Файл: Суриков Б.Т. Ракетные средства борьбы с низколетящими целями.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Воспламенение топлива производится с помощью спе циальных электрических воспламенителей.
Основными преимуществами твердотопливных двигате лей считаются простота конструкции и эксплуатации, а так
же возможность длительного хранения в полной |
боевой |
готовности. Топливо помещают в двигатель еще на |
заводе- |
изготовителе, и перед пуском ракеты не требуется |
специ |
альных проверок. |
|
Твердые топлива представляют собой совокупность окислителя и горючего.
В смесевых твердых зарубежных топливах окислителем служат соли азотной, хлорной и других кислот, богатые кислородом (нитраты, хлораты и т. д.).
Неорганические окислители смешиваются с горючесвя зующими элементами — каучуком, органическими смолами, асфальтом, полиэтиленом и т. д.
Заряды из твердых топлив изготовляют в виде шашек различной формы и размеров, с каналами или без них, что обеспечивает возможность получения различной скорости горения.
К недостаткам твердотопливных двигателей относят не высокую удельную тягу (тяга, образующаяся от сжигания одной весовой единицы топливной смеси в секунду) из-за все еще низкой теплотворности твердого топлива, малое время работы, трудность регулирования величины тяги во времени по заданному закону и зависимость режима ра боты двигателя от начальной температуры твердотоплив ного заряда.
Пусковое оборудование. Состав и принципиальная схе ма устройства пускового оборудования определяются преж де всего конструктивным решением зенитного ракетного комплекса в целом и, в частности, устройством ракеты, ее двигателя, способом подготовки к пуску и т. п.
Обычно в состав пускового оборудования входит про верочно-пусковое, подъемно-транспортное, контрольно-ис пытательное и вспомогательное оборудование.
Основным элементом этого оборудования является пу сковая установка, предназначенная для окончательной под готовки, проверки и пуска ракеты.
Важнейшим преимуществом пусковых установок зе нитных ракет, предназначенных для борьбы с низколетя щими целями, является способность быстро передвигать ся вместе с войсками в условиях пересеченной местности и бездорожья.
Пусковые устройства монтируются на прицепах, колес ных и гусеничных шасси или переносятся номерами рас чета вручную.
Основной частью пусковой установки является направ ляющая (их может быть несколько), предназначенная для закрепления ракеты перед пуском, придания ей необходи мого положения в пространстве и обеспечения начального направления полета.
В зависимости от конструкции направляющие имеют либо конечную, либо «нулевую» длину.
К направляющим конечной длины относят, например, контейнеры, которые служат для хранения, транспорти ровки и пуска ракет. Эти направляющие характерны для зенитных ракет, предназначенных для борьбы с низколетя щими целями.
Необходимое направление направляющим придают с помощью механизмов наведения, работающих от электри ческих или гидравлических приводов.
По способу заряжания ракетами пусковые установки бывают с автоматизированным, механизированным и руч ным заряжанием.
Подвижные пусковые установки имеют механизирован ное заряжание.
Для нормального функционирования боевых средств комплекса служит транспортное, подъемно-погрузочное, сборочное, проверочное и ремонтное оборудование.
Транспортное оборудование необходимо для перевозки элементов комплекса. Оно включает тягачи и автомашины.
Подъемно-погрузочное оборудование обеспечивает вы полнение погрузочных и монтажных работ перед боевым применением и при войсковом ремонте зенитных комплек сов.
Что же касается сборочного, проверочного и ремонтного оборудования, то оно используется при периодических про верках и ремонте элементов комплекса в войсках.
В некоторых зарубежных ракетных комплексах прибо ры и агрегаты проверяются автоматически, без вмешатель ства обслуживающего персонала, что позволяет в мини мальное время выверить бортовую аппаратуру ракеты.
Автоматическую проверку ракет производят статически ми и динамическими методами.
При статических методах на вход испытуемых прибо ров подаются сигналы постоянного уровня, при динами ческих— сигналы, изменяющиеся по времени и имитирую-
іцие возмущения, испытываемые оборудованием ракеты во время полета.
Об исправности оборудования судят по ошибке, полу ченной после сравнения выходного сигнала с эталонным.
Наиболее широкое распространение получил динамиче ский метод, который обеспечивает большой объем испы таний за сравнительно короткое время.
Многочисленным агрегатам пускового оборудования и бортовым аккумуляторным батареям ракеты необходимы электропитание и зарядка. Для этого требуется большое количество электроэнергии постоянного и переменного тока различных напряжений и частот. Поэтому в ракетные комплексы включаются подвижные электростанции, раз личные преобразователи и станции для зарядки аккумуля торных батарей.
Система управления является одной из самых ответст-. венных частей ракетного комплекса и относится к той его части, которая управляет пусковой установкой и ракетой в процессе подготовки пуска, самого пуска и наведением ракеты на цель.
Средства управления пуском включают приборы выра ботки команд управления пуском, приводы пусковой уста новки и пусковую автоматику.
Приборы выработки команд управления пуском рабо тают во взаимодействии с системой обнаружения и целе указания, а также со средствами наведения и служат для выработки команд наведения пусковой установки по углу места и азимуту в зависимости от параметров полета цели.
Пусковая автоматика обеспечивает необходимые пред пусковые операции и осуществляет своевременный пуск ракеты.
От точности и надежности системы управления во мно гом зависит эффективность боевого использования управ ляемых ракет.
Выбор системы управления определяется не только ха рактером цели и возможной траекторией ее движения, но и рядом других факторов, в том числе характеристиками отдельных элементов самой ракеты: формой и аэродинами ческой компоновкой, видом источников питания и боевой части и т. п.
К системам управления предъявляют весьма жесткие требования. Они должны обеспечивать высокую точность
йойаданий ракеты в Цель, иметь малый вес и габариты и быть надежными в работе в различных условиях.
Системы наведения зависят от назначения |
и |
типа ра |
|
кеты. |
|
|
|
В отличие от бортовой аппаратуры управления, распо |
|||
лагаемой на борту ракеты, приборы системы |
наведения |
||
могут |
находиться и вне ракеты — на земле |
и |
корабле |
(рис. |
29). |
|
|
|
Бортовая аппаратура |
|
s |
|
----------------~------------------------ |
|
Наземная (корабельная) аппаратура наведения
Рис. 29. Блок-схема автоматизированной командной системы управле ния ЗУР:
/ — станция |
автоматического сопровождения ракеты; 2 — счетно-решающий при |
|
бор; 3 — шифратор; 4 — передатчик; |
5 — приемник; 6 — дешифратор; 7 — автопи |
|
|
лот; |
8 — рули |
Система наведения определяет положение ракеты в про |
||
странстве |
относительно цели, рассчитывает нужную тра |
екторию полета и в соответствии с этим вырабатывает сиг налы об изменении траектории полета, которые поступают
затем в бортовую |
аппаратуру |
управления, обеспечиваю |
щую полет ракеты по требуемой |
траектории. |
|
В зависимости |
от назначения |
ракеты, характера поле |
та цели и дальности до нее управление ракетой осуществ
ляют различными |
системами. |
действия средств |
управ |
Состав, схемы |
построения и |
||
ления определяются принятыми |
в них способами, |
видами |
|
и методами наведения ракеты на цель. |
|
Наведение ракеты на цель включает два процесса: управление положением ее осей в пространстве и управ ление траекторией полета, т. е. собственно наведение ра кеты на цель.
Поскольку зенитной ракете в полете приходится много маневрировать, это вызывает необходимость управления ею на всем протяжении траектории.
В принципе возможно бесчисленное количество траек торий, которые обеспечивают встречу ракеты с целью. Практически стремятся выбрать оптимальную, т. е. ту, которая при определенных условиях стрельбы обеспечивает наиболее надежное поражение цели. При выборе траек тории полета учитывают не только вероятность попадания в цель, но и ряд других факторов: наименьшее время по лета, максимально допустимую угловую скорость, устой чивость полета и т. д.
Таким образом, траектория ракеты не является произ вольной, она ограничивается рассмотренными выше усло виями и факторами, определяющими закон наведения ее на цель.
Этот закон имеет конкретное математическое выраже ние, связывающее параметры движения цели и ракеты, и называется методом наведения.
Внекоторых системах кроме основного метода наве дения используются один или несколько дополнительных (резервных) методов, которые также выбираются заранее.
Управление по выбранным методам наведения осущест вляется с помощью счетно-решающего устройства, входя щего в состав системы наведения или бортовой аппарату ры управления.
Рассмотренная схема работы характерна для автома тических систем управления.
Внеавтоматических системах пуск ракеты в нужном направлении производится на основе визуального опреде ления параметров полета цели с использованием различ
ных устройств, сигнализирующих о готовности комплекса к пуску.
Для систем управления зенитных ракетных комплексов характерны три способа наведения:
—теленаведение (наведение на расстоянии, или ди станционное наведение), осуществляемое с помощью командных приборов, располагаемых на земле или ко рабле;
—самонаведение, при котором управляющие команды поступают от головки самонаведения;
—комбинированное наведение, сочетающее перечислен ные способы наведения.
В системах наведения ракетных комплексов, предназна ченных для борьбы с низколетящими целями, обычно ис пользуются теленаведение и самонаведение.
Теленаведение осуществляется по лучу радиолокацион ной станции и по командам; самонаведение может быть пассивным и полуактивным.
При теленаведении используются разновидности трех
точечных методов |
наведения |
(станция |
наведения — раке |
|
т а — цель), |
а при |
самонаведении — двухточечных (раке |
||
та — цель). |
|
с помощью |
команд |
предусматривает |
Теленаведение |
размещение командной аппаратуры в пункте наведения, находящемся на земле или корабле, а приемный — на бор ту ракеты.
Наблюдая за полетом ракеты и движением цели, опе ратор передает по радио сигналы — команды, которые при нимаются радиоприемником ракеты и вызывают срабаты вание управляющих поверхностей.
Изменяя направление и высоту полета ракеты, опера тор добивается попадания ее в цель.
Наблюдение за целью можно вести визуально, с по мощью оптических средств, радиолокации и телевидения.
Выбор средства наблюдения может определяться типом цели и характером ее движения.
Известно большое количество разновидностей команд ных систем, однако для всех характерно наличие двух ли ний связи — между пунктом наведения и ракетой.
Одна линия связи предназначается для наблюдения за движением ракеты относительно цели, другая — для пере дачи команд на ракету в случае, если она отклонится от расчетной траектории или потребуется ее изменить.
Система наведения по лучу радиолокационной станции состоит из установленного на командном пункте радио локатора наведения с конической разверткой луча и бор товой аппаратуры управления ракетой, которая принимает излучение радиолокатора наведения и самостоятельно вы рабатывает управляющие сигналы, заставляющие ракету лететь по оси луча радиолокационной станции.
Возможны две разновидности систем наведения по лучу радиолокационной станции.
Первая предполагает наведение ракеты на цель с по мощью только одной станции с автоматическим сопровож дением цели, непрерывно следящей за той же целью, на которую наводится ракета (метод «трехточка»). Ракета в