Файл: Аристов О.В. Основы стандартизации и контроль качества в радиоэлектронике учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Классификация дефектов может быть более конкретной, |
если |
в ее оанаву положить экономический признак — стоимость |
затрат |
на исправление дефекта. Таким признаком может служить средняя ■стоимость исправления дефекта, то есть отношение суммы затрат на исправление выявленных дефектов к их количеству.
Введя такой показатель, можно каждый процент возврата продукции определить в денежном выражении, рассчитать коли чество труда, затраченного на устранение дефектов, получить пра вильную ориентацию в определении порядка их устранения. Изме нение характера дефектов и их количества немедленно отражается на средней стоимости работ по устранению дефектов. Денежное вы ражение делает показатель более доходчивым и конкретным.
Система определения средней стоимости затрат нуждается в уточнении, но тем не менее может быть использована при оценке работы, проводимой подразделениями предприятия, по снижению количества возвратов и повышению процента сдачи продукции с первого предъявления.
Опыт работы (по системе БИП) показывает, что материальная заинтересованность в изготовлении продукции высокого качества должна быть у всех категорий работающих на предприятии, п в первую очередь, у инженерно-технических работников.
Сцелью улучшения эффективности управления предприятиями
врадиоэлектронике широко внедряются автоматизированные систе мы управления предприятиями (АСУП). АСУП охватывают рас смотренные элементы, определяющие качество выпускаемой про
дукции. Они строятся с использованием электронных цифровых вы числительных машин (ЭЦВМ), в которые вводится оперативная информация, преобразуемая в соответствующий вид специальными электронными подсистемами. Последние располагаются во всех ва жнейших подразделениях и участках предприятий. Информация о ходе технологических процессов в основных и вспомогательных це хах, материального обеспечения производства, процессов контроля качества, реализации готовой продукции, бухгалтерского учета вводится в электронные системы с помощью автоматических и по луавтоматических датчиков. Все эти подсистемы замыкаются на вычислительную машину, которая постоянно получает весь объем необходимой информации.
Оперируя полученной информацией, ЭЦВМ вырабатывает ре комендации, необходимые для оперативного управления предприя
тием, сменные задания, сводки о ходе производственного |
процес |
|
са и т. п. |
|
|
Современные АСУП позволяют автоматизировать |
процессы |
|
технологической подготовки производства. При этом ЭЦВМ, |
ис |
|
пользуя имеющиеся в ее памяти статистические данные, |
создает |
|
конкретные проекты технологических процессов. |
|
неп |
Сфера влияния АСУП на все, что связано с производством, |
рерывно расширяется. Решаются вопросы использования АСУП для -автоматизации научно-исследовательских и опытно-конструктор-
-204
скн.х работ, процессов контроля качества продукции и т. п. Особое место в функционировании АСУП занимает выработка информа ции, необходимой для управления предприятиями в рамках отрас
ли.
Отраслевая система управления качеством продукции вклю чает в себя планирование качества продукции в отрасли, контроль за соблюдением планового уровня продукции, оценку деятельности предприятии не только по количеству, но и по качеству выпускае мой продукции, отраслевую систему стандартизации, отраслевую аттестацию качества изделий.
На отраслевом уровне управления качеством предполагается создание автоматизированных систем управления отраслью. Такие системы включают в себя автоматизированные системы управления предприятиями.
Автоматизированные системы управления отраслью позволяют координировать работу предприятий отрасли. При этом спомощью; ЭЦВМ осуществляется планирование в отрасли, производится оцен ка деятельности предприятий по выполнению планов их работы, производится контроль и управление уровнем качества продукции в отрасли.
Предусматривается дальнейшее объединение автоматизирован ных систем управления отрасли в общую государственную автома тизированную систему управления.
Управление качеством на межотраслевом уровне основывается на комплексе мер государственного воздействия на качество выпус каемой продукции.
Важнейшими элементами государственного управления качест вом продукции является государственный надзор за качеством про дукции, соблюдением стандартов и состоянием измерительной тех ники и государственная аттестация качества продукции. Первый — осуществляется лабораториями государственного надзора под ру ководством Государственного комитета стандартов Совета Минист ров СССР (Госстандарта СССР). Вопросы методики и практики проведения государственного надзора за качеством продукции, соб людением стандартов и состоянием измерительной техники рассмат риваются в специальных учебных курсах.
Как уже говорилось, согласно принятым положениям, минис терствам устанавливаются не только планы выпускаемой продук ции, но и ее качества. Одновременно и оценка деятельности минис терств будет вестись не только на основании объема выпущенной продукции, но и с учетом ее качества. Все это дает государственным
органам возможность управлять качеством промышленной продук ции.
Особое значение в этом плане имеет утвержденный Госпланом
СССР, Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике, Госстандартом СССР, Государственным комитетом цен Совета Министров СССР и ЦСУ СССР «Порядок отнесения промышленных изделии к новой продукции, отвечающей по своим
205
технико-экономическим показателям высшим достижениям отечест венной и зарубежной техники, а также порядок планирования и экономического стимулирования их производства». В нем в соот ветствии с «Основными положениями Единой системы аттестации качества промышленной продукции» (ЕСАКП) вся выпускаемая в
стране продукция разбивается «а |
три категории. |
К высшей категории относится |
продукция, соответствующая |
высшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники или превосходящая их по своим технико-экономическим показате лям. Только такой продукции присваивается Государственный знак качества. Предусматривается планирование удельного веса такой продукции в общем объеме выпускаемой отраслями и предприяти ями продукции, и соответственно этому дополнительные отчисления в фонд материального поощрения предприятий, производящих про дукцию высшей категории. При этом по мере выполнения установ ленных заданий по объему реализации продукции высшей катего рии эти отчисления производятся поквартально. В случае же невы полнения плана по номенклатуре выпуска данной продукции в на туральном выражении уменьшается плановая сумма фондов мате риального поощрения. Оптовые цены на такую продукцию устанав ливаются в соответствии с инструкцией Государственного комитета цен Совета Министров СССР «О порядке установления цен на ат тестованную продукцию». Таким образом, обеспечивается стиму лирование роста объемов изготовления и реализации продукции высшей категории.
Продукция, которая по своим технико-экономическим показате лям соответствует современным требованиям действующих стандар тов и технических условий относится к первой категории.
Ко второй категории относится продукция, не соответствующая по своим технико-экономическим показателям современным требо ваниям и морально устаревшая. Такие изделия необходимо модер низировать или снимать с производства. Естественно, что стандарты и технические условия на них подлежат пересмотру. С оптовых цен на продукцию, относящуюся ко второй категории качества, для предприятий-изтотовителей производятся скидки, подлежащие вне сению в доход государственного бюджета.
Начиная с 1973 г. введены в действие повышающие коэф фициенты к стабильным нормативам отчислений от прибыли в фонд материального поощрения предприятий и организаций, зависящие от роста объема реализации продукции высшей категории и пони жение — за выпуск продукции второй категории.
Согласно ЕСАКП аттестации качества подлежит вся продукция, определяющая профиль министерства, объединения, предприятия, а также постоянно выпускаемая продукция. Аттестация качества продукции осуществляется систематически. Решение об отнесении продукции к высшей или первой категории действует 1-3 года. Пос ле этого необходима повторная аттестация качества этой продук ции.
20G
Руководят работой по аттестации качества изделии отраслей соответствующие общесоюзные и союзно-республиканские минис терства и ведомства, если предприятия, изготовляющие аттестуе мую продукцию, входят в их систему.
Аттестацией продукции предприятий, входящих в систему рес публиканских министерств и ведомств, руководят советы минист ров союзных республик или по их поручению соответствующие министерства и ведомства-
Руководство предприятий обязано своевременно и качествен но подготовить предприятия н продукцию к аттестации.
Аттестация продукции, относящейся к высшей и первой катего рии, осуществляется аттестационной комиссией. В ее состав вхо дят представители министерств и ведомств, являющихся ведущими в производстве данной продукции, а также потребляющих данную продукцию, представители Госстандарта СССР, Министерства тор говли СССР (при аттестации товаров народного потребления), Министерства внешней торговли (при аттестации экспортируемой продукции), ведущих НИИ и .проектно-конструкторских предпри ятий (в том числе головных и базовых организаций по стандарти зации), а в необходимых случаях представители других заинтере сованных организаций.
При технических управлениях министерств постоянно действует экспертный совет, проводящий научно-техническую экспертизу ре зультатов аттестации качества продукции.
Аттестация качества изделий отраслей осуществляется на осно
вании соответствующих отраслевых инструкций, согласованных |
с |
Госстандартом СССР. |
|
Таким образом, Единая система аттестации качества промыш |
|
ленной продукции создает основы для планирования качества |
вы |
пускаемой продукции и стимулирования преимущественного произ водства продукции высшей категории качества. ЕСАКП является мощным звеном государственной системы управления качеством продукции, обеспечивающим резкое повышение уровня качества.
Одним из важнейших элементов, позволяющих управлять ка чеством промышленной продукции, является государственная сис тема стандартизации. Государственные стандарты позволяют в за конодательном порядке планировать и устанавливать показа тели качества промышленной продукции. Правильно разработан ные стандарты требуют изготовления изделий с оптимальными, наиболее экономически выгодными для государства параметра ми, организации и проведения наиболее эффективной системы тех нологической подготовки производства, внедрения оптимальных технологических и контрольных процессов.
Государственная стандартизация системы документации на предприятиях и в отраслях, а также системы ее классификации и кодирования позволяют создать с минимальными затратами не только автоматизированные системы управления отраслями, но и автоматизированную систему управления на уровне государства.
207
Итак, мы рассмотрели важнейшие элементы управления ка чеством промышленной продукции, относящиеся к сферам пред приятий, отраслей и государства. Глубокая внутренняя связь между рассмотренными элементами делает правомерным объединение их в систему. Только внедрение на всех уровнях каждого элемента позволит создать такую систему, которая обеспечит эффективное управление качеством выпускаемой продукции. Приведенные ма териалы создают определенное представление о существующем положении в области оценки, контроля и управления качеством промышленной продукции.
Важнейший вывод, который следует сделать из рассмотрения приведенных разделов, заключается в том, что и стандартизацию, и оценку качества, и, наконец, его контроль следует рассматривать как эффективнейшие средства управления качеством промышлен ной продукции. И чем активнее будет их роль в процессе управле ния, тем полнее они выполнят свои функции.
208
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
1. |
Методика іі практика стандартизации. Учебное пособие |
под |
редакцией |
|
В. В. Ткаченко. Пзд. 3-е. М., Издательство стандартов, 1971. |
|
«Высшая |
||
2. |
К о х т е в А. А. Основы стандартизации |
и нормализации. М., |
||
школа», 1965. |
|
|
|
|
3. |
Пр о і н н к о в А. С. Основы надежности |
и долговечности |
машин. М., Из |
|
дательство стандартов, 1967. |
|
|
|
|
4. |
Б а р а н о в А. И., К у з ь м и н В. В. |
Стандартизация |
н нормализация |
вмашиностроении. М., Машгиз, 1963.
5.Л ь в о в Д. С. Основы экономического проектирования машин. М„ «Эко номика», 1966.
6. Д у б о в и к о в Б. А. Основы научной организации управления качеством. М., «Экономика», 1966.
7.Рекомендация 3—63 «Экономическое обоснование выбора параметрических
иразмерных рядов в стандартах и нормалях».
8.Рекомендация 6—63 «Определение экономической эффективности внедре ния стандартов н нормален».
9.Указатель государственных стандартов СССР. М , Издательство стандар тов, 1973.
10. С т е п а н е н к о С. II. Сотрудничество стран-членов СЭВ в области стан дартизации. М., Издательство стандартов, 1973.
Ы. С м и р іі о в А. С, Предпочтительные числа н пх практическое 'применение. М., Издательство стандартов, 1965.
12. Я к у ш е в А. М. Взаимозаменяемость в машиностроении. М., «Машино строение», 1969.
13.Р у б ч п и с к и іі А. М. Организация и планирование производства па за воде радиоаппаратуры. М.—Л., Госэнергоиздат, 4963.
14.Ш с б а н о в В. И. Унификация и нормализация — направление экономи ческого развития радиопромышленности. «Обмен опытом в радиопромышлен ности», 1967, № 1.
15. Ш а р а п н н с к и п Б. И. Уннфикационный контроль —■ элемент НОТ. «Обмен опытом в радиопромышленности», 1967, № 11.
16.Феі ннк Я. Принципы опережающей стандартизации. М., Издательство стандартов, 1970.
17.Г л и ч е в А. В. и др. Основы стандартизации. М., Издательство стандар тов, 1969.
18. |
О р л о в |
Б. М., |
Ч е р н я в с к и й В. Н. Некоторые проблемы теории |
стандартизации. М., Издательство стандартов, 1968. |
|||
19. |
Межведомственная нормаль «Система чертежного хозяйства». 1961. |
||
20. |
Б а у б и ш |
М., |
Гр е д е к В., Шт я с н ы й И. Стандартизация — сред |
ство повышения эффективности народного хозяйства. М., Издательство стандар тов, 1970.
21. |
К а р а с е в |
А. И. Теория |
вероятностен и математическая |
статистка. М., |
|
«Статистика», 1970. |
|
|
|
|
|
22. |
С о т е ко в Б. С. Основы |
теории |
и расчета надежности. М., Пзд МАИ., |
||
1966. |
|
|
|
|
|
23. |
В е н т ц е л ь Е . С. Теория вероятностен. М., «Паука», 1964. |
|
|||
24. |
Г н е д е н к о |
Б. В. Курс теории |
вероятностей. М., «Наука», 1965. |
||
25. К у б а р е в |
А. И., П а н ф и л о в |
Е. А. Основные методы обеспечения ка |
|||
чества |
промышленной продукции. М., Издательство стандартов, |
1968. |
209