Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
§ 41. Рекомендации по рациональному размещению на судах оборудования систем вентиляции и кондиционирования воздуха
Рациональное с точки зрения акустики размещение оборудова ния вентиляционных систем способствует успешному решению проблемы борьбы с создаваемым ими шумом. Планировка взаим ного расположения систем и обслуживаемых ими жилых и слу жебных помещений с учетом требований акустики является одним из эффективных способов защиты от шума. Удачная акустическая планировка вентиляционной системы позволяет избежать чрезмер ных затрат сил и средств на мероприятия по звукоизоляции и звукопоглощению, а иногда и вообще исключить эти затраты.
Уже отмечалось, что вентиляционные агрегаты систем следует размещать группами в специальных помещениях — вентилятор ных. При этом нужно стремиться к тому, чтобы вентиляторные граничили с помещениями, шум в которых либо совсем не ограни чивается, либо требования по ограничению шума не слишком жесткие. Тогда, как правило, отпадает необходимость в какихлибо специальных мерах по обеспечению повышенной звукоизоля ции переборок вентиляторной, достаточно ограничиться перебор ками обычной конструкции.
Вентиляционные агрегаты следует устанавливать на амортиза торах и подсоединять к ним воздухопроводы с помощью эластич ных амортизирующих патрубков. Необходимо помнить, что звуко вая вибрация при работе вентиляционного оборудования может передаваться по корпусным конструкциям судна и служить причи ной возникновения шума в малошумных его помещениях, удален ных от вентиляторной на значительные расстояния.
При трассировке воздухопроводов вентиляционных систем сле дует избегать их прокладки через жилые и служебные помещения, стараясь использовать для этой цели коридоры и другие помеще ния с ненормируемыми уровнями шума. В местах крепления к су довым конструкциям воздухопроводы должны иметь упругие виб роизолирующие прокладки.
Выходы вентиляционных систем в атмосферу следует распола гать таким образом, чтобы проникающий через них шум не был направлен на жилые помещения, рулевые рубки и места отдыха. Необходимо помнить, что учет характеристики направленности служит действенным средством снижения уровня шума, распро страняющегося в данном направлении. Правильный выбор ориен тации вентиляционного отверстия зачастую позволяет без сущест венных затрат решить задачу снижения шума в заданном районе. При необходимости для изменения направленности шума, про никающего из вентиляционных отверстий, следует применять экра ны. Особенное внимание нужно уделять расположению воздухопри емных отверстий вентиляторов МКО, которые являются мощными источниками шума на открытых палубах судов.
Следует отметить, что рациональной с точки зрения акустики планировке вентиляционных систем еще не всегда уделяется дол
189
жное внимание. Рациональное размещение вентиляционных агре гатов не освобождает, как правило, проектантов систем вентиляции от необходимости применять глушители. По возможности глуши тели следует включать в систему в непосредственной близости от вентилятора. Это предотвратит дальнейшее распространение ин тенсивного аэродинамического шума по системе. Необходимо сле дить за тем, чтобы шумная регулирующая арматура располага лась перед глушителем или перед кассетными фильтрами, значи тельно ослабляющими шум (см. табл. 10).
В тех случаях когда система имеет на участке после глушителя интенсивные источники шума, следует также устанавливать глу шители и после них. Желательно, чтобы эти глушители размеща лись вблизи воздухораспределителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Борьба с шумом систем вентиляции и кондиционирования воз духа осуществляется путем снижения интенсивности шумообразования в источнике и с помощью глушителей, звукопоглощающих и звукоизолирующих средств. Указанные методы обеспечивают снижение вихревого шума вентиляторов на 6—12 дБ в диапазоне низких и средних звуковых частот (сетчатые турбулизаторы, пер форированные лопатки и т. д.) и на 10—20 дБ составляющей шума от неоднородности потока (косые языки в центробежных вентиля торах, наклонные лопатки СА в осевых вентиляторах).
Рассмотренные эффективные глушители (типа звукопоглощаю щего патрубка, камерных и т. д.) позволяют снизить шум систем до уровней, близких к уровням шума, которые допускаются нор мами Госсанинспекции. Предложенная методика облегчает расчет систем вентиляции и кондиционирования воздуха. Однако пока еще нельзя считать, что все вопросы, связанные с задачей умень шения шума систем, разрешены. Уровень шума вентиляционных агрегатов продолжает оставаться довольно высоким. Тенденция к увеличению скорости движения воздуха в вентиляционных си стемах обусловливает высокий уровень шума арматуры и элемен тов воздухопроводов. Все это требует от проектантов систем пристального внимания к вопросам акустического расчета и про ектирования вентиляционных систем. В связи с этим совершен ствование методики расчета и повышение эффективности средств борьбы с шумом являются актуальными задачами судовой акустики. Сложные и многообразные вопросы борьбы с шумом вентиляционных систем следует решать комплексно. Это, в свою очередь, приводит к необходимости проведения исследований по изысканию методов дальнейшего снижения шума как в источнике его возникновения, так и с помощью средств звукоизоляции и звукопоглощения.
191
УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ан г о А. Математика для |
электро- |
и радиоинженеров. М., «Наука», |
||||
1964. |
|
|
|
|
|
|
2. А н д р е е в |
Л. М., |
А п т е к а р ь |
М. |
В. О влиянии числа лопастей на |
||
шумность центробежных вентиляторов.— «Судостроение», 1958, |
№ 8, с. 34—36. |
|||||
3. А п т е к а р ь |
М. В., |
Ф о н б е р ш т е й н |
И. М. Судовые |
вентиляторы. Л., |
||
«Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
4. А р х и п о в |
В. А. Система кондиционирования воздуха на лайнере «Иван |
|||||
Франко».— «Судостроение», |
1967, |
№ 8, |
с. |
19—22. |
|
5. Б а ж е н о в Д. В., Б а ж е н о в а Л. А., Р и м с к и й - К о р с а к о в А. В. Исследование дискретных составляющих в спектре шума осевого компрессора.— В кн. «Физика аэродинамических шумов». М., «Наука», 1967.
6. Б е к н е в В. С. Оптимальное профилирование решеток дозвуковых осе вых компрессоров, вентиляторов и насосов.— «Машиностроение», 1963, № 9.
7.Б е л о в А. И. Об акустическом расчете вентиляционных установок.— Журнал технической физики, 1938, № 7, с. 654—660.
8.Б е л о в А. И. Затухание звука в трубах с поглощающими стенками.— Журнал технической физики, 1938, № 8, с. 752—755.
9. Б л и н о в а Л. |
П., К о л е с н и к о в |
А. Е., Л а и г а с Л. Б. Акустические |
измерения. М., Изд-во стандартов, 1971. |
|
|
10. Б о г о л е п о в |
И. И., А в ф р е н о к |
Э. И. Звукоизоляция на судах. Л., |
«Судостроение», 1970. |
|
|
11.Борьба с шумами и вибрациями. М., Изд-во литературы по строитель ству, 1968.
12.Г у т и н Л. Я. О звуковом поле вращающегося гребного винта,—Журнал технической физики, 1936, № 5, с. 899—909.
13.Г у тин Л. Я. О звуковом поле поршневых излучателей.—Журнал тех нической физики, 1937, № 10, с. 1096—1106.
14. Е г о р о в |
Н. Ф. Графический способ определения частотных характе |
|
ристик ослабления шума глушителями судовых систем |
вентиляции.— «Судо |
|
строение», 1966, № 9, с. 14—17. |
|
|
15. Е г о р о в |
Н. Ф. Масштабное моделирование звукопоглощающих слоев |
|
из волокнистых |
материалов.—Акустический журнал, 1967, |
№ 3, с. 375—379. |
16. Е г о р о в |
Н. Ф. Определение частотных характеристик ослабления шума |
глушителями малой длины,—«Судостроение», 1968, № 3, с. 22—25.
192
17. Е г о р о в Н. Ф. Поглощение звука тонкими слоями волокнистых ма териалов.— Акустический журнал, 1969, № 2, с. 219—222.
18.Е г о р о в Н. Ф. О выборе параметров глушителей шума систем вен тиляции.— «Судостроение», 1969, № 9, с. 12—14.
19.Е г о р о в Н. Ф. О расчете затухания шума в глушителях сложной кон фигурации.—Акустический журнал, 1969, № 4, с. 612—613.
20.Е г о р ов Н. Ф. Моделирование судовых шахтных глушителей шума.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 32.
|
21. Е г о р о в Н. Ф. Исследование звукового поля в каналах |
со звукопогло |
||||||||||||||||
щающими стенками.—Акустический, журнал, 1971, № 3, с. 468—470. |
|
|
||||||||||||||||
|
22. Е г о р о в |
Н. Ф. Расчет уровней шума в судовых помещениях с транзит |
||||||||||||||||
ными воздухопроводами.— «Судостроение», |
1971, |
№ 11, с. 22—25. |
|
|
|
|||||||||||||
|
23. Е г о р о в |
Н. Ф., |
Н о в о ж и л о в |
С. Я. Расчет |
октавных |
уровней |
шума |
|||||||||||
на |
всасывании |
центробежных |
вентиляторов.— «Судостроение», |
1971, |
№ |
5 , |
||||||||||||
с. 32—33. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24. Е г о р о в |
Н. Ф., |
О б у х о в |
М. В. Расчет |
шумности вентиляционной |
ар |
||||||||||||
матуры.— «Судостроение», 1972, № 8, с. 24—27. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
25. Е г о р о в |
Н. Ф., О б у х о в М. В. Исследование шумообразования |
в эле |
|||||||||||||||
ментах воздухопроводов |
систем |
вентиляции и |
кондиционирования |
воздуха.— |
||||||||||||||
«Судостроение», 1972, № 9, с. 31—33. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
26. Е л ь н и к А. Г. Снижение шума |
систем кондиционирования |
воздуха |
на |
||||||||||||||
судах.—«Труды ЦНИИ МФ», 1968, вып. 19Г, с. 83—96. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
27. 3 а в ь я л о в |
В. Д., Н и к и т и н |
А. Д. Оценка |
шумности |
воздухопрово |
|||||||||||||
дов |
систем кондиционирования.— «Судостроение», |
1972, № 2, с. 32—34. |
|
|
||||||||||||||
|
28. З а х а р о в |
Ю. В., А н д р е е в Л. М. Оборудование судовых систем кон |
||||||||||||||||
диционирования воздуха. Л., «Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
29. З и н ч е н к о |
В. И. Снижение шума и вибрации на крупнотоннажном |
||||||||||||||||
танкере.— «Морской флот», 1969, № 9, с. 27—28. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
30. 3 и н ч е н к о |
В. И., Г р и г о р ь я н |
Ф. Е. Шум |
судовых |
газотурбинных |
|||||||||||||
установок. Л., «Судостроение», 1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
31. И д е л ь ч и к |
И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям. М.— |
||||||||||||||||
Л., Госэнергоиздат, 1960. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
32. К а м е н к о в |
Г. |
В.' Теория |
крыла |
в |
закритической области.— «Труды |
|||||||||||||
Казанского авиационного института», 1947, вып. 18, с. 3—37. |
|
|
|
|
||||||||||||||
|
33. К им Я. А. О |
влиянии |
неравномерности |
шага |
лопастей |
рабочего |
ко |
|||||||||||
леса |
на |
дискретные |
составляющие |
шума |
и |
вибрации |
лопастной |
машины.— |
||||||||||
«Тезисы докладов VII Всесоюзной акустической конференции», 1971. |
|
|
|
|
||||||||||||||
34. К и с е н и ш с к а я |
Р. Д., |
Л е с к о в |
Э. А. |
Исследование звукопоглощаю |
||||||||||||||
щих |
конструкций |
с пленочным покрытием.— В кн. Борьба с шумами и |
вибра |
|||||||||||||||
циями. М., Изд-во литературы по строительству, 1966. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
35. К л ю к и н |
И. И. Борьба с шумом и звуковой вибрацией |
на |
судах. Л.г |
||||||||||||||
«Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
36. К л ю к и н |
И. И., |
К о л е с н и к о в |
А. Е. Акустические измерения в судш- |
||||||||||||||
строении. Л., «Судостроение», 1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
37. Л е й б е н з о н |
Л. |
С. Энергетическая |
форма |
интегрального |
уравнения |
|||||||||||||
в теории |
пограничного |
слоя.— «Труды ЦАГИ», |
1935, вып. 240, с. 41—44. |
|
|
|||||||||||||
38. Л е с к о в |
Э. |
А. |
Методика |
исследования |
работы глушителей.— «Водо |
|||||||||||||
снабжение и санитарная техника», .1965, № 12, с. 15—18. |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
39. Л е с к о в |
Э. |
А. |
Методика |
измерения |
|
эффективности |
глушителей.— |
193
"В кн. Борьба с шумами и вибрациями. М., Изд-во литературы по строитель ству, 1966.
40. Л е с к о в |
Э. А. Экраны |
из тканей.—«Научные труды |
НИИ СФ», |
1967, |
||||||
вып. 2, с. 37—39. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
41. |
Л е с к о в |
Э. А. и др. Экспериментальное |
исследование |
глушителей |
для |
|||||
систем вентиляции,— «Научные труды НИИ СФ», |
1969, вып. 8, |
с. 37—61. |
|
|||||||
42. |
Л ю с о в В. Ф. Экспериментальное исследование глушителей шума обще- |
|||||||||
•судовых вентиляторов.— «Судостроение», |
1960, № 2, с. 29—33. |
|
|
|
||||||
43. |
Л э м б |
Г. Динамическая |
теория |
звука. М., Физматгиз, |
1960. |
|
|
|||
44. М а н и |
Р. |
Возбуждение |
шума |
дискретной частоты решеткой лопаток |
||||||
осевого |
вентилятора.— «Теоретические основы инженерных |
расчетов», |
1970, № 1, |
|||||||
-с. 46—54. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45. |
М о р з Ф. Колебания и звук. М., ГИТТП, 1949. |
|
|
|
|
|||||
46. Н о в и к о в А. К. Корреляционные измерения в |
корабельной |
акустике. |
||||||||
-Л., «Судостроение», 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
47. |
Н о в о ж и л о в С. Я-, П е т р о в |
Ю. И., Х о р о ш е в Г. А. Способ |
сни |
жения аэродинамического шума центробежных вентиляторов. Авторское свиде тельство № 197918, 1967.
48. О с и п о в |
Г. Л. и др. Измерения шума машин и оборудования. М., |
|
Изд-во Комитета стандартов, мер и измерительных приборов, 1968. |
|
|
49. П е т р о в |
Ю. И. Исследование шума вентиляторов, обусловленного не |
|
однородностью потока воздуха.— «Труды VI Всесоюзной акустической конфе |
||
ренции», 1968. |
|
|
50. П е т р о в |
Ю. И. Влияние входной кромки обтекаемого тела на уро |
|
вень шума от неоднородности потока.— «Судостроение», 1969, № 7, |
с. 27—28. |
|
51. П е т р о в |
Ю. И. Определение характеристик спрямляющего |
аппарата |
малошумных нагнетательных механизмов.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 31—32.
52.П е т р о в Ю. И. Новый способ оценки шумности вентиляторов и ком прессоров.— «Судостроение», 1970, № 8, с. 28—31.
53.П е т р о в Ю. И. Способ расчета воздушного шума осевых лопаточных машин по результатам аэроакустических характеристик плоских решеток про филей.— «Труды VII Всесоюзной акустической конференции», 1971.
54. П е т р о в Ю. И., Н о в о ж и л о в С. Я., Я н ч е н к о |
Л. М. Результаты |
исследования акустических характеристик плоских решеток |
профилей,— «Труды |
VI Всесоюзной акустической конференции», 1968. |
|
55. П е т р о в Ю. И., Н о в о ж и л о в С. Я., Х о р о ш е в |
Г. А. Новый способ |
снижения воздушного шума судовых центробежных вентиляторов сетчатыми
турбулизаторами.— «Судостроение», 1970, № 5, с. 22—25. |
|
|
|
|
|||||||
56. |
П е т р о в с к и й В. С. Гидродинамические проблемы турбулентного шума. |
||||||||||
Л., «Судостроение», 1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
57. П о г о д и н А. С. Новые звукопоглощающие |
и вибродемпфирующие |
ма |
|||||||||
териалы.— В кн.: Борьба |
с шумами |
и |
вибрациями. М., |
Изд-во |
литературы |
по |
|||||
строительству, 1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
58. |
Р о з е н б е р г Л. Д. |
О влиянии |
среднего |
коэффициента звукопогло |
|||||||
щения |
на уровень силы |
звука. — Журнал |
технической физики, |
1940, |
№ |
19, |
|||||
с. 1634—1638. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
59. |
С е л и в а н о в К- |
И., |
Е г о р о в |
Н. Ф. Состояние |
и перспективы раз |
||||||
вития |
работ по снижению |
шума |
на |
судах. — «Судостроение», |
1970, |
№ |
8, |
с. 17—22.
J94