Файл: Рабочая программа по предмету Информатика для 8 А класса срок реализации 20212022 уч год.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 368
с углубленным изучением английского языка
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Рассмотрено на методическом объединении протокол № 5 от 26.05.2021 председатель МО
_________С. А. Петров
Принято на Педагогическом совете
ГБОУ средней школы № 368 протокол № 6 от 26.05.2021
«Утверждаю»
Директор ГБОУ средней школы №368 приказ № 96- од от 26.05.2021
________С.Н. Соколова
Рабочая программа
по предмету «Информатика» для 8 «А» класса срок реализации - 2021-2022 уч.год
1 час в неделю
34 часа в год
Учитель:
Милокум Яна Валериевна
Санкт-Петербург
2021
ГБОУ
СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 368
ФРУНЗЕНСК
ОГО РАЙОНА
САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА
Подписано цифровой подписью:
ГБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 368
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА
DN: sn=СОКОЛОВА, givenName=СВЕТЛАНА
НИКОЛАЕВНА, title=Директор, street=УЛ. ЯРОСЛАВА ГАШЕКА, 28,
ЛИТЕРА А, cn=ГБОУ СРЕДНЯЯ
ШКОЛА № 368 ФРУНЗЕНСКОГО
РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, o=ГБОУ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 368
ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА САНКТ-
ПЕТЕРБУРГА, l=г. Санкт-Петербург, st=78 г. Санкт-Петербург, c=RU, email=school368.2017@gmail.com,
1.2.643.3.131.1.1=120C3030373831 36313634353238,
1.2.643.100.1=120D3130333738333 5303234353839,
1.2.643.100.3=120B3031353831323 137373237
Дата: 2021.07.19 14:45:13 +03'00'
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету "Информатика" разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру, в соответствии с Учебным планом ГБОУ средней школы №368 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
1.1.
Место учебного предмета в учебном плане (количество учебных часов, на
которые рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом, календарным
учебным графиком, обоснование увеличения количества учебных часов (при
необходимости).
В учебном плане, за счет часов обязательной части, на освоение учебного предмета
«Информатика» на уровне основного общего образования отводится 34 часа в 8 классе из расчета
1 час в неделю.
1.2.
Используемый учебно-методического комплект, включая электронные
ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы.
Основная литература:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. 2017,
Издательство: ООО Бином, Лаборатория знаний.
Дополнительная литература:
1.
Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 2.
Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.).
Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 3.
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г.
Интернет ресурсы:
Дистанционная школа №368 (
http://moodle.dist-368.ru
)
Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (
http://school-collection.edu.ru/
)
Электронный учебно-методический комплект ООО Бином, Лаборатория знаний
(
http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/
)
1.3.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета в
соответствии с примерными основными образовательными программами общего
образования и образовательными программами образовательной организации.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
• Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• навыки смыслового чтения;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
• формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
• формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1.4.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся
Оценивание обучающихся производится согласно «Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся»,
«Положению о порядке выставления текущих, четвертных, полугодовых, годовых и итоговых отметок».
Специфика предмета подразумевает оценивание только практических работ, которые носят проверочный характер, такие работы носят нумерацию и у них определены темы. Практические
работы, которые носят тренировочный характер, не оцениваются, в видах и формах контроля прописывается работа на уроке.
На уроках предусматривается проведение тестов для оценивания усвоения теоретического материала.
В программе используется формирующее оценивание в виде накопительной системы с весовыми коэффициентами. Отметки за различные задания имеют различную «стоимость».
Задания
Баллы
Активная работа на уроке
1-3
Решение задач у доски
2-5
Ответы при фронтальных опросах (правила, определения, теоремы и т.д.)
2-5
Работа в группах
3
Домашняя работа
1-3
Ведение тетради (полнота конспекта, аккуратность оформления)
1-5
Посещение уроков за месяц (пропущено не более 5% занятий по уважительной причине)
10
Введены штрафные баллы, которые начисляются в следующих случаях:
• неготовность к уроку (отсутствие конспекта, письменных принадлежностей) – минус 1 балл;
• опоздание на урок – минус 2 балла.
Перевод рейтинга в отметку осуществлялся по формулам:
• отметка "3" – от 0,6·F(max) до 0,74·F(max),
• отметка "4" – от 0,75·F(max) до 0,89·F(max),
• отметка "5" – от 0,9·F(max), где F(max) – максимальное количество баллов, набранное среди обучающихся класса.
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число (60% максимального значения) и если к концу месяца ученик наберет сумму, меньшую этого числа, ему выставляется «2» (если обучающийся не отсутствовал на занятиях по уважительной причине).
Периодичность выставления накопительной отметки – раз в четверть.
1.5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся
Программой предусматривается выполнение индивидуального проекта по предмету в рамках практических работ. Проект рассчитан на выполнение в течение нескольких уроков. На заключительном занятии выставляются отметки за выполнение, оформление и защиту проекта.
Также программой предусмотрено решение кейса «Путешествие в Париж». Кейс краткосрочный и рассчитан на самостоятельное выполнение обучающимися в течение 2 недель.
За выполнение кейса выставляется отметка в соответствии с критериями оценивания данного кейса.
2. Содержание учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
На уроках предусматривается проведение тестов для оценивания усвоения теоретического материала.
В программе используется формирующее оценивание в виде накопительной системы с весовыми коэффициентами. Отметки за различные задания имеют различную «стоимость».
Задания
Баллы
Активная работа на уроке
1-3
Решение задач у доски
2-5
Ответы при фронтальных опросах (правила, определения, теоремы и т.д.)
2-5
Работа в группах
3
Домашняя работа
1-3
Ведение тетради (полнота конспекта, аккуратность оформления)
1-5
Посещение уроков за месяц (пропущено не более 5% занятий по уважительной причине)
10
Введены штрафные баллы, которые начисляются в следующих случаях:
• неготовность к уроку (отсутствие конспекта, письменных принадлежностей) – минус 1 балл;
• опоздание на урок – минус 2 балла.
Перевод рейтинга в отметку осуществлялся по формулам:
• отметка "3" – от 0,6·F(max) до 0,74·F(max),
• отметка "4" – от 0,75·F(max) до 0,89·F(max),
• отметка "5" – от 0,9·F(max), где F(max) – максимальное количество баллов, набранное среди обучающихся класса.
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число (60% максимального значения) и если к концу месяца ученик наберет сумму, меньшую этого числа, ему выставляется «2» (если обучающийся не отсутствовал на занятиях по уважительной причине).
Периодичность выставления накопительной отметки – раз в четверть.
1.5. Проектная и исследовательская деятельность учащихся
Программой предусматривается выполнение индивидуального проекта по предмету в рамках практических работ. Проект рассчитан на выполнение в течение нескольких уроков. На заключительном занятии выставляются отметки за выполнение, оформление и защиту проекта.
Также программой предусмотрено решение кейса «Путешествие в Париж». Кейс краткосрочный и рассчитан на самостоятельное выполнение обучающимися в течение 2 недель.
За выполнение кейса выставляется отметка в соответствии с критериями оценивания данного кейса.
2. Содержание учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов.
Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования
функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В это направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» для 8 класса являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе использования прикладных программ; знание структуры и состава компьютера; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи; задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных. Информационные услуг и компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Тема 2. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование
БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Тема 4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула.
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В это направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» для 8 класса являются: определение адекватных способов решения учебной задачи на основе использования прикладных программ; знание структуры и состава компьютера; использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы; владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общи; задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Тема 1. Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства.
Скорость передачи данных. Информационные услуг и компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Тема 2. Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Тема 3. Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование
БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Тема 4. Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула.
Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.