Файл: Абузяров З.К. Морские гидрологические информации и прогнозы учеб. для гидрометеорол. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
использовании наиболее выгодных путей плавания составила 9,5 млн. руб.
Таким образом, использование рекомендуемых курсов плавания дает существенную экономию (в среднем за год 2,8% ходового времени), которая может быть еще более значительной при условии повышения качества обслуживания и улучшения взаимодействия между оперативными органами Гидрометслужбы и капитанами су дов.
§6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ОРГАНОВ ГИДРОМЕТСЛУЖБЫ
ИНАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Четко организованное взаимодействие оперативных органов Гидрометслужбы и народнохозяйственных организаций является необходимым условием качественного гидрометеорологического обеспечения.
Взаимодействие должно способствовать :
1)более полному и всестороннему изучению специалистами Гидрометслужбы производственной деятельности организаций и правильному определению требований в гидрометеорологическом обеспечении;
2)взаимопониманию при организации информации о наблю давшихся и текущих гидрометеорологических условиях и их ожи даемых изменениях;
3)эффективному использованию организациями различных гидрометеорологических материалов, получаемых от Гидромет службы;
4)своевременному принятию мер в связи с неблагоприятными гидрометеорологическими условиями;
5)выявлению недостатков в гидрометеорологическом обеспече
нии.
Основными методами взаимодействия с морскими организаци
ями являются:
1) непосредственные контакты между специалистами Гидромет службы и морских организаций;
2) посещение специалистами Гидрометслужбы обслуживаемых организаций (портов, баз, флотилий, рыболовецких колхозов, ры бозаводов и т. п.) и районов промысла в целях ознакомления с производственной деятельностью и выявления полноты использо вания гидрологических материалов в их практической деятельности;
3)доклады специалистов Гидрометслужбы о текущих и ожида емых гидрометеорологических условиях в обслуживаемых органи зациях;
4)совместные разборы случаев неоправдавшихся штормовых предупреждений или не доведенных до адресатов прогнозов и пре дупреждений об опасных явлениях, вызвавших нарушения в дея тельности организаций;
5)совместные совещания специалистов Гидрометслужбы с пред ставителями морских организаций по итогам гидрологического
52
обеспечения, по совершенствованию и отысканию новых, лучших форы обслуживания н методов их внедрения;
6) проведение лекций, докладов и бесед с целью пропаганды гидрометеорологических знаний.
В целях улучшения взаимодействия между органами Гидрометслужбы и обслуживаемыми организациями заранее согласовыва ется порядок гидрологического обеспечения, а также взаимные обязанности сторон. Так, например, для успешной проводки судов в океане необходимо четкое взаимодействие между группой обслу живания и капитанами судов. Капитаны обязаны своевременно направлять запросы в органы Гпдрометслужбы, указав в них тактико-технические данные судна (скорость хода на спокойной воде, фактическую скорость, водоизмещение, загрузку, наличие палубного груза, ограничения на высоту волн), а также поддержи вать регулярную связь с группой обслуживания, информируя ее о своем местоположении и погоде в районе плавания. В свою оче редь группа обслуживания должна передавать на судно координаты рекомендуемого пути и сведения об ожидаемой погоде на нем. В первой радиограмме сообщается также краткая характеристика гидрометеорологических условий в океане. В последующих еже дневных сообщениях на судно кроме уточнения курса дается прог ноз высоты и направления волн по пути следования на ближай
шие двое суток, а при |
необходимости — сведения о ветре, о воз |
||||
можности |
встречи |
айсбергов, |
границах |
льдов, |
туманах,, |
тропических циклонах и других опасных явлениях. |
|
Капитан должен давать подтверждение о том, что рекоменда ции приняты к исполнению, или сообщать об отказе от них. Однако передавать координаты судна и сведения о текущих погодных усло виях в группу обслуживания он обязан во всех случаях.
В соответствии с меняющейся обстановкой группа обслужива ния уточняет ранее рекомендованный курс, если в этом есть необ ходимость. Уточненный курс вместе с очередным прогнозом волне ния передается на судно.
Обслуживание ведется на всем переходе судна. В целях улуч шения обслуживания судов рекомендуемыми курсами совершенст вуются формы и методы взаимодействия оперативных органов Гидрометслужбы с судоводителями. Для этого специалисты-гидроме теорологи проводят инструктаж судоводителей непосредственно на борту судна перед выходом в море.
Основными документами, определяющими взаимные обязатель ства и порядок взаимодействия по гидрометеорологическому обес печению, являются генеральные соглашения, заключенные между Гидрометслужбой и обслуживаемыми министерствами. МестныеУГМ С II соответствующие морские организации на основании этих соглашений заключают локальные соглашения, в которых преду сматриваются конкретные обязательства сторон по организации и улучшению гидрометеорологического обеспечения. Для обеспечения выполнения своих обязательств органы Гпдрометслужбы состав ляют годовые планы гидрометеорологического обеспечения и
53.
согласовывают их с морскими организациями |
(приложение 3). |
|
Планы должны определять весь объем и порядок обслуживания. |
||
В них указываются: |
|
|
а) акватория (район) обслуживания; |
|
|
б) |
виды и объем передач гидрометеорологических материалов; |
|
в) |
орган Гндрометслужбы, ответственный за |
составление гид |
рометеорологических материалов; г) способы и сроки доведения материалов до организации.
Планы обеспечения |
министерств |
и центральных |
ведомств со |
|||
ставляются Гидрометцентром С С С Р |
по согласованию с ними и ут |
|||||
верждаются |
ГУГМ С. |
Планы |
обеспечения |
местных |
организации |
|
составляются |
У ГМ С , в районе |
обслуживания которого находятся |
||||
эти организации. |
|
|
|
|
|
|
На последующий год планы гидрометеорологического обеспе |
||||||
чения составляются в |
четвертом квартале |
текущего |
года. Если |
•объем и порядок обеспечения на последующий год остаются преж ними, срок действия плана по договоренности с организациями мо жет быть продлен.
При составлении плана оперативные органы Гндрометслужбы тщательно изучают и учитывают потребности обслуживаемой орга низации, а также реальные возможности их удовлетворения. Все возникающие при этом затруднения разрешаются с представителем
•организации. При наличии нескольких планов составляется один сводный план, которым пользуются в повседневной деятельности работники оперативного органа.
Разовое гидрологическое обеспечение осуществляется по специ
альным запросам организаций, |
которые |
должны быть посланы |
в органы Гндрометслужбы не |
позднее |
чем за одни сутки, если |
обеспечение производится береговыми органами, и не менее чем за два месяца, если для обслуживания необходимо создание специ альной группы.
Если в работе морской организации произойдет происшествие,
•связанное с неблагоприятными гидрометеорологическими усло виями, и вызовет большой ущерб, то данное происшествие подле жит рассмотрению специальной комиссией, которая должна
•состоять из представителей Гндрометслужбы и морской организа ции. Комиссия детально рассматривает обстановку, в которой про изошло происшествие, определяет вызвавшие его основные при чины, устанавливает степень виновности должностных лиц и намечает меры предотвращения таких происшествий в будущем. Результат работы комиссии по рассмотрению крупных происшест вий оформляется специальным протоколом, составляемым в трех экземплярах (один экземпляр хранится в делах организации, вто рой высылается в ГУГМ С, третий остается в У ГМ С ). При работе комиссия использует материалы наблюдений гидрометстанцнй и постов, а при их отсутствии •— показания свидетелей. По результа там рассмотрения происшествия начальником УГМ С и начальником организации издается приказ, направленный на устранение выяв ленных недостатков в гидрометеорологическом обеспечении. Одно
54
стороннее рассмотрение происшествии н выводы по ним являются неправомерными.
Правильно организованное взаимодействие между органами Гидрометслужбы и народнохозяйственными учреждениями способ ствует повышению эффективности гидрологического обеспечения, под которой понимается степень пользы для организаций гидроме теорологических прогнозов, штормовых предупреждений, рекомен даций, справок, консультаций и режимных материалов.
Изучение эффективности гидрологического обеспечения прово дится органами Гидрометслужбы совместно с обслуживаемыми ор ганизациями на основании анализа полноты использования гидро логических материалов этими организациями и причин аварий и происшествий.
В целях отыскания лучших форм обслуживания производится оценка эффективности гидрологического обеспечения путем обоб щения сведений о влиянии гидрологических условий на различные производственные процессы. В основу оценки эффективности обес печения берутся данные об убытках. Полный ущерб, вызванный гидрологическими явлениями, обобщается за каждый месяц и груп пируется по четырем категориям:
1)ущерб, вызванный гибелью пли повреждением судов, про мыслового вооружения и перевозимых грузов, — убытки в резуль тате аварии;
2)убытки, вызываемые разрушениями береговых и портовых сооружений;
3)ущерб, обусловленный непроизводительными простоями и потерей времени в портах и на переходах, — убытки в результате простоев флота;
4)убытки, вызванные прекращением работ в портах из-за не возможности эксплуатации портовой техники.
По каждой категории определяются общие убытки независимо от того, были ли предусмотрены неблагоприятные условия в прог нозах и штормовых предупреждениях.
Общие убытки делятся на неизбежные, потенциально предотвра тимые и фактически предотвращенные. Они служат основным по казателем степени зависимости производственной деятельности от гидрометеорологических условий.
К неизбежным относятся убытки, которые нельзя предотвратить даже в случае своевременного предупреждения (например, цу нами), убытки, связанные с невозможностью работ по гидромете орологическим условиям, и убытки, которые нельзя предотвратить из-за отсутствия соответствующих методов прогноза и фактических гидрометеорологических данных.
Потенциально предотвратимые убытки представляют собой часть общих убытков, которые имели место, но в принципе могли быть устранены при существующем уровне прогнозирования и пра вильном использовании информации. К этой группе относятся убытки, вызванные несвоевременной отменой неоправдавшихся
предупреждении, и убытки в результате аварий судов из-за небла гоприятных условий.
К предотвращенным относятся убытки, которые не были допу щены благодаря своевременному и правильному использованию полученных гидрометеорологических материалов. В эту группу вхо дят выигрыши во времени при проводке судов рекомендуемыми курсами и в результате использования прогнозов, рекомендации, консультаций и т. д.
Общим принципом оценки эффективности гидрологического обеспечения оперативными материалами служит сравнение ущерба, который получают при планировании производственных операций
сучетом прогноза, с ущербом, который получают при планировании
сучетом средних гидрометеорологических условий.
Общим принципом оценки эффективности использования режим ных материалов является сравнение ущерба, который мог бы иметь место без учета режимных материалов, с ущербом (или выигрышем), который получается при использовании этих мате риалов.
Эффективность гидрометеорологического обеспечения в денеж ном выражении пли в других экономических показателях носит название экономической эффективности. Эффективность, выражен ная в процентах плана, в сравнительных цифрах по отношению к уровню обслуживания предшествующего периода, называется относительной эффективностью. Экономическая эффективность яв ляется наиболее конкретной формой оценки гидрометеорологиче ского обеспечения.
§ 7. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МОРСКИХ ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИИ
С целью повышения эффективности оперативного гидрологиче ского обеспечения морских отраслей народного хозяйства органы Гидрометслужбы проводят изучение влияния морских гидрологи ческих условий на их деятельность. К основным морским отраслям народного хозяйства относятся: судоходство, морской промысел (рыбный, китобойный, зверобойный), энергетика (приливные элект ростанции), морские курорты, морские изыскания и гидротехниче ское строительство, добыча полезных ископаемых.
Волнение, лед, сгонно-нагонные явления, тягун и другие гидро логические явления снижают эффективность и создают угрозу без опасности проведения работ в океанах и морях.
Волнение оказывает неблагоприятное действие на движение су дов, снижает их скорость и остойчивость. Сильное волнение вызы вает повреждение или разрушение береговых сооружений (прича лов, волноломов и т. п.) и корпусов судов, приводит к поврежде нию палубных надстроек, устройств и механизмов, потере орудий лова, разрушению берегов, задерживает суда при входе и выходе из порта.
■56