Файл: Абузяров З.К. Морские гидрологические информации и прогнозы учеб. для гидрометеорол. техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

разработаны так называемые климатические, или стандартные, пути судов в Мировом океане. Эти пути приведены в пособии «Океанские пути мира». Основной принцип, заложенный в основу выбора кли­ матических путей, — оптимальный обход районов с большой повто­ ряемостью штормов и другими неблагоприятными погодными усло­ виями. Климатические пути используются для разработки рекомен­ дуемого курса за пределами заблаговременности прогноза погоды и для оценки эффективности плавания судов рекомендуемыми кур­ сами.

§ 6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СУДОВ РЕКОМЕНДУЕМЫМИ КУРСАМИ

Проблема оценки эффективности проводки судов рекомендуе­ мыми курсами сложна, так как трудно учесть все факторы, которые определяют экономичность работы судна.

Эффективность плавания судов рекомендуемыми курсами оце­ нивается по следующим показателям:

а) продолжительность плавания; б) пройденное расстояние;

в) число штормовых дней на переходе; г) количество израсходованного топлива; д) скорость хода судна; е) соблюдение графика движения.

Эффективность рекомендаций может быть оценена количествен­ ными и качественными показателями, но в конечном счете она опре­ деляется выигрышем, выраженным в рублях. Оценка эффективно­ сти плавания судов рекомендуемыми курсами показывает, что эко­ номия от такого вида обслуживания составляет около миллиона рублей в год.

При анализе эффективности проводки применяются различные методы. Выбор метода определяется поставленными задачами

ивозможностями для проведения оценки, например наличием не­ обходимых материалов (технических данных о судне, графиков по­ терь скорости хода судна на волнении, необходимых гидрометео­ рологических данных и т. д.).

Применяются следующие методы оценки эффективности:

1)сопоставление результатов плавания судна по рекомендациям

иконтрольного судна;

2)сравнение результатов плавания судна по рекомендациям и некоторого условного судна, якобы совершающего рейс по дуге большого круга или по климатическому пути;

3)сопоставление времени фактического прихода судна с плано­ вым временем;

4)сопоставление средней путевой скорости хода судна с его ско­ ростью при штилевой погоде;

5)расчет числа штормовых дней на переходе;

6)сопоставление средней протяженности путей судов, следовав­ ших по рекомендациям и самостоятельно, по одним и тем же кар­

там;

196


7)расчет убытков, причиненных судну и грузам при плавании

вштормовую погоду;

8)сопоставление статистических данных плавания судов за прошлые годы (или данного года) без рекомендации и судов того же типа, совершивших плавание по рекомендациям.

В практической работе для удобства оценки эффективности пла­ вания судов рекомендуемыми курсами предлагается завести спе­ циальный рабочий журнал, в котором в соответствующие графы сле­ дует заносить необходимые данные о проводимом судне: название судна и его тип, время выхода из порта и время прихода в порт наз­ начения, продолжительность плавания, пройденное расстояние, средняя скорость хода и т. д.

Суда, для которых производится оценка, следует разделить на четыре группы: 1) суда, точно (или почти точно) следовавшие реко­ мендуемым курсом; 2) суда, частично следовавшие рекомендуемым

курсом; 3) суда, учитывающие требования на ограничение по вы­ соте волн; 4) суда, отказавшиеся следовать рекомендуемым курсом. Эти четыре группы могут быть разделены на подгруппы: суда, со­ вершившие рейсы в западном направлении, и суда, совершившие рейсы в восточном направлении.

Далее, целесообразно предусмотреть две графы для судов, про­ веденных в осенне-зимний и весенне-летний периоды.

Для каждого судна, независимо от того, в какую группу оно попало, подсчитываются экономические показатели (время, расстоя­ ние, средняя скорость и т. д.) и оценивается выигрыш по отношению к показателям для судов, плавающих на других путях, принятых за эталон (климатический, кратчайший и т. д.).

Пример.

Оценка

эффективности

обслуживания

 

судов

рекомендуемыми кур­

сами.

 

 

1. Для анализа на карту наносятся рекомендуемый, кратчайший и сезонный

пути

(рис. 51).

8 0

7 0

6 0

5 0

4 0

3 0

2 0

1 0

3

Рис. 51.

 

Карта путей

следования судов.

7 — дата и час наблюдения,

2

— скорость и направление ветра н скорость судна в узлах,

 

— высота

н направление

распространения волн.

197


Для нанесения рекомендуемого курса используются радиограммы, которые передаются на борт судна в период обслуживания, например:

Т Е П Л О Х О Д «ЗАРЯ » К А П И Т А Н У И В А Н О В У Р А Й О Н Е И С Л А Н Д И И ГЛ У Б О К И Й Ц И К Л О Н Д А В Л Е Н И Е Ц Е Н Т Р Е 970 МБ

ЗП Т М А К С И М А Л Ь Н Ы Е В О Л Н Ы 8 Т И РЕ 10 М С Е В Е Р Н Е Е 55 П А Р А Л ­ Л Е Л И ТЧК Р Е К О М Е Н Д У Е М В Ы Х О Д О К ЕА Н А Н Г Л И Й С К И М К А Н А ­ Л О М ТЧК К О О Р Д И Н А Т Ы Р Е К О М Е Н Д У Е М О Г О П У Т И Ш И Р О Т А С Е В Е Р Н А Я

Д О Л ГО Т А

З А П А Д Н А Я 4800 1600 ЗП Т 4630 2400

ЗП Т 4430

3330 ТЧК Р Е К О ­

М Е Н Д У Е М О М П УТ И В О Л Н Е Н И Е

1 М А РТА 4 ЗП Т 5 М Ю Г О З А П А Д А 2 М А Р ­

ТА 3 ЗП Т 5 Ю Г О Ю Г О З А П А Д А 3 М А Р Т А 2 ЗП Т 5 Ю Г О Ю Г О З А П А Д А

2.

Составляется таблица экономических показателей судов, следовавших ра

личными курсами:

 

Путь

 

 

Экономические показатели

рекомендуе­

кратчайший

 

сезонный

Время, часы

мый

215

230

227

Расстояние, мили

3560

3720

3520

Средняя скорость судна, узлы

16,3

15,8

14,8

Далее, по этим данным оценивается экономическая эффективность.

По мере накопления данных производится их статистическая обработка. Подсчитываются средние статистические характеристики за месяц, сезон и год для всех групп.

В О П Р О С Ы И З А Д А Н И Я

1. Какие основные факторы оказывают влияние на условия плавания судов

в океане?

2.Для чего нужно разрабатывать графики потерь скорости хода для различных типов судов?

3. Какие существуют подходы при расчете рекомендуемых курсов плавания?

4.Какая необходима гидрометеорологическая информация при оперативных рас­ четах рекомендуемых курсов плавания?

5.Какие существуют способы оценки эффективности плавания судов рекомен­ дуемыми курсами?

6.Судно типа «Красноград» выходит в Атлантический океан из пролива Ла-

Манш. Координаты точки выхода 49° с. ш. п 5° з. д. По серии прогностиче­ ских (или фактических) карт волнения, взятых через сутки, пользуясь фор­ мулой Ѵ—Ѵо— (0,56ft+ 0,02/і2) Ч-ОДвд// рассчитать рекомендуемый курс пла­

вания судна по направлению на о. Кубу.

Л и т е р а т у р а : [4, 6, 18, 54].


П Р И Л О Ж Е Н И Е 1

СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП КОДА КН-02

Г р у п п а ddffV

dd — направление ветра, кодируется в десятках градусов по шкале 00—36. При штиле на месте dd ставится 00, при ветре переменного напра­

вления ставится 99.

секунду. Если скорость ветра меньше

if — скорость

ветра

в метрах в

10 м/сек, то на месте первой цифры ставится 0.

V — видимость

в сторону моря,

кодируется по следующей шкале:

Цифра

Видимость в сторону моря

Цифра

Видимость в сторону моря

коал

кода

0

 

0 -

50 м

5

2 — 4 км

1

 

2

 

5 0 - 2 0 0 м

6

4 — 10 км

 

200 — 500 м

7

10 — 20 км

3

 

4

500 м — 1 км

8

20 — 50 км

1

км — 2 км

9

50 км и более

 

 

 

Г р у п п а T w T w T w T T

fwT\VTw — температура воды поверхности моря

в срок наблюдений, передается

с десятыми долями градуса. При температуре ниже 0° к числу целых градусов прибавляется 50.

ТТ— температура воздуха в срок наблюдений, передается с точностью до целых градусов.

ahhshshs

Г р у п п а

GtOtbX

 

 

 

 

 

 

 

3 — постоянная отличительная цифра.

 

приливов за

последние

пи — тенденция в изменении уровня

на морях без

 

6 часов, кодируется так:

3 — уровень мало менялся, 4 — уровень

по­

вышался, затем падал,

8 — уровень падал,

затем

повышался,

9 —

уровень равномерно изменялся (повышался пли падал).

(на

морях

Iishshs — высота уровня

в сантиметрах

относительно

нуля

поста

без приливов).

 

 

 

 

 

 

 

 

полу­

GtGt — время наступления полной или малой воды с округлением до

часа (по московскому времени)

по условной

 

шкале (например, для

полных вод 00

ч 30 мин — 01,

18 ч 30 мин —

37

и т. д.,

для

малых

вод — 00 ч 30 мни — 51,

18 ч 30 мин — 87 и т. д .).

 

поста

на

морях

hsliä — высота уровня

в дециметрах

относительно

 

нуля

с приливами.

Г р у п п а 4 H w H w P \ v D w

 

 

 

в полуметрах.

MWH W — высота преобладающих

волн (ветровых или зыби)

P w — период преобладающих волн, передается с округлением до целых се­ кунд (например, 3 секунды и менее — 3, 4 секунды — 4 н т. д.).

199


D w — направление

волнения,

указывается

направление

ветровой

волны

или зыби в зависимости от преобладания; передается по следующей

шкале:

 

Направление

 

Цифра

Направление

 

 

Цифра

 

 

 

 

кода

 

 

волнения

 

кода

волнения

 

 

0

 

Волнения нет

5

от Ю З

 

 

1

 

 

от СВ

 

6

от

3

 

 

2

 

 

от

В

 

7

от

СЗ

 

 

3

 

 

от Ю В

 

8

от С

 

 

4

 

 

от Ю

 

9

Толчея

 

 

 

 

 

Г р у п п а

5MeLeii

 

 

 

 

5 — постоянная отличительная цифра.

льда в баллах, передается по

М е — количество

(площадь) неподвижного

следующей шкале:

 

 

Ц и ф р а

К ол и честв о н еп о д в и ж ­

 

Ц и ф р а

К оли чество н еп о д в и ж ­

 

код а

 

ного

л ь д а ,

баллы

кода

ного л ь д а ,

баллы

 

0

 

 

0

 

 

5

6

 

 

 

1

 

 

1 - 2

 

 

6

7

 

 

 

9

 

 

3

 

 

7

8

 

 

 

3

 

 

4

 

 

8

9

 

 

 

4

припая

5

створу),

9

1 0

 

 

 

L e — ширина

(по

передается по следующей шкале:

Цифра

Ширина припая,

км

Цифра

Ширина припая,

км

 

кода

кода

 

0

Неподвижного

 

5

2—4

 

 

1

льда нет

 

 

6

4—7

 

 

Менее 0,1

 

 

7

7— 10

 

 

9

0,1—0,5

 

 

8

10— 15

 

 

3

0,5— 1

 

 

 

9

До видимого

 

4

1—2

 

 

 

 

горизонта

 

 

И — толщина

неподвижных

льдов в сантиметрах.

При толщине льда

100 см и выше число сотен отбрасывается, а вместо отличительной

цифры 5 в начале группы ставятся соответственно цифры 0,

1 или 2.

 

 

 

Г р у п п а

бМіСіСгРі

 

 

 

6 — постоянная отличительная цифра.

возрастов в баллах, передается

М; — количество

дрейфующего льда всех

по такой же шкале,

как и количество неподвижного льда.

 

200