Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Родной язык Практическое занятие 2.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Родной язык

Практическое занятие 2.


Выполнил:

Обучающийся Головина Юлия Александровна

Преподаватель:

Черненко Наталья Михайловна


 Задание 1. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Спишите слова, расставьте в них ударение. Выберите из списка предложенных слов такие, которые могут быть объединены общим лексическим значением; составьте с этими словами предложения так, чтобы у вас получился текст, запишите его.

Знамение, зимовщик, засветло, заиндеветь, вероисповедание, кладовая, донизу, ненадолго, обнял, христианин, иконопись, вечеря

 

Произведите фонетический и морфемный разборы слов знамение, кладовая, донизу.

Ответ:

  1. Зна́мение, зимо́вщик, за́светло, заиндеве́ть, вероиспове́дание, кладова́я, до́низу, ненадо́лго, о́бнял, христиани́н, и́конопись, ве́черя.

  2. Какой же ты христианин после этого, ты - еретик! Вы так любите друг друга, но вам мешает вероисповедание, не так ли? Ему было дано страшное знамение: огненный крест загорелся в небе! Где же ты, земля обетованная? Увижу ли тебя когда-нибудь? Мир замер в ожидании аутодафе. Русская иконопись! Сколько в тебе любви, нежности и надежды! Посмотришь на иконописный шрифт, и на душе становится теплее. Самая почитаемая икона Казанская была явлена под пепелищем дома в Казани. Сама Матерь Божия повелела девочке во сне откопать ее икону.

  3. Знаме́ние

корень - [знамени], окончание - [е]

знамение — слово из 4 слогов: зна-ме-ни-е. Ударение падает на 2-й слог.

з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
м — [м’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
е — [э] — гласный, ударный
н — [н’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный

е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
— [э] — гласный, безударный

В слове 8 букв и 9 звуков.

Кладова́я

корень - [клад], суффикс - [ов], окончание - [ая]

к



[к]

:

согласный, парный глухой, парный твёрдый




л



[л]

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый




а



[а]

:

гласный




д



[д]

:

согласный, парный звонкий, парный твёрдый




о



[а]

:

гласный




в



[в]

:

согласный, парный звонкий, сонорный, парный твёрдый




а



[а]

:

гласный




я



[й']

:

согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий

[а]

:

гласный




В слове «кладова́я»: слогов—4 (кла-до-ва-я), букв—8, звуков—9

до́низу, в слове 3 слога: до-ни-зу.

приставка - [до], корень - [низ], суффикс - [у]

Д - [д] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый

О - [о] – гласный, ударный

Н - [нʹ] – согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий

И - [и] – гласный, безударный

З - [з] – согласный, парный звонкий, парный твёрдый


У - [у]- гласный, безударный

6 букв,6 звуков

 Задание 2. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Объедините в словосочетания слова из левой и правой колонки, учитывая особенности их лексической сочетаемости. Укажите возможные варианты.

Ответ:

1.Античная мифология, классический язык, врождённый талант, прирождённый ум, гостеприимный хозяин, радушный человек, хлебосольный приём, губительное действие, пагубное влияние, единый миг, один момент, длинный путь, длительное воздействие, долгие сборы, долговременный кредит, продолжительный период.

2.Выдвинуть гипотезу, высказать догадку, исправить ошибки, найти опору, устранить недостатки, обрести поддержку, обнаружить закономерность, открыть закон, доказать теорему, обосновать теорию, предвещать поражение, предсказать успех, расширить возможности, увеличить потенциал, повысить уровень.

Задание 3. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Составьте предложения или словосочетания с паронимами. За справками обращайтесь к словарям трудностей русского языка.

Добрый - добротный, дружеский - дружественный, дефектный - дефективный, конструкторский - конструктивный, эффектный - эффективный; блудить - блуждать, отражать - отображать, проводить - производить, представить - предоставить, опробовать - апробировать, укрывать - скрывать, осудить - обсудить; новшество - новинка, урожай - урожайность, существо - сущность.

Ответ:

Добрый человек - добротный дом, дружеская встреча - дружественные страны, дефектный прибор - дефективный ребенок, конструкторский отдел - конструктивное предложение, эффектный костюм - эффективный метод ; блудить украдкой - блуждать по городу, отражать действительность - отображать реальный мир, проводить операцию - производить потомство, представить гостя - предоставить слово, опробовать новое оборудование, ампробировать новые методы ; укрывать одеялом ребенка - скрывать правду, осудить поступок - обсудить паны на будущее ; техническоеновшество - музыкальнаяновинка сезона, собиратьурожай - урожайность картофеля, существо вопроса - Передать вкратце сущность разговора.


Задание 4. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.

А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)

Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с помощью суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)

В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)

Г. Слово «витамин» - международный научный термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)

·       К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.

·       Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.

·       Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.

·       Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля (простые или сложные). Сделайте вывод.

·       Подберите отрывки из родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа (сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, рассказы и других выдающихся произведений культуры своего народа), в которых говорится о явлениях, представленных в отрывках упражнения.

Ответ:

А. из данного текста, я получила информацию, что (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи.

Б. из этого текста, я узнала о происхождении прилагательного слова «синий».

В. Из этого текста, я узнала почему птицу снегирь, назвали именно так.

Г. В этом тексте, я узнала, о значении слова витамин.

Я предполагаю, что все четыре текста (А, Б, В, Г) относятся к научному стилю. Все тексты ,которые я прочитала из учебников, словаря. Все тексты написаны для изучения. В них нет художественной выразительности.


Те́рмин — слово или словосочетание, являющееся названием строго определённого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.

Прилагательное, суффикс, основа, глагол.

Слова в текстах употребляются в прямом значении. Преобладает терминологическая лексика.

В научной речи предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно-личные и безличные предложения.

Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;

Задание 5. (максимальное количество баллов – 4 балла)

Определите род несклоняемых существительных, согласуя с ними определения. За справками обращайтесь к словарям.

Вульгарн... арго, рискован... антраша, звучащ... банджо, выдержан... бри, опасн... динго, красив... драпри, ярк... индиго, юн... кабальеро, больш... гну, забавн... гризли, крошечн... колибри, бескрыл... киви-киви, остроумн... конферансье, маленьк... кули, прохладн... мацони, уважаем... кюре, сочн... манго, молод... марабу, сед... маэстро, прекрасн... пери, стар... рантье, заброшен... ранчо, матов... габбро, справедлив... рефери, маленьк... цеце, увлекательн... шоу, установлен... эмбарго.

Ответ:

Вульгарное арго, рискованное антраша, звучащий банджо, выдержанный бри, опасный динго, красивое драпри, яркий индиго, юный кабальеро, большой гну, забавный гризли, крошечная колибри, бескрылая киви-киви, остроумный конферансье, маленький кули, прохладное мацони, уважаемый кюре, сочное манго, молодой марабу, седой маэстро, прекрасная пери, старый рантье, заброшенное ранчо, матовое габбро, справедливый рефери, маленькая цеце, увлекательное шоу, установленное эмбарго.

Задание 6. (максимальное количество баллов – 5 баллов)

Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Определите стиль текста и тип текста, докажите свою точку зрения. Укажите известные вам орфограммы и пунктограммы. Напишите рецензию на данный отрывок.

Ответ:

Про то, что в Мертвом море можно читать газету, написано во всех справочниках, всех путеводителях, всех брошюрах всех стран мира на всех мыслимых языках. Для наглядности часто печатают и фотографию: некто толстый, в очках, улыбаясь, покачиваясь на воде, как если бы он сидел дома в кресле, действительно читает. Мертвая вода самое действенное в мире средство от кожных болезней и едва ли не половина страдальцев навсегда вылечивается после месячного курса на здешних курортах. Курорты недешевы, но каменистые берега обширны,