Файл: Сочивко В.П. Человек и автомат в гидросфере очерки системотехники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 95
Скачиваний: 0
Г л а в а т р е т ь я
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
. . .Подводный мир более враждебен человеку, чем космос.
С. Карпентер
До сих пор не создано снаряжение, делающее пол ностью безопасным длительное пребывание человека под водой. Организму человека под водой угрожают много численные опасности: переохлаждение, удушье, нарко тическое отравление, стресс1 и др. Одни из них дают себя знать сразу же после погружения, другие — спустя некоторое время.
Несколько условно все воздействия гидросферы на человека можно разделить на два класса: 1) соматические, или физиологические; 2) психические. Разделение на «чисто» физиологическое и «чисто» психическое возможно только в абстракции, так как это два аспекта единого процесса жизнедеятельности человека. Ряд психологов определяет психическое как проявление физиологического. И. П. Павлов сформулировал известное положение о том, что условный рефлекс представляет собой одновременно физиологическое и психическое. Но в- ряде случаев пред ложенное условное разделение оказывается удобным.
На суше человек может позволить себе некоторую не брежность в регулировании параметров внешнего воздей ствия, так как обладает колоссальными резервами за счет физиологической избыточности. Классик физиоло гии У. Кэннон установил, что человек обычно использует
1 Стресс— крайняя форма психической напряженности, нервноэмоциональное состояние на грани срыва.
70
только 7% дыхательной поверхности легких, и этого вполне достаточно ' для эффективного газообмена. Для всех других органов также существует 3—15-кратный запас, характеризующий резервы организма. Можно предполагать, что имеются резервы и психики, хотя их количественная оценка затруднена.
Интуитивно существование резервов организма осо знается многими. Отсюда и проистекает ошибочное в целом представление о неисчерпаемых резервах организма чело века (Ф. М. Достоевский даже предлагал определять человека как существо, способное ко всему привыкнуть). Гидросфера, биологически чуждая человеческому орга низму, может очень быстро разрушить иллюзии такого рода.
Однако, коль скоро пребывание человека в гидросфере становится необходимым для участия в сложных произ водственных процессах и для изучения гидросферы, при ходится тщательно исследовать психофизиологические барьеры и изыскивать пути их преодоления.
Большинство факторов обитаемости подводных жилищ, аппаратов, судов подлежит нормированию. Среди них — объем воздушного пространства, газовый состав, предельно допустимые концентрации вредных примесей, ионный состав атмосферы, микробная загрязненность, относитель ная влажность, температура и ее колебания, скорость движения вентиляционной струи, уровень шума, осве щенность, количество и расположение приборов и органов управления, предметное и цветовое оформление и ряд других. Однако, учитывая реальные возможности совре менной техники и другие соображения, почти всегда при ходится идти на определенный компромисс между стрем лением обеспечить идеальные условия обитаемости и воз можностями проектирования и изготовления опытных образцов подводных сооружений.
В настоящее время ученые разных специальностей ведут интенсивные поисковые работы, направленные на решение труднейших проблем обитаемости. В частности, во всем мире ведутся поиски дыхательных средств, кото рые были бы построены на совершенно новых принципах. Предлагаются различные способы регенерации воздуха, пластмассовые мембраны, искусственные жабры, биоло- . гические фильтры, биотехнические системы газоснабже ния с использованием бактерий, подача в легкие насыщен ной кислородом жидкости и т. д. Некоторые из предлагае
71
мых способов будут рассмотрены в последующих пара- ^ графах.
Обсуждаемая в данной главе проблема имеет специ фические аспекты, связанные с учетом психофизиологи ческих факторов в системе человек—машина. Эти вопросы будут нами рассмотрены в следующих главах.
Огромный интерес представляют методики психофи зиологических исследований. Такие методики в настоя щее время разработаны, и в соответствии с ними прове дены интересные экспериментальные исследования как в реальных условиях гидросферы, так и в лабораторных условиях с имитацией глубоководного погружения. Учи тывая специфику такого рода частных методик, интерес ных далеко не каждому читателю, ограничимся в даль нейшем общим описанием проблемы.
§ 6.
Физиологические барьеры
• ■
После миллионов лет изгнания человек вернулся в море, вер нулся в свой древний дом.
Артур Кларк
Одной из самых серьезных опасностей подводных погружений является опасность, угрожающая человеку со стороны внешнего давления гидросферы. Находясь в воде или в подводном жилище со свободным выходом, гидронавт уже на глубинах до 200 м испытывает избыточ ное давление на поверхность тела до 20 кгс/см2 и более.
Само по себе избыточное давление такого порядка не является, по-видимому, губительным для живого орга низма. Многочисленные эксперименты на подопытных животных — мышах, козах, собаках — показывают, что млекопитающие выдерживают избыточное внешнее дав ление, превышающее 100 кгс/см2. Известны также досто верные факты, когда млекопитающие в естественных усло виях подвергаются очень высокому внешнему давлению — ластоногие и китообразные ныряют на большие глубины. Так, в 1955 г. у побережья Южной Америки был найден кашалот, запутавшийся в подводном телефонном кабеле на глубине 1200 м, а в 1951 г. подобный случай был зафик сирован на глубине 2200 м (сам факт запутывания каша лотов в кабеле специалисты склонны объяснять тем, что
72
кашалот принимает кабель за щупальца гигантских каль маров, которыми он преимущественно питается, ныряя
в глубину).
Таким образом, само по себе избыточное давление даже такого порядка не является губительным для млекопитаю щих, а значит, можно предполагать, и для человека. Однако преодоление перепадов давления уже таит в себе опас ность. Чем больше глубина погружения, тем меньше вре мени человек может оставаться под водой, если вслед за этим предполагается всплытие, тем продолжительнее сту пенчатая декомпрессия при подъеме его на поверхность.
Объясняется это тем, что при нормальном барометри ческом давлении в нашем организме растворено около 1 л азота. С погружением в воду, а значит, с повышеңием давления, это количество возрастает. Полное насыщение организма азотом при установившемся давлении (на за данной глубине) происходит через длительное время — порядка 6 ч. При подъеме, с уменьшением давления, процесс идет в обратном порядке: растворенный газ стремится выйти из тканей организма. При очень медлен ном подъеме это выделение может происходить посте пенно, в основном через легкие человека. При быстром подъеме газ в виде пузырьков интенсивно выделяется из тканей организма в кровь. Последствия такого «вскипа ния» крови в крупных и мелких кровеносных сосудах могут быть самыми трагическими. Поэтому минуты пре бывания на глубине требуют затем многочасового подъема, а физическая работа на глубине значительно удлиняет и без того большой период декомпрессии.
Огромное практическое значение подводных жилищ как раз в том и состоит, что в какой-то степени снимйются времени ьіе ограничения пребывания на глубине: ведь время декомпрессии не изменяется от того, одни сутки или неделю пробыл гидронавт под водой.
Но вот гидронавт в подводном жилище. Некоторые из таких жилищ выглядят довольно уютными на кадрах цветных кинофильмов, а эргономика1 дает четкие реко
1 Эргономика — научное направление, основной задачей которого является исследование влияния, оказываемого на функциональное состояние и работоспособность, человека различными факторами окру жающей его физической среды (составом воздуха, освещением, шумом, перегрузками и т. д.), организацией рабочих мест, профессиональной пригодностью, подготовленностью. По результатам этих исследований вырабатываются рекомендации, направленные на оптимизацию трудо вой деятельности человека.
73
мендации по обеспечению комфорта (см. рис. 30). Однако даже при значительных затратах на оборудование, обе спечивающее комфорт, достигнуть нормальных условий обитаемости пока не удается. В большом числе факторов дискомфорта можно отметить следующие.
В атмосфере с повышенным содержанием гелия велика теплопроводность, в связи с чем тело человека даже при
температуре, намного превышающей так называемую «комнатную», интенсивно теряет тепло. Температура у гидронавтов повышается в среднем до 37,7° С, что медики связывают с особенностями атмосферы гелия. Повышенная влажность способствует простудным заболеваниям дыха тельных путей.
Анормальным является сам газовый состав, которым дышат гидронавты. Этот так называемый газовый коктейль того или иного состава обеспечивает минимальные жиз
74
ненные условия, но не оптимальный для организма газо вый обмен.
Практически во всех программах глубоководных по гружений значительное внимание уделяют медицинским наблюдениям и исследованиям: изучают состояние сер дечно-сосудистой системы, измеряют частоту дыхания, давление, температуру, пульс, снимают электроэнцефа лограмму, берут кровь. При этом у гидронавтов обнару живается отклонение от нормы ряда физиологических параметров организма.
Исследователи отмечают, что наиболее часты кожные заболевания гидронавтов. Специфика микроклимата под водных баз приводит к возрастанию общей бактериальной загрязненности воздушной среды и усилению болезне творных свойств микроорганизмов, причем, как показы вает анализ [16], основным источником бактериального загрязнения помещений является сам их обитатель. В то же время у гидронавтов резко снижаются бактерицидные, защитные свойства кожи. Это и обусловливает появление кожных заболеваний.
Своеобразие бактериальной микрофауны подводного жилища требует тщательного контроля его характеристик, наблюдений за иммунологическими реакциями гидронав тов. При отборе членов экипажа необходимо, помимо всего прочего, решать и вопрос об их биологической сов местимости, чтобы исключить возможность вредного взаимного влияния микрофлоры гидронавтов. Естест венно, что одновременно необходимо уделять большое внимание гигиенической обработке внутренних помещений и индивидуальным средствам гигиены.
Следует отметить, что после двух-трех суток пребыва ния в подводном помещении наступает стабилизация ряда физиологических показателей, устанавливается новое равновесное состояние организма, отличающееся от со стояния при обычных земных условиях и соответствую щее среде подводного помещения. Этот период можно охарактеризовать как период устойчивой адаптации. Ча стота дыхания и пульса, артериальное давление и другие физиологические показатели приходят у большинства гидронавтов в норму. Снимается спазм кровеносных ка пилляров, вызывавший их сужение.
Вместе с тем продолжает суммироваться негативное действие факторов подводной среды: нарастает апатия, возникает и развивается утомление, снижается физичес
75
кая работоспособность, обостряются катаральные явле ния в верхних дыхательных путях. Повышается чувст вительность кожи к микробам, в результате чего разви ваются гнойничковые заболевания. Изменяются защитные иммунологические реакции организма. Естественно, что происходят характерные изменения и в психической дея тельности гидронавтов, о чем будет идти речь в следующем параграфе.
Определенным ограничениям подвергается кухня гидронавтов. Но ведь питание следует рассматривать не только как источник энергии — широкая палитра вку совых эмоций скрашивает достаточно суровую жизнь подводных исследователей, поддерживает их настроение и работоспособность. Однако кухня подводных жилищ в значительной степени теряет то, что принято называть «букетом» и что влечет за собой сложный комплекс вку совых, обонятельных и 'зрительных ощущений.
Наиболее серьезное внимание должно привлекать то обстоятельство, что даже важные для жизнеобеспечения условия все еще плохо поддаются эффективному контролю и регулированию. Именно несовершенством существую щей техники жизнеобеспечения объясняется трагический случай, происшедший в начале эксперимента по про грамме «Силэб-3». Когда приборы на борту вспомогатель ного судна «Элк-Ривер» показали утечку гелия из еще не заселенного подводного дома «Силэб-3», трем гидронавтам было поручено выполнить на дне необходимые ремонтные работы. В специальной стальной камере высокого давле ния гидронавты спустились к подводной лаборатории. Они открыли входной люк, ведущий в лабораторию, и в этот момент нд телевизионном экране судна «Элк-
Ривер» руководители эксперимента увидели, как |
один |
из гидронавтов Б. Кэннон вдруг начал судорожно |
кор |
читься, хватаясь руками за шланг подачи воздуха к ин дивидуальному дыхательному аппарату. ' Напарник немедленно втащил Б. Кэннона в камеру-подъемник. Два гидронавта тщетно пытались привести пострадав шего в чувство на протяжении всех 40 мин (!), потребо вавшихся для подъема на поверхность.
Тщательная медицинская экспертиза показала исклю чительно высокое содержание углекислого газа в крови гидронавта. Из этого можно заключить, что он задох нулся вследствие неисправности в системе обеспечения глубоководного скафандра воздухом ' для дыхания.
76