Файл: Хныкин В.Ф. Гидровскрышные работы на карьерах горнорудной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 97

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бедйпском карьере резко снизилась, простой

из-за налипания мели

достигли 60% общего

времени простоев, в

2,5 раза уменьшилась

производительность

комплекса.

 

 

 

Вследствие изменения физико-механических

свойств р а з р а б а ­

тываемых меловых пород была применена

принципиально

новая

технологическая схема вскрышных работ с

использованием ротор­

ного экскаватора

и

гидромониторно-землесосной

установки

[16].

j L

_•

 

и І І І І І І І І І І ' Ц И Н Н И И

Т7ТТ17171717171717

 

О*

Рис. 11.

Технологическая

схема

 

 

вскрышных

работ на

Лебединском

 

карьере с

применением роторного

 

экскаватора и гидромониторно-земле­

 

сосной установки

 

tit

 

 

 

 

н і

 

 

 

 

Проведенные в

Н И И К М А исследования

показали,

что

время,

в которое начинают

проявляться тиксотропные

свойства

п е р е у в л а ж ­

ненного мела,, зависит от длины транспортирования мела по кон­

вейерам . Критическая длина транспортирования переувлажненного

мела по ленточному конвейеру для условий Лебединского

карьера

составляет 1500 м. Р е з у л ь т а т ы у к а з а н н ы х исследований

были ис­

пользованы при разработке новой технологической схемы вскрыш ­

ных работ на

Лебединском карьере .

 

К а к видно

из рис. 11, при этой схеме применяется

следующее

оборудование:

роторный экскаватор / ЭРГ-350/1000 с

забойными

и бортовыми конвейерами 2, забойный землесос З 20Р-11 м, перег­ рузочная станция 4, пульповод 5 диаметром 700 мм, перекачной землесос 20Р - 1ІМ, насосная станция 2 2 Н Д с , водовод 6 диаметром 600—700 мм и два гидромонитора 7 КУГУ-350/200 с дистанцион­ ным управлением . Вместо сложной системы конвейеров с пятью

перегрузочными станциями

и отвалообразователем, применявшейся

д о 1966

г., в

новой

схеме

были использованы

только забойные

(длиной 1000

м) и бортовой (300 м) конвейеры с двумя перегру­

зочными

станциями .

Порода, р а з р а б а т ы в а е м а я

роторным экска -


ватором,

через забойный и бортовой конвейеры

подается в отвал,

где размывается струей гидромонитора.

Р а з м ы т а я

порода в

виде

пульпы

самотеком

поступает в зумпф

стационарного

землесоса

20Р-1ІМ,

откуда по трубопроводу

подается

в

гндроотвал.

Д л я

преодоления сопротивления в трубопроводе на трассе

пульповода

смонтирована землесосная станция второго подъема.

 

 

 

Пункт перегрузки породы представляет собой открытый забой

высотой

17 м, на

верхней

площадке

которого

размещен концевой

б а р а б а н

бортового

конвейера, а на

подошве

уступа

расположены

землесосная

установка

с

зумпфом

и гидромониторы.

Расстояние

м е ж д у зумпфом землесоса

и отвалом

горной породы,

разгружаемой

с бортового конвейера,

составляет

30—40 м. Н а откосе уступа

пунк­

та перегрузки

был установлен металлический экран дл я

улучшения

р а з м ы в а отвала породы и предотвращения обрушения уступа. Ма ­

ксимальная емкость отвала породы в пункте

перегрузки составля ­

ла около 1,5

тыс. м 3 . Р а з м ы в отвала

породы

осуществлялся гидро­

мониторами

при напоре 70—90 м и

расходе

воды 2900—3200 м 3 /ч,

часть воды поступала самотеком в зумпф землесоса. Уклон подош­ вы забоя в пункте перегрузки составлял 8—10° и был вполне до ­ статочным дл я самотечного транспортирования образующейся в процессе размыва пульпы к зумпфу землесоса.

При совместной работе роторного экскаватора и гидромонитор­ но-землесосной установки были получены высокие технико-эконо­ мические показатели, которые приведены ниже.

Объем вскрышных пород, тыс. м 3

 

 

 

 

1400

Общая

длина

транспортирования

породы, км

 

 

 

5,2

 

в том числе

гидротранспортом,

км

 

 

 

3,9

 

Производительность установки:

 

 

 

 

 

 

 

за

1 ч чистой

работы,

м3

 

 

 

 

 

 

706

 

среднемесячная, тыс. м 3

 

 

 

 

 

 

200

 

Среднегодовая

численность

трудящихся

 

 

 

66

 

Производительность труда рабочего, тыс. мэ /год

 

 

21,2

 

Коэффициенты

использования:

 

 

 

 

 

 

 

 

календарного

времени

 

года

 

 

 

 

 

0,23

времени сезона работы

 

 

 

 

 

 

 

0,36

 

Удельный расход

электроэнергии

на размыв

и

гидротранс­

 

 

портирование породы, квт-ч/м3

 

 

 

 

 

4,5—5,5

Удельный расход воды, м3 3

 

 

 

 

 

3,6—4,6

Стоимость разработки

1 м 3

породы,

руб

 

 

 

0,55

в том числе по размыву

и гидротранспортированню, руб. .

0,17

 

Совместная работа роторного экскаватора и гидромониторно-

землесосной установки

при

разработке

переувлажненных

полу­

скальных меловых пород второго горизонта

Лебединского

карьера

позволила

увеличить

в

1,4

раза

производительность

комплекса,

в 2,5 раза объем вскрышных работ за сезон, в 1,8 раза

коэффици­

ент использования рабочего времени, в 2,7

раза

производитель­

ность одного рабочего,

а т а к ж е

 

уменьшить

в 2

раза

стоимость

вскрышных

работ.

Б л а г о д а р я применению

гидромониторно-земле­

сосной установки капитальные затраты на

транспортное оборудо­

вание уменьшились

в 4,2

раза .

 

 

 

 

 

 

 


Отличительной особенностью повой технологической схемы ве­ дения вскрышных работ является то, что роторный экскаватор вы­ полняет фактически функции механического рыхлителя породы,

которая в дальнейшем подвергается

гидравлическому

разрушению

и размыву гидромониторной струей.

Д л я уменьшения

кусковатости

мела, подаваемого в отвал для размыва, на роторном колесе эк­ скаватора были установлены дополнительные р е ж у щ и е кромки. В результате этого производительность комплекса увеличилась.

Вскрышные работы по новой технологической схеме продолжа ­ лись на Лебединском карьере в 1968 и 1969 гг.

Опыт эксплуатации роторных экскаваторов в сочетании с гидро- мониторно-землесосньгаи установками на Лебединском карьере позволил установить возможность с достаточно высокой произ­

водительностью и

экономической эффективностью

р а з р а б а т ы в а т ь

и транспортировать

на

значительные расстояния

сильно нали ­

пающие тиксотропные

породы.

 

§4. ГИДРОВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БУРОВЗРЫВНОГО МЕТОДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЫХЛЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД

Гидравлическое разрушение горных пород с предварительным рыхлением взрывным способом применяется в широких м а с ш т а ­ бах на карьерах горнорудной промышленности. Н а и б о л ь ш е е рас­ пространение этот метод получил при разработке трудноразмывае - мых глинистых и полускальных мело-мергельных пород. Примене ­ ние предварительного рыхления взрывами позволяет нарушить связность и монолитность р а з р а б а т ы в а е м ы х пород, что способст­ вует, в свою очередь, снижению удельных расходов воды при раз ­ мыве разрыхленных пород гидромониторными струями. Особенно­ сти технологии гидровскрышных работ с применением предвари ­ тельного рыхления пород буровзрывным способом определяются физико-механйческими свойствами пород и условиями их разра ­ ботки. Н а и б о л ь ш и й интерес представляет опыт применения пред­ варительного рыхления трудноразмываемых пород взрывными работами на Зыряиовском и Южно - Лебединском карьерах, где с помощью гидромеханизации в различные годы были выполнены значительные объемы вскрышных работ.

З ы р я н о в е к и й к а р ь е р . Верхняя часть вскрышных по­ род на Зыряиовском карьере, представленная четвертичными отло­

жениями

основном глинистыми

суглинками

буровато - желтого

цвета мощностью до 15 м ) ,

р а з р а б а т ы в а л а с ь без

предварительного

рыхления.

В

дальнейшем

условия

применения

гидромеханизации

усложнялись в связи с переходом вскрышных работ на следующий

горизонт, который

был представлен плотными глинами.

 

 

Д л я

повышения

производительности

гидромониторно-землесос-

пых установок при

разработке плотных

глинистых пород

на

З ы р я ­

иовском карьере были проведены опыты

по предварительному

рых­

лению

породы различными способами — механическими,

с исполь-


зованием экскаватора — п р я м а я

лопата

СЭ-ЗУ, д р а г л а й н а

ЭШ-4/40,

бульдозеров Д-522

и буровзрывным . Исследованиями установлено,

что в условиях Зыряновского карьера

наилучшие технико-экономи­

ческие показатели

достигаются

при

предварительном

рыхлении

плотных глинистых пород буровзрывным способом. Поэтому на­ чиная с 1964 г. все гидровскрышные работы на карьере выполня­ лись только по этой технологической схеме.

При гидравлической разработке вскрышных пород на З ы р я н о в - ском карьере высота уступа составляла 18—20 м. Д л я бурения скважин применяли самоходный шнековый станок УГБ-50А, смон­ тированный на базе автомашины ГАЗ - 63 . Производительность станка при диаметре скважин 180 мм составляла 45 м/смену, т. е. примерно 2,5 скважины в смену.

Эффективность взрывного рыхления горных пород на гидро­ вскрышных разработках в . значительной степени зависит от кон­ струкции з а р я д а , типа В В и параметров буровзрывных работ. При ­ менение сплошных з а р я д о в по всей длине скважины не обеспечива­ ло должного эффекта при рыхлении глинистых пород, поскольку в этом случае значительная часть энергии взрыва расходуется не на разрыхление породы, а на ее выброс. Опытные взрывы при указан ­

ной

конструкции з а р я д а показали т а к ж е , что в нижней части

р а з ­

рабатываемого уступа в этих условиях

порода

плохо рыхлится, а

в верхней части подвергается сильному разбросу

(до 40 м ) . П о э ­

тому

д л я

предварительного

рыхления

был принят котловой

спо­

соб

з а р я ж а н и я скважин . Д л я этого скважины

перебуривались

на

1,5—2 м ниже подошвы уступа и простреливались

з а р я д о м

В В ве­

сом

1,5—2

кг. З а т е м в образовавшийся

котел

у к л а д ы в а л с я

основ­

ной

з а р я д

весом 300—400

кг. В зависимости

от

обводненности

скважин в качестве ВВ применялся патронированный аммонал или зерногранулит и аммонал в порошке.

Опытным путем [17] было установлено оптимальное

расстоя­

ние м е ж д у с к в а ж и н а м и , равное 12 м. При, высоте уступа

15—20 м

оказалось целесообразным применять однорядное взрывание при расстоянии между соседними р я д а м и скважин 20—25 м. Обычно одновременно взрывалось 8—12 скважин . Объем разрыхленной взрывом породы составлял 36—40 тыс. м 3 , что обеспечивало ра­

боту двух гидромониторно-землесосных установок 20Р-11 в

тече­

ние 4—5 суток при трехсменной работе. Во время размыва

раз ­

рыхленных пород струей гидромонитора буровой станок исполь­

зовался д л я

бурения

скважин в соседнем блоке.

В

тех

случаях,

когда

высота

уступа

не превышала 6—7 м, применяли

одновремен­

ное взрывание 3—-4

рядов скважин

с расстоянием

между

рядами

10 м и м е ж д у с к в а ж и н а м и 8 м.

 

 

 

 

 

 

После

п з р н в а н и я

наблюдалось

з н а ч и т е л ь н о е ' оползание

гор­

ных

пород

р а з р а б а т ы в а е м о г о

забоя

с заметными

 

нарушениями

монолитности

горного массива.

Д а л ь н е й ш а я гидравлическая

раз­

работка забоя осуществлялась без интенсивных обрушений при подработке уступа. Струя гидромонитора легко р а з м ы в а л а поро-


ду, и пульпа сравнительно равномерно поступала к зумпфу зем ­ лесоса. Предварительное рыхление красно-бурых глинистых пород буровзрывным методом позволило увеличить производительность

гидромомиторно-землесосных

 

установок

на

Зыряновском карьере

в 2,5—3,5 раза [17, 18].

 

 

 

 

Наибольший

объем

работ

по предварительному рыхлению был

выполнен в 1965 г. Основные показатели

этих работ приведены

ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

Число

пробуренных и взорванных скважин

для

предваритель­

ного

рыхления

глинистых

пород

 

196

Средняя глубина

скважины,

м

 

14,5

Объем

разрыхленной

породы,

тыс. м3

 

275

Выход

разрыхленной породы с 1 скважины,

м3

96,7

Общий

расход

ВВ, т

 

 

 

 

39,6

Удельный расход

ВВ, г/м3

 

 

 

144

5

Рис. 12. Схема гидровскрышных работ на Южно-Лебедпнском карьере:

7 — г н д р о м о п н т о р н о - з е м л е с о с н ы е у с т а н о в к и ; 2 — в о д о в о д ы и п у л ь п о в о д ы ; 3 — б у р о в ы е с т а н к и

Удельные затраты, связанные с применением

предварительного

рыхления

пород буровзрывным способом на Зыряновском

карьере,

составили 0,047 руб/м 3 .

 

 

 

 

Применение буровзрывного рыхления позволило снизить зат­

раты на

размыв породы

на

57% и удельный расход электроэнер ­

гии на 50%.

'

 

 

 

 

Ю ж н о - Л е б е д и н с к и й

к а р ь е р . В первый период строи­

тельства

и

эксплуатации

Южио - Лебединского

карьера

при вы­

полнении вскрышных работ использовались три технологические схемы. П е р в а я схема была основана на применении плавучих зем­

лесосных снарядов . Пр и второй и третьей

схемах

использовались

гидромониторно-землесосные, установки.

Породы

р а з р у ш а л и с ь

струей гидромонитора без предварительного рыхления, а затем, по мере увеличения сопротивляемости горных пород гидравлическому разрушению, стали применять предварительное рыхление с пос­

ледующим

размывом .

 

 

 

 

 

И з рис.

12 видно,

что на первом,

втором

и третьем

уступах,

породы которых представлены плотными глинами

и полускаль-

пыми мело - мергельными отложениями, гидравлическое

р а з р у ш е ­

ние горного

массива

ведется с предварительным рыхлением буро­

взрывным способом.

Н а нижнем уступе, представленном

сеноман-

альбекими

песками,

гидравлический

размыв

забоя

осуществлял -