Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действие сигнализатора СГГ, как и прибора ПГФ, основано на изменении электрического сопротивления іплатиновой нити,

включенной в схему

мостика Уитсона, под влиянием

повышения

температуры в результате сгорания контролируемого

газа.

Прибор состоит

из

датчика, электрического

блока

питания

•и вторичного прибора'Электронного

автоматического

потен­

ц и о м е т р а . Датчики

имеют взрывозащищенное

исполнение и мо ­

гут использоваться

в

помещениях

классов В-1, В-1 а

н В-1 б

по степени взрывоопасное™. Электрический блок и вторичный прибор изготовляются в нормальном исполнении.

При содержании определяемого газа более '/в от нижнего предела взрываемости автоматически включается цепь электри­ ческой сигнализации.

Для лросасывания исследуемого воздуха через датчик при­ бора* последний должен быть присоединен к вытяжной вентиля­ ции, дымоходу или иному отсасывающему устройству, чтобы создать для датчика перепад давления не менее 5 мм вод. ст.

Необходимость принудительного просасывания через прибор

контролируемого воздуха является его недостатком,

так

как

осложняется

возможность

.использования

прибора,

а надеж­

ность действия его ставится в зависимость от постоянства

про-,

сасывания через него воздуха.

 

 

 

 

Питание прибора осуществляется от сети переменного тока

напряжением

220 в ±10%',

частотой 50 гц±\%,

потребляемая

мощность 120

вт. Расход

контролируемого

воздуха

через

дат­

чик составляет 12—20 л/ч.

Прибор может работать

при темпера­

туре окружающего воздуха от —10 до -f-40°C. Нельзя устанав­ ливать датчик в запыленном помещении.

Продолжительность работы плечевых элементов около 4 мес. Максимальная длина монтажных электрических проводов меж­ ду датчиком и блоком питания — не более 80 м при соединении медным проводом с сечением 2,5 мм2.

Необходимо отметить, что приборы СГГ вследствие их срав­ нительно небольшой чувствительности сигнализируют лишь о приближении опасности взрыва. В условиях использования ис­ кусственных горючих газов, опасных прежде всего по своим ток­ сическим свойствам, эти приборы неэффективны. Кроме того, •очень малый объем пропускаемого через прибор воздуха опре­ деляет замедленную реакцию прибора на утечку в месте, уда­ ленном отдатчика даже на небольшое расстояние.

В эксплуатации эти газосигнализаторы не показали себя достаточно надежными и чувствительными приборами. Они тре­ буют постоянного наблюдения и проверки, а.также большого расхода плечевых элементов с платиновыми спиралями.

В последние годы начат выпуск более совершенных электри­ ческих газосигнализаторов СВК-ЗМ1. Прибор реагирует на сго­ рание газа, появляющегося в контролируемом воздухе, на ката­ литически активной окиси алюминия, покрытой палладием.


Контролируемый воздух инжектируется в датчик сжатым воздухом в количестве 150 л/ч при давлении 2,5—10 кГ/см2. Расход контролируемого воздуха 16± 1,5 л/ч.

Газосигнализатор СКВ-ЗМ1 реагирует на различные газы, в том числе: метан, пропан, бутан, водород и др.

Сигнал «Концентрация» дается сигнализатором через 30 сек после появления газа в воздухе, поступающем в датчик.

Питается прибор от сети напряжением 220 в. Потребляемая мощность 0,2 а. Датчик прибора взрывобезопасен.

Простые и достаточно надежные газосигнализаторы (ОПГ-1,. СПГ-1 и СПМ-1) начали выпускать Харьковский завод марк­ шейдерских инструментов и конотопский завод «Красный ме­ таллист».

Более совершенным прибором из перечисленных является, газосигнализатор СПМ-1. Прибор основан на термокаталитиче­ ском принципе действия. Контролируемый воздух за счет диф­ фузии и конвекции поступает через жалюзи и фильтрующуюперегородку в камеру сгорания. Камера взрывобезопасная. Прибор подает непрерывный звуковой сигнал при концент­ рации метана в поступающем в датчик воздухе 0,7%- Инерци­

онность

прибора не

более 1 мин.

 

Погрешность

срабатывания

±0,2%

СН4 . Сигнал

выключается

при понижении

концентрации

метана

до 0,2—0,4%'. Потребляемая

мощность (без гудка) до

20 вт.

 

 

 

 

 

Газосигнализатор заключен в пластмассовый корпус 252Х X156X80 мм. Благодаря тому что газосигнализатор мал по размерам, дешев и прост, он представляет несомненный инте­ рес для потребителей, расходующих небольшой объем газа. Вес прибора (без гудка) 1,8 кг.

Прибор предназначен для установки в подвалах, служебных помещениях й котельных.

Кроме стационарных газосигнализаторов имеются портатив- ~ ны-е электрические приборы, например переносное метан-реле СШ-2.

Этот прибор имеет автономное электрическое питание и осу­ ществляет непрерывное измерение содержания в воздухе мета­ на, а также автоматическое включение световой и звуковой сиг­ нализации при достижении концентрации метана 2%.

Пределы измерения метана: 0,5—2% по нижней шкале и 1— - 4%; по верхней (при нажатой кнопке). Точность измерения со­ держания метана (погрешность) по нижней шкале после про­ грева прибора в течение 20 лшн±0,3%; погрешность по верх­ ней шкале ± 0 , 5 % . Время срабатывания (инерция) сигнализа­ ции — не более 30 сек.

Питание прибора осуществляется от аккумуляторной бата­ реи 2КНГК-10д, обеспечивающей работу прибора непрерывно


Рис. 6. Схема деііствия инфракрасного га­ зосигнализатора

I — ннхромовые

излучающие

спирали;

2 — л о п а ­

сти обтюратора; 3 — сравнительная

камера:

4 —

рабочая

(измерительная)

камера; 5 — о к н а ,

про­

зрачные

для

инфракрасных

лучей;

S — лучепрн-

ємная камера;

7 — г и б к а я

диафрагма:

« — преоб­

разователь;

9 — милливольтметр;

10 — электро­

двигатель;

Л ось вращения

обтюратора

 

пбозЗу

не менее 10 ч. Прибор можна

уста­

навливать

непосредственно

у

мест

ведения 'Газоопасных работ.

 

 

Для

зарядки

аккумуляторов

применяют

зарядные устройства

ЗУ-IMP. Исполнение прибора руд­

ничное

взрывобезопасное.

Габари­

ты сигнализатора

215ХТ50Х&0

мм.

Вес 2,5

кг.

 

 

 

 

Инфракрасные

газосигнализаторы

Действие этой группы газосиг­ нализаторов основано на том, что разные газы различно поглощают проходящие через них

тепловые инфракрасные лучи. Принципиальная схема инфра­ красного газосигнализатора представлена на рис. 6. В верхней части прибора имеются две нагреваемые электрическим током ннхромовые спирали. Их тепловое излучение через проницае­ мые для инфракрасных лучей окна 5 попадает в две камеры: сравнительную 3 и рабочую 4. Далее инфракрасные лучи попа­ дают в лучеприемную камеру 6, разделенную на две части гиб­ кой диафрагмой 7 или микрофоном.

Перед камерами лучи проходят через обтюратор 2 из двух лопастей. Обтюратор вращается на вертикальной оси 11 с по­ мощью электромотора 10, причем лопасти при вращении пересе­ кают потоки лучей и прерывают их. В результате создаются прерывистые потоки лучей, проникающие в камеры 3 и 4.

Если в одной из камер 3 (сравнительной) находится воздух, а в другой 4 (рабочей)—газ, то прерывистый поток лучей, доходя до лучеприемной камеры 6, будет по обе стороны диаф­ рагмы-конденсатора создавать пульсирующие колебания давле­ ния из-за разной степени нагрева в обеих половинах камеры.

Колебания диафрагмы могут быть уловлены в виде

звука

или преобразованы преобразователем 8 в электрический

ток,

измеряемый милливольтметром 9. Последний может быть свя­ зан с записывающим и сигнализирующим устройством.


Стационарными приборами контролируют воздух в помеще­

ниях, передвижными — определяют утечки газа

из газопрово­

дов.

 

Передвижные инфракрасные сигнализаторы

устанавливают

на небольшие тележки или автомобили. Если газосигнализатор установлен на ручной тележке, то воздух от поверхности земли засасывается небольшим вентилятором, который прогоняет его через прибор. При содержании в воздухе у поверхности земли или дорожного покрова 0,005% газа прибор дает звуковой сиг нал.

Если прибор установлен на автомобиле, для просасывания через него контролируемого воздуха используется всасывающий патрубок двигателя, а для питания током используется автомо­ бильный аккумулятор.

При поисках утечек газа на улицах и проездах автомашина движется со скоростью около 3 KMJ4. При такой скорости доста­ точно надежно определяется место утечки газа и предотвраща­ ются сотрясения и вибрации при езде. На машине работают два человека: шофер и оператор. Последний наблюдает за действи­ ем и сигналами сигнализатора.

Пламенно-ионизационные газосигнализаторы

Весьма перспективны для городского газового хозяйства но­ вые газосигнализаторы, основанные на явлении ионизации пла­ мени.

В этом приборе, принципиальная схема которого представле­ на на рис. 7, контролируемый воздух поступает к постоянно го-

Рис. 7. Схема пламенно-ионизационного сигнализатора углеводородных газов

/ — баллон

с водородом;

2 — штуцер подачи

водорода; 3 — з а б о р н о е устройство

для

контролируемого воздуха;

4 — смесительная

горелка; 5 — отрицательный

электрод

(ка­

тод); Є~

аккумулятор; 7—сопротивление; 8 — электрический усилитель;

9 — манометр;

10 — сигнализатор

 

 

 

 


 

рящему

маленькому

нла-

 

мени водорода

на

горел­

 

ке

4.

Над

 

пламенем

 

размещена

металличе­

 

ская

пластина-катод

5.

 

При

появлении

в

 

водо­

 

родном

пламени

углево­

 

дородов

происходит

иони­

 

зация

промежуточных

 

продуктов их

термическо­

 

го распада.

Положитель­

 

ные ионы устремляются

к

 

катоду,

причем

возникает

 

слабый

ток

через

 

анод,

Рис. 8. Контроль за утечками газа из под-

которым

может

 

быть

земных газопроводов с помощью пламен-

корпус

ГОреЛКИ

ИЛИ

дру-

-чо-поннзационного детектора (снгналнза-

г а я

металлическая

 

ПЛЭС-

гора),

установленного на автомобиле

тина

Ток

проходит через сопротивление

7, усиливается усилителем 8

и воздействует на показывающий или записывающий прибор 9 и сигнализатор 10.

Пламенно-ионизационный газосигнализатор, или, как его часто называют, детектор, чувствителен только к углеводоро­ дам. Неорганические газы, например окись углерода, углекис­ лый газ и др., не вызывают реакции детектора, так как они не ионизируются в водородном пламени.

Эти приборы достаточно просты и надежны.

В последние годы на принципе ионизации пламени создан ряд конструкций газосигнализаторов, перевозимых на автомо­ биле или переносимых оператором вручную. Газосигнализатор, установленный на автомобиле, выпускаемый фирмой «Северин»

(ФРГ), представлен на рис. 8. В 1965 г. в

Западном

Берлине

этими

транспортабельными

детекторами

было

проверено

1200 км подземных газопроводов.

 

 

Основанный на том же принципе газосигнализатор

«Гамма»

разработан опытно-конструкторским бюро

автоматики МХП

СССР

и экспонируется

на Выставке достижений народного х о ­

зяйства в Москве с 1971

г.

 

 

 

§ 4. Поиски мест утечек газа

При повышенном содержании газа в воздухе необходимо сразу приступить к поискам мест - утечек для немедленного их устранения.

До известной степени о месте утечки можно судить по.запа­ ху газа, который тем сильнее, чем ближе это место.