Файл: Канунников В.Ф. Вентиляция заводов производства строительных материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.06.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По принципу действия вентиляторы делятся на осе­ вые и центробежные.

Осевой вентилятор (рис. 2), как правило, состоит из четырех лопастей. Вентилятор,' изображенный на рисун­ ке, относится к серии 06—320 (МЦ) и имеет следующие детали:- 1 — рабочее колесо, состоящее из лопаток и втулки — 2, насаженной на вал двигателя, 3 — обечайки с фланцами, 4 — электродвигателя и 5 — опоры.

Рис. 2. Общий вид осевого вентилятора.

■ При действии осевого вентилятора воздух переме­ щается вдоль оси его вращения. Развиваемое вентиля­ тором давление, а также наибольший объем переме­ щаемого им воздуха, зависят от числа оборотов колеса.

Скорость движения крайних частей колеса венти* лятора называется окружной скоростью.

^ окр.

п . Д. я

м!сек.,

 

---

60

 

 

 

 

 

где Д — диаметр

колеса

вентилятора в

 

п — число оборотов

в минуту;

 

' П — отношение длины окружности к диаметру

 

 

(П — 3,14).

 

При большом числе

оборотов

работа

осевого венти­

лятора сопровождается

шумом,

поэтому

в бытовых п о -.

29

мещениях окружную скорость рекомендуется принимать не более 35 м!сек., в производственных помещениях с малым шумом — не более 45 л/'сек. и только в произ­ водственных помещениях с большим шумом до 50 л//сек.

Учитывая создаваемый осевыми вентиляторами шум, их применяют, когда в установке нет воздуховодов (вен­

тилятор в этом случае ставится в окне

помещения или

в стене) или когда длина воздуховодов

незначительна.

При установке осевого вентилятора

надо обращать

внимание на направление его вращения;

колесо должно

вращаться вогнутой стороной лопастей вперед. При обратном направлении вращения вентилятор перемещает

воздух в обратном направлении,

но

создаваемое вентп1

лятором давление

будет

в 2—2,5

раза меньше,

а произ­

водительность его уменьшится на 30—35 %.

 

 

 

Осевые вентиляторы

серии

06—320 (МЦ) — ревер­

сивные.

Реверсивность

достигается

перестановкой

ко­

леса на

180°

и изменением

вращения электродвигателя

на противоположное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особое внимание надо

обращать

на то,

чтобы

зазор

между

кромкой

лопастей

 

и

обечайкой

или

стенкой

воздуховода

был не более

1/100 диаметра' вентилятора.

При увеличении

зазора

часть

перемещаемого

вентиля­

тором объема

воздуха

вследствие

разности

давлений

возвращается обратно

и производительность

вентилятора

снижается. Тем более недопустимо

устанавливать осе­

вой вентилятор в квадратном коробе, т. к.

по

углам

образуются обратные потоки

 

воздуха и эффективность

вентилятора значительно

снижается.

 

 

 

 

 

Осевые вентиляторы выпускаются

разных размеров,

причем номер вентилятора

представляет собой

диаметр'

колеса,

выраженный

в

дециметрах. (Например:

№ 4

Л = 4 0 0

мм\ № 10 Д 1 000

мм и т.

д.).

 

 

 

 

Осевые вентиляторы

серии 06—320 выпускаются

на

одной оси с

электродвигателем

в обычном и взрыво­

опасном

исполнении

по номерам 4, 5, 6, 7, 8,

10,

12 с

зо



числом

оборотов от 730

до

2850.

Максимальная

их

производительность

65000 м31час,

а

развиваемое

дав­

ление — до

70 кг/м3:

 

 

 

 

 

 

 

 

Выпускаются также осевые вентиляторы серии У— 12,

имеющие 12

полых

поворотных лопаток с углом'пово­

рота от

10

до

30°. Указанные вентиляторы выпускаются

под номерами 12, 16, 20 на

клипоремеииой

передаче с

максимальной

 

производительностью

120000

м31час и

давлением до 50 кг/м2.

 

 

 

 

 

 

 

 

Центробежный

вентилятор имеет

вращающееся ко­

лесо. с лопатками (ротор), которое

помещено в

улитко­

образный кожух. Кожух имеет боковое

отверстие,

че­

рез которое

воздух

засасывается

в вентилятор,

и вых­

лопное

отверстие,

в которое

выбрасывается

воздух.

Общий вид

центробежного

вентилятора и рабочего ко­

леса (ротора)

представлен на рис. 3.

На указанном рисун­

ке 1 — улитка, 2 — станина,-3 — всасывающее

отверстие,

4 — выхлопное

отверстие,

5 — лопатки,

6 — переднее

колесо, 7 — задний

диск, 8 — втулка.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Общий вид центробежного вентилятора и рабочего колеса.

Кожух и станина делаются сварные, а колеса — кле­ паные, сварные или штампованные.. Лопатки колес мо­

зг


гут быть различного конструктивного исполнения: заг­ нутые вперед, радиальные и загнутые назад. Самош большое давление создает колесо с лопатками, загну/, тыми вперед, вследствие чего эти лопатки п'олучилщ наибольшее распространение. Однако вентиляторы с лопатками, загнутыми назад, имеют большой к. п. д. 1ц создают меньший шум

В зависимости от развиваемого давления вентилятора могут быть низкого, до 100 кг!мг, среднего — 100-30(0 кг/м2 и высокого давления — 300—1500 кг1м2. Если is вентиляторе низкого давления устанавливается штам[- пованное колесо с толщиной металла.лопаток в 1 — ],5мм^ то в вентиляторах среднего и особенно высокого дав*. ления колеса и лопатки изготовляются из стали толщи--

ной 3 —5

мм. Кроме того, у центробежных вентиляторов

высокого

давления размеры входного отверстия,

а так--

же ширина кожуха

значительно

меньше,

 

чем у венги-.

ляторов низкого и среднего давления.

 

 

 

 

Вентиляторы низкого

и среднего

давления

применя-.

ются в системах общеобменной вентиляции,

кондициони--

рования

воздуха,

в

аспирационных

системах

и других^

вентиляционных установках.

 

 

 

 

 

 

 

Вентиляторы высокого

давления в основном

приме-,

няются для технологических нужд и в сетях

пневмати­

ческого

транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости

от способа

соединения

вентилятора1

с электродвигателем

существуют

различные схемы ис­

полнения вентиляторов

(рис. 4: А — для

центробежных -

вентиляторов, Б ~ для осевых вентиляторов). Эти

о^мЫ[

классифицированы

в СН и П 1—Г.

5 —62;

исполнение

1—колесо вентилятора

находится на .валу

электродви­

гателя; исполнение 2,

3 — вал колеса

вентилятора сое­

динен с валом электродвигателя

при

помощи

соедини­

тельной

муфты;

исполнение

4,

5 —6'у

центробежных

и 4, 5 у

осевых

вентиляторов — на валу

колеса

венти­

лятора имеется шкив для

ременной передачи;

исполне-

32


ние 8,

9

для

центробежных

и 6,

7

для осевых — при­

меняется для установки на крыше зданий.

 

 

 

Центробежные

вентиля­

 

 

 

 

 

 

 

 

торы

различаются

 

также

4

 

 

£

 

 

 

по

направлению

вращения

 

 

 

 

 

 

 

колеса на вентиляторы пра­

 

 

 

 

 

 

 

вого н левого вращения. У

 

 

 

 

 

 

 

вентилятора

 

правого

вра­

 

 

 

 

 

 

 

щения колесо (если па вен­

 

 

 

 

 

 

 

тилятор

 

смотреть

со

сто­

 

 

 

.

ф

 

роны

электродвигателя или

 

 

 

 

шкива) вращается по нап­

 

 

 

 

 

 

 

равлению . часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

 

колесо

вентилятора

 

 

 

 

 

 

 

вращается

против

часовой

 

 

 

 

г *

 

стрелки,

 

то

такой

вентиля­

 

 

 

 

 

тор

называется

вентилято­

 

 

 

 

 

 

 

ром левою

вращения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вентиляторы даже

одно­

 

 

ЕУЙ"

 

 

 

го

размера

 

могут

 

иметь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

разные направления

выхлоп­

 

 

 

 

 

 

 

ного отверстия (вниз,

вверх

 

 

 

 

 

 

 

и т. д.), т.

е.

различные

 

 

 

 

 

 

 

положения кожуха (рис. 5).

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от направ­

 

 

 

 

 

 

 

ления выходящего из венти­

Рис. 4.

Некоторые схемы'испол-

лятора

 

воздуха

 

приняты

 

следующие

обозначения по­

 

нения вентиляторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

ложений

 

кожухЗ?

В — вверх;

П — вправо;

/7 —'вниз;

Л — влево;. ВП — под

углом 45°

к

горизонтали вверх

и вправо;

В,П — под углом 45°

к

горизонтали

вверх и

влево;

 

НП —под

углом

45°

к

горизонтали

вниз

и

вправо;

НЛ — под

углом

45°

к

горизонтали

вниз

и

влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гост 10616 - 63 предусматривает универсальное обо­

значение

положения

кожуха.

Так

положение

кожуха

3; В. Ф. Канунников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33