Файл: Суриков Б.Т. Ракетные средства борьбы с низколетящими целями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лями. Корпуса обычно изготавливаются

из

алюминиевых

и магниевых

сплавов.

70

до 180 кгс, а

Стартовый

вес ракет колеблется от

длина от 2000 до 3700 мм при диаметре корпуса от 120 до 230 мм.

Головной корпус ракеты в зависимости от принятой си­ стемы управления (инфракрасной или радиолокационной) выполняется из специального теплоили радиопрозрачного материала, способного выдерживать сверхзвуковые скоро­ сти полета.

Боевые части ракет состоят из металлической оболоч­ ки— корпуса, в котором размещается заряд взрывчатого вещества. Вес боевых частей колеблется в пределах 10—

30кгс.

При подрыве боевой части образуется большое количе­

ство осколков, поражающих важные элементы цели. В ка­ честве взрывчатого вещества в ракетах воздушного боя используется тротил, но могут применяться и ядерные за­ ряды.

Из-за малой дальности действия большинство ракет воздушного боя имеет только один способ наведения — самонаведение; реже — телеуправление в сочетании с са­ монаведением.

В 1954—1955 гг. в США было выпущено серийно не­ сколько ракет воздушного боя. Наиболее интересными из них считаются «Фолкон» и «Спарроу 1» (рис. 54).

Ракета «Фолкон» изготавливалась в двух вариантах: один — с полуактивной радиолокационной головкой само­ наведения, другой — с головкой, чувствительной к лучам с длиной волны 3 км, т. е. к тепловому излучению истекаю­ щих газов авиационных реактивных двигателей.

Ракета весила 68 кгс и была рассчитана на прямое попадание. Она оснащалась зарядом взрывчатого веще­ ства весом около 1 кгс.

В процессе эксплуатации ракеты было обнаружено, что количество прямых попаданий практически не превышает 20—30%, так что приемлемая вероятность поражения мог­ ла быть достигнута лишь при залпе четырьмя ракетами.

Тот же, но экономически более выгодный результат обеспечивается при стрельбе двумя ракетами с увеличен­ ным весом топлива (для обеспечения большой дальности полета) и взрывчатого вещества, снаряженными неконтакт­ ными взрывателями и имеющими ту же систему самонаве­ дения.


При наведении таких утяжеленных ракет использовал­ ся метод пропорционального сближения, который харак­ теризуется тем, что направление полета ракеты изме­ няется пропорционально изменению (в инерциальном невращающемся пространстве) направления прямой, соеди­ няющей ракету с целью.

Начало разработки ракеты «Спарроу 1» относится к 1947 г., но ее серийный выпуск был начат лишь в 1954 г.

В 1955 г. ракета была принята на вооружение, и с тех пор ее модернизации («Спарроу 3» и «Спарроу 4») являют­ ся одними из основных видов вооружения всех типов па­ лубных истребителей, а также истребителей морской пе­ хоты и ВВС США.

Стартовый вес ракеты «Спарроу 1» 135 кгс, дальность действия около 8 км. Наведение на цель осуществляется по радиолучу.

В это же время по заказу военно-морских сил США была разработана управляемая ракета «Сайдуиндер 1» (рис. 54), снабженная инфракрасной головкой самонаве­ дения и неконтактным взрывателем.

Ракета весила 72 кгс, вес боевого заряда составлял примерно 5 кгс. Максимальная скорость полета соответст­ вовала числу М= 2.

Несмотря на то что эти ракеты не применялись с близ­ ких расстояний при резких маневрах цели, их высокая на­ дежность и низкая себестоимость явились причиной того, что ими вооружены многие современные самолеты. Вероят­ ность попадания ракеты достигает 70%.

Более совершенной считается вторая модификация ра­ кеты— «Сайдуиндер 2», имеющая большие скорость и ра­ диус действия.

К ракетам воздушного боя первого поколения относит­ ся и английская «Файрстрик» (рис. 54). Ею вооружены перехватчики ВВС и ВМФ Англии.

Ракета снабжена инфракрасной головкой самонаведе­ ния и способна поражать маневренные воздушные цели. Дальность полета ракеты 8 км. Она имеет неконтактный взрыватель. Вес боевой части 22,7 кгс, общий вес ракеты 136 кгс.

Во Франции отрабатывались ракеты воздушного боя «Матра 511» и «Норд 5103».

В 1955—1960 гг. на вооружении военно-воздушных сил различных стран появились реактивные бомбардировщи­ ки, имеющие потолок до 18 км, и дальние дозвуковые бом­

бардировщики, оборудованные различными средствами ра­ диопротиводействия.

Большинство тактических самолетов (истребителейбомбардировщиков) было приспособлено как для перехва­ та, так и для тактических (в том числе ядерных) бомбар­ дировок.

Рис. 54. Схемы управляемых ракет воздушного боя:

/ — «Фолкон»;

2 — «Сайдуиндер

1»;

3 — «Спарроу

1»;

4 — «Файрстрик» ;

 

 

5 — «Ред

Топ»

 

 

Истребители-перехватчики полностью утратили перед бомбардировщиками маневренные преимущества, позволяв­ шие вести атаку в задней полусфере.

Потребовалось создание ракет воздушного боя, кото­ рые обеспечивали бы перехват на пересекающихся курсах и допускали бы их пуск под любым ракурсом при разности высот перехватчика и цели до нескольких тысяч метров. Кроме того, эти ракеты все более приспосабливались для борьбы с низколетящими целями.

Все ракеты воздушного боя второго поколения (1960— 1964 гг.) имеют системы наведения с пропорциональным сближением. Используются варианты ракет с радиолока­ ционными и инфракрасными головками самонаведения, причем инфракрасные приемники рассчитаны на длину


волн 4—5 мк, что обеспечивает наведение на цель с лю­ бого направления.

Английская ракета воздушного боя второго поколения «Ред Топ» (дальнейшее развитие ракеты «Файрстрик») ос­ нащена лишь инфракрасной головкой, а американская ра­ кета «Супер Фолкон» (GAR.3 и GAR.4) и французская «Матра Р-530» имеют варианты с полуактивной радиоло­ кационной и инфракрасной головками самонаведения.

Длина ракеты 3300 мм, диаметр 220 мм, размах 90 мм, вес 196 кгс.

Она снабжена двухступенчатым РДТТ и развивает мак­

симальную

скорость,

соответствующую числу М = 3,

при

дальности

пуска 11

км.

наве­

Ракета

оснащена

головкой пропорционального

дения с гироскопической стабилизацией, которая может быть выполнена в двух вариантах. Полуактивная радио­ локационная головка применяется на средних высотах при любых метеоусловиях и под любым ракурсом, пассивная инфракрасная головка — на малых и очень малых высо­ тах, но не пригодна для атаки в передней полусфере и при плотной облачности.

Подрыв боевого заряда осуществляется неконтактным взрывателем.

Наиболее интересной ракетой воздушного боя второго поколения считается американская ракета «Спарроу ЗА», снабженная полуактивной радиолокационной системой на­ ведения. На ракете установлена доплеровская головка, по­ зволяющая выделять сигналы подвижных целей на фоне сигналов, отраженных от поверхности земли. Она рассчи­ тана для поражения маловысотных целей.

Характерным для ракет воздушного боя второго поко­ ления считается и то, что у них инфракрасный детектор, или антенна радиолокационной станции, предварительно

ориентируется в направлении

цели по

сигналам

бортовой

радиолокационной станции, а

система

самонаведения пе­

ред пуском ракеты согласуется с этой РЛС.

полусфе­

Дальность полета ракет при атаке с задней

ры по сравнению с ракетами

первого поколения

(при том

же весе) существенно не изменилась, но при атаке сбоку или спереди она ограничивается только возможностью за­ хвата цели и потому достигает 26 км.

Все ракеты воздушного боя второго поколения имеют ограниченные возможности в борьбе с низколетящими воз­ душными целями.


Последняя особенность и явилась по существу тем толчком, который привел иностранные фирмы к разработ­ ке ракет воздушного боя третьего поколения. Создание их началось в 1967 г., а в течение 1968—1972 гг. ракеты на­ мечалось принять на вооружение. Они разрабатывались в соответствии с идеей «вторжения» на малые высоты.

Рис. 55. Схема перехвата воздушных целей на большой и малой высотах с применением ракет воздушного боя третьего поколения:

1 — цель на большой высоте; 2 — истребитель; 3 — аэродром; 4 — набор высоты; 5 — цель на малой высоте

Вто время самолеты, летящие на малой высоте, на­ дежно не обнаруживались наземными радиолокационными станциями. Поэтому не представлялось возможным наве­ сти на цель перехватчик, который пользуется командами наземной станции наведения.

Для обнаружения низколетящих целей самолеты-пере­ хватчики было решено оборудовать импульсно-доплеров­ скими радиолокационными станциями.

Кроме того, для расширения площади обзора рекомен­ довалось летать на высоте 6—12 км. Считалось также не­ обходимым, чтобы перехватчик обладал большой продол­ жительностью полета для обеспечения перехвата несколь­ ких целей.

Вэтих условиях требовалось, чтобы самолеты патру­ лировали на высоте, где расход топлива будет минималь­ ным, а дальность действия бортовой радиолокационной

станции достаточной для захвата

целей, летящих

выше

или ниже перехватчика

(рис. 55) на расстояниях, которые

могут быть преодолены

ракетами

воздушного боя.

поко­

Исходя из этих предпосылок к ракетам третьего

ления были предъявлены требования, в соответствии с ко­ торыми они должны быть способными поражать цели при больших перепадах высот и оснащаться системой само­ наведения с импульсно-доплеровскими радиолокаторами.

Считается, что этим требованиям удовлетворяют амери­ канские ракеты воздушного боя «Супер-Супер Фолкон» (AIM.47A) и «Феникс» (AIM.54A).

Ракета AIM.47A оснащена полуактивной головкой са­ монаведения с импульсно-доплеровской радиолокационной станцией и инфракрасным детектором.

Она предназначена для вооружения перехватчиков, рас­

считанных

на скорость

полета, соответствующую числу

М = 3.

 

 

 

При длине 4200 мм и диаметре 360 мм ракета имеет вес

350 кгс и скорость полета

(с учетом скорости полета са­

молета), соответствующую

числу М = 6.

Ракета АІМ.54А разработана для вооружения само­

лета F-111

в варианте

перехватчика. Вес ее примерно

308 кгс, наводится на конечном участке одновременно ин­ фракрасной и радиолокационной системами самонаведе­ ния.

К ракетам воздушного боя третьего поколения отно­ сится и ракета «Спарроу 4» (AIM.7F).

Считается, что она пригодна для поражения целей на всех высотах.

Основные тактико-технические данные ракет воздушного боя приведены в приложении 4.


Г Л А В А III

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НИЗКОЛЕТЯЩИМИ ЦЕЛЯМИ

(По взглядам зарубежных специалистов)

1. Особенности организации противосамолетной обороны на малых высотах

Современная противосамолетная оборона сухопутных войск и флота, по взглядам зарубежных специалистов, представляет собой стройную систему, создаваемую в со­ ответствующем звене по единому плану. Организационно единство противосамолетной обороны закрепляется нали­ чием самостоятельного командования соответствующего уровня, а также развертыванием необходимых органов управления.

Основные принципы и способы противосамолетной обо­ роны страны, войск и кораблей сложились в годы второй мировой войны. Уже тогда было установлено, что органи­ зация прикрытия с воздуха определяется общими замысла­ ми операций и меняется в соответствии с развитием боевых действий. Противосамолетная оборона на театре военных действий (ТВД), как считают зарубежные специалисты, строится по территориальному принципу с задачей надеж­ но защитить крупные промышленные центры и города, энергетические предприятия, железнодорожные узлы, мор­ ские порты, а также важные военные объекты. На сухо­ путных и морских театрах военных действий усилия ПСО сосредоточиваются на прикрытии главных группировок войск и наиболее важных объектов.

Основополагающим стал принцип, согласно которому различные силы и средства ПСО рекомендуется применять таким образом, чтобы они взаимно дополняли и усиливали друг друга, образуя в совокупности единую эффективную

систему, способную противостоять авиационным ударам в сложных условиях боевой обстановки.

Зарубежные специалисты считают, что задачи противо­ самолетной обороны ныне выходят за рамки обычной обо­ роны и включают не только отражение нападения воздуш­ ного противника, но и его уничтожение до старта или взлета. К решению всех этих важных задач могут привлекать­ ся силы и средства сухопутных, военно-воздушных и воен­ но-морских сил. Таким образом, в общем виде задачи ПСО предполагается решать объединенными усилиями всех ви­ дов вооруженных сил, участвующих в боевых действиях.

Современные средства воздушного нападения могут массированно применяться противником на значительных пространствах, охватывающих территорию государства или сухопутных и морских театров военных действий. Поэтому, как считают зарубежные специалисты, боевые действия группировок ПСО будут одновременно развертываться на больших пространствах в широком диапазоне высот — от предельно малых до предельно больших.

Массированность применения средств воздушного на­ падения означает, что противник может в большом количе­ стве сосредоточивать пилотируемые и безпилотные лета­ тельные аппараты для одновременного нанесения ударов по ряду важнейших районов или объектов. По этой причи­ не, как считают зарубежные специалисты, силам ПСО не­ обходимо находиться в постоянной боевой готовности, обес­ печивая непрерывное прикрытие обороняемых районов, войск или объектов. При этом предполагается, что, несмотря на огромный пространственный размах боевых действий сил и одновременное привлечение к отражению ударов с воз­ духа большого количества разнообразных средств ПСО, отражение массированных и групповых ударов авиации противника будет носить скоротечный характер, что обус­ ловлено большими скоростями полета современных средств воздушного нападения.

В силу этого средства воздушного нападения в зонах действия средств ПСО, особенно при налетах на малой вы­ соте, будут находиться незначительное время. Поэтому фак­ тор времени в боевых действиях сил ПСО приобретает важ­ нейшее значение. Незначительная задержка в принятии решения на отражение налета, в отдаче необходимых рас­ поряжений или опоздание с исполнением приказа непосред­ ственными исполнителями чревата невыполнением боевой задачи.