Файл: Хорошев Г.А. Шум судовых систем вентиляции и кондиционирования воздуха.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

zs

5!

е?

ЧЭ

03

Н

Спектральные характеристики шума вентиляторов серии ЦС

■2* «5 3*ЯSU5

I I I I I I

C4COt^<NOO<N^CSC

ююююмоюос

ю<т>см<осооос^счосч4©оооо-^со<мазг'-.тг<юі'''-'''±,о т*<

ЮЮЮЮсОсОЮіПГ'--Г''-ЮЮС'-ООЮЮСО<О^ОООіЛЮ<0^-СО

CD^r^OCOOißCD^h-COt^-COC^’^03^ooa>(N<N'^—<ЮіО ІС!£>ЮЩ[''ЬЮЮІч-МЛЮЬСОЮЮ0СОСОоОЮ,ЮЬМ£і

Ю^С^ІОО —oO<D«~'■^Г"-ЮСОСОСЧСЧ©ч^СОЮСЧСЧСОООСЗ<£>

l O t O l C i O N C J D l O O N N L O t O h - O O C D ^ U D C D C O o O t O t D C D t l K O

aiOcDtOCiCCt^-OC^OOlOCSa5C£>C^OOCOOO(NCOt^-cOiß«0

ЮСОЮСОСО^-ЮСОГ^-^ЮСОГ^-ООСОСОЮСОЮООССО^Г^СО

—Ю’ФЮСО —C4C^OC5LOC>CT5CNOOCr;OCSr-’^lCDcD-^-H’—- C£5COlOCDC^t^OtDOOC^-LOCOt^-OOLOtOt^*C^-r^-OOCOCOC^-t^-t^-

ю

О)Ю^О^Ю^СП0МЮ^С£)ЮОМО^Т1-(£)С^ЮСООСО lO^lOiONNOCDNpOlOCONOOSNbNNOONNOONN

00CNlciDC0<M0^CD^f,^t<C0l-0'^t‘t^,T^C4C43Ci<NTt‘t0t^-0^CDOC^

(M-aMiOCOO'tO^OONOiOinO'tC^^OOCOtDOCDOCl C£>©t0<x»t-o0i0<0t-00i0©c-00t^c0t^l"-t-00©t'-t^0000

Ю

Ю

(N—00<MlOO>ON<OONCO —OOSOlOOWfNoOCOOOW^oO <£>COlO^Ot'-t'-<OCDt'-OOlOCOl',-"ts-‘lOlOCDt4-t-t'4-COCOt'-l--<£>

-Nrt-0)00»HCOOOW^O^COW-HNNW-COC5COlßO) CDtOcTKDOOOCDtDNOOlONNoO^DcDNh-NoOCDtONNCD

Ю Ю

0)^000’tCO№05lONO^(N(NOOOlO^O-HOOpTl-CO

i ^ t O t O t O t Z . G O i O C O t ' ^ t ^ i O t O t ^ O O C O t O t ^ C O t ' ^ C O C D t D l ^ t ^ C O

COCЧCЛCCч^,ч^<ЮclOт^<-^rt4C^I’-•т^<0,—W lßNO'-OjO^r

lOCOlßCONOOlO ю-t- OOUOCOt^OOCDCOt^CO«OOOCO<£>t>l>-^

N-'CD'tOi^WfßO^-OOOOCOOWOcOO-COCiOOC^

ЮЮЮСО(ОСОЮЮМ^(О0^ОоОЮС£)О{О<СГ><0С£)Ю(ОЬ

‘LOLO^C^r^-COiOOOOt^LOt-OcDT^C^LO^COCOt^-CNTt4

l - . f - h - l ^ 0 0 0 3 t - ^ 0 0 a 5 t - t ^ 0 0 0 3 l ^ t > . 0 0 0 0 0 0 c r > l > - 0 0 0 0 a 3 0 0

с к

S с? н as

—<—. t^. tJ« Tt« Tf 00 00

C O ^ ^ ^ ^ f ^ t ^ ^ ^ T ^ T f C N C N T f ^ T p C O C O c O O O O O T f ^ C O

<j b}ü ö

ü >=f~fö ö >=f~fö ö и а

'д-^-и 0 д-^-и

а - а -а З 3 a a § s a a s s a a a ä

s s a a ä 3 а

l O — C O O O C O t O C O O O ’ T Q O C O O O ' ^ C l W L O C O - ' t N l O l O O O ' - ^ Q O

10


сторонним всасыванием, что можно объяснить пониженными аэро­ динамическими нагрузками на лопатки рабочего колеса.

На судах иностранной постройки в кондиционерах встречаются

вентиляторы с другими типами лопаток рабочих колес,

в частности,

' с лопатками, загнутыми вперед или назад. При этом

вентиляторы

с лопатками, загнутыми назад, имеют более благоприятные аку­ стические характеристики.

Спектрограмма воздушного шума центробежных вентиляторов состоит из сплошной части и отдельных дискретных составляющих, превышающих на 5—15 дБ сплошной спектр. Типичная спектро­ грамма воздушного шума центробежного вентилятора показана на

L J S

Рис. 4. Типичная спектрограмма воздушного шума центробежного вентилятора.

рис. 4. Сплошную часть спектра составляет воздушный шум от вихревых систем и отдельных вихрей, образующихся в проточных каналах вентилятора, главным образом при обтекании лопаток ра­ бочего колеса. Существенное влияние на интенсивность и размер вихрей, а следовательно, на уровень и частоту шума оказывает начальная турбулентность потока на входе в рабочее колесо. Дис­ кретные составляющие воздушного шума в одноступенчатых цент­ робежных вентиляторах без направляющих и спрямляющих аппа­ ратов возникают в результате взаимодействия неравномерного по скорости в выходном сечении рабочего колеса потока с языком отводного канала (улитки). Эта составляющая шума может быть названа шумом от неоднородности потока.

Интенсивность составляющей шума от неоднородности потока,

проявляющейся на лопастной частоте І/г=

и ее гармониках,

 

60

в значительной степени зависит от величины зазора между рабо­ чим колесом и языком улитки. В настоящее время для устранения этой составляющей шума, резко снижающей комфортные условия на судах в силу своего высокого раздражающего воздействия на

человека, принимают зазор s=

(0,1-4-0,13) D2 (D2— диаметр рабо­

чего

колеса),'не считаясь при

этом с общим снижением напора

и к.

п. д.

 

И


Ю. И. Петровым и Г. А. Хорошевым [50, 69] разработан новый способ (см. гл. V) снижения шума от неоднородности потока с применением так называемых косых языков. В этом случае зазор между рабочим колесом и языком улитки можно принимать сколь угодно малым, сохраняя при этом полное давление и к, п. д. Шум вокруг электровентилятора может также определяться и шумом электродвигателя («магнитный» шум, шум встроенного в двига­ тель охладительного вентилятора, шум щеточных устройств), шумом, вызванным вибрацией стенок кожуха вентилятора от пуль­ сации давления внутри него, или вибрациями, распространяющи­ мися от электродвигателя и т. п.

Как показали исследования С. Я. Новожилова, у низконапорных вентиляторов (#<200 кгс/м2) шум вокруг вентилятора опреде­ ляется шумом его электродвигателя, у всех остальных вентилято­ ров он определяется исключительно аэродинамическим шумом са­ мого вентилятора.

Все средства борьбы с шумом вентиляторов можно подразде­ лить на две основные группы:

— акустические средства (глушители шума, звукоизолирующие выгородки и т. п.);

— средства снижения шума в источнике его возникновения (в элементах проточных каналов вентилятора).

Средства первой группы (см. гл. VI) в большинстве случаев обеспечивают необходимое снижение шума в помещениях судна, но имеют значительные габариты и массы.

Средства второй группы до последнего времени были недоста­ точно изучены. Существовавшие ранее представления об источниках шума, а также полуэмпирические зависимости шума от основных параметров вентиляторов не позволяли найти эффективные сред­ ства его снижения в источнике возникновения. Применение новей­ ших методов исследования потока в проточных каналах вентиля­ торов (исследование плоских неподвижных решеток профилей, структуры турбулентного потока и т. д.) позволили разработать оригинальные методы снижения шума (см. гл. IV).

§3. Воздушный шум осевых вентиляторов

Всудовых системах вентиляции и кондиционирования воздуха осевые вентиляторы применяются значительно реже, чем центро­ бежные. Это объясняется невозможностью создания в одной сту­ пени вентилятора необходимых давлений для работы высокоско­ ростных систем кондиционирования воздуха. Однако в тех случаях, когда по условиям компоновки оборудования в кондиционере тре­ буется сохранить осевое направление потока, а система имеет общее сопротивление не более 100 кгс/м2, можно применять осевые вентиляторы. Они незаменимы в локальных воздухоохладительных установках, сопротивление воздушного тракта которых состоит из сопротивления только воздухоохладительных батарей.

12


Спектрограмма воздушного шума осевого вентилятора, как и центробежного, состоит из сплошной части и отдельных дискретных составляющих (рис. 5).

Физическая картина образования сплошной части спектра шума (вихревой шум) аналогична картине, наблюдаемой у центробеж­ ных вентиляторов. Основным источником вихревого шума в осевых вентиляторах, отличающихся обычно от центробежных хорошо организованным потоком в решетках профилей и практически без­ отрывным их обтеканием, являются пульсации давления (подъем­ ной силы) на лопатках, связанные со сходом вихрей с задней кромки. Появление дискретных составляющих в спектре шума осе-

Рис. 5. Спектрограммы воздушного шума осевого вентилятора при различной производительности.

1— Q= ®НОМ’ 2 —Q> Qном"’ 3 —Q< ^НОМ'

Qjiom = 6000 м8/ч; Н = 50 кгс/м*; п = 1500 об/мин.

вых вентиляторов обусловлено в основном двумя причинами. Вопервых, вытеснением некоторого объема воздуха вращающимися лопатками — так называемый шум вращения [12]. Е. Я. Юдин [73] показал, что шум вращения обычно наблюдается у осевых венти­ ляторов с малым числом лопастей (г = 3-^5). У вентиляторов с гу­

стотой решеток — >>0,5 уровень дискретных составляющих шума

в полосах 7 з или пол-октавы не превышает уровня сплошной части спектра. Во-вторых, появление дискретных составляющих опреде­ ляется взаимодействием статора и ротора. Интенсивность этого шума и его частота зависят от соотношения числа лопаток рабо­ чего колеса и спрямляющего аппарата, а также величины зазора между ними. Излучение шума в этом случае связано с тем, что лопатки рабочего колеса или спрямляющего аппарата периоди­ чески попадают в зону аэродинамического следа, в котором на­ правление и величина скорости потока воздуха существенно отли­ чаются от направления и величины скорости в основном потоке. Лопатки обтекаются нестационарным потоком, а периодическое изменение силы, действующей на каждую лопатку, порождает

13

звуковой импульс, основная частота которого соответствует лопаст­ ной частоте и ее гармоникам. Описанная картина излучения шума при взаимодействии решеток справедлива для величин зазоров между ними, меньших хорды b лопасти

При — £>1, т, е. изолированных колесах, на лопастной частоте мо­

жет излучаться лишь звук вращения.

Исследования В. И. Зинченко [30] показали, что зазор между направляющим аппаратом (НА) и рабочим колесом (РК) оказы­ вает меньшее влияние на процесс образования дискретных со­ ставляющих шума от неоднородности потока. У судовых односту­ пенчатых осевых вентиляторов направляющие аппараты обычно отсутствуют или имеют достаточно большой зазор между НА и РК, в силу чего этот источник шума не имеет решающего значения. Существенное влияние на уровень шума на лопастной частоте, ее гармониках и боковых частотах оказывает взаимодействие РКиНА.

Акустические характеристики судовых осевых вентиляторов в значительной степени зависят от их производительности. При уменьшении производительности (Q <Q Hom) наблюдается резкое повышение шума вентилятора. Это объясняется наступлением от­ рывного обтекания решетки профилей рабочего колеса вентиля­

тора.

В

спектре шума

на этих режимах работы вентиляторов

(см.

рис.

5) происходит

интенсивный рост низкочастотных состав­

ляющих (до 500 Гц). При работе вентиляторов в области повышен­ ной производительности (Q >Q Hom) наблюдается увеличение уровня шума на высоких частотах (/>1 кГц) на 5—7 дБ и резкое увели­ чение дискретной составляющей шума вращения.

Несмотря на то что источники шума в осевых и центробежных вентиляторах одни и те же, их роль в образовании шума этих машин различна, в силу чего различен и спектральный состав их шума. У осевых вентиляторов спектр шума имеет равномерный характер с небольшим понижением в области высоких (более 1 кГц) частот. У центробежных вентиляторов спектр шума в боль­ шинстве случаев имеет максимум в области средних (до 1000 Гц) звуковых частот и резко снижается на высоких (более 5 кГц) ча­ стотах. Немаловажным фактором, влияющим на характер спектра шума вентиляторов, является размер входного патрубка. Чем больше размер патрубка вентилятора, тем меньшее сопротивление он оказывает излучению шума низких и средних частот. Иными словами, низшая граничная частота излучаемого через отверстие шума пропорциональна диаметру этого отверстия. С учетом того, что при одинаковом расходе размер входного патрубка осевых вен­ тиляторов всегда больше, чем у центробежных, первые излучают более интенсивный низкочастотный шум, чем это следовало бы ожи­ дать из анализа основных источников шума. У центробежных вен­ тиляторов в отличие от осевых не наблюдается сколько-нибудь су­

14