Файл: Куликов В.П. Проветривание угольных разрезов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на поверхности, вследствие закрытости горизонта бортом. В глубоких разрезах дно и прилегающие к нему участки бортов зимой вообще не получают пря­ мой солнечной радиации. Поэтому отрицательный теп­ ловой баланс внутрикарьерной атмосферы в зимний период года при длинных ночах значительно увеличи­ вается, а радиационная инверсия разрушается только к 12—15 ч.

Радиационная инверсия вначале образуется на поверхности разреза и его верхних горизонтах и толь­ ко после этого за счет дальнейшего охлаждения бор­ тов и нисходящих движений воздуха вдоль них рас­ пространяется до дна, особенно при антициклональной погоде. Опускающийся вдоль бортов загрязненный воздух как бы стекает в глубокую часть, постепенно заполняя ее. Вертикальная мощность стекающего по­ тока часто не превышает 0,1—0,2 м, а скорость дви­ жения, которая не может быть замерена анемометром из-за его порога чувствительности, может прослежи­ ваться по движению дыма в этом слое. Дымка, ту­ ман, мгла и смог первоначально обнаруживаются на бортах северной и восточной части. Далее за счет стекания загрязненного воздуха в разрез видимость в его глубокой части ухудшается. Он постепенно запол­ няется воздухом, загрязненным твердыми частицами и насыщенным влагой. В период полного штиля при антициклоне разрез нередко заполняется таким воз­ духом до верхнего уровня, а затем над разрезом образуется «шапка» загрязненного воздуха, высота которой может достигать величины, равной глубине разреза. Подобные случаи неоднократно наблюдались на Коркинском разрезе.

Таким образом, более опасным является сочетание радиационной инверсии с инверсией оседания (адиа­ батической), происхождение которой показано на рис. 19. Эти инверсии возникают при антициклональ­ ной погоде, сопровождающейся нисходящими движе­ ниями воздуха в свободной атмосфере. При вертит калькой стратификации атмосферы, характеризующей­ ся кривой 1 на рис. 19, темйература нисходящего воздуха повышается по адиабате 2, в результате на некоторой высоте h от земли возникает слой воздуха БВ с инверсией температуры. Этот слой воздуха за-

45

Рис. 19. Возникновение задерживающего воздухообмен слоя при инверсии оседания (адиабатической инверсии):

/ — график температуры до опускания

воздушной массы; 2 — то

же, после опускания воздушной

массы; БВ — задерживающий

воздухообмен слой воздуха

с

инверсионной стратнфпкадней;

h — высота слоя воздуха, в

котором

накапливаются вредные

примеси

и влага

держивает вынос вредных примесеи и водяного пара выше высоты h, что в определенный момент приводит к образованию тумана и превышению предельно до­ пустимой концентрации вредных примесей. Эти два момента во времени могут не совпадать.

Неблагоприятные условия для естественного про­ ветривания возникают при инверсии адвективно­ адиабатического происхождения, охватывающей весь объем разреза и слой воздуха на прилегающей тер­ ритории мощностью 0,5—1,5 км и более по высоте. Линейные размеры территорий, охватываемых такими инверсиями, измеряются десятками и сотнями кило­ метров. Эти инверсии формируются за счет горизон­ тального переноса (адвекции) теплых масс воздуха на высоте 0,5—1,5 км и более (рис. 20 и 21) в перио­ ды антициклональной погоды, когда при опускании теплых воздушных масс происходит их дополнитель­ ный адиабатический нагрев. Таким образом, адвек­ тивная инверсия усиливается инверсией оседания (адиабатической). Развитию адвективно-адиабатиче­ ских инверсий предшествует снижение скорости ветра на поверхности и в разрезе. При таком сочетании метеорологических элементов содержание вредных

46


Рис. 20. Стратификация, атмосферы в пе­ риод, предшествующий загазованию Кор­ кинского разреза:

I — 25 октября; 2 — 26 октября, равновесное со­ стояние атмосферы; 3 — 27 октября; 4 — 28 октября; 5 — 29 октября; 6 — 30 октября, адвекция тепла в свободной атмосфере, приведшая к возникнове­

нию угрожающего состояния; 7 — 31 октября;

8 —

1 ноября температурная инверсия (опасное

со­

стояние)

 

примесей повышается в основном в глубокой части разреза при экскаваторных работах на участках вы­ деления примесей, в том числе в местах эндогенных пожаров, причем не только активных, но и в той или иной степени локализованных водой.

Наиболее тяжелые загазования Коркинского раз­ реза в периоды антициклональной погоды при адвек­ ции теплого влажного воздуха наблюдались с 26 по 30 декабря 1966 г и со 2 по 12 ноября 1967 г. и со­ провождались образованием плотного тумана, в кото­ ром видимость снижалась до 50 и даже 10 м. Концен­ трация СО в глубокой части разреза достигала 0,007— 0,008%, в пять раз превышая предельно допустимую величину.

Показательным является случай загрязнения раз­ реза в период со 2 по 12 ноября 1967 г. По резуль­ татам радиозондирования (см. рис. 20) и барограмме

47

Температура по бь/соте^С

Рис. 21. Стратификация атмо­ сферы в период загазоваипя разреза и его естественного проветривания:

/ — 2 ноября; 2 — 3 ноября; 3 — 4 но­

ября;

4 — 5 ноября;

5 — 6

ноября;

6 — 7

ноября;

7 — 8

ноября;

8 —

9 ноября;

9 — 11 ноября,

сохране­

ние

адвекции

тепла;

/5 — 12

нояб­

ря,

начало

адвекции

холода;

// —

13 ноября

естественное проветрива­

 

 

 

ние разреза

 

 

видно как формировались метеорологические условия, приведшие к остановке работ. До 24 октября было сравнительно малое барометрическое давление, за пе­ риод с 2 ч 24 октября до 4 ч 26 октября давление заметно повысилось, над районом располагался гре­ бень антициклона.

Рассмотрим изменения стратификации атмосферы. На графиках (ем. рис. 20 и 21) с увеличением высоты отклонение прямой влево от вертикали указывает на нормальное распределение температуры по высоте, отклонение вправо — на распределение, обратное нормальному, т. е. на температурную инверсию. Вер­ тикальное расположение графика температуры соот­ ветствует изотермическому (угрожающему, группа 3 (см. табл. 5)] состоянию атмосферы. На рис. 20 четко

48


прослеживается потепление на высоте 1,5 км (кривые 18): 27 октября угрожающее состояние (группа 3, у=0,39°С/100 м), 31 октября опасное (инверсионное, группа 4; у < 0 ) состояние, стойко сохранившееся до 12 ноября, иногда чередовавшееся с угрожающим со­ стоянием (см рис. 21, кривые 110).

В разрезе в этот период не возникало радиацион­ ных инверсий. Они начали образовываться 28 октября днем вследствие большего нагрева верхних горизон­ тов по сравнению с нижними. Внутрикарьерная ин­ версия, постепенно усиливаясь, стала сохраняться и в ночные часы с 3 ноября. При адвекции теплого влаж­ ного воздуха инверсия сопровождалась интенсивным туманообразованием с частым уменьшением види­ мости в разрезе до 10 м, что резко сокращало прогрев нижних горизонтов.

Таким образом, вслед за образованием инверсий в атмосфере над разрезом возникла внутрикарьерная инверсия, в результате которой слой воздуха в раз­ резе и на прилегающей территории задерживал вред­ ные примеси, воздухообмен в разрезе без принуди­ тельного проветривания и осаждения тумана стал

недостаточным, концентрация СО 2

ноября достигла

ПДК, люди были выведены, разрез

остановлен. Над

поверхностью разреза интенсивность

инверсии снизи­

лась с

11

ноября

(см. рис. 21,

прямая

9,

у =

= —0,38° С/100 м)

на

12 ноября

(прямая

10,

у =

= —0,13° С/100 м),

13 ноября установилось промежу­

точное

состояние

атмосферы

(группа

3,

у =

=+0,13° С/100 м).

 

ветра

на

поверхности до

Увеличение скорости

4—5 м/с,

а

на дне до 1 м/с, иногда

2 м/с привело к

снижению концентрации СО до допустимой величины и работы в разрезе были возобновлены.

Таким образом, сильная загрязненность внутрикарьерной атмосферы зависит в большой степени от наличия очага тепла (адвекции тепла) в атмосфере при антициклональиой погоде. Особенно неблагоприя­ тен этот процесс тогда, когда теплый воздух имеет высокую влажность. Анализ показывает, что разви­ тие адвективно-адиабатической инверсии на приле­ гающей к разрезу территории предшествует возникно­ вению общекарьерной инверсии и загрязнению атмо-

4—1233

49


сферы. При отсутствии плотного тумана в разрезе внутрикарьерная инверсия, вызванная адвекцией теп­ ла в свободной атмосфере, в противоположность ра­ диационной инверсии в ряде случаев разрушается несколько раньше по сравнению с инверсией на при­ легающей территории. Такие инверсии при адвекции влажного воздуха обычно сопровождаются сильным туманообразованием, уменьшающим видимость до 50 и даже 10 м, что еще более затрудняет воздухообмен, так как при этом резко снижается солнечный нагрев земной поверхности в разрезе и прилегающих к ней масс воздуха. В данных условиях требуется общее проветривание разрезов и активные мероприятия по осаждению туманов.

§ 5. Влияние турбулентности атмосферы на естественный воздухообмен

Большое влияние на деформацию основного про­ ветривающего разрез потока оказывают турбулент­ ность и термическая неустойчивость воздуха. По дан­ ным аэростатного зондирования атмосферы в разрезе и синхронных наблюдений по бортам установлено, что большие вертикальные градиенты скорости в верхней части разреза могут создавать даже при температур­ ных инверсиях повышенную термодинамическую не­ устойчивость атмосферы с вихревыми зонами. Часто наблюдаются большие величины горизонтального тем-

dl

пературного градиента — , превосходящие иногда на dx

порядок и больше значения горизонтальных темпера­ турных градиентов в пограничном слое атмосферы (на прилегающей к разрезу территории). Это приводит к развитию термической микроциркуляции, меняющейся в течение суток по интенсивности и направлению.

При значительной скорости ветра на поверхности (Н о^б м/с) воздушный поток в разрезе иногда отра­ жается от наветренного борта с образованием об­ ратной циркуляции, тогда как при малых скоростях ветра могут возникнуть несколько зон с неустойчивым направлением воздушных потоков. В таких случаях роль термического фактора проветривания заметно возрастает.

50


Большое значение имеют зоны сдвига ветра, ха­ рактеризующие переход энергии основного прямоли­ нейного движения воздушных потоков в энергию тур­ булентности. Зависимость между коэффициентом тур­

булентности kT и величиной сдвига ветра -^-обычно

выражают через касательное напряжение т

dz

 

 

 

т = kTl

dz i

= /ет2 ■dU2

= const.

 

(6)

 

 

dz2

 

 

 

 

Таким образом, из формулы (6) можно определить

относительные

различия в величине

коэффициента

турбулентности

£т

по

данным

натурных

измерений

dU

в

разные периоды

года

, л

п

сдвига ветра ----

 

(табл.

7;

dz

 

 

 

 

 

 

 

 

dz—50 м).

Из табл. 7 следует, что с увеличением скорости ветра на бровке разреза значения сдвига ветра в карьерном пространстве возрастают. Максимальные

значения

в оба периода года наблюдаются в верх-

 

dz

ней части разреза.

 

Т а б л и ц а 7

Обобщенные данные по сдвигу ветра-------- в Коркинском разрезе dz

Период года

и0, м/с

О

 

 

ю

 

 

о1

50—100

hr!

ысота, гЛ

О

О

Ю

о

Т

(N

1

о

О

о

! 200—250 1

Холодный

и0< г

0,3

0,1

0,2

- 0 ,2

0,1

 

3<t/o<6

0,7

- 1 ,2

0,1

0,6

i , i

 

6 < [/0< 9

—0,3

1,2

0,9

1,3

1,4

 

U0> 9

0,4

0,9

1,9

2,3

1.5

Теплый

Uq<z3

0,0

0,4

- 0 ,2

0,2

0,2

 

3 < ( У о < 6

0,7

0,1

0,2

0,5

0,7

Чем больше сдвиг

ветра ---- , тем меньше вели-

чина коэффициента

dz

турбулентности &т {см. форму-

4*

51