Файл: Зайцев В.П. Автоматизация судовых холодильных установок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.06.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
В. П. Зайцев А. Г. Ионов
АВТОМАТИЗАЦИЯ
СУДОВЫХ
ХОЛОДИЛЬНЫХ
УСТАНОВОК
И з д а н и е 2-е, переработанное и дополненное
тролыый
Калининградское книжное издательство 1973
6Т4.1 3 — 17
Гос.публичная |
. |
н а у ч н о - т е х н и ч н а я |
|
б и б л и о т е к а С О ї ' Г |
f |
Э К З Е М П Л Я Р |
1 |
Зайцев В. П., Ионов А. Г. |
|
|
|
|||
3—17 |
Автоматизация |
судовых холодильных |
установок. |
|||
Изд . 2-е, переработ, и доп. Калининград, |
Кн. изд-во, |
|||||
1973. |
|
|
|
|
|
|
|
186 с. с ил. |
|
|
|
|
|
|
З а годы, прошедшие с момента издания первой книги А. Г. Иокоаа |
|||||
«Автоматизация судовых |
холодильных установок» |
(1966 |
г.), на флоте |
|||
рыбной промышленности |
произошли существенные |
изменения. |
||||
|
В книге показаны основные приборы автоматического |
регулирова |
||||
ния, защиты и контроля, их использование в судовых холодильных ус |
||||||
тановках с ротационными |
и винтовыми компрессорами, |
обобще н опыт |
||||
их |
эксплуатации. |
|
|
|
|
|
|
Книга предназначена дл я инженерно-технических работников, ре |
|||||
фрижераторных механиков судов рыбопромыслового флота |
и м о ж е т |
|||||
быть использована |
студентами вузов и средних учебных заведений . |
|||||
|
0316-015 |
9 _ 7 |
3 |
|
6 Т 4 _ , |
|
|
М144(03)—73 |
|
|
|
|
|
©Калининградское книжное издательство 1966 г.
©Калининградское книжное издательство, 1973 г., с изменениями.
В В Е Д Е Н И Е
Р ы б о п р о м ы ш л е н н о му флоту, в состав которого входят до бывающие, о б р а б а т ы в а ю щ и е и транспортные суда, принадле жит р е ш а ю щ а я роль в производстве рыбопродуктов. Ныне около 90% всей добываемой рыбы приходится на морской и океанический флот и 88% всей продукции вырабатывается непосредственно на судах в районах промысла. При таком значении рыбопромышленного флота и сосредоточении на добывающих и обрабатывающих судах основного производ ства применение на флоте средств автоматизации является важнейшим фактором технического прогресса, позволяющим
существенно повысить |
производительность |
труда |
судовых |
|||||
экипажей, |
перейти на |
обслуживание |
многообразного |
судово |
||||
го |
оборудования — энергетического, |
силового, |
холодильно |
|||||
го |
и др. с |
сокращенной вахтой |
и |
повысить |
эффективность |
|||
его |
использования, |
снизить |
эксплуатационные |
расходы, |
||||
повысить |
безопасность |
мореплавания и улучшить |
условия |
|||||
труда. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В настоящее время |
п о д а в л я ю щ а я |
часть |
добывающих, об |
р а б а т ы в а ю щ и х и транспортных судов, а крупнотоннажные — целиком, является рефрижераторными судами. Судовые холодильные установки можно разделить на провизионные, производственные и климатические. В соответствии с их на
значением определяется |
объем и |
средства |
автоматизации . |
||
Р а з л и ч а ю т частичную, комплексную |
и полную автоматиза |
||||
цию. При частичной автоматизации |
автоматизированы |
толь |
|||
ко отдельные |
операции, |
при комплексной — не |
только |
основ |
|
ные операции, |
но и вспомогательные. П о д полной автомати |
зацией понимается автоматизация всей установки, т. е. функ
ционирование всего комплекса без обслуживающего |
персона |
||||
ла на |
протяжении |
определенного |
эксплуатационного |
периода. |
|
В |
соответствии |
с П р а в и л а м и |
Регистра |
С С С Р начиная с |
|
1971 |
года суда по |
степени автоматизации |
классифицируются |
следующим образом.
...Если системы и устройства автоматизации |
удовлетворя |
ют требованиям П р а в и л и спроектированы таким |
образом, что |
судно может эксплуатироваться без вахты в машинном от
делении, то к символу класса |
судна |
добавляется |
один |
из |
|||
знаков автоматизации А1 или |
А2, которые означают: |
|
|||||
А1—-судно может эксплуатироваться без |
постоянной |
вах |
|||||
ты в машинном отделении и в центральном |
посту |
управле |
|||||
ния и контроля |
( Ц П У ) ; |
|
|
|
|
|
|
А2 — судно может эксплуатироваться |
без |
постоянной |
вах |
||||
ты в машинном отделении, но |
с постоянной |
вахтой |
в Ц П У . |
||||
Знаки автоматизации А1 и А2 вносятся в классификаци |
|||||||
онное свидетельство в общий символ класса |
после постройки |
||||||
и проведения испытаний |
судна |
и оформления акта на систе |
|||||
мы и устройства |
автоматизации . |
|
|
|
|
||
Производственные холодильные установки, предназначен |
|||||||
ные для з а м о р а ж и в а н и я |
рыбы |
и ее последующего |
хранения, |
||||
выработки льда |
и т. д., |
как |
правило, |
имеют комплексную |
автоматизацию, характеризующуюся рациональным для дай ной установки объемом автоматизации. Эти установки тре
буют |
постоянного |
квалифицированного обслуживания, т а к |
как |
на них целый |
ряд периодически повторяющихся процес |
сов выполняется вручную: пуск компрессоров, снятие снего вой «шубы» с батарей и т. д.
Холодильные |
установки, обслуживающие |
провизионные |
камеры, полностью автоматизированы и за их |
работой ведет |
|
ся периодическое |
наблюдение. |
|
Климатические |
холодильные установки, предназначенные |
для обслуживания систем кондиционирования воздуха, дол жны обеспечивать необходимый температурно - влажностиый
режим и состав воздуха в ж и л ы х и |
производственных поме |
||||
щениях. |
При |
этом в связи с резкопеременной |
тепловой и |
||
влажностной |
нагрузкой автоматика |
д о л ж н а обеспечить |
ре |
||
гулирование режимных параметров в широком диапазоне . |
|||||
Судовые холодильные установки по своему устройству |
|||||
отличаются значительным разнообразием . Существуют |
схе |
||||
мы с поршневыми, ротационными и |
винтовыми |
компрессора |
|||
ми одно- |
и двухступенчатого с ж а т и я |
с промежуточным |
сосу |
дом и водяным холодильником. Они работают в специфиче ских условиях, что в значительной степени усложняет их ав
томатизацию |
и эксплуатацию . Удаленность районов |
промыс |
||||
л а |
от |
береговых баз, ограниченное |
число |
обслуживающего |
||
персонала, наличие на борту судна |
большого количества |
|||||
вредного для |
здоровья э к и п а ж а холодильного агента |
(амми |
||||
а к а ) , |
разветвленные системы трубопроводов, |
резкие |
колеба |
|||
ния |
тепловых |
нагрузок, связанные с |
колебаниями |
внешних |
условий, длительная работа холодильных установок в усло виях морской качки и вибрации — все это предъявляет осо-
бые требования |
к приборам |
автоматики и схемам автомати |
|
зации |
судовых холодильных |
установок: |
|
—• |
приборы |
автоматики |
должны надежно обеспечивать |
выполнение функциональных операций в период гарантиро ванного срока обслуживания;
— приборы автоматики д о л ж н ы определять опасные от клонения режимных параметров при минимальных з а т р а т а х
времени; |
|
— системы |
автоматики д о л ж н ы иметь устройства контро |
ля исправности |
приборов перед их включением. |
Уровень автоматизации судовых холодильных установок значительно возрос с внедрением винтовых компрессоров, ра ботающих на фреонах, что позволило создать полностью ав томатизированные системы управления и отказаться от по
стоянной вахтенной службы в |
рефрижераторном отделении. |
||
На 'основании опыта постройки и |
эксплуатации |
рыбопро |
|
мысловых автоматизированных |
судов |
с сокращенным экипа |
|
жем определен рациональный |
объем |
автоматизации, |
который |
восновном состоит из следующих комплексов:
—плавного регулирования холодопроизводительности компрессоров;
— регулирования температуры и влажности воздуха в о х л а ж д а е м ы х помещен и ях;
—регулирования уровня холодильного агента в аппара
тах;
—регулирования давления конденсации;
—выпуска воздуха из системы, определения утечки холо дильного агента, перепуска масла из аппаратов и т. д.
Правильно выбранный объем автоматизации холодильной установки в сочетании с совершенными приборами автома тики позволяет создать гибкую систему управления, обеспе чивающую надежную эксплуатацию холодильной установки.
В этой связи большой интерес представляют холодильные установки с повышенным объемом автоматизации и центра лизации систем управления и контроля, соответствующие знаку А2, на судах - рефрижераторах типа «Остров Русский», «Амурский залив», «Карл Либкнехт», работа которых обес печивается в течение 16 часов без наблюдения вахтенной службы .
На транспортном рефрижераторе «Карл Либкнехт» на по сту управления холодильной установкой имеется устройство для автоматического опроса нагрузки, настройки произво дительности воздухоохладителей, автоматического согласова ния производительности компрессора с температурой воздуха в трюмах и автоматической оттайки снеговой «шубы» с воз духоохладителей трюмов. Мнемонические схемы предусмот рены на общем посту управления холодильной установкой и
в центральном посту управления в отделении главной |
м а ш и |
ны. В Ц П У предусматривается т а к ж е автоматическое |
печа |
тание основных параметров контроля и неисправностей с п о дачей сигналов. Опыт эксплуатации таких установок п о к а з а л надежность и эффективность примененных устройств п схем..
Эти |
решения найдут |
дальнейшее применение |
на |
'судах. |
||
Н а |
отечественных |
рыбопромысловых |
судах, |
предполагае |
||
мых |
к |
постройке в ближайшие годы, у ж е |
на |
стадии проекти |
рования уровень автоматизации определился в основном и с
ходя из его соответствия знаку А2. Это суда типа |
|
«Берингов |
||||||||||
пролив», «Горизонт», «Баренцево море», «Меридиан». Из |
су |
|||||||||||
дов, строящихся за рубежом, по уровню автоматизации |
х о |
|||||||||||
лодильной |
установки |
знаку |
А2 соответствует траулер |
|
т и п а |
|||||||
«Прометеи». На |
этом |
судне |
Ц П У |
предполагается |
р а с ш и ф р о |
|||||||
ванная по п а р а м е т р а м 'Сигнализация контролируемых |
вели |
|||||||||||
чин |
защиты |
установки, запись параметров работы |
установки! |
|||||||||
с 'оповещением об отклонении режимных параметров . |
Ц П У |
|||||||||||
оборудован мнемонической схемой с органами |
дистанцион |
|||||||||||
ного |
управления |
компрессорами, |
вентиляторами, |
|
насосами . |
|||||||
Внедрение холодильных установок с указанным |
объемом! |
|||||||||||
автоматизации |
позволит |
значительно |
повысить |
|
эффектив!- |
|||||||
ность их эксплуатации и сократить обслуживающий |
'Персо |
|||||||||||
нал, |
что особенно в а ж н о |
д л я судовой |
рефрижерации . |
|
|