Файл: Газиев Э.Г. Механика скальных пород в строительстве.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.06.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
После того как |
воздух прошел через |
всю систему и |
||||||||
вышел из крана |
Б, |
этот кран |
перекрывают, |
открывают |
||||||
кран В, а затем прекращают |
подачу |
воздуха |
(перекры |
|||||||
вают кран |
А). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Давление |
в |
отводящем |
шланге |
начинает падать |
||||||
вследствие |
обратного |
потока |
воздуха |
из |
|
отводящего |
||||
Рис. 66. |
Схема датчика на |
|
|
^7 |
|
|
||||
|
|
пряжений |
|
|
|
|
|
|||
/ — гидравлическая |
|
подушка; |
|
|
|
|
|
|||
2— заглушка; Л —камера давле |
|
' |
А |
ßoidw |
||||||
ния; 4 — диафрагма; |
5 — подво |
|
|
|
||||||
дящий |
и |
отводящий |
патрубки; |
|
|
|
nod ааб |
|||
6 — манометр; |
7 — контрольным |
<=*Ц =*fc= лением |
||||||||
манометр; 8 — подводящий и от |
||||||||||
водящий |
шланги; |
9 — фильтр; |
6 |
|
В |
|
|
|||
10—измерительная |
головка |
|
|
|
|
|
1
шланга в подводящий. Однако, когда это давление ста нет равным давлению масла в камере давления, диаф рагма перекроет проход и манометр зафиксирует вели чину этого давления.
Такова в общих чертах схема работы описываемого прибора, который обладает следующими достоинствами:
1) герметическая замкнутость маслонапорной систе
мы, |
исключающая возможность |
утечек; |
2) |
использование в качестве |
измерительного потока |
вместо жидкости воздуха, который, во-первых, дешевле, а во-вторых, обладает ничтожной вязкостью, определя ющей пренебрежимо малые потери на трение;
3) практическая независимость точности показания от длины коммуникаций (шлангов);
4)возможность продувки системы в обоих направ лениях при ее засорении, пережиме шланга и т.п.;
5)использование измерительной системы лишь в мо мент снятия показаний;
6) возможность |
использования |
прибора |
при выход»? |
|
из строя одного из |
шлангов |
путем |
измерения давления |
|
на прямом потоке |
воздуха |
контрольным |
манометром. |
10» |
147 |
Г Л А В А IV
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ МЕХАНИКИ СКАЛЬНЫХ ПОРОД МЕТОДОМ
МОДЕЛИРОВАНИЯ
1. Постановка задачи
Первая попытка моделирования горных пород была предпринята Файолем в 1885 г. [8]. Рассматривая сло истые горные породы как ряд несвязанных между собой пластов, он изучал проявление деформаций изгиба на модели, состоящей из пакета полос, опирающегося на две опоры. В качестве материала для модели им были использованы листы железа, канаты, глина, гипс, стекло и т.д. Исследования показали, что деформации изгиба затухают с удалением от нижнего края пакета, что дало основание к созданию гипотезы о своде давления.
Однако первые модели отличались не только прими тивностью решения задач, но и полным несоблюдением условий подобия.
Необходимость строительства больших и ответствен ных сооружений на основаниях, которые не всегда иде ально соответствуют необходимым условиям, требует со вершенствования методов расчета, проектирования и ис следования таких объектов и ставит перед инженерами все новые и новые проблемы. Несмотря на использова ние большого математического аппарата и счетно-вычи слительной техники, не все сооружения могут быть с до статочной степенью достоверности проанализированы аналитическими методами ввиду нелинейной упругости
материалов, а также в основном |
ввиду трещиноватости |
|
и слоистости |
скальных массивов |
и обусловленной этим |
анизотропии |
их деформативности |
и прочности. |
Единственными методами, позволяющими быстро и с достаточной степенью приближения решить эти пробле мы, являются методы экспериментального исследования на моделях. В последнее десятилетие эти методы полу-
148
чили широкое признание и развитие в Советском Союзе,
Италии, |
Португалии, Франции |
и Японии, однако |
они |
||||
еще нуждаются |
в |
дальнейшем |
совершенствовании |
[4, |
|||
25, 40, |
52, |
58, |
63, |
64, |
77]. |
|
|
Модельные исследования сооружений и их скальных оснований позволяют экспериментально проанализиро вать их поведение при статическом и динамическом загружении, с достаточной степенью точности определить напряжения и перемещения (осадки) в основании и со оружении, а также оценить реальную степень надежно сти доведением модели до разрушения.
В настоящее время стало возможным использовать модели, выполненные из различных материалов с задан ными прочностными и дефор"мативными характеристи ками, воспроизводящие основные системы трещиноватости и другие крупные нарушения сплошности и имеющие заданную степень анизотропии деформативности.
Моделирование сооружений и оснований проводят, как правило, для следующих целей:
1) проверки и корректировки аналитических методов в пределах применимости законов теории упругости, для чего обычно используют «упругие» модели;
2)изучения фактического распределения напряжений
идеформаций в сооружении и основании, их поведения под нагрузкой, а также их устойчивости или прочности,
что определяет величину коэффициента запаса. Для этой цели используют структурные модели из так назы ваемых эквивалентных материалов, имеющих не только подобные параметры деформативности и прочности, но и подобный реальным материалам характер разру шения.
Аналогично аналитическим методам инженерных рас четов, которые базируются на упрощении и идеализации реальных условий, модельные исследования также до пускают использование упрощенных гипотез, связанных в основном с воспроизведением характеристик материа ла натурного скального основания.
|
Вполне естественно, что точность, с |
которой |
необхо |
||
димо воспроизвести на модели условия |
подобия, зави |
||||
сит |
от характера исследуемой |
проблемы и ее |
влияния |
||
на |
конечный |
результат, что |
должно |
быть оценено и |
|
оговорено в |
каждом конкретном |
случае. |
|
149
2. Теория подобия
Общая теория подобия. Теория моделирования осно вана на хорошо известном принципе подобия, который гласит, что две системы являются физически подобны ми, если существует определенное геометрическое соот ветствие между точками обеих систем и если параметры одного и того же физического происхождения в этих точках имеют одинаковое соотношение.
Полное подобие между моделью и натурой будет со блюдено лишь в случае выдержанной взаимосвязи в со ответствующих масштабах между всеми определяющими проблему параметрами.
Механическое подобие.процессов в натуре и модели будет обеспечено, если безразмерные уравнения упру гости, равновесия и совместности деформаций (нераз рывности), записанные для модели и натуры, будут тож дественно совпадать.
Таким образом, безразмерные параметры, такие, как относительные деформации, коэффициент Пуассона, угол
внутреннего трения |
и т. п., должны |
иметь те |
же |
значе |
|
ния для |
материала |
модели, что и для реального |
скаль |
||
ного массива. Все же размерные |
параметры |
должны |
|||
строго следовать законам подобия. |
|
|
|
||
Существует всего лишь три независимых параметра, |
|||||
которые |
определяют |
механическое |
подобие: |
«длина», |
«сила» и «время». При рассмотрении статических задач
без |
учета |
изменения |
свойств |
материалов |
во |
времени |
|||||||
фактор «время» может быть исключен |
из рассмотрения, |
||||||||||||
и тогда |
остаются |
лишь |
два |
независимых |
параметра: |
||||||||
«длина» |
и «сила». Иногда |
вместо |
масштаба |
сил за |
ос |
||||||||
новной |
принимается |
масштаб напряжений. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
Геометрический |
масштаб |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
X = |
L H ' L M , |
|
|
|
|
(191) |
||
где |
L — любой |
геометрический |
размер |
натуры |
или |
мо |
|||||||
|
|
|
дели. |
Масштаб |
|
напряжений |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
I |
= о-„ аи |
= т„ тм |
= |
/?„//?„ = |
£ „ ' £ „ = . . . , |
|
( 192) |
||||
где |
о—нормальные |
напряжения |
в |
соответственных |
|||||||||
|
|
|
точках натуры и модели; |
|
|
|
|
|
|||||
|
т— касательные |
напряжения |
в |
соответственных |
|||||||||
|
|
|
точках натуры и модели; |
|
|
|
|
|
150
R— прочность материалов натуры и модели; Е—модули упругости или деформации материалов
натуры и модели.
Масштаб объемных весов
|
|
Р = ѴнѴ„, |
|
(193) |
|||
где |
V—объемный |
или удельный вес материалов на |
|||||
|
туры и модели. |
|
|
|
|
||
|
|
Масштаб |
сил |
|
|
||
|
x = F„FH |
= &? = pW, |
|
(194) |
|||
где |
F — любая поверхностная |
или объемная |
сила |
в на |
|||
|
туре и на |
модели. |
|
|
|
|
|
|
Из уравнения (194) |
следует, что |
|
|
|||
|
|
|
£ = |
рЯ. |
|
(195) |
|
|
Уравнения (194) |
и |
(195) |
подтверждают, |
что |
лишь |
два параметра могут быть приняты как независимые, а все остальные можно вычислить по этим зависимостям.
Подставляя эти зависимости в уравнения упругости, равновесия и неразрывности, мы получим для модели тождественно те же самые уравнения, что и для натуры.
Это свидетельствует о достаточности принятых пара метров подобия для моделирования сплошного, упруго го и изотропного тела в пределах применимости теории упругости [38].
Дополнительные требования подобия при моделиро вании скальных массивов. Все реальные материалы, слагающие скальные основания, включая и бетон соору жений, могут называться упругими лишь условно и то в ограниченном интервале напряжений и деформаций. Как правило, все эти материалы обладают нелинейной упругостью, пластичностью и ползучестью под нагруз кой. Диаграмма деформирования этих материалов име ет криволинейный характер. Учитывая, что относитель ные деформации в натуре и модели должны быть равны между собой, а напряжения отличаться в £ раз, диа грамма деформирования а—е для модельного материа ла должна повторять диаграмму деформирования ре ального материала с ординатами, уменьшенными в £раз (рис.67).
При моделировании трещиноватых слоистых или блочных скальных массивов необходимо воспроизвести
151