Файл: Абузяров З.К. Морские гидрологические информации и прогнозы учеб. для гидрометеорол. техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Z — загрузка |
(полностью или |
частично загружен,U |
наличие палуб |
ного груза, размещение груза, |
вид груза и т. д.), |
— аэродинами |
|
ческие силы, |
возникающие в воде при движении судна (сопротивле |
ние воды, сопротивление, обусловленное трением, волновое и вихре вое сопротивление и т. д.).
Аналитическое выражение для такой зависимости теоретически получить трудно. Поэтому в практической работе при расчете реко мендуемых курсов используются эмпирические зависимости, кото рые косвенно учитывают эти факторы.
I'узлы
Рис. 48. Зависимость скорости хода V судов типа «Архан гельск» от высоты волны h и от курсового угла q.
Из перечисленных факторов наибольшее воздействие на судно оказывает волнение, а точнее, высота волны и направление ее рас пространения относительно курса судна. Для построения эмпириче ских зависимостей потерь скорости хода судна на волнении исполь зуются данные вахтенных журналов для определенных типов судов: скорость судна по лагу и элементы волн, в частности высота волны.
Волнение классифицируется следующим образом: встречное, бортовое, попутное, встречно-бортовое и попутно-бортовое. Затем по методу наименьших квадратов вычисляются уравнения для вы бранных курсовых углов.
На рис. 48 приведена зависимость скорости хода судна типа «Архангельск» от высоты волны при различных курсовых углах. Расчетная формула имеет следующий вид:
Ѵ = |
15,5 — (0,61/г + 0,05/і2)+0,26?А, |
(93) |
|
|
190
где V — рассчитанная скорость судна, q — угол между курсом судна и направлением распространения волн (курсовой угол), Іг— высота волны.
Пример. По графику (рис. 48) определить скорость судна при заданных высоте волны и направлении ее распространения.
Известно, что скорость судна типа «Архангельск» на спокойной воде соста вляет 15,5 узла; высота волны 5 м, а направление распространения 45°, истин ный курс судна 90°. Тогда курсовой угол будет составлять 45°.
При курсовом угле 45° и высоте волны 5 м скорость хода судна типа «Ар хангельск» будет составлять 12 узлов.
Следует отметить, что по таким графикам можно надежно рас считывать потерн скорости хода судна только при высотах волн до 6 м. При волнах выше б м, как правило, следует преднамеренно сни зить скорость судна, с тем чтобы уменьшить качку и силу ударов судна о волны. Преднамеренное снижение скорости определяется также мореходными качествами судна. Кроме того, оно обусловли вается наличием туманов, айсбергов, большим скоплением судов по курсу плавания и т. д.
Описанные выше зависимости характеризуют только потери ско рости хода судна. Вместе с тем сильная качка ведет к дополнитель ному снижению скорости, а также сказывается на безопасности судна и грузов. Поэтому при опасной качке следует изменять курс судна.
§ 4. М ЕТО Д Ы РА СЧ ЕТ А Р Е К О М Е Н Д У Е М Ы Х К У Р СО В
Ч и с л е н н ы й м е т о д р а с ч е т а .' Алгоритм расчета наивы годнейшего курса был разработан в Вычислительном центре Акаде мии наук С С С Р , а впоследствии усовершенствован в Гидрометцен тре С С С Р . Программа счета, составленная на основе этого алго ритма, позволяет рассчитывать наивыгоднейшие курсы плавания по критерию наименьшей затраты времени на переход. Программа по зволяет также в случае необходимости обходить области сильного волнения, представляющие опасность для судна и грузов.
В основу алгоритма положены уравнения движения судна с уче том волнения и течения:
|
|
|
dx |
|
|
|
|
|
|
- ^ - = V sin ф+ Кт sin фт, |
(94) |
||
где |
|
|
-^ - = l/ c o s iJj+ K TcosiJjT, |
|||
X, |
у |
— декартовы координаты, ф — курс |
судна, фт — направле |
|||
ние течения, Ѵт — скорость течения, |
V |
— скорость хода судна, рас |
||||
считанная по уравнению для данного типа судна. |
||||||
|
На |
рис. 49 показана схема численного |
расчета оптимального |
пути. Данные прогноза волнения фиксируются в узлах координат ной сетки и затем интерполируются в любую точку. Прогностические
191
карты волнения сменяются через 6 часов. Поле течения принимается
неизменным (статическим) в течение всего рейса. |
Р |
ведется |
|
Сначала подготавливается сетка, в пределах |
которой |
||
расчет наивыгоднейшего пути. Для этого начальный ( 0) |
и конеч |
||
P |
N) пункты плавания соединяют дугой |
большого круга |
|
ный ( |
|||
(Д Б К ), |
представляющей кратчайшее расстояние между пунктами. |
Таким образом, расчет ведется относительно Д Б К . Есть все осно вания считать, что если бы не было волнения и течений, оптималь ный путь совпал бы с ДБКОднако такие идеальные случаи могут отмечаться только летом при определенных условиях. Как правило, рассчитанный курс отклоняется от Д БК , и тем дальше, чем хуже условия погоды на ДБК-
Рис. 49. Схема численного расчета оптимального курса судна па ЭВ М .
Далее, рассчитанная Д Б К разбивается вертикалями на отрезки, равные приблизительно суточному переходу судна. На вертикалях к северу и югу от Д Б К откладываются по три точки с шагом 3° по меридиану. Таким образом, получается совокупность точек, в пре делах которой ищется путь судна. Ширина расчетной области выби рается исходя из практической целесообразности.
Расчет оптимального курса осуществляется следующим обра зом. Начальная точка Р 0 соединяется со всеми точками первой вер тикали Р 1, вычисляется время перехода судна до каждой из них и запоминается. Это делается так. Вызывается из памяти ЭВМ пер вая прогностическая карта волнения. На каждой из линий, соеди няющих первую вертикаль с начальной точкой, определяется сред няя высота волны и курсовой угол. По уравнению потерь скорости для данного типа судна определяется скорость судна на каждом направлении. Затем расстояния вдоль каждого направления делят на вычисленные скорости и получают время прохождения соответ ствующих отрезков пути. Далее, каждая точка следующей верти кали соединяется со всеми точками предыдущей вертикали и опре-
192
деляется минимальное время перехода из начальной точки Р 0 в точки данной вертикали. Для точек каждой вертикали запоми нается минимальное время Ттш в часах и номер точки предыдущей вертикали, путь через которую в точку данной вертикали оказался самым коротким по времени.
Процедура повторяется для всех вертикалей, только каждый раз вызывается соответствующее прогностическое поле волнения. Все точки последней вертикали Р,у-і соединяют с конечной точкой Р n и ищут для нее Гмин. Точки вертикалей, для которых суммарное время перехода из точки Р о получилось минимальным, определяют путь судна первого приближения. Весь расчет повторяется после деления шага по вертикали пополам (шаг 1,5°) и замены Д Б К кур сом первого приближения. Если разность ( Г * — ^ яв) межДУ пер-
вым и вторым приближением не превышает двух часов (точность расчета), решение прекращается и полученный результат (время
перехода и координаты оптимального пути) печатается. В |
против |
|||||
ном случае решение |
продолжается до тех пор, пока не достигается |
|||||
требуемая точность. |
м е т о д |
р а с ч е т а . |
На первую карту из се |
|||
Г р а ф и ч е с к и й |
||||||
рии прогностических карт |
волнения |
накладывается |
калька. |
|||
На кальку наносится береговая черта и отмечаются начальный |
Ро |
|||||
и конечный |
PN |
|
|
|
|
|
Ро пункты плавания. Расчет ведется, так же как и при |
||||||
численном методе, относительно Д Б К . |
|
|
|
|||
Из точки |
вправо и влево от Д Б К проводится веер прямых ли |
ний с более или менее одинаковыми углами между ними, как пока зано на рис. 50. Эти линии означают возможные курсы плавания судна в первый день. Вдоль каждой линии отмечается средняя вы сота волны и направление ее распространения. Затем по графику потерь скорости хода для данного типа судна или по уравнению с учетом направления и высоты волн определяются скорости хода судна вдоль каждой линии. Расстояния, которые судно пройдет вдоль каждой линии, получают умножением принятого шага по времени (например, сутки) на рассчитанные скорости и отмечают на кальке. Концы отрезков соединяют плавной линией Si, представ ляющей геометрическое место точек возможного положения судна к концу первых суток.
Далее, аналогичным образом рассчитывается возможное поло жение судна к концу вторых суток. Для этого калька накладывается уже на прогностическую карту волнения второго дня. К огибающей Si восстанавливают перпендикуляры в точках, полученных для пер вого дня. Если расстояния между перпендикулярами оказываются сравнительно большими, проводятся промежуточные линии. Затем, так же как и в первый день, рассчитываются возможные положения судна к концу вторых суток на всех возможных курсах. Полученные точки соединяют плавной линией S 2. Расчет ведется до тех пор, пока не будет использована вся серия прогностических карт волнения.
Судно будет ближе всего находиться к пункту назначения после каждого дня пути, если оно будет передвигаться по линии, соеди няющей точки касания окружности с центром в точке PN
13 Зак. № ИЗ |
193 |
Рис. 50. Схема графического расчета оптимального курса судна,
наикратчаншес расстояние, 2 — оптимальный курс, 3 — изолинии высот волн и направление их распространения.
с огибающими линиями 5j, So, S 3 и т. д. Эта линия и представляет собой наивыгоднейший (или оптимальный) курс плавания по кри терию минимального времени.
§ 5. ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ПРИ РАСЧЕТАХ РЕКОМЕНДУЕМЫХ КУРСОВ
При расчетах рекомендуемых курсов плавания судов в океане используется обширная гидрометеорологическая информация. Ее можно разделить на три группы:
1)фактические данные наблюдений за погодой и состоянием по верхности океана. На основании этих данных составляются и ана лизируются синоптические карты погоды и карты состояния поверх ности океанов;
2)прогнозы элементов погоды и состояния поверхности океана. Обычно это прогнозы атмосферного давления на уровне моря или ветра и прогнозы волнения;
3)климатические и режимные гидрометеорологические атласы, навигационные пособия.
В практике работы Гидрометцентра С С С Р используются синоп
тические карты погоды для северного полушария, составляемые 2 раза в сутки (3 и 15 часов мск). Эти же карты используются в ка честве исходных данных при разработке численных прогнозов полей атмосферного давления для северного полушария.
Отдельно составляются гидрометеорологические карты для се верных частей Атлантического и Тихого океанов 4 раза в сутки (3, 9, 15 и 21 час мск), на которые, кроме метеорологических данных, наносятся также и гидрологические данные: высота, период и на правление распространения преобладающих систем ветровых волн и зыби, температура воды, сведения о льдах и айсбергах. По этим картам анализируется волнение. Данные о волнении служат исход ным материалом при разработке численных прогнозов полей волне ния на три дня.
Кроме этих материалов, привлекаются также фактические и прогностические карты погоды и состояния поверхности океана, пе редаваемые зарубежными службами погоды по фототелеграфной аппаратуре. Большую помощь оказывают спутниковые данные об облачности II границах распространения льда, особенно для обна ружения тропических циклонов. Используются также фактические и прогностические карты распределения температуры воды по се верным частям Атлантического и Тихого океанов, которые нередко включают и ледовую обстановку.
Исключительно важное значение имеют данные наблюдений с судов, находящихся под проводкой. Они используются для уточ нения прогноза погоды и волнения на пути следования судна и кор ректировки рекомендуемого курса.
Режимная информация представляет собой обобщенные и си стематизированные многолетние сведения об отдельных гидроме теорологических элементах. На основании этих сведений были
13* |
195 |