависимости от природы, неразрывной частью которого был животный мир, поэтому в искусстве почти каждого народа был период, который бы характеризовался присутствием элементов «звериного стиля».

Особенности скифо-сакского зверинного стиля:

Во-первых, скифские звери отличаются от других способом изображать тело животного и отдельные его части. Рога оленя, клювы хищных птиц, голова хищника и т.д. составлены как бы из отдельных плоскостей, которые углами сходятся друг с другом.
Во-вторых, для скифского звериного стиля было характерно выделение какой-либо одной части тела, ее преувеличение. Рога у оленей, например, нереально большие.
В-третьих, в этом искусстве часто встречаются изображения различных животных, птиц на крупах, лопатках оленей, хищников.
В-четвертных, скифские звери и птицы очень редко составляют какие-либо сюжетные композиции, вроде пасущегося стада оленей и т.д. Звери и птицы сами по себе.
В-пятых, в скифском зверином стиле было популярно изображать не целое животное или птицу, а их части – голову лося, оленя, грифона, когти хищной птицы и т.д.

Небывалого расцвета и совершенства этот «стиль» достиг в скифо-сакское время, когда на всей территории степной полосы Евразии, на базе скотоводческого хозяйства происходило формирование раннекочевнических обществ со сложной социальной иерархией. Предметы древнего искусства являются не только одним из важнейших археологических источников для реконструкции системы идей и представлений эстетического и ритуально-мифологического содержания, но и служат своеобразными маркерами этнокультурных и социальных изменений в кочевых сообществах. Поразительно долгое существование скифо-сибирского искусства, его идейно-художественное своеобразие и богатое духовное содержание вот уже около 150 лет приковывают к себе взгляды зарубежных и отечественных исследователей.

Дуная до Монголии вещи, составляющие триаду, очень похожи между собой, отличая скифские памятники от предшествующих, последующих или синхронных культур, но не скифских. Конские маски из Пазырыкских курганов с моделями рогов оленя, равно как и Берельские, Башадарские или Туэктинские, с деревянными «рогами», а также парадные и ритуальные головные уборы различных категорий погребенных, увенчанные скульптурками горного барана и украшенные по бокам объемными скульптурками различных рогатых животных и.т.д. Любая маска – носитель того или иного образа; ее использование, следовательно, связано с внедрением, интеграцией другого образа, посредством формообразования. Рога, сами по себе имеют, как отметили выше, максимальную степень знаковости, а их сопряженность с головной маской и общим «изобразительным текстом» парадного (или ритуального) убранства коня (он не «жертвенный» и не «посвященный», как полагают, некоторые), придает им еще большую концептуальную мифологическую сущность.



Вывод



Сакско-скифское искусство, единое в основных принципах своей изобразительной системы, обладало в каждом отдельном регионе своего существования заметным художественным своеобразием.


Список литературы:

1. Акишев А. К. Искусство и мифология саков/Алма-Ата, Наука, 1984;
2. Pyденко C.И. Искусство Алтая и Передней Азии (середина І тысячелетия до н.э.)/ издательство восточной литературы/Москва,1961;
3. Г.А. Фёдоров-Давыдов Искусство кочевников и Золотой Орды/ Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов/ Памятники древнего искусства. М., «Искусство», 1976;
4. Переводчикова Е.В. Язык звериных образов/ Очерки искусства Евразийских степей скифской эпохи/ Москва, Издатольскяя фирма «Восточная литература» РАН, 1994
5. Самашев З. БЕРЕЛ/ Издательский дом «Таймас», Алматы,2011