Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 41. Рекомендации по рациональному размещению на судах оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха

Рациональное с точки зрения акустики размещение оборудова­ ния вентиляционных систем способствует успешному решению проблемы борьбы с создаваемым ими шумом. Планировка взаим­ ного расположения систем и обслуживаемых ими жилых и слу­ жебных помещений с учетом требований акустики является одним из эффективных способов защиты от шума. Удачная акустическая планировка вентиляционной системы позволяет избежать чрезмер­ ных затрат сил и средств на мероприятия по звукоизоляции и звукопоглощению, а иногда и вообще исключить эти затраты.

Уже отмечалось, что вентиляционные агрегаты систем следует размещать группами в специальных помещениях — вентилятор­ ных. При этом нужно стремиться к тому, чтобы вентиляторные граничили с помещениями, шум в которых либо совсем не ограни­ чивается, либо требования по ограничению шума не слишком жесткие. Тогда, как правило, отпадает необходимость в какихлибо специальных мерах по обеспечению повышенной звукоизоля­ ции переборок вентиляторной, достаточно ограничиться перебор­ ками обычной конструкции.

Вентиляционные агрегаты следует устанавливать на амортиза­ торах и подсоединять к ним воздухопроводы с помощью эластич­ ных амортизирующих патрубков. Необходимо помнить, что звуко­ вая вибрация при работе вентиляционного оборудования может передаваться по корпусным конструкциям судна и служить причи­ ной возникновения шума в малошумных его помещениях, удален­ ных от вентиляторной на значительные расстояния.

При трассировке воздухопроводов вентиляционных систем сле­ дует избегать их прокладки через жилые и служебные помещения, стараясь использовать для этой цели коридоры и другие помеще­ ния с ненормируемыми уровнями шума. В местах крепления к су­ довым конструкциям воздухопроводы должны иметь упругие виб­ роизолирующие прокладки.

Выходы вентиляционных систем в атмосферу следует распола­ гать таким образом, чтобы проникающий через них шум не был направлен на жилые помещения, рулевые рубки и места отдыха. Необходимо помнить, что учет характеристики направленности служит действенным средством снижения уровня шума, распро­ страняющегося в данном направлении. Правильный выбор ориен­ тации вентиляционного отверстия зачастую позволяет без сущест­ венных затрат решить задачу снижения шума в заданном районе. При необходимости для изменения направленности шума, про­ никающего из вентиляционных отверстий, следует применять экра­ ны. Особенное внимание нужно уделять расположению воздухопри­ емных отверстий вентиляторов МКО, которые являются мощными источниками шума на открытых палубах судов.

Следует отметить, что рациональной с точки зрения акустики планировке вентиляционных систем еще не всегда уделяется дол­

189


жное внимание. Рациональное размещение вентиляционных агре­ гатов не освобождает, как правило, проектантов систем вентиляции от необходимости применять глушители. По возможности глуши­ тели следует включать в систему в непосредственной близости от вентилятора. Это предотвратит дальнейшее распространение ин­ тенсивного аэродинамического шума по системе. Необходимо сле­ дить за тем, чтобы шумная регулирующая арматура располага­ лась перед глушителем или перед кассетными фильтрами, значи­ тельно ослабляющими шум (см. табл. 10).

В тех случаях когда система имеет на участке после глушителя интенсивные источники шума, следует также устанавливать глу­ шители и после них. Желательно, чтобы эти глушители размеща­ лись вблизи воздухораспределителя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Борьба с шумом систем вентиляции и кондиционирования воз­ духа осуществляется путем снижения интенсивности шумообразования в источнике и с помощью глушителей, звукопоглощающих и звукоизолирующих средств. Указанные методы обеспечивают снижение вихревого шума вентиляторов на 6—12 дБ в диапазоне низких и средних звуковых частот (сетчатые турбулизаторы, пер­ форированные лопатки и т. д.) и на 10—20 дБ составляющей шума от неоднородности потока (косые языки в центробежных вентиля­ торах, наклонные лопатки СА в осевых вентиляторах).

Рассмотренные эффективные глушители (типа звукопоглощаю­ щего патрубка, камерных и т. д.) позволяют снизить шум систем до уровней, близких к уровням шума, которые допускаются нор­ мами Госсанинспекции. Предложенная методика облегчает расчет систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Однако пока еще нельзя считать, что все вопросы, связанные с задачей умень­ шения шума систем, разрешены. Уровень шума вентиляционных агрегатов продолжает оставаться довольно высоким. Тенденция к увеличению скорости движения воздуха в вентиляционных си­ стемах обусловливает высокий уровень шума арматуры и элемен­ тов воздухопроводов. Все это требует от проектантов систем пристального внимания к вопросам акустического расчета и про­ ектирования вентиляционных систем. В связи с этим совершен­ ствование методики расчета и повышение эффективности средств борьбы с шумом являются актуальными задачами судовой акустики. Сложные и многообразные вопросы борьбы с шумом вентиляционных систем следует решать комплексно. Это, в свою очередь, приводит к необходимости проведения исследований по изысканию методов дальнейшего снижения шума как в источнике его возникновения, так и с помощью средств звукоизоляции и звукопоглощения.

191

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ан г о А. Математика для

электро-

и радиоинженеров. М., «Наука»,

1964.

 

 

 

 

 

 

2. А н д р е е в

Л. М.,

А п т е к а р ь

М.

В. О влиянии числа лопастей на

шумность центробежных вентиляторов.— «Судостроение», 1958,

№ 8, с. 34—36.

3. А п т е к а р ь

М. В.,

Ф о н б е р ш т е й н

И. М. Судовые

вентиляторы. Л.,

«Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

4. А р х и п о в

В. А. Система кондиционирования воздуха на лайнере «Иван

Франко».— «Судостроение»,

1967,

№ 8,

с.

19—22.

 

5. Б а ж е н о в Д. В., Б а ж е н о в а Л. А., Р и м с к и й - К о р с а к о в А. В. Исследование дискретных составляющих в спектре шума осевого компрессора.— В кн. «Физика аэродинамических шумов». М., «Наука», 1967.

6. Б е к н е в В. С. Оптимальное профилирование решеток дозвуковых осе­ вых компрессоров, вентиляторов и насосов.— «Машиностроение», 1963, № 9.

7.Б е л о в А. И. Об акустическом расчете вентиляционных установок.— Журнал технической физики, 1938, № 7, с. 654—660.

8.Б е л о в А. И. Затухание звука в трубах с поглощающими стенками.— Журнал технической физики, 1938, № 8, с. 752—755.

9. Б л и н о в а Л.

П., К о л е с н и к о в

А. Е., Л а и г а с Л. Б. Акустические

измерения. М., Изд-во стандартов, 1971.

 

10. Б о г о л е п о в

И. И., А в ф р е н о к

Э. И. Звукоизоляция на судах. Л.,

«Судостроение», 1970.

 

 

11.Борьба с шумами и вибрациями. М., Изд-во литературы по строитель­ ству, 1968.

12.Г у т и н Л. Я. О звуковом поле вращающегося гребного винта,—Журнал технической физики, 1936, № 5, с. 899—909.

13.Г у тин Л. Я. О звуковом поле поршневых излучателей.—Журнал тех­ нической физики, 1937, № 10, с. 1096—1106.

14. Е г о р о в

Н. Ф. Графический способ определения частотных характе­

ристик ослабления шума глушителями судовых систем

вентиляции.— «Судо­

строение», 1966, № 9, с. 1417.

 

15. Е г о р о в

Н. Ф. Масштабное моделирование звукопоглощающих слоев

из волокнистых

материалов.—Акустический журнал, 1967,

№ 3, с. 375—379.

16. Е г о р о в

Н. Ф. Определение частотных характеристик ослабления шума

глушителями малой длины,—«Судостроение», 1968, № 3, с. 22—25.

192


17. Е г о р о в Н. Ф. Поглощение звука тонкими слоями волокнистых ма­ териалов.— Акустический журнал, 1969, № 2, с. 219—222.

18.Е г о р о в Н. Ф. О выборе параметров глушителей шума систем вен­ тиляции.— «Судостроение», 1969, № 9, с. 12—14.

19.Е г о р о в Н. Ф. О расчете затухания шума в глушителях сложной кон­ фигурации.—Акустический журнал, 1969, № 4, с. 612—613.

20.Е г о р ов Н. Ф. Моделирование судовых шахтных глушителей шума.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 32.

 

21. Е г о р о в Н. Ф. Исследование звукового поля в каналах

со звукопогло­

щающими стенками.—Акустический, журнал, 1971, № 3, с. 468—470.

 

 

 

22. Е г о р о в

Н. Ф. Расчет уровней шума в судовых помещениях с транзит­

ными воздухопроводами.— «Судостроение»,

1971,

№ 11, с. 22—25.

 

 

 

 

23. Е г о р о в

Н. Ф.,

Н о в о ж и л о в

С. Я. Расчет

октавных

уровней

шума

на

всасывании

центробежных

вентиляторов.— «Судостроение»,

1971,

5 ,

с. 32—33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Е г о р о в

Н. Ф.,

О б у х о в

М. В. Расчет

шумности вентиляционной

ар­

матуры.— «Судостроение», 1972, № 8, с. 24—27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25. Е г о р о в

Н. Ф., О б у х о в М. В. Исследование шумообразования

в эле­

ментах воздухопроводов

систем

вентиляции и

кондиционирования

воздуха.—

«Судостроение», 1972, № 9, с. 31—33.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Е л ь н и к А. Г. Снижение шума

систем кондиционирования

воздуха

на

судах.—«Труды ЦНИИ МФ», 1968, вып. 19Г, с. 83—96.

 

 

 

 

 

 

 

27. 3 а в ь я л о в

В. Д., Н и к и т и н

А. Д. Оценка

шумности

воздухопрово­

дов

систем кондиционирования.— «Судостроение»,

1972, № 2, с. 32—34.

 

 

 

28. З а х а р о в

Ю. В., А н д р е е в Л. М. Оборудование судовых систем кон­

диционирования воздуха. Л., «Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

29. З и н ч е н к о

В. И. Снижение шума и вибрации на крупнотоннажном

танкере.— «Морской флот», 1969, № 9, с. 27—28.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. 3 и н ч е н к о

В. И., Г р и г о р ь я н

Ф. Е. Шум

судовых

газотурбинных

установок. Л., «Судостроение», 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. И д е л ь ч и к

И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.—

Л., Госэнергоиздат, 1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. К а м е н к о в

Г.

В.' Теория

крыла

в

закритической области.— «Труды

Казанского авиационного института», 1947, вып. 18, с. 3—37.

 

 

 

 

 

33. К им Я. А. О

влиянии

неравномерности

шага

лопастей

рабочего

ко­

леса

на

дискретные

составляющие

шума

и

вибрации

лопастной

машины.—

«Тезисы докладов VII Всесоюзной акустической конференции», 1971.

 

 

 

 

34. К и с е н и ш с к а я

Р. Д.,

Л е с к о в

Э. А.

Исследование звукопоглощаю­

щих

конструкций

с пленочным покрытием.— В кн. Борьба с шумами и

вибра­

циями. М., Изд-во литературы по строительству, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

35. К л ю к и н

И. И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией

на

судах. Л.г

«Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. К л ю к и н

И. И.,

К о л е с н и к о в

А. Е. Акустические измерения в судш-

строении. Л., «Судостроение», 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Л е й б е н з о н

Л.

С. Энергетическая

форма

интегрального

уравнения

в теории

пограничного

слоя.— «Труды ЦАГИ»,

1935, вып. 240, с. 41—44.

 

 

38. Л е с к о в

Э.

А.

Методика

исследования

работы глушителей.— «Водо­

снабжение и санитарная техника», .1965, № 12, с. 15—18.

 

 

 

 

 

 

 

39. Л е с к о в

Э.

А.

Методика

измерения

 

эффективности

глушителей.—

193


"В кн. Борьба с шумами и вибрациями. М., Изд-во литературы по строитель­ ству, 1966.

40. Л е с к о в

Э. А. Экраны

из тканей.—«Научные труды

НИИ СФ»,

1967,

вып. 2, с. 37—39.

 

 

 

 

 

 

 

 

41.

Л е с к о в

Э. А. и др. Экспериментальное

исследование

глушителей

для

систем вентиляции,— «Научные труды НИИ СФ»,

1969, вып. 8,

с. 37—61.

 

42.

Л ю с о в В. Ф. Экспериментальное исследование глушителей шума обще-

•судовых вентиляторов.— «Судостроение»,

1960, № 2, с. 29—33.

 

 

 

43.

Л э м б

Г. Динамическая

теория

звука. М., Физматгиз,

1960.

 

 

44. М а н и

Р.

Возбуждение

шума

дискретной частоты решеткой лопаток

осевого

вентилятора.— «Теоретические основы инженерных

расчетов»,

1970, № 1,

-с. 46—54.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.

М о р з Ф. Колебания и звук. М., ГИТТП, 1949.

 

 

 

 

46. Н о в и к о в А. К. Корреляционные измерения в

корабельной

акустике.

-Л., «Судостроение», 1971.

 

 

 

 

 

 

 

47.

Н о в о ж и л о в С. Я-, П е т р о в

Ю. И., Х о р о ш е в Г. А. Способ

сни­

жения аэродинамического шума центробежных вентиляторов. Авторское свиде­ тельство № 197918, 1967.

48. О с и п о в

Г. Л. и др. Измерения шума машин и оборудования. М.,

Изд-во Комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968.

 

49. П е т р о в

Ю. И. Исследование шума вентиляторов, обусловленного не­

однородностью потока воздуха.— «Труды VI Всесоюзной акустической конфе­

ренции», 1968.

 

 

50. П е т р о в

Ю. И. Влияние входной кромки обтекаемого тела на уро­

вень шума от неоднородности потока.— «Судостроение», 1969, № 7,

с. 27—28.

51. П е т р о в

Ю. И. Определение характеристик спрямляющего

аппарата

малошумных нагнетательных механизмов.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 31—32.

52.П е т р о в Ю. И. Новый способ оценки шумности вентиляторов и ком­ прессоров.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 28—31.

53.П е т р о в Ю. И. Способ расчета воздушного шума осевых лопаточных машин по результатам аэроакустических характеристик плоских решеток про­ филей.— «Труды VII Всесоюзной акустической конференции», 1971.

54. П е т р о в Ю. И., Н о в о ж и л о в С. Я., Я н ч е н к о

Л. М. Результаты

исследования акустических характеристик плоских решеток

профилей,— «Труды

VI Всесоюзной акустической конференции», 1968.

 

55. П е т р о в Ю. И., Н о в о ж и л о в С. Я., Х о р о ш е в

Г. А. Новый способ

снижения воздушного шума судовых центробежных вентиляторов сетчатыми

турбулизаторами.— «Судостроение», 1970, № 5, с. 22—25.

 

 

 

 

56.

П е т р о в с к и й В. С. Гидродинамические проблемы турбулентного шума.

Л., «Судостроение», 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. П о г о д и н А. С. Новые звукопоглощающие

и вибродемпфирующие

ма­

териалы.— В кн.: Борьба

с шумами

и

вибрациями. М.,

Изд-во

литературы

по

строительству, 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58.

Р о з е н б е р г Л. Д.

О влиянии

среднего

коэффициента звукопогло­

щения

на уровень силы

звука. — Журнал

технической физики,

1940,

19,

с. 1634—1638.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59.

С е л и в а н о в К-

И.,

Е г о р о в

Н. Ф. Состояние

и перспективы раз­

вития

работ по снижению

шума

на

судах. — «Судостроение»,

1970,

8,

с. 17—22.

J94