ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
свидетельство на якорь, показанный на рис. 158. Если якорь на грунте за чтонибудь зацепится, то при рывке за буйреп срабатывает пружинный кулачок и одна из двух средних лап откидывается в сторону. При этом веретено свободно
отклоняется |
вверх на угол 130°. Якорь, не |
встречая никакого сопротивления, |
|
легко вытаскивается. Средние лапы, играющие роль захватов, принимают |
уча |
||
стие в работе якоря, если даже его веретено |
оторвалось от грунта. А вот |
дру |
|
гой принцип |
самоосвобождающегося якоря |
(рис. 159). Это конструкция |
аме |
риканца Г. Дайла, предложенная им в 1953 году. Чтобы освободить якорь, за цепившийся за чужую якорыцепь, нужно изменить направление тяги на 180°.
При |
этом |
якорная скоба |
цепи передвинется по веретену и приблизится к голов- |
нон |
части |
якоря. На рис. |
160 показан якорь, на который тоже был выдан патент. |
Он предназначен для использования на рейдовых стоянках со сменой приливноотливных течений. С изменением направлення течения судно начинает действо вать иа якорный канат с противоположной стороны. В этом случае скользящая
скоба передвигается |
к лапам якоря, они |
перекидываются и забирают |
снова |
уже |
|||
в противоположном |
направлении тяги. |
|
|
|
|
|
|
Несмотря на оригинальность идеи, конструкция этого якоря сложна |
и |
не |
|||||
надежна. |
|
|
|
|
|
|
|
За рубежом по принципу скользящей |
скобы |
разработано |
несколько |
конст |
|||
рукций самоосвобождающихся якорей-кошек. В |
случае зацепления такого |
якоря |
|||||
за какой-нибудь предмет на грунте его всегда можно вытащить, лишь |
только |
||||||
изменив направление' тяги якорь-цепи. Такие «кошки» находят |
широкий спрос у |
||||||
владельцев малых судов, которым часто |
приходится отдавать |
якорь |
на |
корал |
|||
ловом грунте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗОБРЕТЕНИЕ |
№ |
148337 |
Эксплуатируемые в настоящее время в нашей стране дноуглубительные не самоходные снаряды оборудованы тяжелыми однорогими якорями. Хотя прове денные Горьковским институтом инженеров водного транспорта исследования привели к появлению якоря Гошева—ГИИВТа, экипажам земснарядов все равно приходится работать с якорями большого веса.
Рис. 159. Принцип действия якоря Д а й ла
Рис. 160. Скользя щая скоба
117
На малых реках и каналах папильонажные якоря нередко приходится пере носить на руках. Иногда их необходимо закладывать на сухих песках на бе регу или в тех местах, где гарантийная глубина меньше метра и мотозавозня
пройти не может. В таких |
случаях |
«адмиралтейского инвалида» весом 250 — |
300 кг переносят вручную, |
шагая по |
колено в воде. |
Это и заставило бывшего командира-наставника технического флота Управ
ления канала имени Москвы Д . |
Горбунова в 1961 году заняться |
разработкой |
|||
легкого папильонажного якоря. |
Упорный, кропотливый труд этого инженера, бес |
||||
численное |
множество |
опытов на моделях привели к успеху. В сентябре 1961 года |
|||
Д. И. Горбунов подал заявку на разработанную им конструкцию |
однолапого |
||||
сварного якоря (рис. 161). |
|
|
|
||
Якорь |
Горбунова |
состоит из |
плоской лапы с двумя вертикальными |
щеками |
|
по бокам, |
которые в |
широкой части соединены двумя пластинками. |
Придавая |
||
жесткость |
всей конструкции, эти |
пластинки служат захватами. Вертикальные |
|||
щеки способствуют стабилизации |
лапы в горизонтальной плоскости |
на грунте. |
Роль веретена выполняет рама. Лапа соединена с рамой штоком, одновременно играющим роль монтажного стержня. С внешней стороны вертикальных щек приварены четыре упора, ограничивающие угол поворота лапы. Чтобы сделать
якорь разборным |
(лапа, |
рама |
и шток), изобретатель пропустил шток через сое |
|
динительную |
трубу, вваренную |
между щеками, и закрепил его болтом с гайкой. |
||
К рыму на |
этом |
болте |
можно |
крепить буйреп. Отданный с мотозавозни якорь |
падает на грунт одной из сторон: шток не дает ему упасть на щеку. При натя жении троса нижний захват начинает забирать грунт, разворачивая лапу якоря вниз. Якорь немного протаскивается, и острый носок врезается в грунт. Разво
рачивание лапы происходит до тех пор, пока веретено-рама |
не упрется |
в верх |
ние ограничители, образовав угол с осью лапы в 21°. |
|
|
Какова же держащая сила якоря. Горбунова? |
|
|
Осенью 1961 года Центральный научно-исследовательский |
институт |
экономи |
ки и эксплуатации водного транспорта, заинтересовавшись изобретением Д . Гор бунова, совместно с Управлением канала имени Москвы испытал якорь на реке Мокше.
Вот характеристики |
испытанной конструкции: |
вес — 30 кг, длина |
лапы — |
|||
700 |
мм, |
ширина лапы — 270 мм, угол |
разворота |
от горизонтали — 21°, |
началь |
|
ный |
угол |
атаки — 12°, |
максимальный |
угол атаки—70°, длина штока — 1250 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
zoso |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
\ ш |
|
|
|
|
||
Держащая сила якоря Горбунова на песчаном грунте средней крупности со |
|||||||||||||||
ставила 40 весов, то есть |
при весе якоря 30 кг |
максимальное |
тяговое |
усилие, |
|||||||||||
при |
котором якорь |
начал ползти, равнялось 1200 кг. Одновременно для срав |
|||||||||||||
нения испытывался |
однорогий |
адмиралтейский |
якорь весом |
75 |
кг. |
Он |
пополз |
||||||||
при |
тяговом |
усилии |
500 кг, то есть его держащая сила составила |
примерно |
7 |
||||||||||
весов. Для удержания з.емсн*аряда при тяговом |
усилии |
1200 |
кг |
потребовался |
|||||||||||
бы «адмиралтейский инвалид» весом 170 кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Заинтересовался |
якорем Горбунова и Горьковский институт |
инженеров вод |
|||||||||||||
ного транспорта. Автору книги довелось быть в |
составе |
комиссии по испытанию |
|||||||||||||
нового якоря весом 5 кг. |
Испытания |
проводились осенью |
1962 года |
на |
Греб- |
||||||||||
невских Песках на |
реке Оке в Горьком. Якорь Горбунова на этот раз |
сравни |
|||||||||||||
вался с однорогим |
якорем |
Гошева—ГИИВТа весом 6,15 |
кг. |
|
|
|
|
|
|||||||
Пятикилограммовый якорь Горбунова выдержал нагрузку в 874 кг. Во время |
|||||||||||||||
очередного |
протаскивания, когда стрелка |
динамометра дошла |
до отметки 117 |
кг, |
|||||||||||
якорь Гошева—ГИИВТа переломился |
в |
роге. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В 1962—1966 годах были разработаны рабочие чертежи этого якоря |
в весо |
||||||||||||||
вых |
категориях 5, |
30, 50 |
и 100 |
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1965 году краткое описание и чертежи двухкилограммового |
якоря |
Горбу |
|||||||||||||
нова |
опубликовал |
журнал |
«Техника |
молодежи». Редакция |
журнала |
и |
автор |
изобретения получили сотни писем от читателей. Конструкция якоря заинтере совала не только владельцев малых судов, но и строительные организации, в частности Всесоюзный научно-исследовательский институт землеройного маши ностроения, который в это время работал над проектом крупного землесоса для строительства Каракумского канала. Проект предусматривал оснащение земле соса стрелами для перекладки папильонажных якорей. Применение таких стрел позволяет в стесненных условиях канала обходиться без мотозавозни и не за
таскивать якоря вручную на |
откосы канала. |
Вот тут-то |
проектировщики и по |
няли преимущество якоря |
Горбунова. Ведь |
прочность |
и вес проектируемых |
стрел целиком зивисят от веса применяемых якорей, и если оснастить землесос
традиционными |
однолапыми якорями, то |
грузоподъемность |
стрел |
необходимо |
|||||
увеличить |
в 3—4 |
раза. Изготовили |
якорь |
Горбунова |
весом |
220 кг, |
(рис. 162). |
||
На рыхлом |
песке |
его держащая сила |
составила 38,5 |
веса |
(8,5 т), а на |
суглинке — |
|||
более 45 весов |
(более 10 г). При изменении угла тяги в |
горизонтальной плоско- |
стн |
на 30° якорь, не выходя нз |
грунта, поворачивался в |
сторону |
тяги, |
сохра |
|||
няя |
устойчивую держащую |
силу. |
|
|
|
|
|
|
ЯКОРЯ НЕОБЫЧНЫЕ |
|
|
|
|
|
|
|
|
В |
морской практике иногда |
возникают |
ситуации, когда |
нельзя |
применять |
|||
становые якоря. Например, |
при |
плавании |
во льдах якорь |
не |
опускают |
на дно, |
его только можно заложить в вырубленную во льду лунку. Но вес даже вспо могательного якоря-верпа или стоп-анкера на большом судне велик. Поэтому используют специальные ледовые якоря (рис. 163). Их переносят вручную или тащат на салазках. Ледовые якоря состоят обычно из одной лапы в виде куска профильной стали, загнутого крюком. С помощью этих якорей и буксирных ле бедок или шпилей иногда стаскивают застрявшее во льду судно. Основные требования, предъявляемые к ледовым якорям,— прочность и легкость.
На небольших судах иногда имеются заранее изготовленные плавучие якоря. Обычно такой якорь представляет собой парусиновый конус, в основание кото рого вшит металлический обруч или крестообразная распорка. К обручу при креплены три или четыре оттяжки, сходящиеся своими концами у кольца, в которое ввязан надежный трос, называемый дректовом. Кроме этого основного конца, с судна к плавучему якорю идет тонкий вытяжной линь. Он крепится к
вершине конуса |
якоря. |
Его назначение — облегчить выбирание плавучего |
якоря |
на судно. |
|
, |
|
Отданный на |
троссе |
с носа судна плавучий якорь, встречая в воде |
значи |
тельное сопротивление, позволяет удерживаться носом к ветру, не давая стихии развернуть судно лагом к волне, и намного уменьшает его дрейф в сторону
опасного берега. |
|
|
|
На больших судах, как правило, плавучих |
якорей нет. В случае |
необходи |
|
мости их изготавливают судовыми средствами |
из бревен, парусины и |
троса |
(или |
цепей). Существует множество конструкций |
плавучих якорей. Наиболее |
рас |
пространенные |
из них |
показаны на |
рис. 164. |
|
|
|
К числу |
необычных |
конструкций |
якорей следует |
отнести, |
так называемый |
|
«плавающий |
якорь». |
|
|
|
|
|
Иногда для |
проведения аварийно-спасательных |
работ по |
снятию судов с |
мели прибегают к завозке на шлюпках якорей большой держащей силы. Однако
перевозка |
тяжелых якорей на |
гребных судах — дело, |
требующее огромного |
опыта и |
сноровки,— не всегда |
удается из-за состояния |
моря. Во время второй |
мировой войны советские специалисты разработали конструкцию, показанную на
рис. |
165. Конструкция |
якоря железобетонная |
пустотелая. В |
веретене |
сделаны |
два |
завинчивающихся |
отверстия. Когда они |
закрыты, якорь |
может |
плавать. |
После того как шлюпка отбуксировала его на место закладки, пробки вывинчи
вают. |
Заполненный водой |
якорь погружается |
на грунт |
лапой вниз. Шток не |
дает |
ему опрокинуться на |
бок. По окончании |
операции |
водолаз подсоединяет |
к нижнему отверстию шланг воздушного компрессора. Затем изменением на правления тяги рог якоря выламывают из грунта и начинают нагнетать воздух. Якорь всплывает, шланг отсоединяют и оба отверстия завинчивают пробками. Якорь снова готов к буксировке.
Для стоянки под водой и для движения над морским дном глубоководных технических средств обычные становые якоря надводных судов совершенно не пригодны.