Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
Действие сигнализатора СГГ, как и прибора ПГФ, основано на изменении электрического сопротивления іплатиновой нити,
включенной в схему |
мостика Уитсона, под влиянием |
повышения |
||||
температуры в результате сгорания контролируемого |
газа. |
|||||
Прибор состоит |
из |
датчика, электрического |
блока |
питания |
||
•и вторичного прибора—'Электронного |
автоматического |
потен |
||||
ц и о м е т р а . Датчики |
имеют взрывозащищенное |
исполнение и мо |
||||
гут использоваться |
в |
помещениях |
классов В-1, В-1 а |
н В-1 б |
по степени взрывоопасное™. Электрический блок и вторичный прибор изготовляются в нормальном исполнении.
При содержании определяемого газа более '/в от нижнего предела взрываемости автоматически включается цепь электри ческой сигнализации.
Для лросасывания исследуемого воздуха через датчик при бора* последний должен быть присоединен к вытяжной вентиля ции, дымоходу или иному отсасывающему устройству, чтобы создать для датчика перепад давления не менее 5 мм вод. ст.
Необходимость принудительного просасывания через прибор
контролируемого воздуха является его недостатком, |
так |
как |
||||
осложняется |
возможность |
.использования |
прибора, |
а надеж |
||
ность действия его ставится в зависимость от постоянства |
про-, |
|||||
сасывания через него воздуха. |
|
|
|
|
||
Питание прибора осуществляется от сети переменного тока |
||||||
напряжением |
220 в ±10%', |
частотой 50 гц±\%, |
потребляемая |
|||
мощность 120 |
вт. Расход |
контролируемого |
воздуха |
через |
дат |
|
чик составляет 12—20 л/ч. |
Прибор может работать |
при темпера |
туре окружающего воздуха от —10 до -f-40°C. Нельзя устанав ливать датчик в запыленном помещении.
Продолжительность работы плечевых элементов около 4 мес. Максимальная длина монтажных электрических проводов меж ду датчиком и блоком питания — не более 80 м при соединении медным проводом с сечением 2,5 мм2.
Необходимо отметить, что приборы СГГ вследствие их срав нительно небольшой чувствительности сигнализируют лишь о приближении опасности взрыва. В условиях использования ис кусственных горючих газов, опасных прежде всего по своим ток сическим свойствам, эти приборы неэффективны. Кроме того, •очень малый объем пропускаемого через прибор воздуха опре деляет замедленную реакцию прибора на утечку в месте, уда ленном отдатчика даже на небольшое расстояние.
В эксплуатации эти газосигнализаторы не показали себя достаточно надежными и чувствительными приборами. Они тре буют постоянного наблюдения и проверки, а.также большого расхода плечевых элементов с платиновыми спиралями.
В последние годы начат выпуск более совершенных электри ческих газосигнализаторов СВК-ЗМ1. Прибор реагирует на сго рание газа, появляющегося в контролируемом воздухе, на ката литически активной окиси алюминия, покрытой палладием.
Контролируемый воздух инжектируется в датчик сжатым воздухом в количестве 150 л/ч при давлении 2,5—10 кГ/см2. Расход контролируемого воздуха 16± 1,5 л/ч.
Газосигнализатор СКВ-ЗМ1 реагирует на различные газы, в том числе: метан, пропан, бутан, водород и др.
Сигнал «Концентрация» дается сигнализатором через 30 сек после появления газа в воздухе, поступающем в датчик.
Питается прибор от сети напряжением 220 в. Потребляемая мощность 0,2 а. Датчик прибора взрывобезопасен.
Простые и достаточно надежные газосигнализаторы (ОПГ-1,. СПГ-1 и СПМ-1) начали выпускать Харьковский завод марк шейдерских инструментов и конотопский завод «Красный ме таллист».
Более совершенным прибором из перечисленных является, газосигнализатор СПМ-1. Прибор основан на термокаталитиче ском принципе действия. Контролируемый воздух за счет диф фузии и конвекции поступает через жалюзи и фильтрующуюперегородку в камеру сгорания. Камера взрывобезопасная. Прибор подает непрерывный звуковой сигнал при концент рации метана в поступающем в датчик воздухе 0,7%- Инерци
онность |
прибора не |
более 1 мин. |
|
Погрешность |
срабатывания |
±0,2% |
СН4 . Сигнал |
выключается |
при понижении |
концентрации |
|
метана |
до 0,2—0,4%'. Потребляемая |
мощность (без гудка) до |
|||
20 вт. |
|
|
|
|
|
Газосигнализатор заключен в пластмассовый корпус 252Х X156X80 мм. Благодаря тому что газосигнализатор мал по размерам, дешев и прост, он представляет несомненный инте рес для потребителей, расходующих небольшой объем газа. Вес прибора (без гудка) 1,8 кг.
Прибор предназначен для установки в подвалах, служебных помещениях й котельных.
Кроме стационарных газосигнализаторов имеются портатив- ~ ны-е электрические приборы, например переносное метан-реле СШ-2.
Этот прибор имеет автономное электрическое питание и осу ществляет непрерывное измерение содержания в воздухе мета на, а также автоматическое включение световой и звуковой сиг нализации при достижении концентрации метана 2%.
Пределы измерения метана: 0,5—2% по нижней шкале и 1— - 4%; по верхней (при нажатой кнопке). Точность измерения со держания метана (погрешность) по нижней шкале после про грева прибора в течение 20 лшн±0,3%; погрешность по верх ней шкале ± 0 , 5 % . Время срабатывания (инерция) сигнализа ции — не более 30 сек.
Питание прибора осуществляется от аккумуляторной бата реи 2КНГК-10д, обеспечивающей работу прибора непрерывно
Рис. 6. Схема деііствия инфракрасного га зосигнализатора
I — ннхромовые |
излучающие |
спирали; |
2 — л о п а |
|||||
сти обтюратора; 3 — сравнительная |
камера: |
4 — |
||||||
рабочая |
(измерительная) |
камера; 5 — о к н а , |
про |
|||||
зрачные |
для |
инфракрасных |
лучей; |
S — лучепрн- |
||||
ємная камера; |
7 — г и б к а я |
диафрагма: |
« — преоб |
|||||
разователь; |
9 — милливольтметр; |
10 — электро |
||||||
двигатель; |
Л — ось вращения |
обтюратора |
|
пбозЗу
не менее 10 ч. Прибор можна |
уста |
||||
навливать |
непосредственно |
у |
мест |
||
ведения 'Газоопасных работ. |
|
|
|||
Для |
зарядки |
аккумуляторов |
|||
применяют |
зарядные устройства |
||||
ЗУ-IMP. Исполнение прибора руд |
|||||
ничное |
взрывобезопасное. |
Габари |
|||
ты сигнализатора |
215ХТ50Х&0 |
мм. |
|||
Вес 2,5 |
кг. |
|
|
|
|
Инфракрасные |
газосигнализаторы |
Действие этой группы газосиг нализаторов основано на том, что разные газы различно поглощают проходящие через них
тепловые инфракрасные лучи. Принципиальная схема инфра красного газосигнализатора представлена на рис. 6. В верхней части прибора имеются две нагреваемые электрическим током ннхромовые спирали. Их тепловое излучение через проницае мые для инфракрасных лучей окна 5 попадает в две камеры: сравнительную 3 и рабочую 4. Далее инфракрасные лучи попа дают в лучеприемную камеру 6, разделенную на две части гиб кой диафрагмой 7 или микрофоном.
Перед камерами лучи проходят через обтюратор 2 из двух лопастей. Обтюратор вращается на вертикальной оси 11 с по мощью электромотора 10, причем лопасти при вращении пересе кают потоки лучей и прерывают их. В результате создаются прерывистые потоки лучей, проникающие в камеры 3 и 4.
Если в одной из камер 3 (сравнительной) находится воздух, а в другой 4 (рабочей)—газ, то прерывистый поток лучей, доходя до лучеприемной камеры 6, будет по обе стороны диаф рагмы-конденсатора создавать пульсирующие колебания давле ния из-за разной степени нагрева в обеих половинах камеры.
Колебания диафрагмы могут быть уловлены в виде |
звука |
или преобразованы преобразователем 8 в электрический |
ток, |
измеряемый милливольтметром 9. Последний может быть свя зан с записывающим и сигнализирующим устройством.
Стационарными приборами контролируют воздух в помеще
ниях, передвижными — определяют утечки газа |
из газопрово |
дов. |
|
Передвижные инфракрасные сигнализаторы |
устанавливают |
на небольшие тележки или автомобили. Если газосигнализатор установлен на ручной тележке, то воздух от поверхности земли засасывается небольшим вентилятором, который прогоняет его через прибор. При содержании в воздухе у поверхности земли или дорожного покрова 0,005% газа прибор дает звуковой сиг нал.
Если прибор установлен на автомобиле, для просасывания через него контролируемого воздуха используется всасывающий патрубок двигателя, а для питания током используется автомо бильный аккумулятор.
При поисках утечек газа на улицах и проездах автомашина движется со скоростью около 3 KMJ4. При такой скорости доста точно надежно определяется место утечки газа и предотвраща ются сотрясения и вибрации при езде. На машине работают два человека: шофер и оператор. Последний наблюдает за действи ем и сигналами сигнализатора.
Пламенно-ионизационные газосигнализаторы
Весьма перспективны для городского газового хозяйства но вые газосигнализаторы, основанные на явлении ионизации пла мени.
В этом приборе, принципиальная схема которого представле на на рис. 7, контролируемый воздух поступает к постоянно го-
Рис. 7. Схема пламенно-ионизационного сигнализатора углеводородных газов
/ — баллон |
с водородом; |
2 — штуцер подачи |
водорода; 3 — з а б о р н о е устройство |
для |
|
контролируемого воздуха; |
4 — смесительная |
горелка; 5 — отрицательный |
электрод |
(ка |
|
тод); Є~ |
аккумулятор; 7—сопротивление; 8 — электрический усилитель; |
9 — манометр; |
|||
10 — сигнализатор |
|
|
|
|
|
рящему |
маленькому |
нла- |
|||||
|
мени водорода |
на |
горел |
|||||
|
ке |
4. |
Над |
|
пламенем |
|||
|
размещена |
металличе |
||||||
|
ская |
пластина-катод |
5. |
|||||
|
При |
появлении |
в |
|
водо |
|||
|
родном |
пламени |
углево |
|||||
|
дородов |
происходит |
иони |
|||||
|
зация |
промежуточных |
||||||
|
продуктов их |
термическо |
||||||
|
го распада. |
Положитель |
||||||
|
ные ионы устремляются |
к |
||||||
|
катоду, |
причем |
возникает |
|||||
|
слабый |
ток |
через |
|
анод, |
|||
Рис. 8. Контроль за утечками газа из под- |
которым |
может |
|
быть |
||||
земных газопроводов с помощью пламен- |
корпус |
ГОреЛКИ |
ИЛИ |
дру- |
||||
-чо-поннзационного детектора (снгналнза- |
г а я |
металлическая |
|
ПЛЭС- |
гора), |
установленного на автомобиле |
тина |
Ток |
проходит через сопротивление |
7, усиливается усилителем 8 |
и воздействует на показывающий или записывающий прибор 9 и сигнализатор 10.
Пламенно-ионизационный газосигнализатор, или, как его часто называют, детектор, чувствителен только к углеводоро дам. Неорганические газы, например окись углерода, углекис лый газ и др., не вызывают реакции детектора, так как они не ионизируются в водородном пламени.
Эти приборы достаточно просты и надежны.
В последние годы на принципе ионизации пламени создан ряд конструкций газосигнализаторов, перевозимых на автомо биле или переносимых оператором вручную. Газосигнализатор, установленный на автомобиле, выпускаемый фирмой «Северин»
(ФРГ), представлен на рис. 8. В 1965 г. в |
Западном |
Берлине |
|||
этими |
транспортабельными |
детекторами |
было |
проверено |
|
1200 км подземных газопроводов. |
|
|
|||
Основанный на том же принципе газосигнализатор |
«Гамма» |
||||
разработан опытно-конструкторским бюро |
автоматики МХП |
||||
СССР |
и экспонируется |
на Выставке достижений народного х о |
|||
зяйства в Москве с 1971 |
г. |
|
|
|
§ 4. Поиски мест утечек газа
При повышенном содержании газа в воздухе необходимо сразу приступить к поискам мест - утечек для немедленного их устранения.
До известной степени о месте утечки можно судить по.запа ху газа, который тем сильнее, чем ближе это место.