Файл: Суриков Б.Т. Ракетные средства борьбы с низколетящими целями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 153
Скачиваний: 1
Лями. Корпуса обычно изготавливаются |
из |
алюминиевых |
|
и магниевых |
сплавов. |
70 |
до 180 кгс, а |
Стартовый |
вес ракет колеблется от |
длина от 2000 до 3700 мм при диаметре корпуса от 120 до 230 мм.
Головной корпус ракеты в зависимости от принятой си стемы управления (инфракрасной или радиолокационной) выполняется из специального теплоили радиопрозрачного материала, способного выдерживать сверхзвуковые скоро сти полета.
Боевые части ракет состоят из металлической оболоч ки— корпуса, в котором размещается заряд взрывчатого вещества. Вес боевых частей колеблется в пределах 10—
30кгс.
При подрыве боевой части образуется большое количе
ство осколков, поражающих важные элементы цели. В ка честве взрывчатого вещества в ракетах воздушного боя используется тротил, но могут применяться и ядерные за ряды.
Из-за малой дальности действия большинство ракет воздушного боя имеет только один способ наведения — самонаведение; реже — телеуправление в сочетании с са монаведением.
В 1954—1955 гг. в США было выпущено серийно не сколько ракет воздушного боя. Наиболее интересными из них считаются «Фолкон» и «Спарроу 1» (рис. 54).
Ракета «Фолкон» изготавливалась в двух вариантах: один — с полуактивной радиолокационной головкой само наведения, другой — с головкой, чувствительной к лучам с длиной волны 3 км, т. е. к тепловому излучению истекаю щих газов авиационных реактивных двигателей.
Ракета весила 68 кгс и была рассчитана на прямое попадание. Она оснащалась зарядом взрывчатого веще ства весом около 1 кгс.
В процессе эксплуатации ракеты было обнаружено, что количество прямых попаданий практически не превышает 20—30%, так что приемлемая вероятность поражения мог ла быть достигнута лишь при залпе четырьмя ракетами.
Тот же, но экономически более выгодный результат обеспечивается при стрельбе двумя ракетами с увеличен ным весом топлива (для обеспечения большой дальности полета) и взрывчатого вещества, снаряженными неконтакт ными взрывателями и имеющими ту же систему самонаве дения.
При наведении таких утяжеленных ракет использовал ся метод пропорционального сближения, который харак теризуется тем, что направление полета ракеты изме няется пропорционально изменению (в инерциальном невращающемся пространстве) направления прямой, соеди няющей ракету с целью.
Начало разработки ракеты «Спарроу 1» относится к 1947 г., но ее серийный выпуск был начат лишь в 1954 г.
В 1955 г. ракета была принята на вооружение, и с тех пор ее модернизации («Спарроу 3» и «Спарроу 4») являют ся одними из основных видов вооружения всех типов па лубных истребителей, а также истребителей морской пе хоты и ВВС США.
Стартовый вес ракеты «Спарроу 1» 135 кгс, дальность действия около 8 км. Наведение на цель осуществляется по радиолучу.
В это же время по заказу военно-морских сил США была разработана управляемая ракета «Сайдуиндер 1» (рис. 54), снабженная инфракрасной головкой самонаве дения и неконтактным взрывателем.
Ракета весила 72 кгс, вес боевого заряда составлял примерно 5 кгс. Максимальная скорость полета соответст вовала числу М= 2.
Несмотря на то что эти ракеты не применялись с близ ких расстояний при резких маневрах цели, их высокая на дежность и низкая себестоимость явились причиной того, что ими вооружены многие современные самолеты. Вероят ность попадания ракеты достигает 70%.
Более совершенной считается вторая модификация ра кеты— «Сайдуиндер 2», имеющая большие скорость и ра диус действия.
К ракетам воздушного боя первого поколения относит ся и английская «Файрстрик» (рис. 54). Ею вооружены перехватчики ВВС и ВМФ Англии.
Ракета снабжена инфракрасной головкой самонаведе ния и способна поражать маневренные воздушные цели. Дальность полета ракеты 8 км. Она имеет неконтактный взрыватель. Вес боевой части 22,7 кгс, общий вес ракеты 136 кгс.
Во Франции отрабатывались ракеты воздушного боя «Матра 511» и «Норд 5103».
В 1955—1960 гг. на вооружении военно-воздушных сил различных стран появились реактивные бомбардировщи ки, имеющие потолок до 18 км, и дальние дозвуковые бом
бардировщики, оборудованные различными средствами ра диопротиводействия.
Большинство тактических самолетов (истребителейбомбардировщиков) было приспособлено как для перехва та, так и для тактических (в том числе ядерных) бомбар дировок.
Рис. 54. Схемы управляемых ракет воздушного боя:
/ — «Фолкон»; |
2 — «Сайдуиндер |
1»; |
3 — «Спарроу |
1»; |
4 — «Файрстрик» ; |
|
|
5 — «Ред |
Топ» |
|
|
Истребители-перехватчики полностью утратили перед бомбардировщиками маневренные преимущества, позволяв шие вести атаку в задней полусфере.
Потребовалось создание ракет воздушного боя, кото рые обеспечивали бы перехват на пересекающихся курсах и допускали бы их пуск под любым ракурсом при разности высот перехватчика и цели до нескольких тысяч метров. Кроме того, эти ракеты все более приспосабливались для борьбы с низколетящими целями.
Все ракеты воздушного боя второго поколения (1960— 1964 гг.) имеют системы наведения с пропорциональным сближением. Используются варианты ракет с радиолока ционными и инфракрасными головками самонаведения, причем инфракрасные приемники рассчитаны на длину
волн 4—5 мк, что обеспечивает наведение на цель с лю бого направления.
Английская ракета воздушного боя второго поколения «Ред Топ» (дальнейшее развитие ракеты «Файрстрик») ос нащена лишь инфракрасной головкой, а американская ра кета «Супер Фолкон» (GAR.3 и GAR.4) и французская «Матра Р-530» имеют варианты с полуактивной радиоло кационной и инфракрасной головками самонаведения.
Длина ракеты 3300 мм, диаметр 220 мм, размах 90 мм, вес 196 кгс.
Она снабжена двухступенчатым РДТТ и развивает мак
симальную |
скорость, |
соответствующую числу М = 3, |
при |
дальности |
пуска 11 |
км. |
наве |
Ракета |
оснащена |
головкой пропорционального |
дения с гироскопической стабилизацией, которая может быть выполнена в двух вариантах. Полуактивная радио локационная головка применяется на средних высотах при любых метеоусловиях и под любым ракурсом, пассивная инфракрасная головка — на малых и очень малых высо тах, но не пригодна для атаки в передней полусфере и при плотной облачности.
Подрыв боевого заряда осуществляется неконтактным взрывателем.
Наиболее интересной ракетой воздушного боя второго поколения считается американская ракета «Спарроу ЗА», снабженная полуактивной радиолокационной системой на ведения. На ракете установлена доплеровская головка, по зволяющая выделять сигналы подвижных целей на фоне сигналов, отраженных от поверхности земли. Она рассчи тана для поражения маловысотных целей.
Характерным для ракет воздушного боя второго поко ления считается и то, что у них инфракрасный детектор, или антенна радиолокационной станции, предварительно
ориентируется в направлении |
цели по |
сигналам |
бортовой |
радиолокационной станции, а |
система |
самонаведения пе |
|
ред пуском ракеты согласуется с этой РЛС. |
полусфе |
||
Дальность полета ракет при атаке с задней |
|||
ры по сравнению с ракетами |
первого поколения |
(при том |
же весе) существенно не изменилась, но при атаке сбоку или спереди она ограничивается только возможностью за хвата цели и потому достигает 26 км.
Все ракеты воздушного боя второго поколения имеют ограниченные возможности в борьбе с низколетящими воз душными целями.
Последняя особенность и явилась по существу тем толчком, который привел иностранные фирмы к разработ ке ракет воздушного боя третьего поколения. Создание их началось в 1967 г., а в течение 1968—1972 гг. ракеты на мечалось принять на вооружение. Они разрабатывались в соответствии с идеей «вторжения» на малые высоты.
Рис. 55. Схема перехвата воздушных целей на большой и малой высотах с применением ракет воздушного боя третьего поколения:
1 — цель на большой высоте; 2 — истребитель; 3 — аэродром; 4 — набор высоты; 5 — цель на малой высоте
Вто время самолеты, летящие на малой высоте, на дежно не обнаруживались наземными радиолокационными станциями. Поэтому не представлялось возможным наве сти на цель перехватчик, который пользуется командами наземной станции наведения.
Для обнаружения низколетящих целей самолеты-пере хватчики было решено оборудовать импульсно-доплеров скими радиолокационными станциями.
Кроме того, для расширения площади обзора рекомен довалось летать на высоте 6—12 км. Считалось также не обходимым, чтобы перехватчик обладал большой продол жительностью полета для обеспечения перехвата несколь ких целей.
Вэтих условиях требовалось, чтобы самолеты патру лировали на высоте, где расход топлива будет минималь ным, а дальность действия бортовой радиолокационной
станции достаточной для захвата |
целей, летящих |
выше |
|
или ниже перехватчика |
(рис. 55) на расстояниях, которые |
||
могут быть преодолены |
ракетами |
воздушного боя. |
поко |
Исходя из этих предпосылок к ракетам третьего |
ления были предъявлены требования, в соответствии с ко торыми они должны быть способными поражать цели при больших перепадах высот и оснащаться системой само наведения с импульсно-доплеровскими радиолокаторами.
Считается, что этим требованиям удовлетворяют амери канские ракеты воздушного боя «Супер-Супер Фолкон» (AIM.47A) и «Феникс» (AIM.54A).
Ракета AIM.47A оснащена полуактивной головкой са монаведения с импульсно-доплеровской радиолокационной станцией и инфракрасным детектором.
Она предназначена для вооружения перехватчиков, рас
считанных |
на скорость |
полета, соответствующую числу |
|
М = 3. |
|
|
|
При длине 4200 мм и диаметре 360 мм ракета имеет вес |
|||
350 кгс и скорость полета |
(с учетом скорости полета са |
||
молета), соответствующую |
числу М = 6. |
||
Ракета АІМ.54А разработана для вооружения само |
|||
лета F-111 |
в варианте |
перехватчика. Вес ее примерно |
308 кгс, наводится на конечном участке одновременно ин фракрасной и радиолокационной системами самонаведе ния.
К ракетам воздушного боя третьего поколения отно сится и ракета «Спарроу 4» (AIM.7F).
Считается, что она пригодна для поражения целей на всех высотах.
Основные тактико-технические данные ракет воздушного боя приведены в приложении 4.
Г Л А В А III
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НИЗКОЛЕТЯЩИМИ ЦЕЛЯМИ
(По взглядам зарубежных специалистов)
1. Особенности организации противосамолетной обороны на малых высотах
Современная противосамолетная оборона сухопутных войск и флота, по взглядам зарубежных специалистов, представляет собой стройную систему, создаваемую в со ответствующем звене по единому плану. Организационно единство противосамолетной обороны закрепляется нали чием самостоятельного командования соответствующего уровня, а также развертыванием необходимых органов управления.
Основные принципы и способы противосамолетной обо роны страны, войск и кораблей сложились в годы второй мировой войны. Уже тогда было установлено, что органи зация прикрытия с воздуха определяется общими замысла ми операций и меняется в соответствии с развитием боевых действий. Противосамолетная оборона на театре военных действий (ТВД), как считают зарубежные специалисты, строится по территориальному принципу с задачей надеж но защитить крупные промышленные центры и города, энергетические предприятия, железнодорожные узлы, мор ские порты, а также важные военные объекты. На сухо путных и морских театрах военных действий усилия ПСО сосредоточиваются на прикрытии главных группировок войск и наиболее важных объектов.
Основополагающим стал принцип, согласно которому различные силы и средства ПСО рекомендуется применять таким образом, чтобы они взаимно дополняли и усиливали друг друга, образуя в совокупности единую эффективную
систему, способную противостоять авиационным ударам в сложных условиях боевой обстановки.
Зарубежные специалисты считают, что задачи противо самолетной обороны ныне выходят за рамки обычной обо роны и включают не только отражение нападения воздуш ного противника, но и его уничтожение до старта или взлета. К решению всех этих важных задач могут привлекать ся силы и средства сухопутных, военно-воздушных и воен но-морских сил. Таким образом, в общем виде задачи ПСО предполагается решать объединенными усилиями всех ви дов вооруженных сил, участвующих в боевых действиях.
Современные средства воздушного нападения могут массированно применяться противником на значительных пространствах, охватывающих территорию государства или сухопутных и морских театров военных действий. Поэтому, как считают зарубежные специалисты, боевые действия группировок ПСО будут одновременно развертываться на больших пространствах в широком диапазоне высот — от предельно малых до предельно больших.
Массированность применения средств воздушного на падения означает, что противник может в большом количе стве сосредоточивать пилотируемые и безпилотные лета тельные аппараты для одновременного нанесения ударов по ряду важнейших районов или объектов. По этой причи не, как считают зарубежные специалисты, силам ПСО не обходимо находиться в постоянной боевой готовности, обес печивая непрерывное прикрытие обороняемых районов, войск или объектов. При этом предполагается, что, несмотря на огромный пространственный размах боевых действий сил и одновременное привлечение к отражению ударов с воз духа большого количества разнообразных средств ПСО, отражение массированных и групповых ударов авиации противника будет носить скоротечный характер, что обус ловлено большими скоростями полета современных средств воздушного нападения.
В силу этого средства воздушного нападения в зонах действия средств ПСО, особенно при налетах на малой вы соте, будут находиться незначительное время. Поэтому фак тор времени в боевых действиях сил ПСО приобретает важ нейшее значение. Незначительная задержка в принятии решения на отражение налета, в отдаче необходимых рас поряжений или опоздание с исполнением приказа непосред ственными исполнителями чревата невыполнением боевой задачи.