Файл: Контрольная работа по дисциплине Финансовое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра теории и истории государства и права

Контрольная работа

по дисциплине «Финансовое право»

на тему «Счетная палата Российской Федерации»

Выполнил (а):

студент (ка) группы ЮУПв-151

заочной формы обучения

Русинова Наталья Викторовна
Проверил:

Бобринев Руслан Викторович,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры теории и

истории государства и права

Кемерово 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3

1. Счётная палата как орган государственного финансового контроля в РФ………...4

1.1 Конституционно-правовой статус Счётной палаты РФ……………….................4 

   1.2 Порядок формирования, состав и структура Счётной палаты РФ.......................6

2. Основные направления деятельности Счётной палаты РФ.......................................10

2.1 Задачи и полномочия Счётной палаты РФ............................................................10

2.2 Взаимодействие  Счётной  палаты  с  органами  государственной  власти.......14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................................16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...............................................................................................17

Введение
Для любого современного государства одной из приоритетных, но в то же время сложных задач на пути к увеличению темпов роста экономики своей страны является повышение эффективности управления различными национальными ресурсами, а именно бюджетом, разного рода правительственными фондами, государственной собственностью, интеллектуальным капиталом, природными богатствами. При этом под «управлением» в первую очередь стоит понимать осуществление государством контрольной деятельности.

Поскольку основу функционирования каждого государства составляют бюджетные средства, то государственный контроль, прежде всего, ориентирован на мониторинг формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Таким образом, проведение финансового контроля становится одним из ключевых звеньев финансового управления и реализации важных направлений в государственной политике. Кроме того, мировая практика также показывает, что «сильное государство» не может существовать без действенного государственного финансового контроля.


Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в условиях финансового кризиса и нестабильной международной обстановки на органы, осуществляющие финансовый контроль, ложится особая ответственность, поскольку в сложившейся ситуации очень важна экономическая и финансовая безопасность государства. Одним из важнейших органов государственного финансового контроля в России является Счетная палата РФ.


1. Счётная палата как орган государственного финансового контроля в РФ
1.1 Конституционно-правовой статус Счётной палаты РФ
В настоящее время в нашем государстве особо актуальным является вопрос, связанный с обеспечением финансовой стабильности экономики страны. К сожалению, число финансовых правонарушений увеличивается, а значит, ущерб, который они приносят государству, растет с каждым годом. В связи с этим большая нагрузка ложится на органы, осуществляющие финансовый контроль, т. к. в контрольно-надзорной деятельности государственных органов проявляется их характерная черта - непосредственная связь с социальным назначением и сущностью государства[9, с.146].

Реализация современной государственной политики предполагает выделение государственных средств для осуществления социально-экономических, культурных, образовательных и других значимых для гражданского общества программ. В ряде случаев достижение заложенной государством цели осуществления этих мероприятий зависит от полноты государственного финансирования, которое, в свою очередь, обеспечивается поступлениями средств в бюджет государства.

Институт финансового контроля призван обеспечить не только использование выделенных средств по назначению, но и пополнение государственного бюджета -источника этих средств[3, с.23].

В России создание системы государственного финансового контроля было обусловлено преобразованиями, произошедшими в стране в конце прошлого столетия (переход к рыночной экономике, формирование демократического государства и гражданского общества) и полностью изменившими содержание экономических отношений и работу всех социальных институтов. Однако любая система несовершенна, особенно в постоянно меняющихся условиях функционирования мировой экономики, в том числе при наличии ее финансовой нестабильности. Государственным органам финансового контроля приходится изменять или искать совершенно новые подходы к осуществлению государственного контроля, где каждое преобразование должно соответствовать современным тенденциям в этой области, а также быть эффективным в сложившейся на тот момент экономической ситуации.


Кроме того, нельзя забывать об изучении успешного зарубежного опыта и применении его на практике. Российская система государственного финансового контроля не исключение. В современных реалиях потребовалась ее комплексная реформация. Так, благодаря проведению ряда мероприятий (внесение изменений в Бюджетный кодекс, принятие новой редакции закона о Счетной палате, закона о парламентском контроле, закона о стратегическом планировании) государственный финансовый контроль в России вышел на качественно новый уровень, а именно на путь трансформации в институт государственного аудита, который сегодня успешно существует практически во всех странах мира[9, с.146].

Деятельность Счетной палаты РФ регулируется ФЗ от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ». Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию[1]. ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» применил термин «государственный аудит», но вместе с тем в скобках оставил слово «контроль». Такое действие законодателя объясняется тем, что помимо контрольных функций Счетной палате были предоставлены функции по предварительному аудиту государственных программ.

Вместе с тем укрепление всей системы государственного финансового контроля началось еще в 2011 году, когда был принят Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», поскольку до принятия данного закона на федеральном уровне оставались не урегулированными вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ. По мнению С.В. Степашина, бывшего Председателя Счетной палаты РФ, «по сути, с принятием данного закона создается конституционно независимая вертикаль финансового контроля в масштабах страны...»[3, с.50-51].

Деятельность кроме указанного ФЗ осуществляется в соответствии с Регламентом Счетной палаты, утвержденным Коллегией Счетной палаты 7 июня 2013 г. Правовую основу деятельности Счетной палаты также составляют Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, иные нормативные правовые акты РФ. Кроме того, в настоящее время принято около пятнадцати стандартов организации деятельности Счетной палаты РФ, являющихся обязательными для государственного органа. Принятые стандарты регулируют множество вопросов деятельности органа: порядок (правила) проведения контрольного и экспертно-аналитического мероприятия, финансового аудита, проведение аудита эффективности бюджетных средств, предварительный и оперативный контроль формирования проекта бюджета федерального бюджета и исполнения федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов, порядок (правила) проведения Счетной палатой России совместных и параллельных контрольных мероприятий с органами государственного финансового контроля зарубежных стран, порядок организации контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов Российской Федерации[6, с.35]


      
1.2 Порядок формирования, состав и структура Счётной палаты РФ
На сегодняшний день государственный финансовый контроль РФ представляет сложно структурированную систему, охватывающую все государственные органы, учреждения, а также организации, являющиеся получателями бюджетных средств. Как большинство управленческих систем, ее можно представить следующей структурой: субъекты контроля, объекты контроля и нормативное содержание данного вида деятельности. 

Возглавляет эту систему Президент РФ, которым создано Контрольное управление Президента РФ, имеющее ряд полномочий по контролю за бюджетной системой страны. Следующим по значимости элементом системы государственного финансового контроля является Счетная палата РФ.

До образования Счетной палаты РФ функции государственного контроля возлагались на Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете РФ. Данный комитет просуществовал вплоть до 30 декабря 1994 года, после чего был ликвидирован ввиду принятия ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

12 декабря 1993 года на всенародном референдуме была принята Конституция Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В России за основу построения института государственного финансового контроля взята парламентская модель. Парламентская модель государственного финансового контроля осуществляется специальной парламентской комиссией либо созданным парламентом специализированным независимым органом (как правило, таковыми являются счетные палаты при парламентах). Следует отметить, что данная модель является наиболее эффективной и основанной на принципе разделения властей. Такая модель используется в большинстве современных демократических и экономически развитых странах (Австрии, Канаде, Королевстве Бельгия, Королевстве Нидерланды, Японии и др.).

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума (ГД РФ) образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Однако это не свидетельствует о том, что Счетная палата является органом, подведомственным Федеральному собранию РФ, или же что Федеральное собрание осуществляет руководство работой Счетной палаты.


Счетная палата РФ образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность ГД РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ, одно и то же лицо не может занимать должность председателя Счетной палаты более двух сроков подряд[1]. Председателем Счетной палаты может быть гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт работы не менее пяти лет в области государственного управления, государственного контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. Кандидатуры для назначения на должность председателя Счетной палаты вносятся Президенту РФ Советом ГД РФ по предложениям фракций ГД РФ. Президент РФ из этих трех кандидатур выбирает одну и вносит ее на рассмотрение в ГД РФ для назначения на должность председателя Счетной палаты. Председатель Счетной палаты назначается на должность постановлением ГД РФ, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов ГД РФ. Кроме вышеперечисленных законом установлен и ряд других требований.

Порядок назначения заместителя Председателя Счетной палаты отличается от порядка назначения председателя Счетной палаты лишь тем, что заместителя председателя Счетной палаты назначает не ГД РФ, а Совет Федерации.

В состав Счетной палаты также входят 12 аудиторов. Аудиторы Счетной палаты являются должностными лицами и руководят отдельными направлениями деятельности Счетной палаты. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого аудитором Счетной палаты, определяется регламентом Счетной палаты. Совету Федерации и Государственной Думе предоставляется право назначать по 6 аудиторов сроком на 6 лет по представлению Президента РФ. Одно и то же лицо не может занимать должность аудитора Счетной палаты более двух сроков подряд. Закон предусматривает такие же требования к аудиторам Счетной палаты, что и к председателю Счетной палаты и его заместителям.

Кроме председателя Счетной палаты, его заместителя и 12 аудиторов в состав Счетной палаты, как было отмечено ранее, входит аппарат Счетной палаты. В структуру аппарата Счетной палаты входят руководство аппарата и структурные подразделения аппарата