Файл: Хныкин В.Ф. Гидровскрышные работы на карьерах горнорудной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
§ 3. ПРИМЕНЕНИЕ ЗЕМЛЕСОСНЫХ СНАРЯДОВ НА ВСКРЫШНЫХ РАБОТАХ
|
П л а в у ч ие землесосные снаряды широко применяются в |
С С С Р |
|||
при |
разработке |
подводных |
и обводненных |
месторождений |
песка |
и гравия, строительстве гидротехнических |
сооружений, а |
т а к ж е |
|||
при |
разработке |
прибрежных |
морских и речных россыпных |
место |
рождений тяжелых минералов. В последние 18 лет плавучие зем лесосные снаряды стали использоваться при ведении вскрышных работ на карьерах .
Следует отметить, что наибольшая эффективность гидро вскрышных работ с применением плавучих землесосных снарядов достигается в сложных гидрологических и горнотехнических усло виях залегания месторождения, при сильной обводненности вскрышных пород и их слабой несущей способности. Практика по
казывает, |
что применение землесосных снарядов в |
указанных |
ус |
|||||
ловиях |
позволяет достичь высоких темпов подвигания |
фронта |
||||||
работ |
на |
уступах |
и высокой |
скорости |
углубления |
карьеров |
||
(табл. |
4) [5]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
С к о р о с ть подвигания |
||
|
|
|
|
|
Скорость |
фронта работ |
|
|
К а р ь е р |
Породы |
Т р а н с п о р т |
у г л у б л е н и я |
на у с т у п а х |
|
|||
к а р ь е р а , |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
м/год |
м/год |
м / м е с я ц |
|
|
|
|
|
|
|
|||
ю г о к |
Скальные |
Железнодорожный |
5—7 |
50—100 |
5—15 |
|||
Соколовский |
Полускаль |
Автомобильный |
10—20 |
70—100 |
6 - 15 |
|||
|
|
ные |
Железнодорожный |
— |
50—130 |
4—20 |
||
Сарбайскнй |
Рыхлые |
|||||||
|
|
Полускаль |
Автомобильный |
20—25 |
80—410 |
7—100 |
||
|
|
ные |
» |
|
8—30 |
80—290 |
5-50 |
|
Михайлов |
Рыхлые, |
|
||||||
ский |
скальные |
Автомобильный, железно |
25—30 |
40—105 |
10-50 |
|||
Лебедин |
Рыхлые |
|||||||
ский |
|
дорожный, |
гидротранс |
|
|
|
|
|
Стойленский |
Полускаль |
порт |
10—20 |
60—340 |
10—50 |
|||
Автомобильный, железно |
||||||||
|
|
ные |
дорожный |
20—40 |
40—260 |
30—110 |
||
Южно- |
Рыхлые, |
Гидротранспорт |
||||||
Лебедннский |
.полускаль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные |
|
|
|
|
|
|
При применении плавучих землесосных снарядов темпы углуб ления карьеров достигают максимальных значений в первые годы строительства, что часто играет решающее значение при выборе горного оборудования. В отличие от гидромеханизации, скорость углубления карьера при использовании обычных технологических схем разработки (экскаваторы с автомобильным и железнодо-
р о ж н ым Транспортом) увеличивается постепенно й достигает мак симальных значений в последний год строительства карьера. Это объясняется сосредоточением горно-транспортного оборудования на ограниченном фронте работ, что приводит к снижению произ водительности оборудования и удорожанию работ.
Опыт показывает, что плавучие землесосные снаряды |
эффек |
|||||||
тивно |
используются |
при |
разработке |
рыхлых, сравнительно |
лег |
|||
ких и несвязных пород. При наличии плотных глинистых |
пород |
|||||||
производительность землесосных снарядов снижается . |
|
|
||||||
Н а |
темпы углубления |
карьеров и срок их |
строительства |
в |
зна |
|||
чительной |
степени |
влияет обводненность |
месторождения. |
|
При |
|||
большой |
обводненности |
вскрышных |
пород |
применение обычных |
технологических схем с использованием экскаваторов и колесных видов транспорта связано с большими трудностями, а необходи мость выполнения большого объема работ по осушению месторож дения приводит к удорожанию добычных работ и увеличению сро ков строительства карьеров. В этих условиях особенно эффектив ной оказалась работа плавучих землесосных снарядов и гидромо-
ниторно-землесосных |
установок, |
которые не только |
р а з р а б а т ы в а ю т |
|||||
обводненные горные |
породы, но |
т а к ж е и частично |
осушают |
место |
||||
рождение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В условиях сильно обводненного |
З ы р я н |
о в с к о г о |
к а р ь е р а |
|||||
гидромеханизированный способ |
разработки |
рыхлых |
отложений |
|||||
оказался наиболее эффективным . Применение |
гидромеханизации |
|||||||
позволило начать горно-капитальные |
работы |
до |
окончания |
стро |
ительства временного дренажного ряда и осушения карьера, что
ускорило ввод карьера не менее чем |
на 3 года. Оборудованием |
гидромеханизации только с 1962 по |
1965 г. откачано из карьера |
около 35 млн. м 3 д р е н а ж н ы х вод, что |
привело к более интенсивно |
му осушению карьера. Экономический эффект от применения гид ромеханизации на карьере составляет более 4 млн. руб.
К а к показали хронометражные наблюдения за работой гидро- мониторно-землесосных установок, около 15% времени их работы
было затрачено на откачивание фильтрационной |
воды из |
зумпфа |
|||
(по |
данным Зыряновского |
рудника, |
в карьер |
поступало |
около |
700 |
м3 /ч воды) . Хотя это и |
снижало |
производительность оборудо |
вания, но позволило широко развернуть экскаваторные работы до ввода системы осушения карьера в эксплуатацию .
Следует отметить, что при выборе способа вскрышных работ на Зыряновском карьере были возражения против применения гид ромеханизации из-за возможности обводнения или затопления подземных действующих выработок. Эти опасения оказались не
основательными, так |
к а к |
вода, |
п о д а в а е м а я |
в |
забой |
через гидро |
|||
мониторы, |
откачивалась |
землесосами. |
|
|
|
|
|||
Л е б е д и н с к и й |
к а р ь е р . |
При строительстве |
Лебединского |
||||||
карьера |
значительная |
часть |
(около 27 |
|
млн. |
м 3 ) |
вскрыш |
||
ных пород |
р а з р а б а т ы в а л а с ь тремя |
плавучими |
землесосными сна |
||||||
рядами в |
три очереди. Специфика |
работы |
землесосных |
снарядов |
и технологические схемы вскрышных работ на к а ж д о м этапе строительства карьера имели существенные различия. Вскрышные
породы |
представлены четвертичными отложениями |
(песчаные суг |
|||
линки, |
плотные глины), |
мощными |
мело-мергельными отложения |
||
ми, |
сеноман-альбскими |
песками и |
юрскими глинами. |
||
|
В период строительства I очереди Лебединского карьера верх |
||||
ние |
четвертичные отложения разрабатывались |
гидромоииторно- |
Ve/пВертиш/е отложения |
Песни |
|
|||
Мело-мергели |
|
|
богатые руды |
|
|
Рис. 1. Схема размещения |
оборудования |
в период строительства |
I очереди Ле |
||
|
|
бединского |
карьера: |
|
|
/ — гидромонитор |
ГМН-250; |
2 — з е м л е с о с 12Р-7; 3 — э к с к а п а т о р ЭКГ-4: |
4 — э к с к а в а т о р |
||
|
|
ЭШ - М/75; 5 — з е м с н а р я д 500-G0 |
|
||
землесосными |
установками, |
мело-мергельные породы — экскавато |
рами ЭКГ-4, а подстилающие сеноман-альбские пески и юрские
глинистые |
породы — плавучими |
землесосными |
снарядами |
500-60 (рис. 1). |
|
|
|
В первый |
год работы плавучих |
землесосных снарядов больше |
половины объема вскрышных пород приходилось на мело-мергель. Особенность разработки уступа в этот период состояла в том, что в результате выемки песка в нижней части забоя происходило по степенное обрушение верхней части зависавшего уступа, сложен ного разрушенными трещиноватыми мело-мергельными породами. После обрушения мел распадался на мелкие куски и размокал . Средняя производительность земснаряда в этот период была вы сокой (около 650 м 3 / ч ) . Однако в дальнейшем, когда прочность мело-мергельных пород увеличилась, обрушение надводной части
уступа |
происходило крупными глыбами, |
участились |
случаи по |
|
вреждения фрезерного рыхлителя, |
рамы |
и стрелы |
земснаряда . |
|
В связи |
с этим производительность |
его снизилась до 300 м3 /ч. П о |
мере углубления котлована и увеличения мощности р а з р а б а т ы в а е
мых песков производительность |
земснаряда |
повышалась, но при |
|
этом происходил более быстрый |
износ фрезы и деталей |
землесоса. |
|
После разработки 150—180 тыс. м 3 песка |
бронедиски, |
покрытые |
твердым сплавом, |
полностью |
изнашивались, |
а корпус землесоса |
требовал ремонта |
после пропуска 250—300 тыс. м 3 песка. |
||
Н а следующий |
год объем |
разработанных |
мело-мергельиых по |
род уменьшился, средняя производительность трех землесосных снарядов и коэффициент использования рабочего времени снизи
лись, |
а стоимость разработки |
1 м 3 вскрыши повысилась |
(табл. 5) . |
|
Низкий коэффициент использования |
рабочего времени |
землесос |
||
ных |
снарядов объясняется |
большой |
продолжительностью про |
стоев, вызванных ремонтом механического оборудования.
Т а б л и ц а 5
Год работы
П о к а з а т е л и
Календарное время нахождения устано-
ервый с
«
О
О.
о
н
й
ретнй |
етвертый |
«
3
н
к
с
ІЄСТОЙ
а
|
|
|
6666 |
22 524 |
15 084 |
22 149 |
16 505 20 208 |
||
Время чистой работы землесоса, ч . . . |
3704 |
10 294 |
7 880 |
10 972 |
9 480 |
9 654 |
|||
Коэффициент использования |
рабочего вре- |
0,54 |
0,46 |
0,52 |
0,50 |
0,57 |
0,48 |
||
|
|
|
|||||||
Объем вскрышных пород, тыс. м3 . . . . |
1811 |
4558 |
4369 |
6035 |
4377 |
5647 |
|||
Средняя |
производительность |
земснаряда, |
490 |
445 |
556 |
550 |
460 |
586 |
|
Удельный |
расход электроэнергии, к в т х |
||||||||
6,5 |
12 |
8,3 |
8,51 |
8,3 |
8,2 |
||||
Стоимость |
разработки 1 м 3 вскрышных по- |
||||||||
0,41 |
0,74 |
0,56 |
0,54 |
0,88 |
0,36 |
||||
|
|
|
|||||||
Производительность труда, |
м3 /чел-день . |
51,6 |
50,5 |
60,5 |
65,5 |
70,5 |
89 |
При строительстве I I очереди карьера объем |
горно-капиталь- |
||||||
иых |
вскрышных работ, |
выполненных |
землесосными |
снарядами, |
|||
составил |
16,9 млн. м 3 породы. О б щ а я |
мощность вскрышных |
пород |
||||
в этот период составила |
60 м, из них верхние 5—10 м были |
пред |
|||||
ставлены |
четвертичными |
отложениями, мело-мергельные отложе |
|||||
ния |
имели мощность до |
10 м, сеноман-альбские |
пески — до 30 м |
||||
и юрские |
глины — до 15 м. П р и разработке песчаных |
пород |
высо |
та надводного забоя достигала большой величины, поэтому про изводилось принудительное обрушение горных пород надводной Уіасти забоя .
Технико-экономические показатели работы землесосных сна рядов в значительной степени улучшились по сравнению с показа телями их работы при строительстве I очереди карьера (табл. 6) . Среднечасовая производительность увеличилась на 25%, а стои мость 1 м 3 вскрышных пород снизилась на 12%. Сокра тились простои гидравлического оборудования и увеличился коэф фициент использования рабочего времени. В начале пятого года разработка вскрышных пород землесосными снарядами при
Т а б л и ц а Ь
|
|
|
|
|
Год |
работы |
|
|
|
|
П о к а з а т е л и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
первый |
|
второй |
третий |
|
В том числе: |
|
|
79 |
|
1196 |
1154 |
||
|
|
40 |
|
|
764 |
669 |
||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
39 |
|
|
432 |
485 |
Средняя производительность земснаряда, м3 /ч . |
. . |
187 |
|
|
360 |
402 |
||
Удельный расход электроэнергии, квт-ч/м3 . . . . |
46,5 |
|
22,4 |
18,1 |
||||
|
|
|
|
1,10 |
|
1,05 |
0,95 |
|
Коэффициент использования рабочего времени . |
. . |
0,16 |
|
0,34 |
0,42 |
|||
строительстве I I очереди Лебединского |
карьера |
была |
прекращена, |
|||||
поскольку выемка юрских глин надрудной толщи |
стала малоэф |
|||||||
фективной. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К этому времени был подготовлен |
котлован |
для |
|
начала |
работ |
||
по |
строительству |
I I I очереди карьера. |
Вскрышные |
работы |
внача |
|||
ле |
выполнялись |
двумя землесосными |
снарядами, |
а |
затем |
тремя . |
Вскрышные породы в этот период были в основном представлены четвертичными отложениями и сеноман-альбскими песками.
Р а з р а б о т к а вскрышных пород землесосными плавучими снаря дами во время строительства Лебединского карьера велась с водооборотом. Горизонт воды в котловане поддерживался на оп ределенной отметке в зависимости от глубины разработки . По ме ре углубления котлована горизонт воды снижался, благодаря чему
обеспечивалась возможность |
разработки сеноман-альбских песков |
на глубину более 30 м. Эта |
технологическая схема в условиях |
строительства Лебединского карьера КМА о к а з а л а с ь весьма эф фективной. При наиболее благоприятных условиях разработки песчаных пород и верхних четвертичных отложений производи тельность землесосного снаряда достигала 800 м3 /ч. Землесосные снаряды работали круглый год, периодически останавливаясь в наиболее холодные месяцы д л я капитального ремонта. Произво
дительность земснаряда на карьерах |
КМА в |
зимний период сни |
|
ж а л а с ь примерно на |
25%. |
|
|
Н а и б о л ь ш и е трудности возникали |
при разработке крепких ме- |
||
ло-мергельных пород. |
Поиски рациональных |
способов эффектив |
ной отработки таких пород плавучими земснарядами привели к тому, что было предложено применять предварительное рыхление и производить подрезку уступа фрезой земснаряда по подстилаю
щим пескам. Эти технологические |
особенности были |
|
применены |
||
при строительстве |
Стойленского и |
Южно - Лебединского |
карьеров |
||
КМА. |
|
|
|
|
|
С т о й л е н с к и й |
к а р ь е р . Д л я |
отработки |
уступа |
вскрышных |
|
пород высотой 30 м был применен |
плавучий |
землесосный снаряд |
|||
500-60 (рис. 2). Верхняя половина |
уступа высотой 15 |
м |
представ- |