Файл: Контрольная работа по дисциплине Финансовое право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.05.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, а сам аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов и иных сотрудников. Непосредственное осуществление внешнего государственного аудита (контроля) возлагается именно на инспекторов Счетной палаты.

Законом предусмотрено создание коллегии Счетной палаты. Она создается с целью рассмотрения вопросов планирования и организации работы Счетной пала- ты, методологического и методического обеспечения деятельности Счетной палаты, утверждения стандартов Счетной палаты, общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля), отчетов, иных документов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также информационных сообщений, направляемых Совету Федерации и Государственной думе. В состав коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты, аудиторы Счетной палаты, руководитель аппарата Счетной палаты с правом совещательного голоса[6, с.33-37].

Счетная палата, как и некоторые другие государственные органы, непосредственно не входит ни в одну из трех ветвей власти. При реализации своих задач Счетная палата выступает исключительно от имени государства, наделена самостоятельными властными полномочиями и имеет право применять меры государственного принуждения.


2. Основные направления деятельности Счётной палаты РФ
2.1 Задачи и полномочия Счётной палаты РФ
ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», являясь законом, определяющим деятельность этого государственного органа, содержит перечень задач, которые поставило государство перед Счетной палатой:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в РФ;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;


5) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

6) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

7) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях РФ;

8) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции[1].

В рамках установленных задач орган осуществляет властные полномочия. Специально уполномоченным сотрудникам Счетной палаты России предоставлено право составления протоколов об административных правонарушениях. Данное правомочие закреплено п. 5.1.2 Стандарта государственного аудита СГА 101 «Общие правила проведения контрольного мероприятия». В рамках полномочий по финансовому контролю Счетная палата России осуществляет работу по информированию общественности о состоянии в сфере, данная работа осуществляется через официальный источник Счетной палаты - Бюллетень Счетной палаты[5, с.82-83]

Оперативный контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется Счетной палатой при проведении комплексных ревизий и тематических проверок, в ходе которых контролируется исполнение подконтрольным объектом правил ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В сфере контрольной деятельности властные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения, а также на муниципальные органы, использующие средства федерального бюджета. Должностные лица Счетной палаты проводят ревизии и проверки по их целевому назначению и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность проверяемого объекта, сотрудники которого, в свою очередь, обязаны представить документацию и информацию, необходимую для контроля.


В области экспертно-аналитической деятельности Счетная палата проводит обязательную экспертизу по проекту федерального бюджета, проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих проблемы бюджетно-финансовой политики. Иная экспертно-аналитическая деятельность обусловлена запросами Президента РФ, комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также запросами органов государственной власти субъекта РФ, которые вправе инициировать процедуру проведения экспертизы в соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».

В области информационной деятельности Счетная палата аккумулирует данные о реализации бюджетно-финансовой политики и предоставляет информацию о своей деятельности полномочным органам государственной власти, а также СМИ.

Внутриорганизационная деятельность Счетной палаты, как и любого иного государственного органа, обусловлена особенностями ее структуры. Для планирования и организации работы Счетной палаты, определения методологии контрольно-ревизионной деятельности образуется Коллегия Счетной палаты. В отличие от коллегий, создаваемых в федеральных министерствах, ведомствах и представляющих собой совещательные органы, Коллегия Счетной палаты наделена и государственно-властными полномочиями: к ее ведению отнесено принятие представлений и предписаний Счетной палаты, адресованных руководителям федеральных органов исполнительной власти, членам Правительства РФ, руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, а также уведомлений Счетной палаты РФ о применении бюджетных мер принуждения[8, с. 340-342].

Счетная палата - конституционный институт, высший орган внешнего государственного аудита (контроля), постоянно действующий от имени и в интересах общества и государства, не только является одним из ключевых элементов современной модели управления, но и содействует укреплению международной репутации России, повышению ее инвестиционной привлекательности, демонстрируя стремление органов государственной власти Российской Федерации к повышению публичности, открытости.

В настоящее время Россия является единственной страной в мире, высший орган финансового контроля которой представлен сразу в трех управляющих советах международных организаций высших органов государственного аудита (контроля) –INTOSAI (международная организация, объединяющая высшие органы финансового контроля в странах 
ООН), ЕВРОСАИ ( объединяет 50 членов: 49 европейских высших органов финансового контроля и Европейскую счетную палату.) и АЗОСАИ(азиатская организация высших органов финансового контроля).

Счетная палата получила предложение возглавить Комитет ИНТОСАИ по профессиональным стандартам, ответственный за подготовку и продвижение новых международных стандартов внешнего государственного аудита. Все это свидетельствует о высочайшем уровне авторитета Счетной палаты РФ среди международных аудиторских сообществ. Это потенциально позволяет ей оказывать влияние на процессы развития внешнего государственного контроля во всем мире, включая совершенствование механизмов публичного раскрытия информации о деятельности национальных правительств и международных организаций.

Особая миссия Счетной палаты, как и всех современных высших органов внешнего независимого финансового контроля, заключается в ее обязанности оценивать стратегические риски, связанные с текущим использованием национальных ресурсов, с точки зрения соответствия этих расходов долгосрочным интересам общественного развития. В РФ Счетная палата является одним из ключевых элементов системы государственного прогнозирования, планирования и общественного контроля за расходованием национальных ресурсов на цели устойчивого экономического роста, а также инструментом согласования социально-экономических решений, дающих быстрый эффект, с долгосрочными задачами общества и стратегическими целями общественного развития.

Повышение эффективности, результативности и качества деятельности Счетной палаты прямо способствует решению поставленных Президентом РФ задач по обеспечению устойчивого роста благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития и модернизации экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе и повышения ее глобальной конкурентоспособности[7].

2.2 Взаимодействие  Счётной  палаты  с  органами  государственной  власти РФ
В деятельности Счетной палаты также широко используется такой инструмент административного регулирования, как административный договор (соглашение). В настоящее время действуют более 30 соглашений с различными ведомствами, а также администрациями субъектов РФ, среди которых МВД России, Федеральная антимонопольная служба, Министерство юстиции, Министерство культуры России, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.


Предмет соглашений, как правило, обуславливает взаимодействие по следующим направлениям:

- обмен различного рода информацией, такой, как аналитическая, статистическая, методическая и иная, касающаяся осуществляемой сторонами деятельности и представляющей для них взаимный интерес;

- совместная экспертиза проектов методических и нормативных документов, касающихся отраслевого регулирования, осуществление координации контрольной деятельности в целях исключения дублирования административного воздействия на проверяемых субъектов;

- проведение взаимных консультаций и рабочих встреч по вопросам, входящим в компетенцию сторон;

- участие представителей одной из сторон в семинарах, конференциях и иных мероприятиях, проводимых другой стороной по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Стороны соглашений также могут использовать иные направления взаимодействия, не противоречащие законодательству РФ. Именно здесь раскрываются признаки и виды административного договора[5, с.82]

Примером активного межведомственного взаимодействия является соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ, ФСБ, МВД, Генпрокуратурой и Следственным комитетом в борьбе с коррупцией в государственных органах, с практикой проведения совместных оперативно-следственных мероприятий не только в сторонних организациях, но и внутри самих служб[2, с. 27].

Заключение
В Российской Федерации основной угрозой экономической и финансовой безопасности давно стало масштабное нецелевое использование бюджетных средств, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминал в экономических и иных отношениях. Именно поэтому предотвращение данных нарушений является первостепенной задачей государственного финансового контроля, а одним из важнейших органов государственного финансового контроля в России является Счетная палата РФ.

Ключевая задача Счетной палаты - представлять Президенту РФ, Государственной Думе, Совету Федерации, всему обществу объективную и независимую информацию о формировании и об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, о состоянии бюджетной системы РФ, качестве законопроектов, требующих бюджетных средств, законности, эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по управлению и распоряжению государственными финансами и имуществом, причинах и последствиях выявленных нарушений, возможностях их устранения, способствовать развитию общественного контроля.