ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
СКОё применение машинного проектирования часто
оказывается невозможным из-за сложности эксплуата ции программ и подготовки входной 'информации. При этом программу может использовать только ее разработ чик, что в лучшем случае позволяет ее применять для экспериментальных расчетов и проверки эффективно сти алгоритма.
4-3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ АСП ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦВМ
Мы уже говорили, что при решении задач 'проектиро вания ЦВМ машина по качеству полученных результатов пока почти всегда уступает человеу. Опытный конструк тор спроектирует любой отдельных элемент лучше ма шины (достигнет большего коэффициента повторяемости ячеек, меньшего количества перемычек в печатной плате и т. д.). Пожалуй, единственной задачей, в которой ма шина превосходит человека, является получение крат чайшей связывающей цепи (но эта задача не очень су щественна при проектировании современных ЦВМ). Од нако совсем иное положение возникает при необходи мости выпустить огромное количество документации, необходимой для производства ЦВМ, в короткий срок — это невозможно сделать при ручном проектировании.
Таким образом, цель разработки автоматизирован ных систем проектирования ЦВМ заключается не в по лучении оптимальных (превосходящих сделанные чело веком) конструкций, а в резком сокращении трудоемко сти и сроков проектирования и освоения производства новых машин. При этом разработчик тесно взаимодей ствует с машиной в процессе проектирования: этапы, где требуется творческая или не имеющая формального опи сания работа, остаются за человеком (разработка логи ческих схем и т. д.), а вся рутинная работа выполняет ся машиной.
Для иллюстрации эффекта, даваемого автоматиза цией проектирования, рассмотрим результаты примене ния автоматизированной подсистемы конструкторского проектирования (АПК) при проектировании микроэлек тронного вычислительного комплекса М-4000 АСВТ
[Л. 42].
Конструкция машины была описана в § 3-8. В АПК решались следующие задачи:
138
составление и выпуск монтажной документации на блоки;
составление и выпуск наладочной документации (та блицы прозвонки, карты проверки) на блоки;
составление и выпуск монтажной документации на
шкафы;
составление и выпуск таблиц прозвонки на шкафы; составление программ для автоматического тестера
блоков (АУПК).
Все программы были написаны для ЦВМ «Минск-22» (монтажная документация) и БЭСМ-4 (программа для АУПК). С помощью АПК была выпущена практически вся монтажная и наладочная документация на М-4000 (сводные текстовые документы составлялись вручную). Основной эффект применения А'ПК можно оценить дву мя показателями: снижением трудоемкости проектирова ния и ускорением наладки комплекса.
В состав устройств М-4000 входит около 200 блоков. При ручном проектировании выпуск документации на блок занимает около 12 человеко-дней, а составление принципиальной схемы по логической схеме и карт про верки требует еще около 15 человеко-дней. При машин ном проектировании подготовка исходных данных (по логической схеме) занимала 2—3 человеко-дня, оформле ние документов (резка листов и снятие калек на ЭРЕ) — 1—2 человеко-дня. Составление монтажной документа ции на шкаф, содержащий 100 блоков (процессор), тре бует 3—4 человеко-месяцев, при машинном проектиро вании ручная работа требовалась только для оформле ния документов (около 10 человеко-дней). Таким обра зом, применение АПК дало снижение трудоемкости почти в 7 раз.
Составление всей документации (монтажных таблиц, таблиц прозвонки, карт проверки) заняло около 300 ч
машинного времени на ЦВМ «Минск-22» и БЭСМ-4.
Отсутствие ошибок в документации и наличие спе циальных документов для наладки, а также использо вание АУПК позволили намного ускорить процесс на ладки М-4000. Первый этап наладки-—прозвонка -монта жа и автономная -наладка блоков— был выполнен ме нее чем за 2 месяца, что является рекордным для раз работки такого объема сроком.
Интересно отметить, что при комплексной наладке и стыковке устройств такого ускорения получено не было.
10* |
139 |
Известно, что на этих этапах ошибки в монтажной до кументации играют малую роль — здесь влияют ошибки в связях между блоками и устройствами, т. е. логические нестыковки. Уменьшить их количество можно с помощью моделирования структуры системы и блок-схем уст ройств, что в АПК не было осуществлено.
Таким образом, хотя в АПК выполнялась лишь часть работ конструкторского проектирования, использование этой, далеко не полной системы уже дало значительный эффект. Естественно, эффективность АПК была бы выше, если бы в ней решался более широкий круг задач. Однако при разработке и внедрении таких систем кроме чисто технических задач приходится решать ряд вопро-. сов организационного характера, связанных с особенно стями машинного проектирования. Рассмотрим некото рые из них.
Основная трудность создания (и, особенно, внедре ния) АСП заключается не столько в сложности разра ботки алгоритмов решения отдельных задач проектиро вания, сколько в необходимости изменения самого под хода к проектированию ЦВМ: автоматизация проекти рования ЦВМ выдвигает ряд требований к сложившейся методике ручного проектирования средств вычислитель ной техники.
Разработка программ АСП является весьма трудо емкой и дорогостоящей работой, причем значительная часть этих программ будет пригодна лишь для определен ного класса элементов и конструктивных решений. От сюда вытекает необходимость стандартизации конструк ции для большой серии проектируемых машин — только тогда окупаются расходы по автоматизации проектиро вания. До недавнего времени бурное развитие вычисли тельной техники приводило к быстрой смене этих ре шений.
Далее, внедрение АСП требует пересмотра существу ющих стандартов на состав и способы оформления про ектной документации. Некоторые виды документов долж ны быть исключены (например, принципиальная элек трическая схема), другие приведены в соответствие с возможностями машинного выпуска их (это особенно касается графической документации).
Должны быть • разработаны точные и однозначные правила выполнения отдельных этапов проектирования, особенно в тех случаях, когда допускаются различные
140
варианты решения задачи. Все инструкции, составляемые для человека, такой полнотой не обладают, и человек в подобном случае поступает по собственному разуме нию. Машина «собственного разумения» не имеет и тре бует абсолютно точных указаний.
Наконец, сложившиеся при ручном проектировании ламповых и транзисторных ЦВМ конструктивные схемы (ячейка— блок — стойка) очень неудобны для машинно го проектирования, поскольку ряд возникающих при этом задач (выбор стандартных ячеек, компоновка) могут быть решены лишь очень приближенно. С другой стороны, возможности современной микроэлектроники (создание больших интегральных схем, высокая надеж ность элементов) также требуют других конструктивных решений — уменьшения количества разъемов и .перехода на большие нестандартные функциональные блоки, что вполне отвечает требованиям машинного проектирова ния. Таким образом, переход на микроэлектронику и многослойный печатный монтаж, с одной стороны, дела ют практически невозможным сохранение старых ручных
методов проектирования ЦВМ, |
а с другой — приводят |
к стандартным и пригодным для |
машинного проектиро |
вания конструктивным решениям, что облегчает внедре ние автоматизированных систем 'Проектирования и изго товления ЦВМ.
Г л а в а п я т а я
РАЗРАБОТКА ЭЛЕМЕНТОВ ЦВМ
5-1. ПРИМЕНЕНИЕ ЦВМ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ
Большое значение для обеспечения надежной работы ЦВМ имеют надежность, стабильность и помехоустойчи вость их электронных элементов. Характеристики ЦВМ в значительной степени определяются свойствами этих элементов. Отсюда вытекают требование тщательной от работки электронных элементов до запуска их в произ водство и необходимость предвидеть при разработке элементов их характеристики в серийном изготовлении. Традиционный инженерный подход, основанный на ма кетировании элемента и непосредственном определении
141
его характеристик, мало пригоден для решения этой задачи. Во-первых, путем макетирования трудно на брать достаточный статистический материал (изучить поведение схемы при изменениях технологии, параметров деталей, питающих напряжений и внешних условий), и, во-вторых, макетирование практически не применимо к элементам, построенным на средних и больших инте гральных схемах (ИС), которые находят все более ши рокое применение в современных ЦВМ.
Макетирование ИС сводится фактически к изготовле нию такой схемы; технология изготовления ИС весьма сложна, .поэтому такое макетирование занимает чрез вычайно много времени и обходится очень дорого. Это особенно существенно при проектировании ИС частного (специального) применения, т. е. не предназначенных для массового производства. Такие ИС находят широкое применение в вычислительной технике: одна большая ИС может реализовать целый функциональный узел ЦВМ. Схемы частного применения проектируются по требованиям заказчика; обычно необходима выдача го товой ИС в максимально короткий срок, что возможно только при условии автоматизации проектирования ИС.
'В настоящее время известен ряд систем такого типа [Л. 39, 40]. Проектирование ИС в них выполняется сле дующим образом: по техническому заданию проектиров щик выбирает начальную конфигурацию схемы. Затем создается математическая модель этой схемы и с по мощью ЦВМ моделируется ее поведение. По результа там моделирования (рассчитанным на ЦВМ графикам переходных процессов, токов и напряжений в различ ных точках) окончательно выбираются электрические параметры схемы. Затем производятся определение геометрических параметров деталей, размещение их на подложке и трассировка соединений. Задачи эти имеют много общего с задачами компоновки элементов и трас сировки печатного монтажа при конструкторском про ектировании и решаются методами, сходными с описан ными в гл. 3. Основным элементом автоматизированной системы пректирования ИС являются программы цифро вого моделирования электронных схем. Эти программы находят также широкое применение при разработке и исследовании электронных элементов ЦВМ, построенных на дискретных компонентах (диоды, транзисторы и т. д.) и модулях с малой степенью интеграции.
142
V
Моделирование с помощью ЦВМ дает возможность:
1.Наблюдать поведение схемы со всеми паразитны ми элементами.
2.Наблюдать поведение схемы, не искаженное под
ключением измерительной аппаратуры.
3.Наблюдать величины, измерение которых в реаль ной схеме по тем или иным причинам затруднено или невозможно (например, измерение напряжения на пере ходе транзистора и емкости перехода).
4.Наблюдать поведение схемы, составленной из не-
имеющихся в наличии приборов, для того чтобы опреде лить преимущества, которые могли бы возникнуть при их применении.
5.Определять критические параметры в схеме, наи более влияющие на интересующие разработчика харак теристики.
6.Вычислять изменения характеристик схемы в зави симости от вариаций параметров деталей, т. е. произво дить статистический анализ схемы до того, как она будет запущена в производство, и определять предельно допу стимые условия ее работы.
Таким образом, моделирование схемы на ЦВМ дает
разработчику гораздо больше информации, чем работа с макетом, причем эта информация может быть полу чена гораздо быстрее и дешевле.
5-2. МЕТОДЫ ЦИФРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ СХЕМ
Основными задачами, возникающими при цифровом моделирова нии электронных схем, являются построение схемы замещения ак тивных элементов (транзисторов, диодов) и составление системы уравнений, описывающих схему.
Точность результатов, получаемых при моделировании, зависит от того, насколько схема замещения отражает характеристики ре альных элементов. Составление хороших схем замещения является достаточно сложной задачей; как правило, для каждого типа полу проводниковых приборов приходится составлять свою схему замеще ния, поскольку ее характеристики зависят от принципа действия и
способа изготовления прибора, а |
иногда |
и от режима работы |
его |
||
в конкретной схеме. Обычно схема замещения должна: |
|
||||
достаточно точно отражать поведение прибора при всех допу |
|||||
стимых режимах работы; |
способу |
расчета |
элемента в |
це |
|
соответствовать |
выбранному |
||||
лом; |
|
|
|
|
|
быть не слишком сложной. |
пока не |
удается |
формализовать, |
||
Выбор схемы |
замещения |
||||
а предъявляемые к |
ней требования во многом противоречивы, |
по- |
143
этому составлением таких схем занимаются |
квалифицированный |
|||||
инженеры. |
|
|
|
|
|
|
Рассмотрим для примера схемы замещения полупроводникового |
||||||
диода и транзистора. Схема замещения диода |
(рис. 5-1) представ |
|||||
А |
ляет собой |
модифицированную |
||||
модель |
Эберса— Молла. |
|
||||
|
Через |
£д на схеме |
обозна |
|||
|
чен источник тока, который |
|||||
|
описывает |
прямой |
ток |
диода |
||
|
как функцию разности потен |
|||||
|
циалов и на переходе: |
|
|
|||
|
|
«л = |
»о(еХо — 1). |
|
(5-1) |
|
|
где \ = q / i k T M ; ' q — заряд элек |
|||||
|
трона; |
k — постоянная |
Больц |
|||
|
мана; |
Т — абсолютная |
темпе |
|||
|
ратура |
перехода, |
а £о |
и |
М — |
|
|
константы, |
определяющие |
фор |
му идеализированной вольт-амперной характеристики. Емкость об
ласти перехода С = С Э+ С Д, где С0 — электрическая, |
а Сд — диффу |
|||||
зионная составляющая емкости: |
|
|
|
|
||
г |
tt |
г |
(<л + |
':о) |
|
|
|
|
С в ~ |
2Kfs |
’ |
|
|
где Vo — контактная разность |
потенциалов на |
переходе; |
а — пара |
|||
метр, зависящий от геометрии |
перехода; |
N — константа, |
зависящая |
|||
от распределения |
примесей в |
области перехода, a |
fs — частотный |
|||
параметр диода. |
|
|
|
|
|
|
Сопротивление Яь тела диода представляет собой цепочку из.по |
||||||
стоянных сопротивлений R и г |
и проводимости g, |
которая зависит |
||||
от тока: |
|
|
|
|
|
|
|
Къ — R + |
1 |
1 |
|
|
(5-2) |
|
d g |
~ |
|
|
|
(5-3) |
|
dt - - n ( g - g ) . |
|
|
|
где г] определяет скорость изменения проводимости, д есть функция if>: 0= у /|£ ь |, а у — статический параметр схемы замещения (от ве
личины у зависит, при каких токах Яь становится постоянным). Используя законы Кирхгофа, получим уравнение для токов через
электроды 1 и 2 диода:
h |
= |
Ь i Д , + |
( “ a — K i ) — |
|
~ |
( " Г + 'l |
+ R g ' ) а = |
а (“2 — «1) + 6; |
(5-4) |
|
г2 = — h = a |
(«! — ц2) — Ь, |
(5-5) |
Где‘, “ ( т +"Г+Й^г} 6= - ( - f +i+W )
144