Файл: Аристов О.В. Основы стандартизации и контроль качества в радиоэлектронике учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 0
в значительной мере уменьшить количество дефектов в аппарату ре, 'поступающей в эксплуатацию. Однако опыт гарантийного об служивания потребителей и специально поставленные эксперимен ты показывают, что преобладают производственные дефекты, про являющиеся лишь .в процессе эксплуатации.
Специальные технологические операции позволяют уменьшить и этот вид дефектов. Одной из них является технологическая при работка (прогон) радиоэлектронных изделий по специальной про грамме, во время которой выявляются скрытые дефекты как собс твенного производства, так и комплектующих изделий, что предот
вращает уход параметров за -пределы допуска |
у потребителей. |
|||
Еще больший эффект дает технологический |
прогон |
в сочетании |
||
с двойными допусками, устанавливаемыми |
на |
параметры |
изде |
|
лия во время регулировочных работ. |
прошедших техноло |
|||
Параметры радиоэлектронных изделий, |
||||
гическую тренировку, устанавливаются в более |
узкие |
по |
сравне |
нию с требованиями документации допусковые границы, что поз воляет иметь производственные запасы по регулировке и значите льно повышает вероятность невыхода параметров за пределы до
пуска |
в эксплуатации, т. е. их параметрическую ('метрологичес |
кую) |
'надежность. |
Выявлению некачественных механических и электрических со единений в значительной мере способствует технологическая виб рация приборов во включенном состоянии. Контроль изделия во время вибрации позволяет выявить и устранить 'нестационарные контакты, не допуская изделия в эксплуатацию с этими дефекта ми, которые при проверке изделия в нормальных условиях выя вить невозможно.
В зависимости от назначения прибор может проходить техно логические операции прогона при высокой или низкой температу ре, проверяться при ударных нагрузках и т. д.
Анализ данных прогона и технологической вибрации, проведе ние систематических контрольных сборок и регулировок готовых изделий, периодических (типовых) испытаний, регулярного инс пекционного контроля готовых изделий на складах сбыта, анализ возвратов продукции от ОТК и заказчика — все это позволя ет иметь постоянную информацию об уровне качества и стабиль ности технологического процесса операций окончательной сборки и обработки изделий и своевременно принимать .меры для устра нения недостатков при отклонении технологического процесса от нормы.
§ 41. Основы управления качеством промышленной продукции
Решение задач, связанных с повышением качества промышлен ной продукции и эффективности производства, невозможно без создания хорошо организованной системы управления качеством промышленной продукции. Она основывается на комплексной сис
900
теме мероприятий, эффективно воздействующих на производство и: все, связанные с ним, сферы, влияющие на качество выпускаемой продукции.
Управление качеством продукции на предприятии позволяет непосредственно воздействовать на качество выпускаемой продук ции. При этом необходимо управлять всеми этапами, на которых формируется качество изделий: научно-исследовательскими рабо тами (НИР), опытно-конструкторскими разработками (ОКР)
технологическими процессами, процессами контроля качества.. Важным звеном в системе управления качеством промышленной
продукции является работа с кадрами, |
стимулирование их |
дея |
||
тельности, направленной на повышение качества изделий. |
место |
|||
При управлении качеством НИР и ОКР существенное |
||||
отводится |
разработке научных методов |
оценки их качества. |
осно |
|
Любая |
система регулирования того |
или иного процесса |
||
вывается на использовании и обработке оперативной |
информации: |
|||
о качестве данного процесса. Поэтому |
оптимальное |
управление- |
||
НИР и ОКР невозможно, если нет соответствующих |
научно-раз |
|||
работанных методик оценки качества таких работ. |
|
|
На основании этих методик может быть проведена комплекс ная оценка качества НИР и ОКР.
Такая оценка позволяет сделать выводы об отклонении каче ства НИР и ОКР от некоторого оптимального значения, и, что особенно важно, о направлении и величине этого отклонения. На основании этого могут быть разработаны и приняты меры, напра вленные на его ликвидацию.
Огромная роль в повышении качества НИР принадлежит нау чному прогнозированию уровня качества. Оно позволяет заранее предопределить правильное направление научно-исследователь ской работы и, таким образом, значительно повлиять на ее эффек тивность-
Последним элементом рассматриваемого звена является сис тема приемки НИР и ОКР. Она должна также базироваться на: научных методах оценки их качества.
Отсутствие такой базы приводит к тому, что определяются эко номические эффекты, -связанные с внедрением новой разработки: вместо действующих аналогов. Однако -более объективно уровень качества разработки определяют не эти эффекты, а экономические потери общества, которые оно несет в связи с тем, что качество разработки отличается от оптимального.
При управлении качеством технологического процесса важное место отводится операциям управления технологическим обору дованием. При этом приходится решать такие вопросы, как вы бор оптимальной номенклатуры технологического оборудования,, определение качества его настройки, обеспечение наладки техно логического оборудования и выбор рациональных режимов егоработы.
201!
Кроме того, управление технологическим процессом основыва ется на научной организации труда н производственного процес са, научных методах оценки качества технологического процесса, его максимальной автоматизации.
Важным звеном системы управления качеством выпускаемых изделий является контроль качества продукции.
Выше были |
рассмотрены |
вопросы, |
связанные с организацией |
и проведением |
технического |
контроля |
на предприятиях радиоэле |
ктронной промышленности.
Особое место в системе управления качеством на предприятии отводится работе с кадрами, которая сводится: к обучению и повы шению квалификации кадров на всех уровнях; воспитанию ответст венности за качество труда; системе ценообразования; определению экономической эффективности повышения качества продукции; сис теме оплаты труда; заводской аттестации качества продукции-
Таким образом, каждое из перечисленных звеньев является са мостоятельной системой управления, одним из факторов, определя ющих качество выпускаемой продукции. Они включают в себя эле менты, позволяющие получить информацию о нежелательных от клонениях процессов и воздействующие на этот процесс с целью ликвидации таких отклонений.
Системный подход к управлению качеством промышленной про дукции, тщательный анализ элементов, определяющих качество из делий, производимых предприятием, позволил разработать систему бездефектного изготовления продукции (БИЛ). Во многих рабо тах рассматриваются принципы организации и функционирования бездефектного изготовления продукции. Здесь мы остановимся только на некоторых принципиальных вопросах, связанных с управ лением качеством продукции при такой системе в современных условиях.
Переход предприятий на работу в новых экономических усло виях способствует развитию системы бездефектного изготовления продукции, позволяет ввести новые средства, стимулирующие по вышение ее качества.
Действительно, изготовление продукции высокого качества тре бует от рабочего дополнительного контроля навсех операциях, тща тельно проведенных подготовительных работ, наладки оборудова ния, т. е. приводит к дополнительным затратам времени. В случае работы на самоконтроле ко всему этому добавляется еще возраста ющая ответственность.
Материальное стимулирование решает все вопросы дополни тельной потери времени рабочего и в комплексе с воспитательными мероприятиями делает его заинтересованным в изготовлении безде фектной продукции.
Создание изделий высокого качества в условиях действия на предприятии системы бездефектного изготовления продукции и сда ча ее ОТК и заказчику с первого предъявления не может быть осу ществлено с должным эффектом при отсутствии установившейся си
202
стемы организационных и воспитательных мероприятий, а также четкого учета количественных показателен работы каждого сотруд ника и 'Производственных подразделений. Полный учет количествен ных показателей по качеству работы, в свою очередь, позволяет ус тановить материальную заинтересованность всех категорий трудя щихся в выпуске продукции высокого качества.
В целом можно отметить что основными мероприятиями, прове дение которых 'Предусматривается системой, являются: технический контроль деталей, узлов и изделий; составление плана мероприятий по повышению надежности и качества продукции; проведение обще заводского «Дня качества», создание .постоянно действующей ко миссии по качеству при главном инженере предприятия (ПДК ); организация соревнования за выпуск продукции высокого качества.
Экономическая эффективность системы бездефектного изготовления изделий, главным образом, .выражается в экономии от сни жения брака и в экономии на расходы по установлению дефектов. Методика учета потерь от брака общеизвестна, а экономическую эффективность повышения качества продукции можно подсчитать несколькими способами.
Так например, на одном из .предприятий г. Саратова пользова лись следующим положением: каждый процент возврата продукции означает снижение товарного выпуска,, а увеличение сдачи продук ции на один .процент можно рассматривать, как дополнительное увеличение выпуска. В общем виде это выражается следующим образом:
Э = |
А |
100 { К , - К ) , |
где Э — экономия, полученная предприятием от увеличения сдачи продукции без дефектов (экономия затрат на дополни тельный выпуск этой продукции);
А— выпуск готовой продукции, руб.;
К, Кі — процент сдачи продукции с первого предъявления соответ ственно в предыдущий период и в настоящее время.
Предлагаемая формула требует уточнений, но пользуясь ею» можно установить, что в повышении процента сдачи продукции с первого предъявления заложены большие резервы, использование которых благоприятно скажется на работе предприятия.
Основным показателем бездефектной работы .повсеместно при нят процент сдачи продукции с первого предъявления, величина которого зависит от числа изделий, имеющих дефект (т. е. от коли чества дефектов), и не зависит от сложности и значимости дефек тов. В этом случае (при определении процента сдачи продукции с первого предъявления) ведут в основном количественный учет.
Однако новые экономические условия работы требуют не только количественного учета, но и раскрытия экономической сущности сдачи продукции с первого предъявления — экономической оценкивыявления дефектов и их классификации.