Файл: Абузяров З.К. Морские гидрологические информации и прогнозы учеб. для гидрометеорол. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление льда в порту осложняет его работу, а на пути дви­ жения судов затрудняет или делает невозможным их продвижение. Сжатия, подвижки, дрейф и торошение льдов приводят к повреж­ дениям судов, портовых сооружений и нефтепромыслов, затруд­ няют морской промысел.

Сгонно-нагонные явления, сопровождающиеся опасными подъ­ емами и понижениями уровня моря, создают угрозу катастрофи­ ческих наводнений, повреждения судов, разрушения береговых со­

оружений, затрудняют выход и вход судов в порты.

их на

Тягун

способствует срыву

судов с

якорей, наваливанию

причалы,

что приводит

к

повреждению судов и причалов,

вызы­

вает столкновение судов

и

делает

невозможным их стоянку

в порту.

 

 

 

 

 

 

Течения влияют на ход судна и его курс. При плаваниях в про­ ливах и каналах их неучет приводит к авариям.

Гидрологическое обеспечение морских организаций должно' проводиться со знанием их технического оснащения и назначения объектов обслуживания.

Изучение влияния морских гидрологических условий на дея­ тельность обслуживаемых организаций способствует выявлению' реальных потребностей организаций в гидрологических материа­ лах, повышает ответственность за полноту и качество обслужива­ ния, облегчает нахождение наиболее целесообразного способа учета ожидаемого состояния моря в деятельности различных мор­ ских организаций. Для этого необходимо тщательное и всесторон­ нее ознакомление работников Гидрометслужбы с содержанием про­ изводственных процессов, а также со степенью влияния отдель­ ных гидрологических явлений на ход и безопасность морских работ.

При изучении влияния морских гидрологических условий на деятельность обслуживаемых организаций выявляются:

1)основные задачи и характер производственной деятельности;

2)структура (организационное построение);

3)акватория, район деятельности;

4)время и порядок планирования работ;

5)степень учета влияния гидрологических условий при плани­ ровании и осуществлении производственных процессов;

6)критерии опасности гидрологических явлений для отдельных хозяйственных объектов;

7)потребность в гидрологическом обеспечении и его назначе­ ние (для каких целей, период, по каким районам акватории, вид информации, заблаговременность).

Изучение деятельности морских организаций проводится путем: а) непосредственного ознакомления с деятельностью организа­

ций; б) заслушивания в органах Гидрометслужбы докладов и сооб­

щений представителей организаций об особенностях, перспек­ тивах развития, техническом оснащении этих организаций и т. д.;

57


в) изучения пособий, справочников, лоций и другой литературы, освещающей деятельность организаций;

г) ознакомления с уставами, инструкциями, положениями и дру­ гими документами, определяющими основные задачи органи­ заций.

Результаты изучения производственной деятельности морских организаций и влияния гидрологических условии на их деятель­ ность оформляются техническими записками, которые иллюстриру­ ются картографическими материалами и фотографиями, отобра­ жающими производственные процессы, районы промысла пли ра­ бот, результаты воздействия опасных гидрологических явлений. Технические записки должны регулярно пополняться и обнов­ ляться. Они являются необходимым пособием для специалистов Гидрометслужбы в целях изучения и ознакомления с производст­ венной деятельностью обслуживаемых организации.

Существенными особенностями отличается оперативное гидро­ логическое обслуживание основных морских отраслей народного хозяйства — службы движения флота и эксплуатации морских пор­ тов.

Важнейшей задачей службы движения флота и эксплуатации портов является сокращение времени, затрачиваемого судами на переходы между портами, а также на погрузо-разгрузочные опера­

ции. Большое значение

имеет правильный выбор судовых трасс

с учетом сложившихся

и ожидаемых гидрометеорологических

условий.

 

Наибольшее влияние на судоходство оказывает волнение, при­ водящее не только к потере скорости хода, но и к авариям и даже гибели судов. Так, в сентябре 1960 г. вызванные ураганом «Донна» волны стали причиной гибели 12 судов в тропической зоне Атлан­ тического океана.

Тяжелые морские льды, айсберги и их обломки при столкнове­ нии с судами также могут стать причиной их гибели. Раннее замер­ зание моря нарушает навигацию, а для обеспечения судоходства в суровые зимы приходится прибегать к помощи ледоколов даже на неарктических морях С С С Р . Так, в феврале 1972 г. для обеспе­ чения навигации на Черном и Азовском морях был срочно вызван с Балтики мощный ледокол «Капитан Мелехов».

В холодное время года при сильном ветре и низкой темпера­ туре воздуха может наблюдаться интенсивное обледенение судов, в результате которого они могут потерять остойчивость и опроки­ нуться. Особую опасность обледенение представляет для неболь­ ших рыбопромысловых судов, работающих зимой вдали от берегов. Обледенение наблюдается в северных частях Атлантического и Ти­ хого океанов, в Гренландском, Норвежском, Баренцевом, Северном, Беринговом, Охотском и других морях. Гибель судов от обледе­ нения— явление довольно частое. Так, в 1957— 1961 гг. от обледе­ нения погибло 44 японских судна. Только 19 января 1965 г. в Бе­ ринговом море погибло четыре советских и шесть японских трау­ леров.

58


Морские порты по своему назначению разделяются на торговые, специализированные (лесные, нефтяные и др.), рыбные и портыубежища. Различные портовые сооружения (причалы, волноломы, молы и др.) находятся под непрерывным воздействием волн и колебаний уровня моря, а в зимнее время на замерзающих мо­ рях — II льдов. Волнение моря затрудняет заход судов в порт и выход из порта, разрушает портовые сооружения.

Большой ущерб в некоторых портах (Туапсе, Батуми и др.) наносит тягун, который препятствует погрузо-разгрузочным рабо­ там и делает невозможной стоянку судов у причалов.

Понижение уровня в результате сгона затрудняет подход судов к причалам в мелководных районах морей, а значительные повы­ шения уровня приводят к затоплению хозяйственных объектов. Так, катастрофический нагон в Темрюкском заливе Азовского моря в октябре 1969 г. нанес ущерб народному хозяйству в несколько миллионов рублей, имелись человеческие жертвы.

Важнейшим видом производственной деятельности рыбной про­ мышленности является рыбный промысел, который разделяется на береговой лов и лов в открытых частях морей и океанов. Промыс­ ловые районы располагаются в различных климатических зонах Мирового океана. В обеспечении промысла принимают участие промысловые, обрабатывающие, транспортные и вспомогательные суда. Успеху промысловых операций способствуют предшествую­ щие им ледовые авиаразведки и самолетные съемки температуры поверхности воды. Сроки начала.путины зачастую зависят от сро­ ков наступления определенных значений температуры воды.

Большое влияние на промысел оказывает волнение моря. В зна­ чительной мере зависит от волнения дрифтерный лов сельди в Норвежском море, где каждый непредупрежденный шторм при­ водит к потерям сетей на большие суммы. Серьезным препятствием для промысловой деятельности флота является распространение плавучего льда и айсбергов в северо-западной части Атлантиче­ ского океана (у Ньюфаундленда и Лабрадора).

В оптимальный состав оперативного гидрологического обеспече­ ния судоходства входят следующие виды обслуживания:

1)регулярная информация о текущем состоянии моря по от­ дельным районам II судовым трассам (высота ветровых волн и зыби, характеристики льда, скорость и направление течений);

2)прогнозы по отдельным районам моря и судовым трассам (высота ветровых волн и зыби, положение кромки льда, толщина

льда, ледовые фазы, скорость и направление течений);

3)предупреждения об опасной высоте волн, тропических цикло­ нах, а также колебаниях уровня и ледовых явлениях, достигающих опасных для судов значений;

4)рекомендации по проводке отдельных судов и караванов наивыгоднейшпмн курсами плавания.

В оптимальный состав обеспечения районов промысла кроме вышеперечисленных видов входит информация о температуре воды, а также прогнозы термического состояния морей.

59



В оптимальный состав оперативного гидрологического обеспече­ ния эксплуатации морских портов входят:

1) регулярная информация о состоянии моря в районе портов (волнение, колебания уровня, лед);

2) прогнозы по акватории портов и прилегающим к ним райо­ нам (волнение, непериодические колебания уровня, время насту­ пления ледовых фаз, толщина льда и др .);

3) предупреждения об опасной высоте волн, тягуне, а также о колебаниях уровня и ледовых явлениях, достигающих опасных значений;

4) рекомендации по наиболее целесообразному учету ожида­ емого состояния моря при эксплуатации портов.

В различных видах гидрометеорологического обеспечения нуж­ даются также гидротехническое строительство на морях, нефте­ промыслы и добыча полезных ископаемых со дна моря, а также морские курорты.

Конкретный объем и содержание оперативного гидрологического обеспечения каждой морской отрасли народного хозяйства опреде­ ляются характером ее производственной деятельности и степенью зависимости ее от гидрологических условий.

Повышение эффективности гидрологического обслуживания, с одной стороны, связано с совершенствованием методов прогнозов и расчетов различных гидрологических элементов н явлений, а с другой — с улучшением взаимодействия между оперативными органами Гидрометслужбы и морскими организациями. Изучение влияния гидрологических условий на деятельность морских отрас­ лей народного хозяйства позволяет улучшить их гидрометеороло­ гическое обслуживание, а это даст возможность сохранить значи­ тельные материальные ценности.

В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я

1.Что понимается под гидрологическим обеспечением?

2.Какие гидрологические материалы относятся к оперативным и режимным ?

3.Каким путем осуществляется гидрологическое обслуживание ?

4.Какие требования предъявляются к информациям о текущем состоянии мо­ рей и океанов ?

5.Какие сведения содержит Ежедневный морской гидрометеорологический бюл­ летень ?

6.Какие требования предъявляются к морским гидрологическим прогнозам ?

7.Какие данные содержатся в основной форме прогноза ?

8.Что представляет собой консультация об ожидаемых характеристиках гидро­ логического режима моря ?

9.Что сообщается в предупреждениях об опасном явлении ?

10.Каковы исходные материалы для составления штормовых предупреждений ?

11.Когда конкретная опасность ожидаемых явлений для отдельных объектов не указывается ?

12.Как учитываются штормовые предупреждения?