Файл: Рабинович Ф.Д. Фотограмметрическая съемка железнодорожных путей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где 2Z, — сумма отрезков, вычисленная по разностям положений ОПТ; Е/ — сумма одноименных отрезков, измеренных на фото­ схеме.

Затем вычисляют средний коэффициент увеличения аэросним­ ков, входящих в данную секцию, по формуле (10.1).

Увеличение аэроснимков определяют следующим образом: измеряют расстояние между координатными метками на аэро­ негативе (лучше всего выполнить измерения на нескольких нега­ тивах, через 3—4 снимка и принять среднее значение), после чего вычисляют это же расстояние для увеличенного снимка, пользуясь формулой (11.1).

Увеличение удобно определять при помощи снабженных шка­ лами увеличений увеличителя или фототрансформатора, кассета и проекционный стол которого приведены в нулевое положение.

Фотосхему монтируют на монтажном световом столе, совмещая изображение ОПТ на аэроснимках с нанесенными на основе.

Изображение рельсовой колеи и элементов путевой ситуации на соседних снимках (по порезам) должно быть совмещено с точ­ ностью 0,1—0,2 мм. В пределах земляного полотна допускают расхождения до 0,3—0,5 мм, а па краю снимков — до 1,5 мм. Дешифрирование фотосхемы выполняют примерно в таком же объеме, как и фотосхем, изготовленных из контактных отпечатков. Отметки головок рельсов на пикетах и плюсах выписывают с про­ дольного профиля или ведомости нивелирования пути.

В отдельных случаях в пределах полосы отвода проводят гори­ зонтали через 1 м. Для этой цели выполняют полевую привязку аэроснимков, а горизонтали рисуют на топографическом стерео­ метре или универсальном стереоприборе.

Определение масштаба аэроснимков при помощи прибора ПСКА описано в § 9. Все остальные процессы выполняют, как описано выше. Однако в этом случае необходимо производить увязку масштабов, определенных по ОПТ и измеренных на ПСКА.

Более" точные результаты получают, монтируя схему из сним­ ков, трансформированных на плоскость пути. Для этого строят опорную сеть и приводят ее к масштабу фотосхемы, пользуясь продольным профилем.

Глава 2

ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРОМ ДЛЯ СЪЕМКИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КРИВЫХ НА АЭРОСНИМКАХ (ПСКА)

Важнейшим объектом измерений при аэросъемке железных дорог является изображение рельсовой колеи. Поскольку базис фотографирования в общем случае параллелен направлению пути, то стереоскопическое наблюдение рельсов при относительно мелком масштабе снимков (1 : 3000—1 : 5000) практически

•15


Отличительной чертой прибора является отсутствие в его схеме измерительных винтов и сложных передач: единственным подвиж­ ным элементом является скрепленная с лимбом ось. Благодаря такому устройству случайные инструментальные ошибки изме­ рений сведены к минимуму.

Специально поставленными исследованиями установлено, что на приборе с общим увеличением 4,8х средние квадратические ошибки измерения дирекционных углов горизонтальных и вер­ тикальных штрихов контрольной сетки способом совмещения

равны

соответственно

±0',89 и

±0',94. Линейная и угловая

точности

совмещения

штрихов

оказались соответственно

рав­

ными

±0,0027 мм и ±10",3 .

 

 

 

на

Обычно точность

совмещения

изображения

рельсовой

колеи

аэроснимках несколько ниже. Так, для

снимка масштаба

1

: 5000

при величине смещения

изображения, равной 8,5 мм,

и увеличении оптической системы 4,8х средняя квадратическая ошибка измерения дирекциоииого угла равна ± 1 ' , 3 , что соответ­ ствует линейной ошибке около 0,003 мм (снимок хорошего качества); для снимков посредственного качества получены величины соот­ ветственно ± 2 ' , 3 ; 0,004 мм. Суммарная случайная ошибка наве­ дения марки прецизионного стереометра при таком же увеличении оптической системы на изображение рельса равна (в линейной мере) ±0,013 мм, т. е. примерно в три раза больше ошибки, полу­ чаемой при совмещении изображений рельса.

§ 5. Устройство прибора для съемки кривых

на аэроснимках (ПСКА)

Прибор для съемки кривых на аэроснимках является угломер­ ным и предназначен для съемки железнодорожных кривых и эле­ ментов путевой ситуации железнодорожных станций и перегонов на плановых аэроснимках масштаба 1 : 1000—1 : 5000.

Прибор применяют для решения следующих задач: съемки кривых, определения масштаба аэроснимков, разбивки попереч­ ников и измерения междупутий, обмера стрелочных переводов.

Комплект прибора состоит из угломерного устройства и спе­ циальной марки для членения пикетов на равные отрезки и по­ строения нормалей. Измерения можно выполнять на негативах, диапозитивах или контактных отпечатках, наклеенных на стекло. Измерения выполняют монокулярно, попеременно на правом и левом снимках, образующих стереопару.

Конструктивно ПСКА — это приставка к стереокомпаратору или высокоточному стереометру.

В основу схемы прибора положен способ оптического постро­ ения хорд. В наблюдательной системе помещена тонкая бипризма (рис. 6) с равными преломляющими углами а; вследствие этого поле зрения делится на две части, в каждой из которых изобра­ жение смещено в плоскости главного сечения призмы на равную величину.

 

Гос. пуб.т'ч;-!'"'!'

2 Заказ 362

научни-то:-::. •


В каждой половине поля смещение изображения определяется

как

4 = 7 , tge,

(1.2)

где Т — расстояние от призмы до снимка; е — угол отклонения главного луча призмой.

Изображения точек В ж С, расположенных по разные стороны преломляющего ребра призмы, совместятся друг с другом, когда

Ь" °"

Рис. 6

след плоскости главного сечения призмы на плоскости снимка окажется параллельным хорде ВС.

Бипризма скреплена с лимбом, при помощи которого измеряют углы между хордами снимаемой кривой, стягивающими дуги равной длины. Это устройство может быть использовано также для измерения расстояний между нитями рельсовой колеи. При повороте призмы на малый угол р главное сечение ее займет поло­

жение 02,

в результате чего изображения О'С;

О'В' отрезков ОС

и ОВ

переместятся и займут положение 0"В"

и О"С. При

этом

точки

С

и В' сместятся вдоль первоначального положения

пре­

ломляющего ребра призмы ММ на величину Ау.

18

Так как преломляющие углы а и р — малые, величину сум­ марного смещения определяют по формуле

2Ay = dsin¥>,

(2.2)

где р — угол поворота призмы относительно начальной касатель­ ной; d — величина суммарного смещения изображения в главной плоскости призмы.

Рпс. 7

Поскольку величину d можно считать известной, то, измерив угол р, можно вычислить величину Ау.

Оптическая схема прибора приведена на рис. 7.

За объективом 1 оптического мостика стереометра помещена

дополнительная система, в которую входят

ромбоидальная

призма 2, направляющая пучок лучей от снимка

в объектив 3,

затем пентапризма 4, подвижная бипризма 5, неподвижная би­ призма 6, коллектив 7, прямоугольная призма 8, оборачивающая

2*

19



система 9, окуляр 10. Призма 2 — качающаяся и позволяет вклю­ чать дополнительную оптическую систему в правую или левую ветвь стереометра (второе положение призмы показано пунк­ тиром).

Бипризмы 5 я 6 вместе с коллективом 7 заключены в полой оси лимба 11 и вращаются вместе с ним.

Объектив 3 состоит из двух компонентов, один из которых

подвижный.

Поэтому

его фокусное расстояние

можно изменять

в пределах

± 5 %

от номинального.

 

Плоскость

j

 

 

 

Фокальная

снимка

1-й

объектив

2-й объектиЗ

плоскость

1-я бипризма

Рпс. 8

Положение визирных осей наблюдательной системы стерео­ метра определяется визирными марками Мл и М п , а дополнитель­

ной системы ПСКА — разделительным ребром

бипризмы 6.

 

Отсчет по лимбу производят при помощи шкалового микро­

скопа с увеличением

5 0 х .

 

 

 

 

 

Схема хода лучей в наблюдательной

системе * (без окулярной

части) показана на

рис. 8. Суммарное

смещение

изображения

вычисляют по формуле

 

 

 

 

(3.2)

где

d = xk,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fc = e ? ^ - ;

 

 

 

(4.2)

здесь / , — фокусное расстояние объектива 1

(см.

рис. 7);

/ 2

фокусное расстояние

объектива 3;

ер — угол

отклонения

луча

первой бипризмой в радианах; х — отстояние

первой бипризмы

от фокальной плоскости объектива

3.

 

 

 

 

Изменяя величину фокусного расстояния объектива 3, можно регулировать суммарное смещение изображения, например, так, чтобы оно численно равнялось длине съемочной хорды в масштабе данного аэроснимка. Прибор со снятой крышкой и контрольным микроскопом 10 показан на рис. 9.

* Расчет оптической системы выполнен Г. Г- Гордоном н В. Г. Афремовым.

20