Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.06.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. П. Зайцев А. Г. Ионов

АВТОМАТИЗАЦИЯ

СУДОВЫХ

ХОЛОДИЛЬНЫХ

УСТАНОВОК

И з д а н и е 2-е, переработанное и дополненное

тролыый

Калининградское книжное издательство 1973

6Т4.1 3 — 17

Гос.публичная

.

н а у ч н о - т е х н и ч н а я

 

б и б л и о т е к а С О ї ' Г

f

Э К З Е М П Л Я Р

1

Зайцев В. П., Ионов А. Г.

 

 

 

3—17

Автоматизация

судовых холодильных

установок.

Изд . 2-е, переработ, и доп. Калининград,

Кн. изд-во,

1973.

 

 

 

 

 

 

186 с. с ил.

 

 

 

 

 

 

З а годы, прошедшие с момента издания первой книги А. Г. Иокоаа

«Автоматизация судовых

холодильных установок»

(1966

г.), на флоте

рыбной промышленности

произошли существенные

изменения.

 

В книге показаны основные приборы автоматического

регулирова­

ния, защиты и контроля, их использование в судовых холодильных ус ­

тановках с ротационными

и винтовыми компрессорами,

обобще н опыт

их

эксплуатации.

 

 

 

 

 

 

Книга предназначена дл я инженерно-технических работников, ре­

фрижераторных механиков судов рыбопромыслового флота

и м о ж е т

быть использована

студентами вузов и средних учебных заведений .

 

0316-015

9 _ 7

3

 

6 Т 4 _ ,

 

М144(03)—73

 

 

 

 

 

©Калининградское книжное издательство 1966 г.

©Калининградское книжное издательство, 1973 г., с изменениями.


В В Е Д Е Н И Е

Р ы б о п р о м ы ш л е н н о му флоту, в состав которого входят до­ бывающие, о б р а б а т ы в а ю щ и е и транспортные суда, принадле­ жит р е ш а ю щ а я роль в производстве рыбопродуктов. Ныне около 90% всей добываемой рыбы приходится на морской и океанический флот и 88% всей продукции вырабатывается непосредственно на судах в районах промысла. При таком значении рыбопромышленного флота и сосредоточении на добывающих и обрабатывающих судах основного производ­ ства применение на флоте средств автоматизации является важнейшим фактором технического прогресса, позволяющим

существенно повысить

производительность

труда

судовых

экипажей,

перейти на

обслуживание

многообразного

судово­

го

оборудования — энергетического,

силового,

холодильно­

го

и др. с

сокращенной вахтой

и

повысить

эффективность

его

использования,

снизить

эксплуатационные

расходы,

повысить

безопасность

мореплавания и улучшить

условия

труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время

п о д а в л я ю щ а я

часть

добывающих, об­

р а б а т ы в а ю щ и х и транспортных судов, а крупнотоннажные — целиком, является рефрижераторными судами. Судовые холодильные установки можно разделить на провизионные, производственные и климатические. В соответствии с их на­

значением определяется

объем и

средства

автоматизации .

Р а з л и ч а ю т частичную, комплексную

и полную автоматиза ­

цию. При частичной автоматизации

автоматизированы

толь­

ко отдельные

операции,

при комплексной — не

только

основ­

ные операции,

но и вспомогательные. П о д полной автомати­

зацией понимается автоматизация всей установки, т. е. функ­

ционирование всего комплекса без обслуживающего

персона­

ла на

протяжении

определенного

эксплуатационного

периода.

В

соответствии

с П р а в и л а м и

Регистра

С С С Р начиная с

1971

года суда по

степени автоматизации

классифицируются

следующим образом.


...Если системы и устройства автоматизации

удовлетворя­

ют требованиям П р а в и л и спроектированы таким

образом, что

судно может эксплуатироваться без вахты в машинном от­

делении, то к символу класса

судна

добавляется

один

из

знаков автоматизации А1 или

А2, которые означают:

 

А1—-судно может эксплуатироваться без

постоянной

вах­

ты в машинном отделении и в центральном

посту

управле ­

ния и контроля

( Ц П У ) ;

 

 

 

 

 

 

А2 — судно может эксплуатироваться

без

постоянной

вах­

ты в машинном отделении, но

с постоянной

вахтой

в Ц П У .

Знаки автоматизации А1 и А2 вносятся в классификаци ­

онное свидетельство в общий символ класса

после постройки

и проведения испытаний

судна

и оформления акта на систе­

мы и устройства

автоматизации .

 

 

 

 

Производственные холодильные установки, предназначен­

ные для з а м о р а ж и в а н и я

рыбы

и ее последующего

хранения,

выработки льда

и т. д.,

как

правило,

имеют комплексную

автоматизацию, характеризующуюся рациональным для дай­ ной установки объемом автоматизации. Эти установки тре­

буют

постоянного

квалифицированного обслуживания, т а к

как

на них целый

ряд периодически повторяющихся процес­

сов выполняется вручную: пуск компрессоров, снятие снего­ вой «шубы» с батарей и т. д.

Холодильные

установки, обслуживающие

провизионные

камеры, полностью автоматизированы и за их

работой ведет­

ся периодическое

наблюдение.

 

Климатические

холодильные установки, предназначенные

для обслуживания систем кондиционирования воздуха, дол­ жны обеспечивать необходимый температурно - влажностиый

режим и состав воздуха в ж и л ы х и

производственных поме­

щениях.

При

этом в связи с резкопеременной

тепловой и

влажностной

нагрузкой автоматика

д о л ж н а обеспечить

ре­

гулирование режимных параметров в широком диапазоне .

Судовые холодильные установки по своему устройству

отличаются значительным разнообразием . Существуют

схе­

мы с поршневыми, ротационными и

винтовыми

компрессора­

ми одно-

и двухступенчатого с ж а т и я

с промежуточным

сосу­

дом и водяным холодильником. Они работают в специфиче­ ских условиях, что в значительной степени усложняет их ав­

томатизацию

и эксплуатацию . Удаленность районов

промыс­

л а

от

береговых баз, ограниченное

число

обслуживающего

персонала, наличие на борту судна

большого количества

вредного для

здоровья э к и п а ж а холодильного агента

(амми­

а к а ) ,

разветвленные системы трубопроводов,

резкие

колеба­

ния

тепловых

нагрузок, связанные с

колебаниями

внешних

условий, длительная работа холодильных установок в усло­ виях морской качки и вибрации — все это предъявляет осо-


бые требования

к приборам

автоматики и схемам автомати­

зации

судовых холодильных

установок:

—•

приборы

автоматики

должны надежно обеспечивать

выполнение функциональных операций в период гарантиро ­ ванного срока обслуживания;

— приборы автоматики д о л ж н ы определять опасные от­ клонения режимных параметров при минимальных з а т р а т а х

времени;

 

— системы

автоматики д о л ж н ы иметь устройства контро­

ля исправности

приборов перед их включением.

Уровень автоматизации судовых холодильных установок значительно возрос с внедрением винтовых компрессоров, ра­ ботающих на фреонах, что позволило создать полностью ав­ томатизированные системы управления и отказаться от по­

стоянной вахтенной службы в

рефрижераторном отделении.

На 'основании опыта постройки и

эксплуатации

рыбопро­

мысловых автоматизированных

судов

с сокращенным экипа­

жем определен рациональный

объем

автоматизации,

который

восновном состоит из следующих комплексов:

плавного регулирования холодопроизводительности компрессоров;

— регулирования температуры и влажности воздуха в о х л а ж д а е м ы х помещен и ях;

регулирования уровня холодильного агента в аппара ­

тах;

регулирования давления конденсации;

выпуска воздуха из системы, определения утечки холо­ дильного агента, перепуска масла из аппаратов и т. д.

Правильно выбранный объем автоматизации холодильной установки в сочетании с совершенными приборами автома­ тики позволяет создать гибкую систему управления, обеспе­ чивающую надежную эксплуатацию холодильной установки.

В этой связи большой интерес представляют холодильные установки с повышенным объемом автоматизации и центра­ лизации систем управления и контроля, соответствующие знаку А2, на судах - рефрижераторах типа «Остров Русский», «Амурский залив», «Карл Либкнехт», работа которых обес­ печивается в течение 16 часов без наблюдения вахтенной службы .

На транспортном рефрижераторе «Карл Либкнехт» на по­ сту управления холодильной установкой имеется устройство для автоматического опроса нагрузки, настройки произво­ дительности воздухоохладителей, автоматического согласова­ ния производительности компрессора с температурой воздуха в трюмах и автоматической оттайки снеговой «шубы» с воз­ духоохладителей трюмов. Мнемонические схемы предусмот­ рены на общем посту управления холодильной установкой и


в центральном посту управления в отделении главной

м а ш и ­

ны. В Ц П У предусматривается т а к ж е автоматическое

печа­

тание основных параметров контроля и неисправностей с п о ­ дачей сигналов. Опыт эксплуатации таких установок п о к а з а л надежность и эффективность примененных устройств п схем..

Эти

решения найдут

дальнейшее применение

на

'судах.

Н а

отечественных

рыбопромысловых

судах,

предполагае ­

мых

к

постройке в ближайшие годы, у ж е

на

стадии проекти ­

рования уровень автоматизации определился в основном и с ­

ходя из его соответствия знаку А2. Это суда типа

 

«Берингов

пролив», «Горизонт», «Баренцево море», «Меридиан». Из

су ­

дов, строящихся за рубежом, по уровню автоматизации

х о ­

лодильной

установки

знаку

А2 соответствует траулер

 

т и п а

«Прометеи». На

этом

судне

Ц П У

предполагается

р а с ш и ф р о ­

ванная по п а р а м е т р а м 'Сигнализация контролируемых

вели ­

чин

защиты

установки, запись параметров работы

установки!

с 'оповещением об отклонении режимных параметров .

Ц П У

оборудован мнемонической схемой с органами

дистанцион ­

ного

управления

компрессорами,

вентиляторами,

 

насосами .

Внедрение холодильных установок с указанным

объемом!

автоматизации

позволит

значительно

повысить

 

эффектив!-

ность их эксплуатации и сократить обслуживающий

'Персо­

нал,

что особенно в а ж н о

д л я судовой

рефрижерации .