Файл: Лекция Раннее детство в контексте государственной политики Тема Раннее детство в контексте государственной политики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.05.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция
Раннее детство в контексте государственной политики
Тема Раннее детство в контексте государственной политики
Одним из главных направлений политики современного Российского государства является приоритетная задача защиты семьи, материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей.[1]
Понятие «детство».
Детство – это термин, обозначающий начальный период онтогенеза, от рождения до подросткового возраста. Детство охватывает младенчество, раннее детство, дошкольный возраст и младший школьный возраст, т. е. длится от рождения до 11 лет.
Детство - особое социальное явление, требующее научного осмысления- системного подхода и междисциплинарного изучения. При этом необходимо учитывать, что решение проблем детства невозможно вне связи с обществом, с государством. Ведущая роль в этих процессах принадлежит формирующейся государственной политике в интересах детей, способной обеспечить взаимодействие семьи, школы, церкви и других социальных институтов именно с позиции защиты прав, удовлетворения потребностей и интересов детей.
Государственная политика защиты детства в России.
В соответствии с Конституцией принято несколько сотен федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных материалов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих права детей в Российской Федерации, содержащие конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов детей. С начала 90-х годов прошлого века в России был реализован широкий комплекс мер, направленных на защиту детей, в том числе сформирована новая законодательная база правовой защиты детства.
К важнейшим законам, закрепляющим права детей в Российской Федерации, относятся Семейный кодекс Российской Федерации (1995)[13], Гражданский кодекс Российской Федерации (1994) [2], Трудовой кодекс Российской Федерации (2000)[3], Уголовный кодекс Российской Федерации (1996)[4],Семейный кодекс РФ)[12], Уголовно-исполнительный кодекс (1997)[5] и др.
Базовым законом, основанным на Конвенции ООН о Правах ребенка, является федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [6].
Таким образом, в основном, законодательно обеспечены основные права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям и другие.
В основу российского законодательства о детях положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, содержащие основные требования государственной политики в отношении детей: Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году [7], Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [8] и план действий по ее осуществлению на 90-е годы, принятые в 1991 году в Нью-Йорке на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей, и подписанные Президентом Российской Федерации в январе 1992 года. Учтены также положения Международного пакта инвалидов и Стандартные правила по обеспечению равных возможностей для инвалидов, конвенции Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации труда (МОТ), регламентирующие защиту детского здоровья, духовных ценностей, труда подростков, их прав и свобод, Европейская социальная хартия. Российская Федерация присоединилась к Пекинским правилам [9], определяющим порядок содержания несовершеннолетних в местах с ограничениями свободы.
Лекция
Раннее детство в контексте государственной политики
Первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей после принятия упомянутых выше Конвенции и Декларации, стал Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»[10]. Благодаря Указу, обеспечение прав детей стало основой формирования новой социальной и семейной политики.В соответствии с этим Указом с 1993 года была сформирована и реализуется новая система решения наиболее актуальных общенациональных и региональных проблем детства на программно-целевой основе – посредством разработки федеральной программы «Дети России» и соответствующих региональных программ.Содержание программ определяет конкретные меры по улучшению положения детей-сирот, детей-инвалидов, детей-беженцев, детей, проживающих в условиях Севера, детей, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также по общим проблемам защиты детства.
Указом Президента Российской Федерации 14 сентября 1995 года № 942 были утверждены «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» [11]. В документе поставлены следующие конкретные задачи в области правовой защиты детства:
а) приведение законодательства РФ в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; определение правового статуса ребенка, его права на жизнь, развитие, воспитание в семье, охрану здоровья, жилище, благоприятные условия жизни, обучение, отдых, спорт, культуру;
б) обеспечение защиты ребенка от всех видов дискриминации, соблюдение его интересов, уважение его чести и достоинства, гуманное отношение;
в) определение ответственности родителей и других лиц, отвечающих за воспитание детей;
г) усиление защиты личных и имущественных прав детей и подростков.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетного национального проекта «Образование» (2006г.-2009 г.), национального проекта «Здоровье» (2006г.-2009 г.).
В 2007-2010 годах реализована федеральная целевая программа «Дети России» [13]. Среди основных направлений - обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.
Таким образом, в течение 2000 г.-2010 г. осуществлена реализация важнейших направлений государственной политики в сфере защиты детей, результатом которой стало учреждение уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка; в ряде субъектов создан институт Уполномоченного по правам ребенка; учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального и региональных бюджетов. Приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная компания по противодействию жестокому обращению с детьми. Введен в практику единый номер «Телефона доверия» и др.
В течение 2012-2017 годов осуществлена реализация «Национальной стратегия действий в интересах детей». (Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012г. № 761) [14], результатами которой стали межведомственное взаимодействие учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты по решению проблем детства; увеличение количества социально- ориентированных некоммерческих организаций
Начало формы
Cледующая страница лекции
Конец формы
◄ Входная анкета
Лекция
Раннее детство в контексте государственной политики
и общественных организаций, которые включились в выполнение национальной стратегии.
В 2018 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля. № 1375-р) утвержден План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. ссылка на документ
29 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации №240 объявлено Десятилетие детства в Российской Федерации (2018г.-2027г). [15]
23 января 2021 г. утвержден План мероприятий, который будут реализовываться до 2027 года (распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р). ссылка
Физическое и психическое развитие в раннем возрасте
Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.
Социальная ситуация. Стремление самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации предмета в раннем детстве.
Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).
Физическое развитие. Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.
Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.