Файл: Лалетин К.Н. Практическая аэродинамика вертолета Ка-26 учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
На вертолете Ка-26 в нормальном техническом состоянии при испытаниях с допустимыми полетными весами выполнялись прово кации земного резонанса органами управления, грубые и мягкие посадки с пробегом, взлеты с разбегом и рулежки по пересеченно му полю на скорости до 40 км/ч, грубые посадки по-самолетному с предварительным раскачиванием вертолета в воздухе вокруг про дольной оси и ударами о землю одним колесом. Нарастающих ко лебаний получить не удалось. Но при работе на земле, а также на рулении удается искусственно вызвать колебания вертолета на пневматиках, если задержаться в течение нескольких секунд (10— 15) на режимах, когда штоки амортизаторов выпущены, т. е. когда амортизаторы стоят на упорах и «исключаются» из демпфирования колебаний.
По записям режимов автоколебаний получили низкочастотные колебания, которые относятся к колебаниям земного резонанса, потому что частота низкочастотных колебаний лопасти относитель но вертикальных шарниров (0,333—0,335) ш, а частота колебаний фюзеляжа при этом (0,661—0,668) и, т. е. сумма близка к to. Но автоколебания при хорошем демпфировании отличаются малой амплитудой, не имеющей тенденции к возрастанию, а поэтому для вертолета они опасности не представляют.
Колебания в основном гасятся гидравлическими демпферами вертикальных шарниров и повышенным трением в них. Но увели чение демпфирования приводит к увеличению изгибающих момен тов лопастей в плоскости вращения, что примерно равносильно исключению вертикальных шарниров. Поэтому дополнительное демпфирование осуществляют подбором амортизаторов шасси и пневматиков, а основные стойки шасси на вертолете Ка-26 имеют специальные демпферы.
Прекращение отмеченных колебаний, возникающих при нор мальной эксплуатации вертолета на переходных режимах, когда вертолет находится во взвешенном состоянии, не вызывает трудно стей. Для этого необходимо лишь, чтобы амортизаторы главного шасси вступили в работу. Автоколебания полностью пропадают при уменьшении общего шага.
На вертолетах без гидродемпферов на втулке нижнего винта наблюдаются автоколебания, диапазон и величина которых зави сит от давления в амортстойках шасси, оборотов винтов и положе ния ручки продольного управления. Максимальные автоколебания без нарастания амплитуды возникают при числе оборотов 72— 79% в случаях отклонения ручки управления на себя. При переме щении ручки управления в нейтральное положение колебания за тухают. Нарушения правил технического обслуживания и летной эксплуатации могут вызвать колебания типа «земной резонанс». Например, при одном неработающем гидродемпфере верхнего вин та, числе оборотов 72—86% и отклонении ручки управления на се бя примерно на 70% хода возникают автоколебания с нарастаю щей амплитудой. Колебания могут наступить и при нарушениях
187
зарядки амортизационных стоек шасси, при работе амортизацион ных стоек с заеданиями и в некоторых других случаях.
Возникшие колебания при взаимодействии планера и лопастей двух винтов, колеблющихся со сдвигом по фазе, приводят почти к мгновенному росту неуравновешенных центробежных сил, и если колебания своевременно не прекратить, то в течение нескольких секунд возможно разрушение конструкции. Возникновение земного резонанса на вертолетах соосной схемы особенно опасно, так как в процессе колебаний возможно чрезмерное сближение лопастей. Действия пилота для прекращения земного резонанса должны быть решительными и энергичными.
При возникновении колебаний на вертолете, стоящем на земле, необходимо немедленно отклонить ручку управления в нейтраль ное положение и затормозить колеса, отклонить полностью вперед левую педаль, уменьшить общий шаг до минимального и повернуть корректор влево до упора. Если колебания не прекращаются, сле дует выключитъ муфту сцепления, затормозить несущие винты и выключить двигатели. Такой порядок действий уменьшает вероят ность опасного сближения лопастей и энергию колебаний, которую они получают от двигателя. Уменьшение же числа оборотов приве дет к значительному уменьшению центробежных сил. Если земной резонанс возникает при движении вертолета по земле, то действия пилота должны быть такими же, но левая педаль не отклоняется и колеса не затормаживаются.
Во всех случаях возникновения земного резонанса запрещается отделять вертолет от земли, так как возникшие колебания при не достаточном демпфировании могут продолжаться и в воздухе. Запрещается парировать колебания отклонением ручки управле ния, потому что циклическое изменение углов установки лопастей лишь увеличит неуравновешенные силы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Б и р ю л и н |
В. |
И., М а к а р о в К. |
Н., |
К а н и щ е в А. |
Н. |
Вертолеты в-, |
народном хозяйстве. М., «Транспорт», 1969, 176 с. |
Д. |
Т. Теория и |
||||
2. Б о д и к о в |
К. |
Е., И г н а т о с я н |
С. |
А., А к с е н о в |
||
техника полета вертолета. М., Воениздат, 1961, 335 с. |
|
|
3.Б р а т у X и it И. П. Проектирование и конструкции вертолетов. М., Оборонгиз, 1955, 360 с.
4.Вертолеты. Расчет и проектирование. Кн. 1. Аэродинамика. М., «Машино строение», 1966. 456 с.; кн. 2. Колебания и динамическая прочность. М „ «Машино
строение», 1967. |
424 |
с. Авт.: |
М. Л. Миль, |
А. |
В. |
Некрасов, |
|
А. |
С. |
Браверман, |
||||||||||||
Л. Н. Гродно, М. А. Лейканд. |
Г. |
Аэродинамика |
вертолета. |
М., |
Оборонгиз, |
|||||||||||||||||
5. Г е с с о у |
А., |
М е й е р с |
||||||||||||||||||||
1954. 256 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
. Д м и т р и е в |
И. |
С., Е с а у л о в |
С. |
Ю. Системы управления одновин |
|||||||||||||||||
товых вертолетов. М., «Машиностроение», 1969, 220 с. |
вертолета. |
М., |
Воениздат, |
|||||||||||||||||||
7. З а г о р д а н |
А. М. Элементарная |
теория |
||||||||||||||||||||
1960. 384 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
. 3 е н и н |
С. Методические |
рекомендации |
по |
пилотированию |
вертолета |
||||||||||||||||
Ка-15. М „ РИО МГА, 1960, 72 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|||||||
9. Методическое |
пособие по технике |
пилотирования Ми- |
. |
М., |
Воениздат, |
|||||||||||||||||
1969. 367 с. |
|
|
|
|
|
И. |
В., |
С т р а ж е в а |
И. |
В. |
Динамика полета. Кн. |
1. |
||||||||||
10. О с т о с л а в с к и й |
||||||||||||||||||||||
Траектории летательных аппаратов. М., |
«Машиностроение», |
1969. 500 с.; |
кн. |
2. |
||||||||||||||||||
Устойчивость |
и управляемость |
летательных |
аппаратов. |
М., |
«Машиностроение», |
|||||||||||||||||
1965, 468 с. |
П. |
Р. |
Динамика |
и |
аэродинамика |
вертолета. |
М., |
Оборонгиз, |
||||||||||||||
11. П е й н |
||||||||||||||||||||||
• 1963. 492 с. |
|
|
Д. |
М., С а х а р о в |
Г. И. |
Аэродинамика. |
|
М., |
«Машино |
|||||||||||||
12. П р и ц к е р |
|
|||||||||||||||||||||
строение», 1968. 311 с. |
В. И. Исследование режимов |
вертикального |
снижения |
|||||||||||||||||||
13. Ш а й д а к о в |
||||||||||||||||||||||
вертолета. Вопросы аэродинамики несущего |
винта |
вертолетов. |
|
М., |
Оборонгиз, |
|||||||||||||||||
1961, с. 81— 141. |
Б. |
Н. |
Аэродинамический |
расчет |
вертолетов. |
М., |
Оборонгиз, |
|||||||||||||||
14. Ю р ь е в |
||||||||||||||||||||||
1956, 560 с. |
|
|
|
Л. |
Н. |
Взлетный |
вес вертолета. — «Гражданская |
авиа |
||||||||||||||
15. А р т а м о н о в |
||||||||||||||||||||||
ция», 1970, № 11, с. 10— 11. |
Ка-26 |
в |
горах.-- «Гражданская |
|
|
авиация», |
1971, |
|||||||||||||||
16. Б у б н о в |
А. |
А. |
|
|
|
№12, с. 18.
17.Г р и г о р ь е в И. И. Авторотация соосных вертолетов. — «Гражданская
авиация», 1970, № 6, с. |
18—19. |
18. К а м о в Н. |
И. Соосные вертолеты. — «Гражданская авиация», 1968, |
№ 4, с. 18—20. |
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................................................................................ |
|
3 |
||||
Глава I. |
|
Основы аэродинамики несущего винта и планера вертолета . . . |
5 |
|||
§ |
1. |
Образование тягивинта..................................................................................................... |
|
5 |
||
§ |
2. |
|
Аэродинамические силы и основные характеристики винта . . |
. |
9 |
|
§ |
3. Работа жесткого винта в плоском потоке и установка шарниров |
15 |
||||
§ |
4. |
|
Работа винта с шарнирным креплением лопастей в плоском потоке |
18 |
||
§ |
5. |
|
Работа винта с регулятором взмаха лопастей................................................ |
|
21 |
|
§ |
6 |
. Аэродинамические характеристики планера и располагаемая мощ |
25 |
|||
|
|
|
|
ность несущих винтов вертолета............................................................ ..... |
. . |
|
Г лава |
II. |
Балансировка, устойчивость и управляемость................................................... |
|
30 |
||
§ |
іі. Общие сведения о равновесии и балансировке вертолета.......................... |
|
30 |
|||
§ |
2. |
Принцип управления соосным вертолетом............................................................. |
|
32 |
||
§ |
3. |
|
Центровка вертолета.............................................................................................. |
|
35 |
|
§ |
4. |
Расчет коммерческой нагрузки и центровки вертолета............................... |
|
37 |
||
§ |
5. |
|
Балансировка вертолета......................................................................................................... |
|
44 |
|
§ |
6 |
. Общая характеристика устойчивости вертолета и ее видов |
|
48 |
||
8 |
. |
|||||
§ |
7. |
|
Статическая и динамическая устойчивость вертолета.................................... |
|
51 |
|
§ |
. |
|
Основные характеристики управляемости .............................................................. |
. . |
56 |
|
§ |
9. |
|
Оценка пилотирования вертолетом............................................................... |
60 |
||
§ |
10. |
Влияние управленияна сближение лопастей......................................................... |
. |
62 |
||
Г лава III. |
Висение и вертикальные режимы полета.................................................. |
65 |
||||
§ |
1. |
Общая характеристика режимов полета.................................................................. |
|
65 |
||
§ |
2. |
Тяга несущих винтов на режиме виеения |
|
68 |
||
|
73 |
|||||
§ |
3. |
Особенности пилотирования и маневрирования на режиме виеения |
||||
§ |
4. |
Ограничения на висении и при маневрировании у земли........................... |
|
77 |
||
§ |
5. Характеристики вертикальных режимов полета............................................... |
|
79 |
|||
§ |
6 |
. Особенности выполнения вертикальных режимов полета и летные |
82 |
|||
|
|
|
|
ограничения . ................................................................................................................................... |
. |
|
Глава IV . |
Руление и взлет............................................................................................................ |
83 |
||||
§ |
1. |
|
Руление вертолета........................................................................................................................ |
|
83 |
|
§ |
2. |
|
Виды взлета и основные взлетные характеристики...................................... |
|
85 |
|
§ |
3. |
Основные ограничения на взлете |
|
88 |
||
|
93 |
|||||
§ |
4. |
Особенности выполнения взлета...................................................................................... |
|
|||
Г лава |
V. Установившийся полет с поступательной скоростью.................................... |
|
96 |
|||
§ |
1. Общая характеристика горизонтального полета............................................... |
|
96 |
|||
§ |
2. Характерные скорости горизонтального полета................................................... |
|
99 |
|||
§ |
3. |
Особенности пилотирования в режиме горизонтального полета . . |
104 |
190
§ 4. Основные летные ограничения горизонтального полета...................... |
ПО |
§5. Общие характеристики набора высоты и снижения по наклонной
6 |
траектории с работающимидвигателями............................................................... |
113 |
§ |
. Особенности пилотирования и ограничения при полете по наклон |
|
|
ной траектории.......................................................................................................................... |
118 |
§7. Расходы топлива и подсчет дальности и продолжительности
§ |
8 |
полета...................................................................................................................................... |
|
122 |
|
. Характерные крейсерские режимы полета и определение заправки |
126 |
||
|
|
вертолета топливом..................................... |
|
|
Глава |
VI. Криволинейный полет и посадка с работающими двигателями . |
129 |
||
§ |
1. Общая характеристика виражей и спиралей............................................... |
129 |
§2. Особенности выполнения виражей, разворотов, спиралей, сколь
§ |
3. |
жения и летные ограничения........................................................................................ |
131 |
Виды посадки вертолета, основные характеристикии ограничения 134 |
|||
§ |
4. |
Особенности выполнения посадки....................................................................... |
137 |
Глава |
VII. Особые случаи в полете........................................................................................... |
140 |
§ |
1. |
Отказ в полете одного двигателя ., ......................................................................140' |
|
§ |
2. |
Отказ в полете двух двигателей............................................................................... |
152 |
§ |
3. |
Отказы в системе управления.................................................................................... |
169 |
§ |
4. |
Полеты в условиях обледенения............................................................................ |
172 |
§ |
5. |
Аварийные ситуации при полетах сгрузами на внешней подвеске 173 |
|
§ |
6 |
|
174 |
8. Флаттер лопастей несущих винтов................... |
|||
§ |
7. |
Срыв потока с лопастей несущих винтов............................................................ |
177 |
§ |
. Вихревое кольцо................................................................................................................... |
181 |
|
§ |
9. |
Перетяжеление несущих винтов............................................................................... |
184 |
§ |
10. |
Земной резонанс.......................... |
186 |
Литература................................................................................................ |
,.....................................................189 |
Константин Николаевич Лалетин
П Р А К Т И Ч Е С К А Я А Э Р О Д И Н А М И К А В Е Р Т О Л Е Т А Ка-26
Редактор И. В. Мариян Технический редактор Т. А. Гусева
Корректоры С. М. Лобова и С. Б. Назарова
_________Обложка художника Г. П. Казаковцева
Зак. тип. 3938. Цена 62 коп.
Изд-во «Транспорт», Москва, Басманный туп., 6а
Московская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, Хохловский пер., 7.
ГОСУДАРСТВЕН Н Ы Й КОМИТЕТ СОВЕТА М ИНИСТРОВ СССР
ПО Д ЕЛ А М ИЗДАТЕЛЬСТВ, П ОЛИ ГРАФ И И И КН И Ж НОЙ ТОРГОВЛИ
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ТРАНСПОРТ»
Имеются в продаже книги:
БЕЛОГОРОДСКИЙ С. Л. Автоматизация управления посадкой самолета. 1972.
-351 стр. Ц . 1 о. 48 к.
ГАРКУНОВ Д. Н. и др. Избирательный перенос в узлах трения . (Эффект безыз-
носности). Под ред. П. А. Ребиндера. '1969. 103 стр. Ц. 60 коп.
ГАУХМАН Я. Н. Гиперзвуковые транспортные самолеты. 4967. 52 стр. Ц. 8 коп.
Гражданская авиация СССР. 1917— 1967. 1967. 318 стр. Ц . іі р. 61 к.
Среди авторов книги виднейшие летчики нашей страны, маршалы авиации, Герои Советского Союза. История авиации в СССР популярно изложена в хроно логической последовательности с первых лет Советской власти до наших дней. В книге приведены яркие примеры Мужества и героизма летчиков и радистов, тех ников и инженеров гражданской авиации, которые создавали ее, выполняли и вы полняют на самолетах и вертолетах сложные задания, осваивают новую авиаци онную технику, смело проникают в просторы Крайнего Севера и Дальнего Восто ка, Артику и Антарктику, совершают полеты в далекие страны всех континентов.
Содержание книги: Зарождение авиации. — Становление гражданской авиа ции. — Над просторами Родины. — В годы великой битвы. — В мирные дни. — Новая эра. — Основные даты и события из истории гражданской авиации СССР.
РУСИНОВ И. Я. Механизация наземного обслуживания воздушных перевозок.
1971. 249 стр. Ц. 1 р. 03 к.
СКРИПНИЧЕНКО С. Ю. Транспортные самолеты с крылом изменяемой геомет рии. (По материалам зарубежной печати). 1969. 96 стр. Ц . 116 коп.
СЛАВКОВ М. И., ТЮТЮННИК М. Е. Экономика авиационно-химических работ.
1968. 118 стр. Ц. 38 коп.
Продажа производится отделениями издательства «Транспорт» при управлениях железных дорог, киоскерами, книгоношами на предприятиях, центральным мага зином «Транспортная книга» (Москва). Заказать литературу можно также в от деле книжной торговли издательства (103092, Москва,, К-92, Сретенка, 27J29). По желанию заказчиков книги высылаются по почте наложенным платежом.
'v v ; f . V ' ' >'•
Й-■ Ж'
„s'/ Л-Ѵ/
■ £*;•' rfv’- у - ' ^ Г '
'ЙІг-До- . ■
'v" |
:VViS*.V- ..'■ |
* |
Л.} ' |
i VJÜäf. |
’;. |
|