Файл: Жербин М.М. Высокопрочные строительные стали (характеристики, область применения, расчет и проектирование).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
9*
стая ASTM-A36 ( G t = 2 8 кг/мм2). Сталь Т-1 в основном использо валась для сильно нагруженных продольных балок, воспринима ющих горизонтальные составляющие усилий дополнительных вант и кабелей. Сечение балок имеет высоту 890 мм и пояса с переменной шириной (максимальная 710 мм).
1 - Г
Рис. V. 13. Телевизионная опора типа «Канделябр» в Балтимо ре (США).
Сталь Т-1 также частично применялась в наиболее нагружен ных участках поясов фермы жесткости. Соединения мостового перехода выполнены на сварке, монтажные соединения — на вы сокопрочных болтах [48].
Мост через реку Дувамиш и железнодорожные пути близ Сиэт ла (США) — один из самых длинных мостов в США. Имеет криволинейное очертание в плане, представляет собой балочную конструкцию. Высота балок 3650 мм, верхние полки шириной 670—910 мм, нижние — 880 мм. Для балок использована высоко прочная сталь Т-1 и Т-1А, а также стали А-373 и А-441. При менение высокопрочной стали позволило снизить вес балок на 55% по сравнению с проектом, в котором высокопрочная сталь не была запроектирована. Всего израсходовано стали Т-1 и Т-1А — 870 т [49].
132
Мост через реку'Уиски находится в штате Калифорния. В нем приняты три марки сталей'; высокопрочная Т-1, А-373 и А-242. Высокопрочная сталь была принята в поясах главных балок, имеющих высоту стенки 3660 мм, в местах наибольших напряже ний, т. е. в средней зоне главного пролета. На этом участке тол щина поясов из стали Т-1 составляет 50 мм. Если бы на этом
Рис. V. 14. Схема пролетного строения Ныо-Олбанского моста:
1 — в ы со ко п р о ч н ая с т а л ь Т -І; I I — с т а л и о бы чн ой и п о вы ш ен н ой п роч н ости .
участке пояса балки были изготовлены из стали А-242, то их толщина составила бы 115 мм, а при применении стали А-373 — 145 мм.. Таким образом, использование высокопрочной стали Т-І взамен углеродистой позволило снизить толщину поясов главных балок почти втрое [50].
Ныо-Олбанский мост — это двухъярусное сооружение, состоя щее из двух арочных пролетов длиной, по 244 м каждый. Постро ен с применением высокопрочной стали Т-1 и N-A-XTPA-100, низколегированной стали А-242 и малоуглеродистых сталей А-7 и А-373 (рис. V. 14).
Мост в Калифорнии — ферменный, балочный, построен с при менением трех марок стали—высокопрочной Т-1, низколегиро ванной А-242 и углеродистой А-373. Мост трехпролетный, с раз-
Рнс. V. 15. Схема пролетного строения ферменного моста в Калифорнии:
I — в ы с о к о п р о ч н ая с т а л ь Т -1; Ц — с т а л и о б ы чн ой и п о вы ш ен н о й п р оч н ости .
бивкой на пролеты длиной 125,5+336,0+125,5 м. Схема моста консольная (крайние пролеты имеют консоли, на которые опира ются подвесное пролетное строение главного пролета). Высоко-
133
■прочная сталь применялась в наиболее нагруженных элементах (рис.V. 15) [49].
Мост через пролив Карквинец — сквозной, балочный, общая длина 980 м, разбит на четыре, пролета. При строительстве при менены три марки стали: высокопрочная Т-1, низколегированная А-242 и малоуглеродистая А-373. Общие затраты металла со-
Рнс. V. 16. Схема главной фермы моста через пролив Карквинец:
/ — в ы с о к о п р о ч н ая с т а л ь Т-1; //„ — ст ал и о бы чн ой н п о вы ш ен н о й п роч н ости .
ставляют 13340 т. Распределение затрат металла по маркам ста
лей следующее: высокопрочная Т-1 |
— 2640 т, |
или 20%, низколе |
|
гированная А-242 — 4860 |
т, или |
36,5% и |
малоуглеродистая |
А-373 — около 5840 т, или |
43,5%. |
Применение высокопрочной |
стали Т-1 позволило сэкономить на этом мосте около 3000 т низколегированной стали А-242 (рнс. V. 16) [51, 52].
Около тг'Манрое (Вашингтон) осуществлен балочный мост через реку Снохомиш с применением высокопрочной стали SSS-100, что позволило получить значительную экономию метал ла по сравнению с вариантом моста при использовании обычных малоуглеродистых сталей. Сталь SSS-100 имеет повышенную коррозионную стойкость, поэтому эксплуатационные расходы по мосту значительно снизились.
Резервуары для хранения нефтепродуктов и воды. Для строи- - тельства резервуаров применяются стали с сгт = 45—90 кг/мм2.
Во многих резервуарах применяется сталь Т-1 с o’=63 кг/мм2. Сталь Т-1А использована для строительства цилиндрического резервуара емкостью 42,8 тыс. м3 диаметром 45,5 м и высотой 26 м в Фолл-Ривер (штат Массачесет, США); резервуара ем костью 56,8 тыс. м3 диаметром 83 м и высотой 11 м в Сан-Джоуз (штат Калифорния); цилиндрического резервуара в Ныо-Бран- суике диаметром 23,5 м и высотой 38 м (рис. V. 17) [55]. В по следнем случае использование стали Т-1А дало возможность уменьшить толщину листов в нижней части резервуара с 52 до 22 мм, а в верхней — вместо листов толщиной 16 мм из мало углеродистой стали применить листы 6,3 мм из стали Т-1А. При этом экономия стоимости составила около 20%-. Сталь Т-1А применялась в США также при изготовлении емкостей для воды.
Из стали Т-1 в Японии были сооружены сферические резерву ары диаметром 33,7 м и объемом 19500 м3 каждый. В этих ре зервуарах толщина оболочки была принята 19,5 мм вместо 50 лш
134
при углеродистой стали. В Японии сооружаются резервуары весьма большой емкости. Фирма «Тое Конецу» осуществила вер тикальные цилиндрические резервуары емкостью до 120 тыс. м3, диаметром 90 м [5, 47]. Использование высокопрочных сталей в резервуарах сокращает расходы стали на 40—60% [11].
Сосуды высокого давленя. За рубежом в сосудах и баллонах высокого давления, а также сосудах, работающих при повышен
ных |
температурах [56, 57], чаще |
|
|
|
||
всего применяют сталь Т-1. По дан |
|
|
|
|||
ным |
[11], в |
сосудах, |
работающих |
|
|
СО |
при |
нормальной температуре, при |
|
|
|||
|
* |
II |
||||
менение стали Т-1 позволило умень |
|
] |
||||
|
§ |
|||||
шить |
толщину листов |
стенок сосу |
|
|||
|
|
|||||
дов по сравнению с листами из угле |
|
|
о Г |
|||
родистой стали втрое, |
с низколеги |
) |
|
|||
|
|
|||||
рованной — вдвое. В сосудах, рабо |
I |
|
|
|||
тающих при повышенной температу |
|
|
||||
ре (400°С), эффективность примене |
1 |
|
|
|||
ния |
сталей |
высокой |
прочности с |
1 |
iS |
|
1 |
і |
|
||||
о =60—70 кг/мм2 еще больше. Тол |
1 |
і9 |
|
|||
щина листов по сравнению с мало |
|
|||||
углеродистой сталью уменьшается в |
1 |
025,3м |
|
|||
4—5 |
раз, с |
низколегированной — в |
Рис. V. 17. Цилиндрический ре |
|||
1,8—2,0 раза. |
|
|
||||
|
|
зервуар в Нью-Брансуике |
||||
Крытый стадион. В 1963 г. в Хью |
(США). |
Цифрами показана |
||||
стоне (штат Техас) был построен |
экономия стоимости, проц., ста |
|||||
один из крупнейших в мире крытых |
ли Т1, звездочкой — зона мини |
|||||
стадионов. Перекрыт стадион сталь |
мальной толщины стенки. |
|||||
|
|
|
ным куполом с наружным диаметром 216 м, в котором примененены три марки сталей: высокопрочная Т-1, низколегированная А-441 и углеродистая А-36 [58].
Стальной каркас здания в Питсбурге (США) выполнен из диагональных элементов, образующих ромбические отверстия. Здание 13-этажное, каркас рааположен с наружной стороны стен здания и изготовлен из трех марок сталей: высокопрочной Т-1, низколегированной А-441 и углеродистой А-36. Для всех элемен тов каркаса, независимо от действующих усилий, это дало возможность принять одинаковые размеры.
I' л а в а VI
ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ СТАЛЕЙ ВЫСОКОЙ ПРОЧНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
За последние годы в ряде научно-исследовательских, проект ных и производственных организаций были проведены работы по опытному использованию высокопрочных сталей в металлических конструкциях сооружений и технологического оборудования гор ной промышленности*. В этих конструкциях впервые были при менены новые отечественные высокопрочные стали класса С70/60 марок 14Х2ГМР и 14ХМ.НДФР. Сталь 14ХМНДРФ вследствие наличия в ней никеля и меди при одинаковых механических ха рактеристиках оказалась дороже стали 14Х2ГМР. Поэтому в качестве основной марки была принята сталь 14Х2ГМР.
Высокопрочные стали применяются еще редко, а поэтому лю бой опыт их использования представляет большой интерес. В связи с этим ниже, помимо строительных металлоконструкций, приводятся конструкции горного технологического оборудования, в которых использование высокопрочных сталей оказалось весьма эффективным и дало возможность изучить работу этих сталей под нагрузкой [62].
§26. Применение высокопрочных сталей
вметаллических крепях угольных шахт
Механизированные крепи для очистных работ. При создании горношахтного оборудования, предназначенного для работы в подземных условиях, помимо экономии металла, очень важно со кратить вес конструкций. В первую очередь это относится к ме ханизированным крепям для угольных лав, требующих значи тельных затрат стали.
Механизированные шахтные крепи для лав состоят из гидрав лических стоек с опорными плитами и сварных перекрытий (рис. VI. 1). Облегчение гидравлических стоек за счет изменения типов сталей малоперспективно. Перекрытия крепей представ ляют собой массовые сильно нагруженные сварные балочные конструкции. Затраты стали на этот вид конструкций исчисля-
* Работы в основном выполнялись в институте электросварки им. Е. О. Па тона АН УРСР, на-кафедре металлических и деревянных конструкций Киев ского инженерно-строительного института, в институтах Южгипрошахт. Гипроуглемаш и Укрпроектстальконструкция, на Уралмаше, Дружковском ма шиностроительном заводе и др.
136
ются десятками тысяч тони в год. Поэтому применение в них сталей наибольшей прочности оправдано.
Для применения сталей высокой прочности был принят как опытный комплекс механизированной крепи М-87Д, в перекры тиях которого была использована сталь марок 14Х2ГМР и 14ХМНДФР. Экспериментальные работы проводились в Инсти- -
Рис. VI. 1. Шахтная механизированная крепь:
] — г и д р а в л и ч еск и е сто й ки ; 2 — о сн о в ан и е; |
3 — с в ар н о е п ер е к р ы ти е ; 4 — за б о й у г о |
л ь н о го п л а с т а ; |
5 — ко н вей ер . |
туте электросварки им. Е. О. Патона АН УССР с участием ин ститута Гипроуглемаш под руководством автора.
Перекрытия М-87Д представляют собой широкие сварные четырехстенчатые коробчатые балки малой высоты, воспринимаю щие значительные нагрузки от горного давления.
Вес перекрытия из стали 10Г2С1 при серийном изготовлении составляет 470 кг. Исследования показали, что при применении сталей классов прочности от С70/60 до С100/90 вес перекрытий можно уменьшить до 2,5 раз.
Общие размеры облегченного перекрытия М-87 из стали 14Х2ГМР, эквивалентного по прочности серийному перекрытию М-87Д, представлены на рис. VI. 2, где в скобках для сравнения даны также размеры и толщины элементов серийного перекры тия М-87Д из стали І0Г2С1. Применение стали 14Х2ГМР сокра тило вес листового металла с 368 до 210 кг, т. е. на 43%, а вес перекрытия целиком с учетом закладных частей, которые были оставлены без изменений, с 470 до 312 кг, т. е. на 33% [63].
В связи с резким уменьшением толщины ребер, и особенно го ризонтальных листов, в Институте электросварки им. Е. О. Па тона в лабораторных условиях были проведены эксперимен тальные исследования перекрытий из стали 14ХМНДФР и 14Х2ГМР в натуральную величину на стенде. Необходимо было определить напряженное состояние, качество сварных соедине ний, несущую способность, деформативность, испытать перекры тия на кручение, местное продавливание горизонтальных листов, продавливаиие переднего и заднего опорных башмаков, а так же определить общую разрушающую нагрузку.
137
Экспериментальные исследования показали хорошее совпаде ние теоретических и практических результатов (прогибов и полей напряжений), позволили получить для некоторых видов загружений предельные нагрузки, определение которых теоретически представляет некоторые затруднения (кручение, продавливание
|
--1----------------------------------- —-------1 |
|
|
|
|
5 |
—1—J--------- V-------------------{--- у'-- |
|
|
|
|
Э |
А*С-\ |
V \ і |
|
|
|
Э |
\ і V |
|
|
|
|
|
~ГГ--------------------------- |
8-б(ю) |
|
|
|
|
zwo |
|
|
|
|
Рис. VI. 2. Облегченное перекрытие механизированной крепи М87 (в скобках |
|||||
указаны размеры и толщины элементов серийного |
перекрытия |
из |
стали |
||
|
|
І0Г2С1). |
|
|
|
литых опор, продавливание |
горизонтальных |
листов), |
а |
также |
установили надежность работы конструкции.
В результате снижения металлоемкости перекрытий, примене ния тонкого листового проката и сварных швов малой толщины общие трудозатраты на изготовление снизились в среднем на 17%. Кроме того, расход сварочных материалов и электроэнер гии значительно уменьшился *.
Более 600 штук облегченных перекрытий, установленных на шахтах Донбасса (на шахте № 1 «Центральная» и «Краснолиманская», № 3 и 17—18 РККА, на шахте им. 50-летия Октября, впервые дали возможность практически оценить высокие каче ства стали 14Х2ГМР и надежность перекрытий во время эксплуа тации.
Обобщение результатов теоретических и экспериментальных исследований, опыта изготовления и эксплуатации позволяют считать, что вопрос о возможности и целесообразности примене ния новых высокопрочных сталей в перекрытиях механизирован ных крепей в принципе решен и эти стали должны найти широкое применение в подобных конструкциях.
Металлические арочные крепи для подготовительных и капи тальных выработок. На современных угольных и рудных шахтах все чаще применяются металлические крепи для капитальных
* Данные Дружковского машиностроительного завода.
138