Файл: Материков М.П. Закономерности размещения и геолого-генетические группы оловянных месторождений СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Северо-Востока), но в других — объединяются в неразрывное целое (бачелазский комплекс Сихотэ-Алиня); часто гранитоиды обоих комплексов появляются совместно в пределах относительно неболь­ ших по площади локальных районов (Яно-Борулахский, Комсо­ мольский, Кавалеровский).

По Б. А. Иванову (1963), формирование батолитоподобных ин­ трузивов в зоне Центрального разлома Сихотэ-Алиня (районы Еторой группы) сопровождало сдвиговые перемещения, амплитуда которых превышает 100 км. В то же время в области прилегающего прогиба («Главного синклинория») в связи с теми же латеральны­ ми перемещениями возникали межформационные интрузивные тела большой мощности у субгоризонтальных поверхностей разрывов, отграничивающих в сдвигавшихся блоках их верхние части от более глубоких горизонтов земной коры. Такие срывы, вероятно, происхо­ дили на границе осадочных формаций с их первичным субстратом или же на границе гранитного слоя с базальтовым. Вследствие раз­ вития крутопадающих разломов магмообразование осуществлялось при снижении давления и, возможно, при участии глубинного тепла и «сквозьмагматических» растворов, восходящих по таким раз­ ломам.

О наличии в рассматриваемых районах скрытых на глубине крупных интрузивных массивов («криптоили акробатолитов») свидетельствуют обширные ареалы измененных пород и данные геофизики (Сихотэ-Алинь, Приамурье, Северо-Восточная Якутия, Корякское нагорье и др.). Индикаторами их являются и цепочки «малых интрузий», а также оловорудные и другие месторождения, находящиеся в парагенетпческой связи с этими интрузиями.

Отчетливые признаки гнбридизма, свойственные породам «ма­ лых интрузий», свидетельствуют о глубинной ассимиляции олово­ носной гранитной магмой пород, богатых известью, железом и маг­ незией. Такое предположение впервые было высказано Я. Д . Ботма­ ном еще в 1943 г. В настоящее время оно находит дополнительное подтверждение в том, что для складчатых областей мезозоид, к которым в основном и приурочены данные районы, весьма характер­ но широкое распространение рифейских, нижне- и среднепалеозой­ ских образований карбонатного ряда, залегающих в основании флишоидных толщ терригенных осадков верхнего палеозоя и мезо­ зоя (Тектоника Евразии, 1966). Иногда роль карбонатных толщ могли выполнять эффузивы среднего и основного состава или же другие породы с аналогичными свойствами. Возможно и взаим­ ное влияние разных магматических расплавов, но пример Корнуэл­ ла, где основные вулканические породы и зеленокаменные толщи, вероятно, послужили источниками меди в оловорудных месторож­ дениях. свидетельствует о необязательном непосредственном уча­ стии в формировании касситерит-сульфидного оруденения базаль­

томдных магм.

Становление скрытых интрузивов на значительных глубинах,

.вероятно, вызвало значительно большую длительность процессов

9*

131


дифференциации по сравнению с теми интрузиями, которые внедри­ лись по разломам структурных швов. «Малые интрузии» последо­ вательно меняющегося состава показывают ход этой дифференциа­ ции. Возможно, что периодические приоткрывания системы, связанные с изменениями тектонического режима и фиксируемые, например, на Сихотэ-Алине неоднократным появлением эффузивов, вызывали возобновление процессов палингенного магмообразования и ассимиляции. Этими процессами может объясняться и зако­ номерное появление даек «второго этапа», сопровождаемых кассн- терпт-сульфидным оруденением (Материков, 1964). Связь таких даек с рудоносными магматическими очагами давно получила при­ знание в понятии о «парагенетнческих связях».

В общем, для данных районов намечаются некоторые черты сходства в формировании рудогенерирующих интрузий со скарноворудными районами. Однако в отличие от последних миграция рудо­ носных растворов, отделявшихся от материнских интрузий, здесь происходила не в карбонатной среде, а среди относительно малоак­ тивных пород алюмосиликатного состава, слагающих верхние структурные ярусы, пронизанные «малыми интрузиями». Последние создавали необходимый температурный режим переноса металлов в растворах и самого рудоотложения, что вместе с их влиянием на трещинообразование определило часто наблюдаемую локальную зональность рудных полей. Высокая миграционная способность олова, связанного с гибридными породами повышенной основности, и ассоциация его в рудах силикатно-сульфидной группы с особыми минеральными комплексами, для которых, в частности, характерны минералы бора и сульфиды, указывают на иной характер рудных растворов, чем в случае месторождений силикатно-кварцевой груп­ пы. Вынос олова из глубинных очагов происходил, по Ф. К. Шипу­ лину (1971), вместе с другими халькофильными элементами в маг­ матическую стадию развития.

Так, на путях длительной эволюции оловоносной магмы, при широком участии процессов карбонатной и железо-магнезиальной ассимиляции, олово могло встретиться с цинком, свинцом и други­ ми халькофильными элементами в общих рудных скоплениях, но при этом потеряло своих характерных спутников, таких, как воль­ фрам, молибден, бериллий, фтор. Однако какая-то часть олова,

•связанная с кислыми остаточными расплавами, могла войти вместе <с литофильными элементами в состав иных (силикатно-кварцевых) типов рудной минерализации, которые в соответствии со своими свойствами локализовались в непосредственной близости от мате­ ринских интрузий и в основной своей массе остаются не вскрытыми эрозией. О наличии на глубине магматических тел с такой специа­ лизацией свидетельствует достаточно широкое распространение в этих районах мелких аляскитовых интрузивов, сопровождаемых кварц-грейзеновыми рудопроявлениями. Бессульфидные рудопроявления олова местами возникли и в связи с эффузивными фациями яляскитовой оловоносной магмы, определяя появление районов с

т


месторождениями деревянистого олова. Таким образом, мы допус­ каем возможность зонального размещения месторождений различ­ ных формаций в вертикальном разрезе, но связываем такую зональность не с глубиной их формирования, а с удаленностью от магматических очагов, при локализации интрузивного и надынтрузивного типов оруденения в разных структурных ярусах. Источники такого оруденения и условия его локализации разные, поэтому какие-либо постепенные переходы от одной формации к другой совершенно необязательны, скорее следует ожидать наличие боль­ ших безрудных разрывов, соответствующих области переноса.

Развивая идею об ассимиляционной дифференциации специали­ зированных оловоносных интрузивных комплексов, мы не пытаемся только е ее помощью объяснить все разнообразие природных явле­ ний, находящихся во взаимной связи, и допускаем возможность появления близких конечных продуктов разными путями. В форми­ ровании любых рудно-магматических комплексов важную роль, по-видимому, играли глубинные (мантийные), процессы. Однако вряд ли можно относить к большим глубинам непосредственное воз­ никновение и развитие оловоносных рудогенерирующих очагов. Формирование последних происходило под воздействием тепловых глубинных потоков, сопровождаемых привносом щелочей, скорее всего в пределах «гранитного» слоя земной коры. В районах собст­ венно базальтоидного магматизма, где гранитоиды представлены плагиогранитами, сколько-нибудь существенных проявлений оло­ вянного оруденения неизвестно. Оловоносным магматическим комп­ лексам свойствен калиевый характер, и даже в составе комплексов повышенной основности, породы которых несут явные следы гибридизма, господствуют гранитоидные разности, что позволяет их рассматривать как производные гранитной магмы. Показательны в этом отношении районы скарново-рудных месторождений, сочетаю­ щих особенности силикатно-кварцевых и силикатно-сульфидных. Специфика их явно связана с характером среды рудообразования, а не с деятельностью разных магматических очагов.

Вне зависимости от решения вопроса о происхождении оловонос­ ных магм можно сделать заключение, что развитие многофазных интрузивных комплексов повышенной основности, но с оловоносны­ ми гранитами повышенной щелочности и с жильной серией меланократовых пород в заключительных фазах показывает на наличие месторождений олова силикатно-сульфидной группы. При отсутст­ вии контрастной дифференциации и относительно равномерном рас­ пределении олова между разнофазными интрузиями преобладаю­ щая масса его остается тесно связанной с самими интрузивными породами и преобладающее развитие приобретают месторождения олова кварцевой формации или оловоносных пегматитов. В случае развития терригенно-карбонатных толщ та же оловоносная гранит­ ная магма дает специфические скарново-рудные комплексы, соче­ тающие особенности силикатно-кварцевых и силикатно-сульфидных.

133


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По геологическим и радиологическим данным в формировании оловоносных интрузий выделяются следующие эпохи, объединяю­ щие несколько разновозрастные магматические комплексы разных районов (рис. 15), в каждом пз которых развитие магматизма про­ текало в более узких пределах времени:

а) рифейско-протерозойская с абсолютным возрастом продук­ тивных фаз магматизма в интервале 1800— 1200 млн. лет (здесь и ниже цифры приводятся с некоторым округлением);

б) байкальская (позднерифейская) с абсолютным возрастом 900 (850)—600 млн. лет; - в) позднебайкальская (нижнепалеозойская) с абсолютным воз­

растом 600—400 млн. лет; г) позднекаледонская или раннегерцинская (среднепалеозой­

ская) — 400—260 млн. лет;

д) герцинская (позднепалеозойская) с абсолютным возрастом

300—200 млн. лет;

е) мезо-кайнозойская с абсолютным возрастом 200—50 млн. лет; ж) кайнозойская с абсолютным возрастом 45—20 (3,8—2,5?)

млн. лет.

При этом намечается ряд оловоносных поясов, зон и районов, подчиненных планетарным и региональным геологическим структу­ рам (см. рис. 1). По практической значимости они далеко не равно­ ценны, и господствующее положение на территории С С С Р зани­ мают районы мезо-кайнозойской металлогении, принадлежащие к Восточно-Азиатскому планетарному рудному поясу.

Наиболее ранние проявления оловоносности, связанные с весьма длительно формировавшимися габбро-гранитными комплексами конца раннего докембрия, относятся к периоду преобразования щитов в платформенные структуры, что соответствует вместе с тем времени заложения байкальских геосинклиналей.

Байкальские геосинклинали, неповторимые по условиям осадконакопления, занимали огромные территории, и байкалиды послу­ жили в дальнейшем фундаментом многих послерифейских складча­ тых областей. Весьма высокая степень дифференцированности осадков в мощных толщах байкалид, вероятно, сыграла важную роль в формировании палеозойских и мезозойских рудно-магмати­ ческих комплексов, в том числе и оловоносных. Формирование же

134

Рис. 15. Развитие оловоносных магматических комплексов во времени

самих байкальских оловоносных комплексов было сопряжено во времени с развитием более поздних геосинклиналей и происходило, как и на кристаллических щитах, в обстановке консолидированных складчатых структур.

В областях послебайкальских палеозойских складчатостей интрузии оловоносных гранитов, местами сочетающиеся с наземны­ ми эффузивами, получили наиболее широкое развитие в конце палеозоя. При этом среди каледонид оловоносные магматические комплексы в основном сопровождали формирование унаследован­ ных прогибов и средне-верхнепалеозойских наложенных впадин, которые, однако, развивались не только на каледонидах, но и на байкалидах, соответствуя по времени герцинской складчатости. (Заметим, что в зоне Тихоокеанского рудного пояса, где были ослаблены герцинские тектонические движения, наложенные сред­ не-верхнепалеозойские впадины на каледонидах Юго-Восточного Китая и разделяющие их поднятия «ожили» и контролировали внедрение интрузий Наньлинского оловоносного пояса не в палео­

зое, а лишь в верхнем мезозое.) Таким об.разом,

расчленение про­

явлений оловоносности на каледонские и герцинские

довольно

условно.

С С С Р

наиболее

Мезозоиды, характеризующиеся в пределах

135


интенсивной оловоносиостыо, в основном заложены на платформен­ ном фундаменте или на раздробленных древних складчатых соору­ жениях, в строении которых широко развиты карбонатные толщи. Следует, однако, отметить, что многие месторождения, пространст­ венно принадлежащие к областям мезозойской складчатости, по времени образования являются кайнозойскими. В свою очередь, и мезозойские месторождения распространяются далеко за пределы мезозоид, являясь явно внегеосинклинальными образованиями. В то же время установлено наличие позднепалеогеновых и неогеновых месторождений олова в блоках ранней консолидации тектонических областей кайнозоя внутренней зоны Тихоокеанского пояса, еще не завершившей свое геосииклинальное развитие. Олово присутствует также в гидротермах современных вулканов Камчатки и Куриль­ ских островов, а среди продуктов фумарол вулкана Этны итальян­ ским исследователем Ф. Корсини обнаружен касситерит (Corsini, 1967).

Материалы, обобщенные в предшествующих разделах, дают не мало оснований для выводов, касающихся отдельных оловоносных территорий, но объем работы не позволяет углубляться в их разви­ тие. Основные выводы общего порядка сводятся к следующему.

1. Статистические данные по С С С Р подтверждают вывод, сде­ ланный в свое время М . И. Ициксоном для зарубежных стран, о прогрессивном нарастании промышленных концентраций олова в течение всей геологической истории Земли. Это, вероятно, обуслов­ лено направленным развитием земной коры, усиливающим диффе­ ренциацию ее вещества в результате как эндогенных, так и экзоген­ ных процессов. Закономерное нарастание концентраций олова в магматогенных образованиях наблюдается и в ходе развития от­ дельных оловоносных областей на более коротких интервалах геологического времени, но, по-видимому, обусловлено иными при­ чинами: в течение тектоно-магматических циклов— связано с вер­ тикальной миграцией фронта магмообразования из базальтового слоя земной коры в гранитный,, а в поздние собственно граннтоидные этапы.— в большой степени обязано процессам магматической дифференциации.

Соотношения запасов олова, подсчитанные М . И. Ициксоном (1958) для зарубежных стран, могут быть учтены в целях сугубо ориентировочной оценки относительных масштабов оловянного ору­ денения разного возраста и в нашей стране. Они указывают на возможную недооценку резервов домезозойской металлогении, по­ скольку по относительной распространенности перспективных на олово домезозойских тектоно-магматических формаций территория

С С С Р сопоставима с территорией зарубежных стран.

2. Оловоносные районы неодинаковы по истории своего геологи­ ческого развития, но все они принадлежат к континентальным обла­ стям сиалического типа или же к отдельным блокам (районам) того же типа в областях иного геохимического профиля. Объеди­ няет их связь оруденения в основном с процессами тектоио-магма-

136