Файл: Нечаев М.А. Техника безопасности и противопожарная техника в городском газовом хозяйстве учеб. пособие для техникумов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
рем в СССР осуществляется государственный и общественный
надзор.
Государственный технический надзор за строительством, состоянием и эксплуатацией газовых хозяйств осуществляется организациями при Советах Министров Союза ССР и союзных республик. Для ведения этой работы организованы Государст венные комитеты и инспекции по надзору за 'безопасным веде нием работ в промышленности—Госгортехнадзор СССР и гос-
гортехнадзоры союзных республик. |
В составе госгортехнадзо- |
|
ров имеются управления и отделы газового надзора. |
||
В соответствии с Положением о Госгортехнадзоре СССР, ут |
||
вержденным постановлением Совета |
Министров СССР № 69 от |
|
1 -февраля 1968 г., на Госгортехнадзор СССР в |
области газо |
|
вого надзора возложены: |
|
|
а) контроль за соблюдением правил, норм и инструкций по |
||
технике безопасности в газовой промышленности |
(кроме маги |
стральных газопроводов и их сооружений) при строительстве и эксплуатации газонаполнительных станций сжатого (природно го) и сжиженных (пропан-бутан) газов, распределительных га зопроводов городов и других населенных пунктов, газового обо рудования и газовых сетей промышленных, коммунальных и коммунально-бытовых предприятий и организаций, получаю щих газ от магистральных и городских газопроводов, а также использующих сжиженный газ;
б) контроль за соблюдением правил безопасности при стро ительстве и эксплуатации подземных газовых сетей и сооруже ний на них, газового хозяйства производственных сельскохозяй ственных предприятий, а также установок сжиженного газа в сельских местностях;
в) выдача .неспециализированным предприятиям и органи зациям разрешений на право выполнения работ по строительст ву подземных газопроводов и газовых сооружений;
г) методическое руководство работой организаций и пред приятий, эксплуатирующих бытовые газовые приборы в жилых домах, контроль за техническим состоянием и безопасной эксп луатацией газовых установок и приборов в жилых домах;
д) контроль за осуществлением-предприятиями и монтажны
ми организациями мер для |
устранения дефектов изготовления |
•и монтажа объектов газового |
надзора. |
Кроме того, органы Госгортехнадзора разрабатывают пра вила безопасности в газовом хозяйстве, согласовывают вынуж денные отступления от этих правил, участвуют в проверке ква лификации эксплуатационного и ремонтного персонала газовых хозяйств и принимают участие в расследовании серьезных ава рий и несчастных случаев.
В некоторых республиках, например Украинской ССР, а так же в наиболее крупных городах (Москве и др.) непосредственный
надзор за газовым хозяйством и- потребителями газа осуществ ляют городские газовые технические инспекции исполкомов ме стных Советов депутатов трудящихся или управлений газового хозяйства.
Остальные задачи контроля и надзора за строительством, монтажом и эксплуатацией газопроводов, газовых установок и приборов газового хозяйства, за квалификацией обслуживаю щего персонала и за соблюдением правил безопасности, а так же эксплуатационных инструкций относятся к компетенции ми нистерств коммунального хозяйства и главгазов союзных рес публик, а также местных Советов и подчиненных им эксплуата ционных газовых управлений,трестов и контор.
Надзор за 'безопасностью работ, состоянием производствен ной санитарии и соблюдением законодательства по охране тру да осуществляют также профессиональные союзы.
В общей форме главные задачи профсоюзных организаций в области охраны труда и техники-безопасности сформулированы в резолюции XIV съезда профсоюзов СССР по отчетному до кладу Всесоюзного Центрального Совета профессиональных союзов, принятой 4 марта 1968 г.
Надзор профсоюзов осуществляется через действующих под их руководством технических инспекторов профсоюзов.
Технические инспектора профсоюзов действуют на основа нии «Положения о техническом инспекторе профсоюзов», опре деляющего задачи работы, а также -их нрава и обязанности, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС 26 августа 1966 г. Несколько позже это положение было уточнено и допол нено постановлением Президиума ВЦСПС от 20 января 1969 г. «Об улучшении работы технической инспекции профсоюзов».
Технические инспектора профсоюзов следят за строительст вом и монтажом объектов и принимают меры к тому, чтобы к моменту ввода их в эксплуатацию были полностью завершены работы по охране труда, технике безопасности и промышленной санитарии, участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуа тацию законченных строительством объектов.
Технические инспектора профсоюзов работают под руковод ством отраслевых комитетов профсоюзов, а также республикан ских, краевых и областных советов профсоюзов. Они поддержи вают необходимую связь с органами Госгортехнадзора, санитар ного и пожарного надзора, а также с ведомственными инспек циями. Кроме того, технические инспектора .проводят работу в тесном контакте с внештатными общественными инспекторами и распространяют опыт лучших из них, помогают профсоюзным организациям на местах в организации работы по охране труда, способствуют реализации предложений этих организаций и их общественных инспекторов, поддерживают их обоснованные требования перед администрацией.
Профсоюзы не только следят за соблюдением действующих законоположений о труде, но и разрабатывают новые законо проекты в этой области, участвуют ,в издании и согласовании правил и инструкций по охране труда, технике 'безопасности и промышленной санитарии, в организации практических .меро приятий в этих областях и в распределении на .них ассигнова ний, организуют научно-исследовательские работы через подве домственные ВЦСПС институты охраны труда и т. д.
Большое значение для обеспечения высокого уровня техники •безопасности и охраны труда в хозяйствах горгазов и на ком мунальных предприятиях, .использующих газовое топливо, име ет повседневный контроль на месте со стороны общественных инвпекторов.
Положение о правах и задачах общественных инспекторов по охране труда утверждено Президиумом ВЦСПС 21 января 1944 г.
В соответствии с этим Положением общественных инспекто ров по охране труда избирают из числа членов профсоюзной ор ганизации путем открытого голосования. Каждая профгруппа избирает одного общественного инспектора. Лица, занимающие административно-хозяйственные должности, и работники инже нерно-технического персонала, выделенные администрацией для проведения мероприятий по охране труда и технике безопасно сти, не могут быть избраны общественными инспекторами.
Общественные инспектора осуществляют контроль за выпол нением законодательства о труде, правил и инструкций по тех нике безопасности и промышленной санитарии, а также за про ведением мероприятий по предупреждению аварий и несчастных случаев.
Общественные инспектора по охране труда:
контролируют проведение обучения рабочих, вновь посту пающих или переведенных с другой работы, безопасным прие мам и методам работы непосредственно на рабочих местах и ознакомление с правилами и инструкциями по технике безопас ности и .противопожарной технике;
проверяют на рабочих местах исправность оборудования, ин струмента, электрооборудования, ограждений, состояние и ра боту систем вентиляции, газопроводов и их арматуры; при об наружении нарушений и недостатков немедленно сообщают о них мастеру или вышестоящему руководителю, добиваясь при нятия мер к их устранению;
следят за правильным ведением газоопасных и огневых ра бот;
следят за своевременным обеспечением рабочих спецодеж дой, противогазами, спасательными поясами, защитными очка ми, взрывобезопасными светильниками и инвентарем, а также за правильным их использованием;
•немедленно сообщают старшему общественному инспектору
по охране труда о каждом несчастном случае или аварии, про исшедшей на участке его работы; следят за своевременным и правильным составлением акта о несчастном случае; добивают ся от мастера проведения мероприятий по устранению причин, вызвавших аварию или несчастный случай.
Кроме перечисленного выше, общественный инспектор сле дит за условиями труда женщин и подростков, за соблюдением продолжительности рабочего дня, предоставлением выходных дней и отпусков, обеспечением в случаях, предусмотренных за коном, молоком, мылом и т. п.
В газовых хозяйствах в функции общественных инспекторов могут входить и другие задачи, диктуемые спецификой этих хо зяйств, например наблюдение за своевременным ведением работ по профилактике, контролю загазованности воздуха, проверке тяги в дымовых каналах и т. п.
Свои предложения о необходимых мероприятиях обществен ные инспектора записывают в специальные журналы.
Общественные инспектора по охране труда регулярно отчи тываются о своей работе перед общим собранием профсоюзной организации.
На предприятиях и в организациях создаются комиссии охра ны труда, задачей которых также является оказание помощи фабричному, заводскому, местному (цеховому) комитетам проф союзов в контроле за соблюдением трудового законодательства, правил и норм техники 'безопасности и производственной сани тарии.
Постановлением Президиума |
ВЦСПС |
от 4 октября 1963 г. |
|||
было утверждено «Положение |
о комиссии |
охраны |
труда |
фаб |
|
ричного, |
заводского, местного (цехового) комитета |
профсоюза». |
|||
В состав |
комиссии входят члены профсоюза — рабочие, |
инже |
нерно-технические работники и служащие. Комиссию возглав ляет член соответствующего комитета профсоюза, причем ее председатель является одновременно старшим общественным инспектором по охране труда и технике безопасности. Число членов комиссии и персональный состав определяет комитет профсоюза.
Члены комиссии систематически проверяют на рабочих ме стах состояние техники безопасности и производственной сани тарии, добиваются выполнения мероприятий по созданию здо ровых и безопасных условий труда. Комиссия контролирует ор ганизацию и качество инструктажа и обучения персонала без опасным приемам работы, изучает причины травматизма, тре бует от администрации устранения этих причин, контролирует своевременность и правильность расследования и учета аварий и несчастных случаев.
Комиссия принимает участие в приемке ,в эксплуатацию за конченных строительством или реконструированных предприя тий, цехов и отдельных производственных объектов.
Каждый инспектирующий работник перед тем, как предъя вить свои требования или выдать администрации предписание, должен внимательно продумать возможные мероприятия и уста новить реальные сроки их выполнения. Очень важно перед вы дачей предписания и по предъявлении тех или иных требова ний,-если они не диктуются необходимостью немедленного при нятия мер для предотвращения возможной аварии или несчаст ного случая, предварительно согласовать с руководителями предприятия, организации или хозяйства сущность предъявляе мых требований и возможные сроки их выполнения.
При выдаче в результате обследования 'больших предписа ний последним их пунктом целесообразно предложить админи страции издать приказ о порядке выполнения всех мероприятий, требуемых предписанием, с указанием сроков выполнения и фа милии лиц, ответственных за выполнение каждого мероприятия. С изданием такого приказа содержание предписания становится известным не только администрации, но и всему коллективу ра ботников проверенного инспектором хозяйства, организации или предприятия. Это значительно повышает действенность предпи сания и ответственность администрации, а также позволяет лег че установить общественный контроль за ходом и сроками его выполнения.
В необходимых случаях инспектирующие работники делают администрации представления об отстранении от работы лиц, допустивших нарушения техники 'безопасности или обнаружив ших при проверке недостаточные знания для правильной и безо пасной эксплуатации тазового хозяйства.
При выявлении случаев халатности, невыполнения предписа ний и указаний инспекторов, нарушения действующих правил и инструкций, особенно если они повлекли за собой создание опасной обстановки или несчастный случай, инспектор добива ется наложения администрацией взысканий на виновных, а в •серьезных случаях ставит вопрос о привлечении виновных к уго ловной ответственности.
Однако методы взысканий не должны быть основными в ра боте инспектора; они являются лишь крайними мерами, когда исчерпаны все другие возможности разъяснения и воздействия. Вместе с тем при наличии явной опасности инспектор должен смело и быстро принять решительные и немедленные меры для предотвращения аварии или несчастного случая, вплоть до пре кращения работы и вывода людей из опасной зоны.
•При обнаружении нарушений в 'правильном ведении эксплуа тации и ремонтных работ в газовом хозяйстве инспектор дол жен потребовать исправления допущенных нарушений с после дующей проверкой выполнения исправлений. В необходимых случаях работы могут 'быть приостановлены инспектором до на ведения необходимого .порядка и устранения брака.