Файл: Хныкин В.Ф. Гидровскрышные работы на карьерах горнорудной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
бедйпском карьере резко снизилась, простой |
из-за налипания мели |
||||
достигли 60% общего |
времени простоев, в |
2,5 раза уменьшилась |
|||
производительность |
комплекса. |
|
|
|
|
Вследствие изменения физико-механических |
свойств р а з р а б а |
||||
тываемых меловых пород была применена |
принципиально |
новая |
|||
технологическая схема вскрышных работ с |
использованием ротор |
||||
ного экскаватора |
и |
гидромониторно-землесосной |
установки |
[16]. |
j L |
_• |
|
|
и І І І І І І І І І І ' Ц И Н Н И И |
Т7ТТ17171717171717 |
|
О* |
Рис. 11. |
Технологическая |
схема |
|
|
||||
|
вскрышных |
работ на |
Лебединском |
|
|
карьере с |
применением роторного |
||
|
экскаватора и гидромониторно-земле |
|||
|
сосной установки |
|
||
tit |
|
|
|
|
н і |
|
|
|
|
Проведенные в |
Н И И К М А исследования |
показали, |
что |
время, |
в которое начинают |
проявляться тиксотропные |
свойства |
п е р е у в л а ж |
ненного мела,, зависит от длины транспортирования мела по кон
вейерам . Критическая длина транспортирования переувлажненного |
|
мела по ленточному конвейеру для условий Лебединского |
карьера |
составляет 1500 м. Р е з у л ь т а т ы у к а з а н н ы х исследований |
были ис |
пользованы при разработке новой технологической схемы вскрыш
ных работ на |
Лебединском карьере . |
|
К а к видно |
из рис. 11, при этой схеме применяется |
следующее |
оборудование: |
роторный экскаватор / ЭРГ-350/1000 с |
забойными |
и бортовыми конвейерами 2, забойный землесос З 20Р-11 м, перег рузочная станция 4, пульповод 5 диаметром 700 мм, перекачной землесос 20Р - 1ІМ, насосная станция 2 2 Н Д с , водовод 6 диаметром 600—700 мм и два гидромонитора 7 КУГУ-350/200 с дистанцион ным управлением . Вместо сложной системы конвейеров с пятью
перегрузочными станциями |
и отвалообразователем, применявшейся |
||||
д о 1966 |
г., в |
новой |
схеме |
были использованы |
только забойные |
(длиной 1000 |
м) и бортовой (300 м) конвейеры с двумя перегру |
||||
зочными |
станциями . |
Порода, р а з р а б а т ы в а е м а я |
роторным экска - |
ватором, |
через забойный и бортовой конвейеры |
подается в отвал, |
|||||||||||
где размывается струей гидромонитора. |
Р а з м ы т а я |
порода в |
виде |
||||||||||
пульпы |
самотеком |
поступает в зумпф |
стационарного |
землесоса |
|||||||||
20Р-1ІМ, |
откуда по трубопроводу |
подается |
в |
гндроотвал. |
Д л я |
||||||||
преодоления сопротивления в трубопроводе на трассе |
пульповода |
||||||||||||
смонтирована землесосная станция второго подъема. |
|
|
|
||||||||||
Пункт перегрузки породы представляет собой открытый забой |
|||||||||||||
высотой |
17 м, на |
верхней |
площадке |
которого |
размещен концевой |
||||||||
б а р а б а н |
бортового |
конвейера, а на |
подошве |
уступа |
расположены |
||||||||
землесосная |
установка |
с |
зумпфом |
и гидромониторы. |
Расстояние |
||||||||
м е ж д у зумпфом землесоса |
и отвалом |
горной породы, |
разгружаемой |
||||||||||
с бортового конвейера, |
составляет |
30—40 м. Н а откосе уступа |
пунк |
||||||||||
та перегрузки |
был установлен металлический экран дл я |
улучшения |
р а з м ы в а отвала породы и предотвращения обрушения уступа. Ма
ксимальная емкость отвала породы в пункте |
перегрузки составля |
||
ла около 1,5 |
тыс. м 3 . Р а з м ы в отвала |
породы |
осуществлялся гидро |
мониторами |
при напоре 70—90 м и |
расходе |
воды 2900—3200 м 3 /ч, |
часть воды поступала самотеком в зумпф землесоса. Уклон подош вы забоя в пункте перегрузки составлял 8—10° и был вполне до статочным дл я самотечного транспортирования образующейся в процессе размыва пульпы к зумпфу землесоса.
При совместной работе роторного экскаватора и гидромонитор но-землесосной установки были получены высокие технико-эконо мические показатели, которые приведены ниже.
Объем вскрышных пород, тыс. м 3 |
|
|
|
|
1400 |
|||||||||
Общая |
длина |
транспортирования |
породы, км |
|
|
|
5,2 |
|
||||||
в том числе |
гидротранспортом, |
км |
|
|
|
3,9 |
|
|||||||
Производительность установки: |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
за |
1 ч чистой |
работы, |
м3 |
|
|
|
|
|
|
706 |
|
|||
среднемесячная, тыс. м 3 |
|
|
|
|
|
|
200 |
|
||||||
Среднегодовая |
численность |
трудящихся |
|
|
|
66 |
|
|||||||
Производительность труда рабочего, тыс. мэ /год |
|
|
21,2 |
|
||||||||||
Коэффициенты |
использования: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
календарного |
времени |
|
года |
|
|
|
|
|
0,23 |
|||||
времени сезона работы |
|
|
|
|
|
|
|
0,36 |
|
|||||
Удельный расход |
электроэнергии |
на размыв |
и |
гидротранс |
|
|
||||||||
портирование породы, квт-ч/м3 |
|
|
|
|
|
4,5—5,5 |
||||||||
Удельный расход воды, м3 /м3 |
|
|
|
|
|
3,6—4,6 |
||||||||
Стоимость разработки |
1 м 3 |
породы, |
руб |
|
|
|
0,55 |
|||||||
в том числе по размыву |
и гидротранспортированню, руб. . |
0,17 |
|
|||||||||||
Совместная работа роторного экскаватора и гидромониторно- |
||||||||||||||
землесосной установки |
при |
разработке |
переувлажненных |
полу |
||||||||||
скальных меловых пород второго горизонта |
Лебединского |
карьера |
||||||||||||
позволила |
увеличить |
в |
1,4 |
раза |
производительность |
комплекса, |
||||||||
в 2,5 раза объем вскрышных работ за сезон, в 1,8 раза |
коэффици |
|||||||||||||
ент использования рабочего времени, в 2,7 |
раза |
производитель |
||||||||||||
ность одного рабочего, |
а т а к ж е |
|
уменьшить |
в 2 |
раза |
стоимость |
||||||||
вскрышных |
работ. |
Б л а г о д а р я применению |
гидромониторно-земле |
|||||||||||
сосной установки капитальные затраты на |
транспортное оборудо |
|||||||||||||
вание уменьшились |
в 4,2 |
раза . |
|
|
|
|
|
|
|
Отличительной особенностью повой технологической схемы ве дения вскрышных работ является то, что роторный экскаватор вы полняет фактически функции механического рыхлителя породы,
которая в дальнейшем подвергается |
гидравлическому |
разрушению |
и размыву гидромониторной струей. |
Д л я уменьшения |
кусковатости |
мела, подаваемого в отвал для размыва, на роторном колесе эк скаватора были установлены дополнительные р е ж у щ и е кромки. В результате этого производительность комплекса увеличилась.
Вскрышные работы по новой технологической схеме продолжа лись на Лебединском карьере в 1968 и 1969 гг.
Опыт эксплуатации роторных экскаваторов в сочетании с гидро- мониторно-землесосньгаи установками на Лебединском карьере позволил установить возможность с достаточно высокой произ
водительностью и |
экономической эффективностью |
р а з р а б а т ы в а т ь |
|
и транспортировать |
на |
значительные расстояния |
сильно нали |
пающие тиксотропные |
породы. |
|
§4. ГИДРОВСКРЫШНЫЕ РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ БУРОВЗРЫВНОГО МЕТОДА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЫХЛЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД
Гидравлическое разрушение горных пород с предварительным рыхлением взрывным способом применяется в широких м а с ш т а бах на карьерах горнорудной промышленности. Н а и б о л ь ш е е рас пространение этот метод получил при разработке трудноразмывае - мых глинистых и полускальных мело-мергельных пород. Примене ние предварительного рыхления взрывами позволяет нарушить связность и монолитность р а з р а б а т ы в а е м ы х пород, что способст вует, в свою очередь, снижению удельных расходов воды при раз мыве разрыхленных пород гидромониторными струями. Особенно сти технологии гидровскрышных работ с применением предвари тельного рыхления пород буровзрывным способом определяются физико-механйческими свойствами пород и условиями их разра ботки. Н а и б о л ь ш и й интерес представляет опыт применения пред варительного рыхления трудноразмываемых пород взрывными работами на Зыряиовском и Южно - Лебединском карьерах, где с помощью гидромеханизации в различные годы были выполнены значительные объемы вскрышных работ.
З ы р я н о в е к и й к а р ь е р . Верхняя часть вскрышных по род на Зыряиовском карьере, представленная четвертичными отло
жениями |
(в |
основном глинистыми |
суглинками |
буровато - желтого |
|
цвета мощностью до 15 м ) , |
р а з р а б а т ы в а л а с ь без |
предварительного |
|||
рыхления. |
В |
дальнейшем |
условия |
применения |
гидромеханизации |
усложнялись в связи с переходом вскрышных работ на следующий
горизонт, который |
был представлен плотными глинами. |
|
|
||
Д л я |
повышения |
производительности |
гидромониторно-землесос- |
||
пых установок при |
разработке плотных |
глинистых пород |
на |
З ы р я |
|
иовском карьере были проведены опыты |
по предварительному |
рых |
|||
лению |
породы различными способами — механическими, |
с исполь- |
зованием экскаватора — п р я м а я |
лопата |
СЭ-ЗУ, д р а г л а й н а |
ЭШ-4/40, |
|
бульдозеров Д-522 |
и буровзрывным . Исследованиями установлено, |
|||
что в условиях Зыряновского карьера |
наилучшие технико-экономи |
|||
ческие показатели |
достигаются |
при |
предварительном |
рыхлении |
плотных глинистых пород буровзрывным способом. Поэтому на чиная с 1964 г. все гидровскрышные работы на карьере выполня лись только по этой технологической схеме.
При гидравлической разработке вскрышных пород на З ы р я н о в - ском карьере высота уступа составляла 18—20 м. Д л я бурения скважин применяли самоходный шнековый станок УГБ-50А, смон тированный на базе автомашины ГАЗ - 63 . Производительность станка при диаметре скважин 180 мм составляла 45 м/смену, т. е. примерно 2,5 скважины в смену.
Эффективность взрывного рыхления горных пород на гидро вскрышных разработках в . значительной степени зависит от кон струкции з а р я д а , типа В В и параметров буровзрывных работ. При менение сплошных з а р я д о в по всей длине скважины не обеспечива ло должного эффекта при рыхлении глинистых пород, поскольку в этом случае значительная часть энергии взрыва расходуется не на разрыхление породы, а на ее выброс. Опытные взрывы при указан
ной |
конструкции з а р я д а показали т а к ж е , что в нижней части |
р а з |
||||||
рабатываемого уступа в этих условиях |
порода |
плохо рыхлится, а |
||||||
в верхней части подвергается сильному разбросу |
(до 40 м ) . П о э |
|||||||
тому |
д л я |
предварительного |
рыхления |
был принят котловой |
спо |
|||
соб |
з а р я ж а н и я скважин . Д л я этого скважины |
перебуривались |
на |
|||||
1,5—2 м ниже подошвы уступа и простреливались |
з а р я д о м |
В В ве |
||||||
сом |
1,5—2 |
кг. З а т е м в образовавшийся |
котел |
у к л а д ы в а л с я |
основ |
|||
ной |
з а р я д |
весом 300—400 |
кг. В зависимости |
от |
обводненности |
скважин в качестве ВВ применялся патронированный аммонал или зерногранулит и аммонал в порошке.
Опытным путем [17] было установлено оптимальное |
расстоя |
ние м е ж д у с к в а ж и н а м и , равное 12 м. При, высоте уступа |
15—20 м |
оказалось целесообразным применять однорядное взрывание при расстоянии между соседними р я д а м и скважин 20—25 м. Обычно одновременно взрывалось 8—12 скважин . Объем разрыхленной взрывом породы составлял 36—40 тыс. м 3 , что обеспечивало ра
боту двух гидромониторно-землесосных установок 20Р-11 в |
тече |
ние 4—5 суток при трехсменной работе. Во время размыва |
раз |
рыхленных пород струей гидромонитора буровой станок исполь
зовался д л я |
бурения |
скважин в соседнем блоке. |
В |
тех |
случаях, |
|||||
когда |
высота |
уступа |
не превышала 6—7 м, применяли |
одновремен |
||||||
ное взрывание 3—-4 |
рядов скважин |
с расстоянием |
между |
рядами |
||||||
10 м и м е ж д у с к в а ж и н а м и 8 м. |
|
|
|
|
|
|
||||
После |
п з р н в а н и я |
наблюдалось |
з н а ч и т е л ь н о е ' оползание |
гор |
||||||
ных |
пород |
р а з р а б а т ы в а е м о г о |
забоя |
с заметными |
|
нарушениями |
||||
монолитности |
горного массива. |
Д а л ь н е й ш а я гидравлическая |
раз |
работка забоя осуществлялась без интенсивных обрушений при подработке уступа. Струя гидромонитора легко р а з м ы в а л а поро-
ду, и пульпа сравнительно равномерно поступала к зумпфу зем лесоса. Предварительное рыхление красно-бурых глинистых пород буровзрывным методом позволило увеличить производительность
гидромомиторно-землесосных |
|
установок |
на |
Зыряновском карьере |
||||
в 2,5—3,5 раза [17, 18]. |
|
|
|
|
||||
Наибольший |
объем |
работ |
по предварительному рыхлению был |
|||||
выполнен в 1965 г. Основные показатели |
этих работ приведены |
|||||||
ниже. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Число |
пробуренных и взорванных скважин |
для |
предваритель |
|||||
ного |
рыхления |
глинистых |
пород |
|
196 |
|||
Средняя глубина |
скважины, |
м |
|
14,5 |
||||
Объем |
разрыхленной |
породы, |
тыс. м3 |
|
275 |
|||
Выход |
разрыхленной породы с 1 скважины, |
м3 |
96,7 |
|||||
Общий |
расход |
ВВ, т |
|
|
|
|
39,6 |
|
Удельный расход |
ВВ, г/м3 |
|
|
|
144 |
5
Рис. 12. Схема гидровскрышных работ на Южно-Лебедпнском карьере:
7 — г н д р о м о п н т о р н о - з е м л е с о с н ы е у с т а н о в к и ; 2 — в о д о в о д ы и п у л ь п о в о д ы ; 3 — б у р о в ы е с т а н к и
Удельные затраты, связанные с применением |
предварительного |
|||||
рыхления |
пород буровзрывным способом на Зыряновском |
карьере, |
||||
составили 0,047 руб/м 3 . |
|
|
|
|
||
Применение буровзрывного рыхления позволило снизить зат |
||||||
раты на |
размыв породы |
на |
57% и удельный расход электроэнер |
|||
гии на 50%. |
' |
|
|
|
|
|
Ю ж н о - Л е б е д и н с к и й |
к а р ь е р . В первый период строи |
|||||
тельства |
и |
эксплуатации |
Южио - Лебединского |
карьера |
при вы |
полнении вскрышных работ использовались три технологические схемы. П е р в а я схема была основана на применении плавучих зем
лесосных снарядов . Пр и второй и третьей |
схемах |
использовались |
гидромониторно-землесосные, установки. |
Породы |
р а з р у ш а л и с ь |
струей гидромонитора без предварительного рыхления, а затем, по мере увеличения сопротивляемости горных пород гидравлическому разрушению, стали применять предварительное рыхление с пос
ледующим |
размывом . |
|
|
|
|
|
И з рис. |
12 видно, |
что на первом, |
втором |
и третьем |
уступах, |
|
породы которых представлены плотными глинами |
и полускаль- |
|||||
пыми мело - мергельными отложениями, гидравлическое |
р а з р у ш е |
|||||
ние горного |
массива |
ведется с предварительным рыхлением буро |
||||
взрывным способом. |
Н а нижнем уступе, представленном |
сеноман- |
||||
альбекими |
песками, |
гидравлический |
размыв |
забоя |
осуществлял - |