Файл: Совершенствование основных узлов турбопоршневых двигателей..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С целью определения влияния на работу гидротолкателей величины зазора между плунжером и втулкой, частоты вращения и нагрузки двигателя, а также величины зазора А были проведены

испытания

гидротолкателей (результаты испытаний приведены

на рис. 130,

б и 131).

Участок AB на осциллограммах (рис. 131) характеризует резкое перемещение плунжера гидротолкателя, вызванное закры­ тием шарикового клапана; участок ВС — более медленное пере­ мещение плунжера, вызванное выжиманием масла в зазор между втулкой и плунжером; участок CD — наполнение гидротолкателя маслом после выхода ролика рычага и толкателя на начальную окружность кулака. Максимальное суммарное перемещение плун­ жера (сумма ординат участков AB и ВС) составляет не более 0,25—0,3 мм. На эту величину уменьшается ход клапанов дви­ гателей при установке гидротолкателей.

СП И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.Биргер И. А. Расчет резьбовых соединении. М-, Оборонгиз, 1959, 65 с.

2.Биргер И. А. Неравномерно нагретые стержни с переменными пара­

метрами упругости. — В кн.: Расчеты на прочность. Вып. 7. М., Машгиз, 1961,

с. 76—109.

 

 

3.

Биргер И. А. Определение податливости промежуточных деталей резьбо­

вого соединения.— «Вестник машиностроения», 1961,

№ 5,

с. 41—44.

4.

Боли Б. О точности теории Бернулли—Эйлера

для

балок переменного

сечения. — Прикладная механика. Т. 30, серия Е. М., «Мир», 1963, № 3, с. 62— 72. (Труды американского общества инженеров-механиков).

5.Ваншейдт В. А. Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей. Л., «Судостроение», 1969, с. 199.

6.Васильев В. В. Концентрация напряжений в угловых элементах и дета­

лях ступенчатой формы. М., «Машгиз», 1962,

76 с.

7. Выбор и исследование эффективности

поверхностного упрочнения гал­

телей коленчатого вала при работе в условиях разовых динамических перегру­ зок. — В ки.: Повышение прочности и долговечности деталей машин поверхно­ стным пластическим деформированием. 1970, с. 94—102. (ЦНИИТМАШ). Авт. Е. А. Никитин, М. Н. Горбунов, Г. Л. Васильев, М. А. Салтыков.

8.Голего Н. Л. Технологические мероприятия по борьбе с износом в маши­ нах. М., Машгиз, 1961, 195 с.

9.Горбунов М. Н., Салтыков М. А. Метод натурных усталостных испытаний

сварного блока с помощью силового гидроцилиндра. — «Двигатели внутреннего сгорания», 1968, № И, с. 44—51 (НИИинформтяжмаш).

10. Жемочкин Б. Н. Расчет рам. М., Стройиздат, 1965, 180 с.

11.Изотермическая закалка коленчатых валов из магниевого чугуна.— «Литейное производство», 1972, № 6, с. 39—40. Авт.: Р. А. Семенов, В. К- Фро­ лов, М. А. Салтыков и др.

12.Кондратьева Т. Ф., Доброклонский Е. Б., Видякин Ю. А. Оппозитные

компрессоры. Л., «Машиностроение», 1968, 420 с.

13.Конструкция и прочность коленчатого вала. Сборник статей. Пер. с англ,

инем. Б. М. Покорного. Под ред. Н. С. Ханина. М., Машгиз, 1963, 108 с.

14.Котельников Л. Д., Салтыков М. А. Влияние жесткости блока цилиндров дизеля на упругую податливость опор и напряженность коленчатого вала. — «Энергомашиностроение», 1971, № 6, с. 27—29.

15.Котельников Л. Д., Салтыков М. А. Метод статического расчета коленча­ того вала с учетом несоосности и упругой податливости опор. — «Известия вту­

зов. Машиностроение», 1969, № 4, с. 60—66.

16.Котельников Л. Д. Упругая податливость блоков цилиндров и коренных опор коленчатого вала дизелей 16ДН 23/30, І6ЧН 26/26,6ЧН 30/38. — «Двига­ тели внутреннего сгорания». М., 1968, № 11, с. 41—44 (НИИинформтяжмаш).

17.Кужелев В. П., Салтыков М. А., Ширяев В. М. Метод расчета напряже­

ний и деформаций в тарелках клапанов ДВС. — «Энергомашиностроение», 1968,

11, с. 5—7.

18.Лейкин А. С. Напряженность и выносливость деталей сложной конфигу­ рации. М., «Машиностроение», 1968, 372 с,

203


19. Лодягин В. Э. Анализ разрушений и экспериментальное исследование напряжений и деформаций в поршне двигателя 1ІД45. — В кн.: Турбопоршне­ вые двигатели. М., «Машиностроение», 1965, с. 194—202.

20.Мерлис П. М. Пути повышения надежности и долговечности комбини­ рованных двигателей. — В кн.: Проблемы развития комбинированных двига­ телей внутреннего сгорания. М., «Машиностроение», 1968, с. 56—64.

21.Мерлис П. М., Никитин Е. А. Повышение надежности цплнндропоршмевой группы. — «Двигатели внутреннего сгорания», 1969, № 15, с. 7—11 (НИИинформтяжмаш).

22.Никитин Е. А. Сварные остовы турбопоршневых двигателей. — В кн.: Турбопоршневые двигатели. М., «Машиностроение», 1965, с. 147—163.

23.Никитин Е. А., Абрамов С. А. Конструктивно-технологические меро­ приятия по повышению надежности поршней. — «Двигатели внутреннего сго­

рания», 1969, № 15, с. 3—7 (НИИинформтяжмаш).

24.Никитин Е. А., Васильев Г. Л. Газовый стык втулки цилиндров подвес­ ной конструкции форсированного двигателя внутреннего сгорания. — «Двига­ тели внутреннего сгорания», 1966, № 3, с. 25—34 (НИИинформтяжмаш).

25.О’Доннелл, Слембер Р. К вопросу об устойчивости заделанных колонн прямоугольного сечения. — Прикладная механика. Т. 29. Серия Е. М., «Ино­ странная литература», 1962, № 2, с. 242—243 (Труды американского общества инженеров-механпков).

26.Орлин А. С., Васильев Г. Л. Обеспечение усталостной прочности свар­ ных конструкций несущих остовов турбопоршневых двигателей. — «Известия вузов. Машиностроение», 1968, № 1, с. 99—103.

27.Орлин А. С., Васильев Г. Л. К расчету на прочность несущих сварных

остовов турбопоршневых двигателей. — «Вестник машиностроения», 1968, № 8, с. 18—22.

28.Орлин А. С. Перспективы развития комбинированных двигателей вну­ треннего сгорания. — «Известия вузов. Машиностроение», 1970, № 4, с. 49—55.

29.Повышение надежности и долговечности коленчатых валов транспорт­ ных дизелей. М., «Транспорт», 1965, 220 с. Авт.: Е. Г. Стеценко, Л. М. Школь­ ник, Ю. Г. Тихонов и др.

30.Применение мягких материалов для повышения сопротивления фретинг-

коррозии в подшипниковых узлах

дизелей.— «Применение новых материалов

и сплавов. Экономия материалов»,

1971, № 5, с. 38—53 (НИИинформтяжмаш).

Авт.: Е. А. Никитин, М. А. Салтыков, Г. Л. Васильев и др.

31.Применение чугунов для трущихся деталей дизелей.— «Применение новых материалов и сплавов. Экономия материалов», 1971, № 8, с. 3—30 (НИИ­ информтяжмаш). Авт.: Р. А. Семенов, В. К- Фролов, В. Н. Садофьев и др.

32.Рохлин А. Г. Конические прессовые посадки гребных винтов и муфт. Л., Судпромгиз, 1960, 245 с.

33.Салтыков М. А. К расчету натягов и усилий на стыках тонкостенных вкла­

дышей разъемных подшипников.— «Вестник машиностроения», 1962, № 12, с. 7—12.

34. Салтыков М. А. К расчету усилий на стыках постели и параметров затяжки подшипников с тонкостенными вкладышами. — «Вестник машиностроения», 1964, № 3, с. 9—16.

35. Салтыков М. А. Расчет затяжки, деформаций и напряжений в узлах разъ­ емных подшипников с тонкостенными вкладышами при использовании ЭВМ «Урал». — В кн.: Турбопоршневые двигатели. М., «Машиностроение», 1965, с. 177—193.

36. Салтыков М. А. Расчетно-экспериментальное исследование напряжений в узле разъемной головки шатуна. — «Двигатели внутреннего сгорания», 1965, с. 15—19 (НИИинформтяжмаш, № 2).

37. Салтыков М. А. Применение метода эквивалентной рамы для расчета плоских контуров переменной жесткости в несущих деталях и узлах двигателей. — В кн.: Проблемы развития комбинированных двигателей внутреннего сгорания. М., «Машиностроение», 1968, с. 65—82,

2 0 4


38.

Салтыков М. А., Котельников Л. Д., Гинзбург М. А. Исследование на­

пряженности и прочности коленчатого вала тепловозного дизеля

16ДН 23/30. —

«Двигатели внутреннего

сгорания», 1970, с. 3—8 (НИИинформтяжмаш

№ 1).

39.

Серенсен С. В.,

Когаев В. П., Шнейдерович Р. М. Несущая способность

и расчеты деталей машин на прочность. Под ред. С. В. Сереисена.

Изд. 2-е,

пере-

раб. и доп. М., Машгиз,

1963, 452 с.

и деформаций

40.

Стародубец Н.

А. Методика определения напряжений

вгильзах дизеля СМД-14. — «Тракторы и сельхозмашины», 1965, № 11, с. 9—11.

41.Татарников И. Я- К расчету фланцевого соединения валов. — «Энерго­

машиностроение», 1968, № 11, с. 30—31.

42. Вгегпі Р. Berechnung der Spanungen und wichtigsten Deformationen an einem Schubstangenkopf mit Hilfe eines elektronischen Rechenautomaten. —■

«Technische Rundschau Sulzer», 1971, N 1,

s. 59—64.

an Kurbelwellen

von

43. Corbat J. P. Gestaltfestig — Keitsuntersuchungen

Hochleistungs—Diseimotoren.— «Technische

Rundschau

Sulzer», 1970,

N 1,

s.45—58.

44.Gaßner E., Schutze W. Zur Dauerfestigkeit von Fahrzeung — Kurbelwel­ len. — MTZ», 1961, Heft 8. s. 321—323.

45.Maaß H., Köln—Deuhz. Gesichtpunkte zur Berechnung von Kurbelwel­

len. — «MTZ», 1969, Heft 4, s. 126—137.

46.Robinson L. Strain measurement with particular reference to cast iron — «Strain», 1971, N 2, p. 61—65.

47.Roemer E. Die Berechnung des Preßsitzes von Gleitlagerschalen — «MTZ»,

1961, N 4, s. 119—124; 1961, N 2, s. 51—55.


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие .........................................................................................................

 

 

 

3

Остовы турбопоршневых дизелей

..................................................................

 

 

5

Конструктивные схемы остовов

......................................................................

 

 

6

Схемы расположения коленчатого вала ...............................................

 

6

Схемы передачи усилий в блоке без фундаментной рамы'...................

 

11

Материалы и технология изготовления блоков...............................................

 

13

Применение сварки для изготовления напряженных узлов остовов . . .

 

15

Классификация и методы контроля сварных соединений остовов . . . .

 

17

Рекомендации по конструированию сварных блоков...................................

 

20

Термообработка блока .....................................................................................

 

 

 

22

Конструкции блоков .........................................................................................

 

 

 

23

Блок двигателя Д42

 

 

 

23

Блок двигателя 40Д

 

 

 

26

Блок двигателя 5 Д 4 9 .................................................................................

 

 

 

28

Расчет остова на прочность.............................................................................

 

 

 

29

Усилия, действующие в стойках блока от сил давления газов . . . .

 

33

Усилия, действующие в стойках блока от сил инерции кривошипно-

 

40

шатунного м еханизм а.................................................................................

 

 

 

Напряжения в опорном поясе блоков ..................................................

 

42

Запас прочности сварных соединений остова.......................................

 

48

Экспериментальные методы исследования напряженности и прочности

 

52

блоков цилиндров .........................................................................................

 

 

 

П орш ень................................................................................................................

 

 

 

56

Совершенствование конструкций поршней дизелей Коломенского тепло­

 

56

возостроительного завода им.

В. В.

Куйбышева...................................

 

Поршни дизелей ДН 23/30

 

 

56

Поршни дизелей ЧН 30/38

 

 

 

65

Поршни дизелей ЧН 26/26

 

 

 

72

Совершенствование конструкций поршней зарубежных дизелей................

 

76

Втулка ц и ли н д р а.................................................................................................

 

 

 

92

Конструкции втулок цилиндров..............................................................

...

.

92

Материал втулок цилиндров ..........................................................................

 

 

 

95

Прочность верхнего пояса и герметичность газового стыка втулки ци­

 

97

линдра подвесного т и п а .................................................................................

 

 

 

Рекомендации по обеспечению надежности газового стыка втулки

 

108

цилиндра подвесного т и п а ......................................................................

 

 

Коленчатый вал .................................................................................................

 

 

 

ПО

Термохимическая обработка коленчатых

валов ...........................................

 

112

Конструктивные мероприятия по повышению усталостной прочности

 

ИЗ

коленчатых вал о в .............................................................................................

 

 

 

206