Файл: Филаткин К.М. Радиометрист штурманский учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
К. М. ФИЛАТКИН
РАДИОМ ЕТРИСТ
ШТ У Р М А Н С К И Й
Учебное пособив
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ МОСКВА — 1974
! |
Гос., |
n; •"личная |
5 |
j |
науЧНО-1е; ; :' 'ЛСЖ!Я 'I |
||
1 |
библ;-;отс.;а '.CP I |
||
j |
экземпляр |
} |
|
j |
ЧИТАЛЬНОГО З А Л А |
1 |
|
|
w - |
ы М |
|
Настоящее |
учебное |
пособие |
предназначено |
для |
|||
курсантоа, изучающих |
в |
морских клубах |
ДОСААФ |
||||
специальность «Радиометрист штурманский». |
|
|
|||||
В первом разделе приведены краткие сведения по |
|||||||
основам кораблевождения, |
без знания которых слож |
||||||
но усвоить |
назначение |
и |
использование штурманских |
||||
радиолокационных станций. |
|
|
|
||||
Основы |
электротехники |
и радиолокации |
изложены |
||||
во втором разделе в виде справочного материала. |
|
||||||
Главным |
в |
пособии |
является |
третий |
раздел |
— |
«Устройство и эксплуатация радиолокационных стан ций». В нем излагается принцип работы радиолокаци онной станции в целом и каждого ее элемента в от дельности, описывается конструкция приемо-передаю щих, антенно-волноводных и индикаторных устройств, различных агрегатов и приборов. В последующих гла вах и параграфах приведены материалы по эксплуа тации, обслуживанию и боевому применению штурман ских радиолокационных станций корабля.
Четвертый раздел пособия посвящен вопросам ре монта радиолокационных станций.
Р а з д е л I. ОСНОВЫ КОРАБЛЕВОЖДЕНИЯ
Г л а в а 1. НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ ПО КОРАБЛЕВОЖДЕНИЮ
§ 1. Дисциплины кораблевождения
Кораблевождение — совокупность дисциплин, рас сматривающих теорию и практику вопросов выбора пу ти в море, плавания по этому пути и контроля за пере движением корабля.
Основная задача кораблевождения заключается в том, чтобы провести корабль из одного места на вод ной поверхности в другое наивыгоднейшим и безопас нейшим путем.
Наука кораблевождения состоит из целого ряда от дельных дисциплин: навигации, мореходной астрономии, маневрирования, технических средств кораблевождения, навигационных пособий, морской гидрометеорологии.
Навигация разрабатывает спо.собы графического и аналитического решения задач кораблевождения на ос нове изучения геометрических законов перемещения корабля на поверхности Земли и законов этого движе ния в водной среде.
Если корабль идет в открытом море или океане, то определение места производится по небесным светилам. Эти методы определения места корабля излагаются в мореходной астрономии.
Маневрирование разбирает вопросы различных по ходных и боевых перестроении соединений кораблей, а
3
также случаи маневрирования кораблей во время боя с целью наилучшим образом использовать оружие ко рабля.
Технические средства кораблевождения — дисцип лина, которая изучает устройство, эксплуатацию и об служивание приборов, служащих целям кораблевож дения. Развитие радиоэлектроники, появление радиоло кации значительно расширило объем данной дисципли ны.
Навигационные пособия — дисциплина, рассматри вающая теорию картографических проекций карт, от дельные виды карт, специальные руководства для пла вания, а также лоцию.
Для того чтобы провести корабль наивыгоднейшим и безопаснейшим путем, необходимо изучить по мор ским картам и книгам тот район моря или океана, з котором кораблю предстоит совершить переход. Эти сведения сосредоточены в дисциплине кораблевожде ния, носящей название «лоция».
Законы движения воздушных масс над водной по верхностью и законы движения масс воды изучаются морской гидрометеорологией.
§ 2. Географические координаты
Координатами называют совокупность величин, оп ределяющих положение точки на линии, поверхности или в пространстве. Точка пересечения координатных осей называется началом координат. В системе геогра фических координат осями являются: земной экватор н один из меридианов, условно принимаемый за началь ный. Земным экватором называется воображаемый на поверхности Земли большой круг, плоскость которого перпендикулярна земной оси и проходит через центр Земли. Все остальные круги, плоскости которых также перпендикулярны земной оси, но не проходят через центр Земли, будут малыми кругами п называются зем ными параллелями.
Через земную ось можно провести бесчисленное множество больших кругов. Все эти большие круги, пе ресекаются в полюсах и называются земными меридиа нами.
4
Для определения точки на земной поверхности поль зуются координатными линиями, которыми являются параллель и меридиан, проходящие через заданную точ ку. Величиной измерений координат являются географи
ческие широта и долгота. |
— угол между |
нормалью |
|||
Географическая широта |
|||||
к земной |
поверхности в |
данной |
точке |
и |
плоскостью |
экватора. |
Этот угол измеряет,ся |
дугой |
меридиана от |
экватора до параллели данной точки. Так как экватор делит земную поверхность на два полушария, северное и южное, то и широта бывает северная и южная. Ус ловлено широту места обозначать буквой из греческого алфавита ф (фи).
Географическая долгота — двугранный угол между плоскостью начального меридиана и плоскостью мери диана, проходящего через данную точку. Этот угол из меряется сферическим углом при полюсе между указан ными меридианами или численно равной ему дугой эк ватора между этими меридианами. За начало отсчета долгот принят Гринвичский меридиан. Счет долгот ве дется от 0 до 180° к востоку и западу от начального меридиана. Для обозначения долготы принята буква греческого алфавита X (ламбда).
§ 3. Меры длины и скорости
Расстояния на море измеряются морскими милями,
аглубины морей, высоты гор и маяков — метрами. Морская миля равна длине одной минуты дуги зем
ного меридиана или одной минуты широты. Так как Земля не шар, а эллипсоид, то величина одной минуты земного эллиптического меридиана — величина пере менная и зависит от широты. Так, на экваторе она до стигает своего наименьшего значения 1842,89 м, а на полюсах наибольшего значения — 1861,57 м. Для це лей мореплавания морская миля условно принята рав ной длине одной минуты дуги земного меридиана в ши роте, близкой 45°, или линейной величине одной мину ты дуги большого круга такого шара, объем которого равен объему эллипсоида. Эта величина равна 1852 м. В мореплавании широкое распространение нашли так же следующие меры длины;
5
— кабельтов — одна десятая часть морской мили. Различают навигационный кабельтов, приближенно рав ный 185 м, и артиллерийский кабельтов, приближенно равный 183 м.
Для измерения скорости хода судна применяется единица измерения — узел.
Узел равен 1 морской миле в час. Название узел со хранилось со времен парусного флота, когда скорость корабля измеряли ручным лагом по количеству вытрав ленных за борт узелков на лаглине за 30 сек. Выражая скорость корабля, нужно говорить так: «Корабль имеет скорость столько-то узлов» или «Корабль имеет ско рость столько-то миль в час».
§ 4. Видимый горизонт и дальность видимости предмета
Находясь на корабле в море, наблюдатель располо жен на некоторой высоте / от поверхности воды. Если мы проведем из глаза наблюдателя касательные к по верхности моря по разным направлениям, то точки ка сания определят на водной поверхности малый круг, на зываемый видимым горизонтом. Наблюдатель, находя щийся в море, видит линию, по которой поверхность моря как бы пересекается с небом.
Однако лучи зрения, идущие от глаза наблюдателя, проходят различные по плотности слои атмосферы, пре ломляются, благодаря чему дальность видимости увели чивается.
Если высота глаза наблюдателя выражена в метрах, то дальность видимого горизонта наблюдателя будет равна
£>,=2,08/Г,
Рис. I. Дальность радиолокацион ного горизонта
где Dt—-дальность види мого горизонта;
I— высота глаза на блюдателя;
2,08 — коэффициент, рассчитанный из условия, что ко эффициент 'зем ной рефракции
6
равен 0,16 и радиус земного шара #=6371,1 км. Дальность видимости предмета зависит от высоты
его над уровнем моря. На рис. 1 представлены наблю датель и маяк, расположенные на определенном рассто-' янии на земной поверхности. Допустим, высота маяка равна Н, а высота глаза наблюдателя /. Тогда максимальное расстояние, при котором наблюдатель, сближаясь с маяком, обнаружит его, будет равно
D y а к с = D t + D h ,
где |
D н = |
2,081/7/ . |
|
Если мы подставим в формулу значение Dt и Dн, то |
|||
|
|
Di13KC= |
2,08(1/Т + У 7 /) . |
§ |
5. Определение направления в море |
||
Любое |
направление |
на поверхности Земли может |
быть измерено горизонтальным углом от направления, принятого за начальное. В кораблевождении применя ются четыре системы счета направлений: круговая, полукруговая, четвертная и румбовая.
Круговая система основываемся на делении всего горизонта на 360°. Счет направлений ведется от север ной части истинного меридиана наблюдателя от 0 до 360° по часовой стрелке. Полукруговая система основы
вается .на делении горизонта на |
180° |
от |
северной или |
|||||
южной части меридиана |
наблю- |
|
|
~~ |
||||
дателя в сторону западной и во |
|
|
м |
|||||
сточной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
По четвертной системе счет на |
|
|
|
|||||
правлений |
ведется |
от 0 |
до |
90°. |
|
|
|
|
Румбовая |
система |
применяется |
|
|
|
|||
для указания направления ветра |
|
|
|
|||||
и течения. |
В румбовой |
системе |
|
|
|
|||
истинный горизонт делится на 3? |
|
|
3> |
|||||
части, называемые румбами. |
• |
|
|
|||||
Направление движения кораб |
|
|
|
|||||
ля определяется |
углом |
между |
|
|
|
|||
направлением истинного |
мериди |
|
|
|
||||
ана и диаметральной плоскость» |
Рис |
|
|
|||||
корабля. Этот угол, считаемый от |
2. |
Определение на- |
||||||
кордовой |
части |
меридиана |
по |
|
прар,пения в море . |
г
движению часовой стрелки, называется истинным кур сом корабля. Допустим, корабль находится в точке О (рис. 2) и направление диаметральной плоскости соот ветствует линии ОД, называемой линией курса. Прове дем через точку О направление истинного меридиана У—S, тогда истинный курс (ИК) корабля будет угол
NOD.
С корабля мы можем наблюдать различные предме ты, которые на горизонте определяются направлениями на них с корабля. Каждое из этих направлений назы вается линией пеленга данного предмета. Угол, считае мый от нордовой части истинного меридиана по дви жению часовой стрелки до направления на предмет, на зывается истинным пеленгом.
Положение предметов на горизонте можно опреде лить также, используя другую величину — курсовой угол (КУ).
Курсовым углом называется угол, заключенный меж ду диаметральной плоскостью корабля и направлением на предмет. Счет курсовых углов идет от 0 до 180° пра вого и левого бортов.
Зависимость между истинным курсом, истинным пе ленгом и курсовым углом выражается формулами:
ИП=ИК± КУ;
ИК=ИП±КУ; КУ=ИП—ПК.
Если ИП получится больше 360°, то из полученного значения надо вычесть 360°, если ИП получится отри цательным, то полученное значение нужно вычесть из
360°.
§ 6. Магнитный компас
Магнитный компас служит для определения направ лений в море, курса корабля, пеленгов на различные предметы или курсовых углов.
Первые сведения о компасе относятся к XII в. В. те времена компас представлял собой намагниченную
8
иголку, помещенную на пробковой коре в сосуд с во дой.
В конце XIII века итальянец Флавия Джоя усовер шенствовал компас. Это усовершенствование заключа лось в том, что к бумажному диску, разделенному на 16 румбов, была прикреплена магнитная стрелка с
топкой, которая помещалась на острие стальной шпиль ки, укрепленной в центре котелка. Дальнейшее разви тие магнитного компаса принадлежит английскому фи зику Вильяму Томсону,
9