ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Если назначение обычного якоря — удерживать плавающее судно от переме щений только в горизонтальной плоскости, то подводный якорь, помимо этого, должен удерживать судно и от вертикальных перемещений.
При |
исследовании |
океанских глубин |
подводному |
техническому |
сред |
|||||||||
ству |
должна |
быть |
придана |
необходимая |
отрицательная |
плавучесть Р |
||||||||
(при |
этом |
P<G, |
где |
G—вес |
якоря в воде). Для удержания судна |
на |
месте |
|||||||
под водой якорь должен быть |
положен |
на |
дно. При этом его |
удерживающая |
||||||||||
сила |
будет |
равна Q=G—P и |
направлена вдоль якорного каната. Подводное |
|||||||||||
техническое |
средство |
окажется в положении, когда его якорь будет на панере, |
||||||||||||
т. е. якорь лежит на |
грунте, а якорный |
канат |
натянут |
вертикально |
усилием, |
|||||||||
равным удерживающей силе якоря, если |
не |
будут |
иметь |
место |
возмущающие |
|||||||||
силы |
Т, |
действующие |
в горизонтальной |
плоскости |
(например, подводные |
тече |
||||||||
ния |
или |
упор движителей). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Конструкция подводных якорей довольно проста. По форме она может быть цилиндром, усеченным конусом, шаром и т. д.
На батискафах «FNRS», «Trieste» и «Archimedes» вместо подводных якорей на стальных тросах использовали чугунные якорь-цепи, которые, как гайдропные
устройства дирижаблей, обеспечивают плавную покладку якорь-цепи на |
грунт, |
||
давая тем самым переменное значение силы Q, которое может быть |
неизвестно |
||
при приближении к грунту. По мере покладки цепи на грунт значение Q уве |
|||
личивается, так как G уменьшается, а Р увеличивается. При этом, |
если |
P=G, |
|
то |
подводное техническое средство автоматически зависнет над грунтом, |
встав |
|
на |
этот своеобразный подводный якорь. |
|
|
Как уже рассказывалось, самый тяжелый в мире станозой якорь корабля ве
сит 27,2 г. Такой вес якоря |
потребовался для |
американского |
авианосца |
типа |
||||||||
«Саратога», стандартное водоизмещение которого |
67 000 |
т. |
|
|
|
|
||||||
Сейчас тоннаж супертанкеров приближается к |
500 тыс. т. Каков |
же |
должен |
|||||||||
быть вес якоря на таком левиафане, если его рассчитывать строго по |
сущест |
|||||||||||
вующим нормативам? Вряд |
ли он даже весом 50 т сможет удержать на |
|
месте |
|||||||||
судно, осадка |
которого в грузу составляет около |
20, ширина — более 50 |
и |
дли |
||||||||
на — свыше 300 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Катастрофа |
с |
панамским |
танкером |
«Торри |
Каньон» |
наглядно |
показала, |
|||||
какую угрозу |
представляют |
танкеры |
грузоподъемностью |
200—300 |
тыс. т. Это |
|||||||
заставило |
кораблестроителей |
начать поиски новых принципов |
действия |
|
якоря |
|||||||
на грунте |
в целях увеличения его держащей |
силы. |
|
|
|
|
|
Рнс. 164. Плавучиеякоря для малых с у дов
Рис. 165. |
«Плаваю |
щий |
якорь» |
Рис. 166. Якорь-при>- сос
В 1966 году в США было запатентовано оригинальное устройство, названное
изобретателями «глубоководный якорь». Оно работает по принципу присоса |
к |
||||
грунту и обладает при сравнительно небольшом весе огромной |
держащей |
си |
|||
лой. Фактически это не якорь, а |
полый |
внутри металлический |
цилиндр |
с |
ост |
рой нижней кромкой. Сверху он |
закрыт |
тяжелой бетонной крышкой. |
Помимо |
якорь-цепи, к цилиндру подведен с судна шланг для отсоса и нагнетания воды, заполняющей полость цилиндра через его нижнюю открытую часть, когда он ло жится на грунт. По мере отсасывания воды цилиндр углубляется в грунт. Такой якорь держит, как говорится, мертво. Чтобы оторвать его от грунта, нужно уст ранить силу присоса. Это делается нагнетанием воды через шланг с помощью сжатого воздуха или насоса (рис. 166).
Одно из самых последних достижений в области якорного устройства — изо бретение ракетных якорей, работающих на твердом топливе. Их появление не сколько лет назад вызвано необходимостью обеспечить супертанкеры надежным средством стоянки в случае выхода из строя главного двигателя вблизи берега. Первые эксперименты в этом направлении, проведенные в шестидесятых годах Корпусом военных инженеров США, оказались успешными.
Опытный образец реактивного якоря весом 102 кг на испытаниях показал
держащую |
силу, превышавшую 22 |
т. Вставленная в корпус якоря |
ракета начи |
нала действовать, когда он достигал грунта. Под действием этой |
реактивной |
||
силы якорь |
заглублялся в твердый |
грунт на 10 м. |
|
Второй образец ракетного якоря весом 6,8 т показал на твердом грунте дер
жащую |
силу в 135 |
т, то есть держащую |
силу обычного якоря весом |
19 т. |
|
Оба |
реактивных |
якоря рассчитаны на |
разовое |
действие: выдернуть их из |
|
грунта |
практически |
невозможно. Нажав |
кнопку, |
командир корабля |
подрывает |
патрон, |
разобщающий якорь и якорь-цепь. |
|
|
Если в мировом танкерном судостроении не прекратится гигантомания, такие якоря пойдут в массовое производство и вытеснят привычные нам конструкции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прежде чем сделать заключение, кратко |
|
на |
В конструировании бесштоковых якорей начи |
|||||||||||||||||||||||||||||||
помним основные этапы развития якоря. |
|
|
|
нается |
новый |
этап — разработка |
якорей |
повы |
||||||||||||||||||||||||||
Использование |
древними |
мореходами |
якорных |
шенной держащей силы. Появляются якоря Дэн |
||||||||||||||||||||||||||||||
камней, корзин, мешков и колод с камнями или |
форта, |
Матросова, |
Шедлинга, |
|
Бекера, |
Горбуно |
||||||||||||||||||||||||||||
кусками олова... Робкие попытки увеличить дер |
ва, «Бадоксстато», «Пуланкер» и др. |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
жащую |
силу |
якорного |
камня |
кольями |
и |
при |
Таковы |
основные этапы |
эволюции |
судового |
||||||||||||||||||||||||
крепленными |
|
сучьями... |
Применение |
|
деревянных |
станового |
якоря. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
крюков. |
Наконец, |
изобретение |
|
штока, обеспечи |
Оставляя |
тему |
мертвых |
якорей |
в |
стороне, |
||||||||||||||||||||||||
вающего |
переворачивание |
якоря |
на |
рога. |
Рас |
коснемся |
технологии |
|
изготовления |
современных |
||||||||||||||||||||||||
пространение деревянных конструкций якорей с |
становых |
якорей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
каменными |
и |
свинцовыми |
штоками... |
Появление |
В |
|
наше |
время, |
в |
век |
сильно |
развитой |
химии |
|||||||||||||||||||||
лервых |
якорей из |
железа. |
Изобретение |
лап, |
и... |
|
||||||||||||||||||||||||||||
и металлургии в якорном производстве техноло |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
никаких усовершенствований в течение 14 веков... |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
гия — уже |
не проблема, |
над |
которой |
якорным |
||||||||||||||||||||||||||||||
Потом открыли чугун и применили |
водяные |
мастерам приходится ломать голову. Сейчас на |
||||||||||||||||||||||||||||||||
мельницы для приведения в действие кузнечных |
якоря |
идет сталь |
мартеновская |
бессемеровская |
||||||||||||||||||||||||||||||
молотов и горновых мехов, что во многом |
спо |
или выплавленная в электропечах. Уже давно во |
||||||||||||||||||||||||||||||||
собствовало улучшению технологии якорного про |
всех |
странах |
выработаны |
|
и |
действуют |
нормы |
|||||||||||||||||||||||||||
изводства. В России и во |
Франции |
появились |
для |
сталей |
как по |
механическим |
свойствам, |
так |
||||||||||||||||||||||||||
первые |
описания |
и |
инструкции |
по |
технологии |
и по химическому составу. Как и раньше, каж |
||||||||||||||||||||||||||||
производства |
якорей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дый |
откованный, отлитый |
|
или |
|
сваренный |
якорь |
|||||||||||||||||
Заметим, что вплоть до начала XIX века фор |
подвергается |
строгим |
официальным |
государствен |
||||||||||||||||||||||||||||||
ма якоря оставалась такой, какой ее изобразили |
ным |
испытаниям. |
Еще |
до |
изготовления |
якоря |
||||||||||||||||||||||||||||
римляне на колонне Траяна в 113 году до н. э. |
как |
продукции после полного химического ана |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Как |
уже говорилось, первое в истории |
науч |
лиза |
|
плавок |
стали |
их испытывают на растяже |
|||||||||||||||||||||||||||
ное обоснование наивыгоднейшей формы и про |
ние |
и |
определяют |
предел |
|
прочности |
и |
относи |
||||||||||||||||||||||||||
порций отдельных частей якоря принадлежит вы |
тельное удлинение. Более того, пробные планки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
дающемуся математику своего времени И. Бер- |
стали испытывают на загиб до угла 90° |
в |
хо |
|||||||||||||||||||||||||||||||
нулли |
(не зря его знаменитый «Мемуар о |
яко |
лодном |
состоянии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
рях», написанный в 1737 году, был удостоен выс |
Почти во всех морских странах, где есть якор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
шей премии |
|
Французской |
Академии |
наук). |
|
По |
ное |
производство, |
литые |
бесштоковые |
якоря |
|||||||||||||||||||||||
том появление печатных работ, которые коренным |
подвергают жестоким испытаниям: их сбрасыва |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
образом изменили технологию производства яко |
ют с |
высоты |
2,5—4,5 м |
плашмя |
|
на |
стальную |
|||||||||||||||||||||||||||
рей (Перинг и Котселл). |
|
|
|
|
|
|
|
|
плиту |
толщиной не менее |
|
100 |
|
мм> лежащую |
на |
|||||||||||||||||||
После |
учреждения |
в Англии |
«адмиралтейско |
ровном утрамбованном грунте. Литые адмирал |
||||||||||||||||||||||||||||||
го стандарта» и изобретения Несмитом парового |
тейские якоря при испытании сбрасывают |
пяткой |
||||||||||||||||||||||||||||||||
молота, наконец, |
разрешилась «вечная проблема» |
на две стальные болванки, положенные на сталь |
||||||||||||||||||||||||||||||||
соединения |
рога |
с |
веретеном. |
|
Портер |
изменил |
ную |
плиту |
|
таким |
|
образом, |
чтобы |
расстояние |
||||||||||||||||||||
незыблемый рисунок адмиралтейского якоря, при |
между ними составляло половину величины раз |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
думав |
качающиеся |
рога, |
сделав |
якорь |
более |
вала |
|
лап. При этом толщина болванок |
должна |
|||||||||||||||||||||||||
безопасным. Далее идут многочисленные, иногда |
быть |
|
такой, чтобы пятка якоря не могла |
в |
мо |
|||||||||||||||||||||||||||||
удачные, а порой просто нелепые попытки устра |
мент |
|
удара |
коснуться |
плиты. |
|
Испытание |
сбра |
||||||||||||||||||||||||||
нить у |
якоря шток, создавший морякам немало |
сыванием |
проводится |
|
при |
температуре |
массы |
|||||||||||||||||||||||||||
хлопот. Одна |
из |
удачных |
попыток |
|
приводит |
к |
якоря не ниже 0°С. Если даже якорь выдержи |
|||||||||||||||||||||||||||
изобретению грибовидного якоря (1850 год). |
вает |
|
это испытание, то его подвешивают |
и |
об |
|||||||||||||||||||||||||||||
Потом появляются коромысловые якоря Гау- |
стукивают молотком весом 3 кг. При этом |
чи |
||||||||||||||||||||||||||||||||
кинса, |
Мартина, |
Давида и |
других |
изобретателей. |
стый |
|
звон свидетельствует, что отливка не име |
|||||||||||||||||||||||||||
С якорей без штоков Бакстера, Марреля, Ингле- |
ет |
скрытых |
пороков |
Кроме |
|
перечисленных |
||||||||||||||||||||||||||||
фильда начинается эра втяжных якорей. Изобре |
испытаний, |
якоря подвергают |
пробе |
на |
прочность |
|||||||||||||||||||||||||||||
тение капитаном Холлом литой «коробки» с ла |
с помощью гидравлических станков. Одним сло |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
пами и захватами, соединенной с веретеном ко |
вом, прочность изготовленных в наши дни якорей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ротким |
|
болтом—цапфой, |
намного |
|
увеличивает |
(если они выдержали все испытания и не имеют |
||||||||||||||||||||||||||||
прочность |
конструкции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
пороков) |
не |
волнует |
|
тех, |
кому |
приходится |
ими |
|||||||||||||||||
Болдт |
и |
Сайке |
усовершенствуют |
холловский |
пользоваться. Сейчас |
моряков |
|
больше |
интересует |
|||||||||||||||||||||||||
проблема |
выбора |
оптимальной |
конструкции, |
ко |
||||||||||||||||||||||||||||||
якорь, |
заменяя болт-цапфу |
шаровидным |
концом |
|||||||||||||||||||||||||||||||
торая |
бы |
надежно обеспечивала |
якорную |
стоян |
||||||||||||||||||||||||||||||
веретена. Генрих |
Хейн |
доказывает |
вредное |
влия |
||||||||||||||||||||||||||||||
ку в |
самых |
трудных |
условиях |
на самых |
различ |
|||||||||||||||||||||||||||||
ние крюкообразных захватов |
«коробки» |
на |
|
дер |
||||||||||||||||||||||||||||||
|
ных |
грунтах, |
в зависимости от |
района |
плавания. |
|||||||||||||||||||||||||||||
жащую |
силу |
якорей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На этот |
счет |
многие |
наши |
кораблестроители и |
Итак, |
на |
1000 |
якорей |
приходится всего |
моряки |
склонны считать, что самой оптимальной |
174 якоря |
Холла и 218 якорей Байерса — конструк |
||||||
конструкцией |
якоря, |
якобы |
одинаково пригодной |
ция, о которой |
едва |
ли есть |
хотя бы упомина |
на всех видах грунта, является якорь Холла. Го |
ние в отечественной морской литературе. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ворят |
даже, |
эта |
конструкция |
самая |
распростра |
Говоря о современных становых якорях |
|
су |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ненная в |
мире. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дов мирового флота, еще раз хотелось бы обра |
|||||||||||||||||||||||||||
В |
добавление |
|
к тому, |
что уже сказано |
о хол- |
тить |
внимание |
читателей |
на |
то, |
что |
на |
страни |
||||||||||||||||||||||||||||||
ловских якорях, автор берет на себя |
смелость |
цы |
отечественной |
литературы |
по |
|
кораблестрое |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
попытаться |
опровергнуть |
такое |
мнение. |
|
|
|
нию |
и |
морской |
практике |
иногда |
|
попадают |
|
за |
||||||||||||||||||||||||||||
Из бесед с иностранными капитанами и пред |
поздалые |
|
сведения |
и |
ошибочные |
|
|
утверждения. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ставителями судоремонтных фирм стало очевид |
Чтобы |
|
не |
быть |
голословным, |
автор |
|
предлагает |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ным, что многие верфи таких стран, как Англия, |
открыть 422—423 страницы второго тома «Мор |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Голландия, |
Италия, Дания, |
Франция, |
США, уже |
ского |
словаря» |
(М., Оборонгиз, |
1959 г.). Вот, что- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
давно не поставляют холловские якоря на свои |
там |
написано: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
новые |
суда |
(видимо, по тем |
причинам, |
которые |
«Якорь |
Инглефильда |
(Inglefield's |
anchor) — |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
были |
изложены |
в |
восьмой |
главе |
этой |
книги). |
применяется |
в |
качестве станового |
|
якоря |
и |
верпа |
||||||||||||||||||||||||||||||
К этому следовало бы добавить, что в официаль |
в немецком флоте...». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
ных учебниках и руководствах по морской |
прак |
«Якорь |
Марреля |
|
(МаггеГс |
anchor) — приме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тике, издаваемых за рубежом, якорь Холла как |
няется во французском флоте. По своему устрой |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
конструкция даже не упоминается и его чертеж |
ству очень похож на якорь Инглефильда...». |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отсутствует. Он уже давно вытеснен более удач |
«Якорь |
Мартина |
(Martin's anchor) — якорь со- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ными |
и |
более |
надежными |
конструкциями. |
|
Что |
штоком, |
четырехгранным |
веретеном, |
с |
утолще |
||||||||||||||||||||||||||||||||
касается утверждения того, что якорь |
Холла — |
нием |
внизу, |
где |
проходят |
лапы, |
|
сделанные |
из- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
наиболее распространенный, автор имел возмож |
одного |
куска...». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
ность |
убедиться |
|
в |
ошибочности |
|
такого |
мнения, |
«Якорь |
Тайзака |
(Tyzack's |
anchor) — в |
отли |
|||||||||||||||||||||||||||||||
произведя |
своеобразный |
подсчет. |
Бывая |
в |
таких |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
чие |
от |
всех |
типов |
якорей |
имеет |
|
четыре |
лапы,, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
оживленных |
|
портах, |
как |
Роттердам, |
Лондон, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
две |
из |
которых |
(средние) |
служат |
|
для |
первона |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иокогама, |
Кобе, |
|
Осака, |
|
Ливерпуль, |
Гамбург, |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
чального |
|
разворота |
лап, а также |
для |
увеличения |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Бремен, |
Гавана |
и |
других, |
он |
записал |
названия |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
задерживающей |
силы |
якоря...». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
конструкций |
становых |
якорей иностранных |
су |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Разве |
|
можно |
назвать |
эти |
якоря |
современны |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дов, |
которые |
удалось |
увидеть |
достаточно близко. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ми? |
Сведения, |
попавшие |
по |
недоразумению |
в- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подсчет |
конструкций |
якорей |
|
был |
|
сделан |
по |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
словарь, |
имеют полувековую |
давность. Эти четы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1000 |
судов, |
куда |
вошли |
пассажирские |
лайнеры, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ре конструкции |
уже |
давно |
|
отжили |
свой |
век. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сухогрузы, |
танкеры |
и |
военные |
|
корабли. |
Суда |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Якорь |
|
Мартина |
невозможно |
втянуть |
|
в |
клюз. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
менее |
1000 |
брт, суда |
технического |
флота |
и |
про |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Технология |
якорей |
Инглефильда |
и |
Тайзака |
|
на |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мысловые |
не |
учитывались. |
Подсчет |
|
конструкций |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
столько |
|
сложна, |
что |
их уже |
никто |
не |
произво |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
проводился |
в |
течение |
полутора |
лет |
|
при посеще |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
дит. Якорь |
Марреля |
претерпел |
значительные |
из |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
нии |
указанных портов |
и |
трижды |
во |
время |
про |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
менения. |
|
Сейчас |
его |
изготавливают |
только |
в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
хождения |
Панамского |
|
канала. |
|
Практически |
в |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
литом |
|
варианте, |
и |
называется |
он |
|
уже |
якорем |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
эту |
тысячу |
вошли |
торговые |
суда |
под |
флагами |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Марреля—Фрерэ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
всех стран мира. Это позволило получить |
пред |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
В наше время, несмотря на огромное |
число- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ставление, какие конструкции сейчас в ходу. Вот |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
как |
распределились |
якоря по |
числу |
|
встреченных |
выданных патентов, количество конструкций ста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
на |
1000 |
судах: |
Байерса |
(три |
модификации) — |
новых якорей, встречающихся на крупных мор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
218, |
Холла |
(около |
десяти |
модификаций) |
—174, |
ских торговых судах и военных кораблях,- веро |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
типа «Нэшнл» (модификация якорей Данна, Па- |
ятно, |
не |
превышает |
50. |
Что |
касается |
малых |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
улла |
и |
Аллисона)—121, |
Болдта — 76, |
«Ансаль- |
судов — промысловых, |
спортивных, |
|
любительских, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
до»— 59, |
«Шпеканкер»— 48, |
|
«Юнион» |
(четыре |
включая |
|
катера, |
яхты и |
моторные |
|
лодки, |
то> |
|||||||||||||||||||||||||||||||
модификации) |
—42, |
Смита |
|
(две |
модификации |
число конструкций якорей и диапазон |
их |
моди |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
литой |
конструкции) |
— 37, Дэнфорта |
|
(две |
моди |
фикаций значительно выше. Их сотни... Прежде- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
фикации) — 34, |
|
«Адмирал»—30, |
|
«Пулаикер»— |
всего |
это десятки |
модификаций |
|
адмиралтейско |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
30, |
Грюзона—Хейна — 28, «Дредноут» |
(две моди |
го |
якоря. Из |
числа |
«патентованных» |
|
лучшими |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
фикации)— 24, |
Сайкса — 21, |
Марреля—Фрерэ — |
являются |
якоря |
Дэнфорта, |
Бекера, |
|
Нортхплла, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
18, |
|
Грюзона —16, |
«АС-'П» |
|
и |
«АС-14»— !2, |
«Плуганкер», |
Нурса, |
Матросова, |
|
Горбунова |
и |
|||||||||||||||||||||||||||||||
«Клип-анкер»— 5, |
неизвестные |
автору |
конструк |
другие, о которых уже рассказывалось |
в книге. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ции — 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Есть |
ли |
здесь |
смысл |
|
заниматься |
|
поисками |
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
новых |
|
решений, |
придумывать |
новые |
якоря? |
|
||||||||||||||||
Якоря типа «АС-11» и «АС-14» были |
встре |
С уверенностью можно утверждать, что смысл |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
чены |
на |
английских фрегатах |
и |
корветах. |
|
|
есть. В |
|
области |
проектирования |
новых |
конструк- |
ций якорей все еще остается широкое поле дея |
|
Так, в 1958 году моряки парохода |
«Сигулда» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тельности |
для |
изобретения |
такого |
якоря, |
кото |
при |
подъеме |
|
своего |
якоря |
|
зацепили |
|
и |
подняли |
||||||||||||||||||||||||||
рый бы сочетал в себе надежность . действия |
и |
со дня реки Даугава старинный железный якорь. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
простоту изготовления адмиралтейского якоря с |
Длина его веретена равна 3 м 30 см. Дубовый |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
удобством обращения втяжного якоря. Если бы |
шток якоря хорошо сохранился. Моряки |
|
переда |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
дно Мирового океана представляло собой одно |
ли его в Центральный Военно-морской музей |
в |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
родный грунт, то проблема выбора |
оптимальной |
Ленинграде, |
где |
специалисты |
определили, |
|
что |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
конструкции |
станового |
якоря |
давным-давно |
|
бы |
этот якорь принадлежал русскому военному ко |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ла бы решена. Но торговые |
|
суда |
вынуждены |
раблю времен Северной войны. Таким |
|
образом, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
становиться на якорь на самых различных грун |
сокровищница |
|
реликвий |
морской |
славы |
|
попол |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
тах: на жидком иле, где отданный якорь |
бук |
нилась |
еще |
одним |
интересным |
экспонатом — |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
вально |
в |
нем |
«плывет», |
и |
на |
очень |
|
крупной |
свидетелем |
легендарных |
событий |
эпохи |
Петра |
I . |
|||||||||||||||||||||||||||
гальке, |
на |
которой |
якорь |
«скачет». В первом |
слу |
|
Еще |
более |
ценная находка |
была |
сделана |
в |
|||||||||||||||||||||||||||||
чае |
надежнее |
держит |
якорь |
с длинными |
и |
|
ши |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
начале |
1970 |
года |
|
в |
песке |
на |
берегу |
одного |
из |
|||||||||||||||||||||||||||||||
рокими |
лапами, |
во |
втором — тяжелый, |
с |
корот |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
притоков |
Десны — реки |
Судостн. Это |
|
якорный |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кими |
и |
острыми. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
камень, |
возраст которого, |
по |
мнению |
|
ученых, |
||||||||||||||||||||||||
|
Будущим изобретателям якорей следует при |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
около |
2,5 |
тысячи |
|
лет. |
В то |
время |
в |
|
бассейне |
|||||||||||||||||||||||||||||||
жимать в расчет, что почти вековой опыт |
при |
реки Десны, в тихом Полесье, вдалеке от беспо |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
менения на морских судах втяжных якорей по- |
койных скифских степей, обитали племена, оста |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•казал: на «трудных» грунтах они не всегда обес |
вившие после себя так называемую |
Юхновскую |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
печивали |
надежную |
якорную |
стоянку. |
К |
этому |
археологическую |
культуру. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
добавим, |
что |
на земном |
шаре |
есть |
тысячи |
мест, |
|
Некоторые |
|
исследователи |
видят |
в |
юхновцах |
||||||||||||||||||||||||||||
где |
якорная |
стоянка |
опасна |
|
и |
затруднительна |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
предков |
современных |
славян. |
Находка |
якорного |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•из-за |
плохих |
грунтов |
и тяжелых |
метеорологиче |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
камня |
является |
убедительным |
|
доказательством |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ских |
условий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
того, |
что |
юхновцы |
активно |
|
пользовались |
водны |
|||||||||||||||||||||
|
На |
|
сегодняшний |
день |
еще |
полностью |
не |
|
ре |
ми путями, соединявшими их земли со |
|
степной |
|||||||||||||||||||||||||||||
шена проблема якорного устройства для легких, |
Скифией и греческими городами-колониями |
|
на |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
быстроходных судов. Достаточно сказать, что на |
берегах |
Черного |
моря. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
этих судах вес только одних якорей и якорных |
|
В июле того же года работники |
нефтегавани |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цепей доходит почти до 5% |
|
от |
водоизмещения, |
Махачкалинского порта на дне Каспия |
|
нашли |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
без учета веса клюзов, стопоров и цепных ящи- |
полуторатонный железный якорь с почерневшим, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
'Ков. Проектировщикам якорного устройства для |
словно обуглившимся, дубовым штоком. Истори |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
•современных судов приходится не только забо |
ки Дагестанского краеведческого музея опреде |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
титься о его надежности при возможно меньшем |
лили, что этот якорь попал на берег Каспия |
во |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
весе, но и учитывать ряд нововведений в |
судо |
время восточного похода Петра I , когда тот спу |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
строении |
последних |
лет. |
Например, |
внедрение |
стился |
на |
судах |
от |
устья |
Волги |
к |
югу |
|
вдоль |
|||||||||||||||||||||||||||
новых форм носового образования подводной ча |
западного |
берега |
Каспийского |
моря. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
сти |
корпуса |
(бульб) |
требует |
выноса |
клюзовых |
|
Одна |
из последних |
находок |
относится |
к |
осе |
|||||||||||||||||||||||||||||
труб |
в |
стороны |
или |
переноса |
их |
|
со |
скулы |
в |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
ни |
1971 |
года. Во |
|
время дноуглубительных |
работ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
корму. Немало |
хлопот |
вызывает |
и |
точное опре |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в |
Ленинграде |
на |
|
Неве, |
напротив |
Летнего |
сада,, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
деление |
соответствия |
типа той или |
иной |
формы |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
водолазы |
случайно |
зацепили |
тросом |
за |
лапу |
ста |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
«люза-ниши. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ринного |
якоря. С |
большим |
трудом |
его |
|
удалось |
|||||||||||||||||||||
|
С каждым годом к судостроителям предъяв |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
вытащить |
краном |
|
на баржу. Сейчас якорь |
стоит |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ляют |
все |
больше |
требований |
эстетического |
|
ха |
у |
трапа |
крейсера |
|
«Аврора». |
Его |
вес |
превышает |
|||||||||||||||||||||||||||
рактера. И в этом отношении заметим, что уста- |
3 т. Длина дубового штока, |
который |
|
отлично |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
:ревшая |
громоздкая |
|
конструкция |
якоря |
(нередко |
сохранился, достигает почти 4 м. Возможно, что |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
ржавого)даже в нише не будет соответствовать |
под |
слоем |
ржавчины |
специалистам удастся |
най |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
великолепным |
стремительным |
обводам |
|
носовой |
ти |
клеймо |
и |
|
разобрать |
надписи. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
части |
современного |
судна. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Такие |
находки |
|
надо |
хранить |
как |
|
реликвии |
||||||||||||||||||||||
|
И |
наконец |
несколько |
слов |
о |
найденных |
|
за |
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
славного прошлого нашего флота. Они |
|
отлично- |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
последние годы в нашей стране старинных |
яко |
впишутся в ансамбли наших приморских |
горо |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рях. Остается лишь сожалеть, |
что |
уже |
|
многие |
дов, украсят площади и скверы. Об этом можно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
символы надежды, канувшие в лету времен, по |
сказать словами известного писателя и |
|
моряка: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
недоразумению пошли на переплавку. Если |
|
за |
Джозефа Конрада: «Пусть это будет дань |
веч |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
думаться, их историческая ценность несравненно |
ному морю, кораблям, которых уже нет, |
|
и |
про |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
выше |
стоимости |
железа, |
из |
которого они |
сдела- |
стым |
людям |
окончившим свой |
жизненный |
путь»..- |
|||||||||||||||||||||||||||||||
«ы. К счастью, некоторые из |
найденных |
якорей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
удалось |
спасти. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|