Файл: Суриков Б.Т. Ракетные средства борьбы с низколетящими целями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Воспламенение топлива производится с помощью спе­ циальных электрических воспламенителей.

Основными преимуществами твердотопливных двигате­ лей считаются простота конструкции и эксплуатации, а так­

же возможность длительного хранения в полной

боевой

готовности. Топливо помещают в двигатель еще на

заводе-

изготовителе, и перед пуском ракеты не требуется

специ­

альных проверок.

 

Твердые топлива представляют собой совокупность окислителя и горючего.

В смесевых твердых зарубежных топливах окислителем служат соли азотной, хлорной и других кислот, богатые кислородом (нитраты, хлораты и т. д.).

Неорганические окислители смешиваются с горючесвя­ зующими элементами — каучуком, органическими смолами, асфальтом, полиэтиленом и т. д.

Заряды из твердых топлив изготовляют в виде шашек различной формы и размеров, с каналами или без них, что обеспечивает возможность получения различной скорости горения.

К недостаткам твердотопливных двигателей относят не­ высокую удельную тягу (тяга, образующаяся от сжигания одной весовой единицы топливной смеси в секунду) из-за все еще низкой теплотворности твердого топлива, малое время работы, трудность регулирования величины тяги во времени по заданному закону и зависимость режима ра­ боты двигателя от начальной температуры твердотоплив­ ного заряда.

Пусковое оборудование. Состав и принципиальная схе­ ма устройства пускового оборудования определяются преж­ де всего конструктивным решением зенитного ракетного комплекса в целом и, в частности, устройством ракеты, ее двигателя, способом подготовки к пуску и т. п.

Обычно в состав пускового оборудования входит про­ верочно-пусковое, подъемно-транспортное, контрольно-ис­ пытательное и вспомогательное оборудование.

Основным элементом этого оборудования является пу­ сковая установка, предназначенная для окончательной под­ готовки, проверки и пуска ракеты.

Важнейшим преимуществом пусковых установок зе­ нитных ракет, предназначенных для борьбы с низколетя­ щими целями, является способность быстро передвигать­ ся вместе с войсками в условиях пересеченной местности и бездорожья.



Пусковые устройства монтируются на прицепах, колес­ ных и гусеничных шасси или переносятся номерами рас­ чета вручную.

Основной частью пусковой установки является направ­ ляющая (их может быть несколько), предназначенная для закрепления ракеты перед пуском, придания ей необходи­ мого положения в пространстве и обеспечения начального направления полета.

В зависимости от конструкции направляющие имеют либо конечную, либо «нулевую» длину.

К направляющим конечной длины относят, например, контейнеры, которые служат для хранения, транспорти­ ровки и пуска ракет. Эти направляющие характерны для зенитных ракет, предназначенных для борьбы с низколетя­ щими целями.

Необходимое направление направляющим придают с помощью механизмов наведения, работающих от электри­ ческих или гидравлических приводов.

По способу заряжания ракетами пусковые установки бывают с автоматизированным, механизированным и руч­ ным заряжанием.

Подвижные пусковые установки имеют механизирован­ ное заряжание.

Для нормального функционирования боевых средств комплекса служит транспортное, подъемно-погрузочное, сборочное, проверочное и ремонтное оборудование.

Транспортное оборудование необходимо для перевозки элементов комплекса. Оно включает тягачи и автомашины.

Подъемно-погрузочное оборудование обеспечивает вы­ полнение погрузочных и монтажных работ перед боевым применением и при войсковом ремонте зенитных комплек­ сов.

Что же касается сборочного, проверочного и ремонтного оборудования, то оно используется при периодических про­ верках и ремонте элементов комплекса в войсках.

В некоторых зарубежных ракетных комплексах прибо­ ры и агрегаты проверяются автоматически, без вмешатель­ ства обслуживающего персонала, что позволяет в мини­ мальное время выверить бортовую аппаратуру ракеты.

Автоматическую проверку ракет производят статически­ ми и динамическими методами.

При статических методах на вход испытуемых прибо­ ров подаются сигналы постоянного уровня, при динами­ ческих— сигналы, изменяющиеся по времени и имитирую-

іцие возмущения, испытываемые оборудованием ракеты во время полета.

Об исправности оборудования судят по ошибке, полу­ ченной после сравнения выходного сигнала с эталонным.

Наиболее широкое распространение получил динамиче­ ский метод, который обеспечивает большой объем испы­ таний за сравнительно короткое время.

Многочисленным агрегатам пускового оборудования и бортовым аккумуляторным батареям ракеты необходимы электропитание и зарядка. Для этого требуется большое количество электроэнергии постоянного и переменного тока различных напряжений и частот. Поэтому в ракетные комплексы включаются подвижные электростанции, раз­ личные преобразователи и станции для зарядки аккумуля­ торных батарей.

Система управления является одной из самых ответст-. венных частей ракетного комплекса и относится к той его части, которая управляет пусковой установкой и ракетой в процессе подготовки пуска, самого пуска и наведением ракеты на цель.

Средства управления пуском включают приборы выра­ ботки команд управления пуском, приводы пусковой уста­ новки и пусковую автоматику.

Приборы выработки команд управления пуском рабо­ тают во взаимодействии с системой обнаружения и целе­ указания, а также со средствами наведения и служат для выработки команд наведения пусковой установки по углу места и азимуту в зависимости от параметров полета цели.

Пусковая автоматика обеспечивает необходимые пред­ пусковые операции и осуществляет своевременный пуск ракеты.

От точности и надежности системы управления во мно­ гом зависит эффективность боевого использования управ­ ляемых ракет.

Выбор системы управления определяется не только ха­ рактером цели и возможной траекторией ее движения, но и рядом других факторов, в том числе характеристиками отдельных элементов самой ракеты: формой и аэродинами­ ческой компоновкой, видом источников питания и боевой части и т. п.

К системам управления предъявляют весьма жесткие требования. Они должны обеспечивать высокую точность


йойаданий ракеты в Цель, иметь малый вес и габариты и быть надежными в работе в различных условиях.

Системы наведения зависят от назначения

и

типа ра­

кеты.

 

 

 

В отличие от бортовой аппаратуры управления, распо­

лагаемой на борту ракеты, приборы системы

наведения

могут

находиться и вне ракеты — на земле

и

корабле

(рис.

29).

 

 

 

Бортовая аппаратура

 

s

 

----------------~------------------------

 

Наземная (корабельная) аппаратура наведения

Рис. 29. Блок-схема автоматизированной командной системы управле­ ния ЗУР:

/ — станция

автоматического сопровождения ракеты; 2 — счетно-решающий при­

бор; 3 — шифратор; 4 — передатчик;

5 — приемник; 6 — дешифратор; 7 — автопи­

 

лот;

8 — рули

Система наведения определяет положение ракеты в про­

странстве

относительно цели, рассчитывает нужную тра­

екторию полета и в соответствии с этим вырабатывает сиг­ налы об изменении траектории полета, которые поступают

затем в бортовую

аппаратуру

управления, обеспечиваю­

щую полет ракеты по требуемой

траектории.

В зависимости

от назначения

ракеты, характера поле­

та цели и дальности до нее управление ракетой осуществ­

ляют различными

системами.

действия средств

управ­

Состав, схемы

построения и

ления определяются принятыми

в них способами,

видами

и методами наведения ракеты на цель.

 

Наведение ракеты на цель включает два процесса: управление положением ее осей в пространстве и управ­ ление траекторией полета, т. е. собственно наведение ра­ кеты на цель.


Поскольку зенитной ракете в полете приходится много маневрировать, это вызывает необходимость управления ею на всем протяжении траектории.

В принципе возможно бесчисленное количество траек­ торий, которые обеспечивают встречу ракеты с целью. Практически стремятся выбрать оптимальную, т. е. ту, которая при определенных условиях стрельбы обеспечивает наиболее надежное поражение цели. При выборе траек­ тории полета учитывают не только вероятность попадания в цель, но и ряд других факторов: наименьшее время по­ лета, максимально допустимую угловую скорость, устой­ чивость полета и т. д.

Таким образом, траектория ракеты не является произ­ вольной, она ограничивается рассмотренными выше усло­ виями и факторами, определяющими закон наведения ее на цель.

Этот закон имеет конкретное математическое выраже­ ние, связывающее параметры движения цели и ракеты, и называется методом наведения.

Внекоторых системах кроме основного метода наве­ дения используются один или несколько дополнительных (резервных) методов, которые также выбираются заранее.

Управление по выбранным методам наведения осущест­ вляется с помощью счетно-решающего устройства, входя­ щего в состав системы наведения или бортовой аппарату­ ры управления.

Рассмотренная схема работы характерна для автома­ тических систем управления.

Внеавтоматических системах пуск ракеты в нужном направлении производится на основе визуального опреде­ ления параметров полета цели с использованием различ­

ных устройств, сигнализирующих о готовности комплекса к пуску.

Для систем управления зенитных ракетных комплексов характерны три способа наведения:

теленаведение (наведение на расстоянии, или ди­ станционное наведение), осуществляемое с помощью командных приборов, располагаемых на земле или ко­ рабле;

самонаведение, при котором управляющие команды поступают от головки самонаведения;

комбинированное наведение, сочетающее перечислен­ ные способы наведения.

В системах наведения ракетных комплексов, предназна­ ченных для борьбы с низколетящими целями, обычно ис­ пользуются теленаведение и самонаведение.

Теленаведение осуществляется по лучу радиолокацион­ ной станции и по командам; самонаведение может быть пассивным и полуактивным.

При теленаведении используются разновидности трех­

точечных методов

наведения

(станция

наведения — раке­

т а — цель),

а при

самонаведении — двухточечных (раке­

та — цель).

 

с помощью

команд

предусматривает

Теленаведение

размещение командной аппаратуры в пункте наведения, находящемся на земле или корабле, а приемный — на бор­ ту ракеты.

Наблюдая за полетом ракеты и движением цели, опе­ ратор передает по радио сигналы — команды, которые при­ нимаются радиоприемником ракеты и вызывают срабаты­ вание управляющих поверхностей.

Изменяя направление и высоту полета ракеты, опера­ тор добивается попадания ее в цель.

Наблюдение за целью можно вести визуально, с по­ мощью оптических средств, радиолокации и телевидения.

Выбор средства наблюдения может определяться типом цели и характером ее движения.

Известно большое количество разновидностей команд­ ных систем, однако для всех характерно наличие двух ли­ ний связи — между пунктом наведения и ракетой.

Одна линия связи предназначается для наблюдения за движением ракеты относительно цели, другая — для пере­ дачи команд на ракету в случае, если она отклонится от расчетной траектории или потребуется ее изменить.

Система наведения по лучу радиолокационной станции состоит из установленного на командном пункте радио­ локатора наведения с конической разверткой луча и бор­ товой аппаратуры управления ракетой, которая принимает излучение радиолокатора наведения и самостоятельно вы­ рабатывает управляющие сигналы, заставляющие ракету лететь по оси луча радиолокационной станции.

Возможны две разновидности систем наведения по лучу радиолокационной станции.

Первая предполагает наведение ракеты на цель с по­ мощью только одной станции с автоматическим сопровож­ дением цели, непрерывно следящей за той же целью, на которую наводится ракета (метод «трехточка»). Ракета в