Файл: Абузяров З.К. Морские гидрологические информации и прогнозы учеб. для гидрометеорол. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 126
Скачиваний: 0
Появление льда в порту осложняет его работу, а на пути дви жения судов затрудняет или делает невозможным их продвижение. Сжатия, подвижки, дрейф и торошение льдов приводят к повреж дениям судов, портовых сооружений и нефтепромыслов, затруд няют морской промысел.
Сгонно-нагонные явления, сопровождающиеся опасными подъ емами и понижениями уровня моря, создают угрозу катастрофи ческих наводнений, повреждения судов, разрушения береговых со
оружений, затрудняют выход и вход судов в порты. |
их на |
|||||
Тягун |
способствует срыву |
судов с |
якорей, наваливанию |
|||
причалы, |
что приводит |
к |
повреждению судов и причалов, |
вызы |
||
вает столкновение судов |
и |
делает |
невозможным их стоянку |
|||
в порту. |
|
|
|
|
|
|
Течения влияют на ход судна и его курс. При плаваниях в про ливах и каналах их неучет приводит к авариям.
Гидрологическое обеспечение морских организаций должно' проводиться со знанием их технического оснащения и назначения объектов обслуживания.
Изучение влияния морских гидрологических условий на дея тельность обслуживаемых организаций способствует выявлению' реальных потребностей организаций в гидрологических материа лах, повышает ответственность за полноту и качество обслужива ния, облегчает нахождение наиболее целесообразного способа учета ожидаемого состояния моря в деятельности различных мор ских организаций. Для этого необходимо тщательное и всесторон нее ознакомление работников Гидрометслужбы с содержанием про изводственных процессов, а также со степенью влияния отдель ных гидрологических явлений на ход и безопасность морских работ.
При изучении влияния морских гидрологических условий на деятельность обслуживаемых организаций выявляются:
1)основные задачи и характер производственной деятельности;
2)структура (организационное построение);
3)акватория, район деятельности;
4)время и порядок планирования работ;
5)степень учета влияния гидрологических условий при плани ровании и осуществлении производственных процессов;
6)критерии опасности гидрологических явлений для отдельных хозяйственных объектов;
7)потребность в гидрологическом обеспечении и его назначе ние (для каких целей, период, по каким районам акватории, вид информации, заблаговременность).
Изучение деятельности морских организаций проводится путем: а) непосредственного ознакомления с деятельностью организа
ций; б) заслушивания в органах Гидрометслужбы докладов и сооб
щений представителей организаций об особенностях, перспек тивах развития, техническом оснащении этих организаций и т. д.;
57
в) изучения пособий, справочников, лоций и другой литературы, освещающей деятельность организаций;
г) ознакомления с уставами, инструкциями, положениями и дру гими документами, определяющими основные задачи органи заций.
Результаты изучения производственной деятельности морских организаций и влияния гидрологических условии на их деятель ность оформляются техническими записками, которые иллюстриру ются картографическими материалами и фотографиями, отобра жающими производственные процессы, районы промысла пли ра бот, результаты воздействия опасных гидрологических явлений. Технические записки должны регулярно пополняться и обнов ляться. Они являются необходимым пособием для специалистов Гидрометслужбы в целях изучения и ознакомления с производст венной деятельностью обслуживаемых организации.
Существенными особенностями отличается оперативное гидро логическое обслуживание основных морских отраслей народного хозяйства — службы движения флота и эксплуатации морских пор тов.
Важнейшей задачей службы движения флота и эксплуатации портов является сокращение времени, затрачиваемого судами на переходы между портами, а также на погрузо-разгрузочные опера
ции. Большое значение |
имеет правильный выбор судовых трасс |
с учетом сложившихся |
и ожидаемых гидрометеорологических |
условий. |
|
Наибольшее влияние на судоходство оказывает волнение, при водящее не только к потере скорости хода, но и к авариям и даже гибели судов. Так, в сентябре 1960 г. вызванные ураганом «Донна» волны стали причиной гибели 12 судов в тропической зоне Атлан тического океана.
Тяжелые морские льды, айсберги и их обломки при столкнове нии с судами также могут стать причиной их гибели. Раннее замер зание моря нарушает навигацию, а для обеспечения судоходства в суровые зимы приходится прибегать к помощи ледоколов даже на неарктических морях С С С Р . Так, в феврале 1972 г. для обеспе чения навигации на Черном и Азовском морях был срочно вызван с Балтики мощный ледокол «Капитан Мелехов».
В холодное время года при сильном ветре и низкой темпера туре воздуха может наблюдаться интенсивное обледенение судов, в результате которого они могут потерять остойчивость и опроки нуться. Особую опасность обледенение представляет для неболь ших рыбопромысловых судов, работающих зимой вдали от берегов. Обледенение наблюдается в северных частях Атлантического и Ти хого океанов, в Гренландском, Норвежском, Баренцевом, Северном, Беринговом, Охотском и других морях. Гибель судов от обледе нения— явление довольно частое. Так, в 1957— 1961 гг. от обледе нения погибло 44 японских судна. Только 19 января 1965 г. в Бе ринговом море погибло четыре советских и шесть японских трау леров.
58
Морские порты по своему назначению разделяются на торговые, специализированные (лесные, нефтяные и др.), рыбные и портыубежища. Различные портовые сооружения (причалы, волноломы, молы и др.) находятся под непрерывным воздействием волн и колебаний уровня моря, а в зимнее время на замерзающих мо рях — II льдов. Волнение моря затрудняет заход судов в порт и выход из порта, разрушает портовые сооружения.
Большой ущерб в некоторых портах (Туапсе, Батуми и др.) наносит тягун, который препятствует погрузо-разгрузочным рабо там и делает невозможной стоянку судов у причалов.
Понижение уровня в результате сгона затрудняет подход судов к причалам в мелководных районах морей, а значительные повы шения уровня приводят к затоплению хозяйственных объектов. Так, катастрофический нагон в Темрюкском заливе Азовского моря в октябре 1969 г. нанес ущерб народному хозяйству в несколько миллионов рублей, имелись человеческие жертвы.
Важнейшим видом производственной деятельности рыбной про мышленности является рыбный промысел, который разделяется на береговой лов и лов в открытых частях морей и океанов. Промыс ловые районы располагаются в различных климатических зонах Мирового океана. В обеспечении промысла принимают участие промысловые, обрабатывающие, транспортные и вспомогательные суда. Успеху промысловых операций способствуют предшествую щие им ледовые авиаразведки и самолетные съемки температуры поверхности воды. Сроки начала.путины зачастую зависят от сро ков наступления определенных значений температуры воды.
Большое влияние на промысел оказывает волнение моря. В зна чительной мере зависит от волнения дрифтерный лов сельди в Норвежском море, где каждый непредупрежденный шторм при водит к потерям сетей на большие суммы. Серьезным препятствием для промысловой деятельности флота является распространение плавучего льда и айсбергов в северо-западной части Атлантиче ского океана (у Ньюфаундленда и Лабрадора).
В оптимальный состав оперативного гидрологического обеспече ния судоходства входят следующие виды обслуживания:
1)регулярная информация о текущем состоянии моря по от дельным районам II судовым трассам (высота ветровых волн и зыби, характеристики льда, скорость и направление течений);
2)прогнозы по отдельным районам моря и судовым трассам (высота ветровых волн и зыби, положение кромки льда, толщина
льда, ледовые фазы, скорость и направление течений);
3)предупреждения об опасной высоте волн, тропических цикло нах, а также колебаниях уровня и ледовых явлениях, достигающих опасных для судов значений;
4)рекомендации по проводке отдельных судов и караванов наивыгоднейшпмн курсами плавания.
В оптимальный состав обеспечения районов промысла кроме вышеперечисленных видов входит информация о температуре воды, а также прогнозы термического состояния морей.
59
В оптимальный состав оперативного гидрологического обеспече ния эксплуатации морских портов входят:
1) регулярная информация о состоянии моря в районе портов (волнение, колебания уровня, лед);
2) прогнозы по акватории портов и прилегающим к ним райо нам (волнение, непериодические колебания уровня, время насту пления ледовых фаз, толщина льда и др .);
3) предупреждения об опасной высоте волн, тягуне, а также о колебаниях уровня и ледовых явлениях, достигающих опасных значений;
4) рекомендации по наиболее целесообразному учету ожида емого состояния моря при эксплуатации портов.
В различных видах гидрометеорологического обеспечения нуж даются также гидротехническое строительство на морях, нефте промыслы и добыча полезных ископаемых со дна моря, а также морские курорты.
Конкретный объем и содержание оперативного гидрологического обеспечения каждой морской отрасли народного хозяйства опреде ляются характером ее производственной деятельности и степенью зависимости ее от гидрологических условий.
Повышение эффективности гидрологического обслуживания, с одной стороны, связано с совершенствованием методов прогнозов и расчетов различных гидрологических элементов н явлений, а с другой — с улучшением взаимодействия между оперативными органами Гидрометслужбы и морскими организациями. Изучение влияния гидрологических условий на деятельность морских отрас лей народного хозяйства позволяет улучшить их гидрометеороло гическое обслуживание, а это даст возможность сохранить значи тельные материальные ценности.
В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я
1.Что понимается под гидрологическим обеспечением?
2.Какие гидрологические материалы относятся к оперативным и режимным ?
3.Каким путем осуществляется гидрологическое обслуживание ?
4.Какие требования предъявляются к информациям о текущем состоянии мо рей и океанов ?
5.Какие сведения содержит Ежедневный морской гидрометеорологический бюл летень ?
6.Какие требования предъявляются к морским гидрологическим прогнозам ?
7.Какие данные содержатся в основной форме прогноза ?
8.Что представляет собой консультация об ожидаемых характеристиках гидро логического режима моря ?
9.Что сообщается в предупреждениях об опасном явлении ?
10.Каковы исходные материалы для составления штормовых предупреждений ?
11.Когда конкретная опасность ожидаемых явлений для отдельных объектов не указывается ?
12.Как учитываются штормовые предупреждения?